Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткосрочные этюды в различной технике. Акварель. Гуашь




Работа над образом человека на старших курсах художественно-графических факультетов требует от студентов умения свободно владеть техническими средствами и приемами для передачи внутренней жизни образа.

Для того чтобы живопись головы не свелась только к срисовыванию внешних черт и передаче локальных цветов, на начальном этапе рекомендуется вводить в процесс обучения кратковременные (краткосрочные) этюды головы, в которых основное внимание уделяется художественному живописному решению.

Выполнение краткосрочных этюдов способствует развитию образного мышления, цельного пластического видения, выработке точного взгляда в решении соподчиненности всех элементов натуры. Этюд помогает увидеть в жизни и передать на изобразительной плоскости основные тональные и цветовые отношения, а это очень важно сохранить в работе над длительной постановкой, потому что на холсте большого размера гораздо труднее сразу организовать живописную среду, отличающую каждое задание.

Работа над краткосрочным этюдом обогащает изобразительные средства будущего художника. Этюд требует определенной лаконичности в передаче натуры, в выборе цветовой гаммы, обобщенной трактовке формы, так как должен показать самое существенное в изображаемом человеке. Выполнение этюдов развивает наблюдательность, способность быстро «схватывать» цветовые отношения в натуре.

В краткосрочных этюдах удобно решать конкретные задачи, которые помогли бы начинающему художнику избавиться от приблизительной раскраски, от черноты и разбеливания.

Например, выполняя краткосрочный этюд головы человека, студент не должен стремиться в короткий срок проработать его до мельчайших подробностей, потому что если слишком рано приступить к работе над деталями, то это неизбежно приведет к дробности этюда. Задача краткосрочного этюда состоит в том, чтобы почувствовать в натуре и решить общее цветотоновое состояние модели, «большую» форму, общее конструктивное целое головы.

В быстрых этюдах удобно решать задачи компоновки головы, цельности видения, звучности цветовых отношений. Необходимо выполнить несколько этюдов с целью научиться писать теневые места головы цветом, так как практика показывает, что студентам трудно увидеть в натуре цвет тени; неопытный художник чаще всего пишет голову в тени тем же цветом, что и свет, только утемняя его черной краской.

Многие художники советуют начинать с прокладки теневых мест натуры, а затем, наметив фон и световую часть, вести проработку формы в освещенной части. Иногда световая часть яснее по цвету. В этом случае целесообразнее начинать писать со светов, и далее, путем сравнения, подбирать цвет тени.

Размер этюда головы должен быть небольшим — 20 х 15 или 30 х 20 см. Материалом для этюда могут служить картон, холст, наклеенный на картон, или проклеенная плотная бумага.

Рисунок под краткосрочный живописный этюд обычно выполняется кистью, намечается только общая форма головы, не следует увлекаться передачей деталей.

Выполнение краткосрочных этюдов помогает студентам приобрести живописные и пластические знания, развить и воспитать глаз. Затем можно переходить к более длительным заданиям, в которых изучение головы человека будет более углубленным. Но и в дальнейшем полезно чередовать продолжительные этюды с быстрыми «нашлепками». Студент всегда может прервать работу над длительной постановкой и сделать быстрый этюд, даже с той же модели, но с другого места, чтобы освежить свое восприятие натуры и лучше понять изображаемую форму.

Перед выполнением длительной постановки всегда советуют выполнять краткосрочный этюд на цветотоновые отношения, к которому можно обращаться при работе над основной постановкой, чтобы восстановить в памяти первоначальное видение натуры.

Особенное значение приобретают различные этюды (головы, рук, фигуры) при сборе материала к выполнению дипломной работы по живописи в жанре портрета, однофигурной, многофигурной, жанровой композиции. При этом наряду с работами, выполняемыми маслом, студентам необходимо писать этюды головы и фигуры акварельными и гуашевыми красками.

Многие выдающиеся художники-портретисты в совершенстве владели техникой акварели. Среди современных художников многие акварелисты продолжают работать в традициях старой классической школы. Они используют прием постепенного наслоения красочных слоев, учитывая лессировочные свойства акварельных красок (слой за слоем, моделирующие форму), добиваясь конкретности и материальности изображения. Эта манера письма была характерна в ХVII – начале ХIХ в. для многих европейских художников. В России прием последовательных наслоений красок применяли А.Иванов, К.Брюллов, П.Соколов и многие другие художники, работавшие в период расцвета акварельной живописи в первой половине ХIХ в.

В книге «Акварель и живопись водяными красками» профессора П.Маркова (изд.1873 г.) техника выполнения акварельного портрета описывается следующим образом: «Тщательно вырисовав контуры головы на бумаге, составляют легонький нейтральтиновый тон, слегка подогретый лак-гарансом. Этим тоном подмалевывают все тени фигуры и тела. Затем накладывают красноватые тона, составленные из воды, окрашенной лаком и вермилоном для мужских и чистым лаком для лиц женских и детских. Сделав это, всю маску, за исключением рта и глазных белков, проходят желтоохристою водою, в молодых женских лицах проходят только тени» (21, с.370). Описанным способом выполнялись акварельные миниатюры, в которых тональная моделировка выполнялась синей краской, подобной ультрамарину (это видно в некоторых работах К.Брюллова).

Каждый художник, работая акварельными красками, вырабатывает свой особый стиль работы, отдавая предпочтение той или иной технике, выбору определенных красок. Наиболее распространенными являются следующие приемы письма акварелью:

— многослойный;

— в один слой по сухой поверхности;

— в один слой по влажной поверхности.

Соединение техники работы «по сырому» и «по сухому» применялось многими европейскими (английскими) и русскими акварелистами. Используя письмо по влажной поверхности бумаги для достижения наибольшей цельности изображения, они прорабатывали его уже по сухой поверхности.

Работая в технике многослойной акварели, художники для сохранения прозрачности, чистоты и звучания цвета, ограничивали свою палитру красками, хорошо пропускающими свет при наслоениях. Так, например, работая акварелью над портретом, А.М.Герасимов пользовался очень немногими красками: «Обычно я беру светлую охру, красную землю, ультрамарин, иногда изумрудную зелень. Если в масляной живописи я предаю синий цвет кобальтом, то в акварели он оставляет очень неприятный след меловатости и не имеет той прозрачности, которую дает ультрамарин» (9, с.35).

Многие русские художники в ХХ в. стали отдавать предпочтение технике письма акварелью в один слой. Если при технике многослойной живописи акварелист наносит постепенно одни на другой слои краски, то работа в один слой позволяет заканчивать работу в один сеанс. Этот сложный способ работы требует умелого распределения всех этапов работы, безошибочного владения кистью. Ученики выдающегося русского художника К.И.Рудакова вспоминали: «…Поначалу казалось, что он работает шутя. Между тем он очень внимательно следил за ходом работ, точно улавливая тот миг, когда нужно было продолжать писать по полувысохшему или по очень влажной поверхности. Он вносил туда цвет, иногда смягчал его ваткой. Во время работы он иногда спрашивал, показывая на коробку с акварелью: «Где тут у вас черная?» — и попадал в краплак. Не успевали мы и слова сказать, как кисть с краплаком уже то легко, то более сочно охватывала, обобщая лицо и фон, и волосы в тени, и одежду, усиливая насыщенность колорита, создавая удивительную гармонию целого. Иногда он так же неожиданно весь лист покрывал тоном, какого, казалось, в натуре не было, но этот тон объединял всю работу, создавал особое настроение…» (7, с.67).

Иногда в акварельном этюде применяются гуашевые краски (белила), при этом работа ведется смешанным способом, гуашью прорабатываются более корпусно светлые участки изображения (работы К.Ф.Юона, С.В.Герасимова). В отличие от акварельных, гуашевые краски лишены прозрачности и обладают кроющей способностью. Особенностью гуаши является ровное покрытие и матовая бархатистая поверхность. Трудность работы гуашевыми красками состоит в том, что после высыхания краски сильно светлеют и поэтому, чтобы угадать нужный тон, художники ведут работу заранее составленными цветовыми смесями, испробованными на высыхание (колерами).

Широко используется применение тонированной бумаги, которую выбирают в зависимости от общей тональности и цвета выполняемой работы. При работе гуашью можно применять работу раздельным мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. Для живописи гуашевыми красками многослойное (в 3—4 прокладки) письмо чаще используется в том случае, когда нижний слой служит подкладкой, подмалевком жидкой, полупрозрачной гуашью. При пастозном письме основные живописные задачи должны решаться сразу, а второй слой лишь немного корректирует и детализирует изображение. Выдающиеся мастера живописи использовали возможности техники гуаши в своих портретных произведениях (В.А.Серов «Портрет Г.Л.Гиршман»).

Выбор живописных материалов достаточно разнообразен по свойствам и техническим возможностям, поэтому, работая над этюдами в различной технике, основной целью надо считать убедительную передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. В какой последовательности велась работа над живописным произведением художниками фламандской школы?

2. Какова роль имприматуры (цветного тонированного грунта) в колористическом построении работы? Приведите примеры.

3. В чем особенность техники Рубенса, Рембрандта?

4. Какова последовательность ведения работы методом многослойной масляной живописи? Опишите этапы.

5. Какие приемы визуальной проверки цвета применяют при работе в технике алла прима?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебном пособии рассмотрены наиболее важные вопросы, возникающие при изучении такого сложного, содержательного жанра изобразительного искусства, как портрет.

Художественный образ портретируемого, отличающийся тонкостью психологической характеристики, выразительностью, жизненной достоверностью переданного внешнего сходства, может быть создан лишь в том случае, если художник в совершенстве овладел необходимыми средствами живописи. Творческая позиция портретиста, влюбленность в натуру, эмоциональность, художественный вкус, совершенство технических приемов отличают великих мастеров, являющихся для нас примером в искусстве.

Корнелиу Баба говорил: «Мне нравится писать человека — эту извечную тему наших предшественников, наших последователей. Мои старания сводятся к передаче в человеке широких понятий, а не случайных аспектов или случайных эпизодов. Моих героев я открываю в огромной массе людей, мимо которых мы нередко проходим безразличными в поисках этих героев. Человеческая красота в ее правильном пластическом восприятии открывается именно художником. Позже, воплощенная художником в произведении искусства, она замечается другими, становится символом» (23, с.119).

 

 

 

 

Библиографический список

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

2. Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М.;Л., 1937.

3. Апель К.О. Великие английские художники. М., 2005.

4. Батикль Ж. Веласкес. М., 2001.

5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М., 1981.

6. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М., 1961.

7. Бродский И.Н. Константин Рудаков. М., 1985.

8. Виннер А.В. Техника живописи Рембрандта // Художник. 1969. № 10.

9. Виннер А.В., Лактионов А.И. Техника советской портретной живописи. М., 1961.

10. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950.

11. Волков Н.Н. Композиция в живописи: В 2 ч. М., 1977.

12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.

13. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969–1971.

14. Герасимов С.В. Об искусстве (о традициях и новаторстве): Сб. ст. М., 1973.

15. Гончаров А.Д. О композиции // Художник. 1981. № 6.

 

16. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. М., 1982.

17. Дурылин С.Н. Нестеров-портретист. М.; Л., 1949.

18. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986.

19. Иттен И. Искусство цвета. М., 2000.

20. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. М., 1961.

21. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1999.

22. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959.

23. Корнелиу Баба: Альбом/ Авт.-сост. М.Т.Кузьмина. М., 1982.

24. Кузин B.C. Психология: Учебник. М., 1997.

25. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

26. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с ХVIII по начало ХХ века. М., 1965.

27. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1965–1970.

28. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

29. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств ХVIII века. М., 1956.

30. Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. М., 1990.

31. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972.

32. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: советы художника. М., 1965.

33. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1964.

34. Радченко А.Н. Моделирование основных механизмов мозга. Л., 1968.

35. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М., 1959.

36. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. М., 1982.

37. Роузенд Д. Тициан. М., 2002.

38. Ситник К.А. Портрет в живописи и его особенности // Искусство. 1956. № 4.

39. Суворов H.Н. Пути создания художественного образа (Роль воображения в художественном творчестве). М., 1984.

40. Унковский А.А. Живопись фигуры. М., 1968.

41. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М., 1966.

42. Фейнберг Л.Е. Беседы о живописи старых мастеров. М., 1939.

43. Цвет в живописи: Методические рекомендации / Сост. Ю.В. Коробко. Краснодар, 1987.

44. Черных П.А. Путь к портрету: Рекомендации для студентов IV–V курсов художественно-графического факультета. Ростов н/Д, 1990.

45. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. 2-е изд. М., 1986.

46. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М., 1969.

47. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937.

 

Рекомендуемая литература

1. Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М.;Л., 1940.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. В.Н. Самохина. М., 1974.

3. Беда Г.В. Живопись. М., 1986.

4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.

5. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986.

6. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 2000.

7. Кузин В.С. Психология: Учебник. М., 1997.

8. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М., 1959.

9. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов. 2-е изд. М., 1986.

10. Ягодовская А.Т. От реальности к образу. М., 1985.

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3

1. ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР…………………………………..6

1.1. Портрет. Типы и виды…...…………………………6

1.2. Художественная образность в портретном

произведении…………………………………….………..9

1.3. Обзор методов преподавания портретной

живописи……………………………….………………...15

2. СОЗДАНИЕ ПОРТРЕТНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ……21

2.1. Образное мышление и художественное

восприятие………………………………….…………....21

2.2. Композиционное построение живописного

портрета ………………………………………………....34

3. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТРЕТНОЙ

ЖИВОПИСИ......................................................................49

3.1. Техника масляной живописи. Многослойная

живопись……………………...………… ……………….49

3.2.Живопись алла прима (alla prima)………………....79

3.3.Портретная живопись в России……………83
3.4. Краткосрочные этюды в различной технике.

Акварель.Гуашь…………………………………….……96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...….104

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………..105

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………...108

 

Учебное издание

С а я п и н а Е л е н аИ в а н о в н а

 

ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТА

 

Учебное пособие

 

 

Подписано в печать 03.04.2006. Формат 60´841/16.

Бумага тип. № 1. Усл. Печ. Л. 5,0. Усл. Печ. Л. 6,4.

Тираж 500 экз. Заказ № 6193.

 

Кубанский государственный университет

350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149

 

Тираж изготовлен в типографии ООО «просвещение-Юг»

с оригинал-макета заказчика

350059, г. Краснодар, ул. Селезнева, 2, Тел./факс: 239-68-31

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...