Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературоведческий АНАЛИЗ

Образование и начало творчества

Образование Свифт получил в Дублинском университете, который славился своими традициями преподавания литературы, древних языков и богословских наук. Здесь Джонатан увлекся литературным творчеством. По окончании университета талантливый, образованный, но бедный молодой человек мог выбирать разве что между профессиями юриста и церковного служителя. Свифт решил стать священником.

Политические беспорядки в Ирландии вскоре вынудили писателя уехать в Англию. Там он устроился секретарем к лорду Уильяму Темплу, богатому аристократу. Общение с политиками и литераторами давало Свифту возможность быть в курсе последних новостей общественной и культурной жизни Англии, а роскошная библиотека помогала ему восполнить пробелы в образовании. За неполных десять лет пребывания на службе у лорда Темпла Свифт стал профессиональным литератором, что и ознаменовали первые его зрелые сатирические произведения - «Битва книг» и «Сказка бочки».

Свифт указал свое имя на обложке книги, хоть критика могла повредить карьере автора. Несмотря на опасность, Свифт последовательно выступал с сатирическими стихами, статьями и памфлетами, в которых высмеивал пороки светской и церковной жизни.

Политическая карьера

Джонатан Свифт находился в центре лондонской политической жизни: посещал многочисленные приемы во дворцах, встречался с министрами и общественными деятелями, погружался в борьбу двух главных политических партий Англии - тори и виги. Политическая деятельность и художественное творчество укрепляли его популярность. И власти нашли способ от него избавиться: Свифт был назначен деканом (настоятелем) собора Святого Патрика в Дублине.

Писатель воспринял это назначение как политическое изгнание и крах всех своих надежд. Но и вдали от английской столицы Свифт продолжал обличать безумие существующих законов, мошенничество дельцов, лицемерие политиков. В новых памфлетах он отстаивал права ирландского народа, страдавшего под гнетом английской короны. В одном из самых знаменитых своих памфлетов, «Письма суконщика», писатель откровенно призвал ирландцев к борьбе за свободу. Дж.Свифт стал национальным героем Ирландии.

Последние годы жизни Свифта были омрачены тяжелой болезнью, умер писатель в 1745. Смысл жизни Джонатана Свифта точно передает эпитафия, составленная им самим: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

«Путешествия Гулливера»

Это главное произведение Свифта. Сегодня «Путешествия Гулливера» в основном воспринимаются как литературная сказка. Но Дж.Свифт писал свою книгу совсем не для детей и менее всего хотел порадовать публику легкомысленными выдумками. Под видом простодушных рассказов корабельного врача Лемюэля Гулливера писатель изложил собственные соображения относительно общественно-политической жизни Англии и развития человечества вообще. Аллегорическим содержанием сюжета «Путешествий Гулливера» было сатирическое изображение современной автору действительности.

Книга состоит из четырех частей. В каждой из них писатель выбирает новый предмет для критики. Схематически сюжет можно представить так:

  1. Страна лилипутов. Низость и бессмысленность общественных порядков.
  2. Страна великанов. Страшная сила власти, обратная кровавая сторона человеческой истории.
  3. Лапута, Бальнибарбы, Лагнегу и др. страны. Бесплодие науки, оторванной от жизни.
  4. Страна гуингнмов (разумных лошадей) и еху (одичавших людей). Неразумное и аморальное поведение человеческого сообщества.

 

Литературоведческий АНАЛИЗ

1. В двадцатые годы XVIII века, в самый разгар своей борьбы за интересы народа Свифт написал и опубликовал книгу, ставшую бессмертной,— «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, скачала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726)

В «Путешествиях Гулливера» Свифт — в противовес своим современникам — вскрыл несправедливость, дисгармонию, пороки современного ему общества, выразил протест народа против социального угнетения, заложил основы радикально-демократической линии в английской литературе

Просвещения.

 

2. Роман Свифта — плод реалистической литературы и глубоко полемический роман. Выступая с резкой критикой зарождающейся буржуазии, Свифт остроумно пародирует и литературу этой буржуазии, в частности авантюрно-приключенческий жанр. Уже к концу XVIII века в круг детского чтения вошли I и II части романа: путешествия Гулливера к лилипутам и бробдингнегам. Особая популярность двух первых частей «Гулливера» вполне объяснима: в них отчетливо, с яростной иронией и в то же время занимательно рассказывается о путешествиях Гулливера в фантастические страны. И если для ребенка в этих путешествиях важнее именно приключенческая сторона, то и для взрослого, и для ребенка в равной мере привлекателен неистощимый смех Свифта, с которым писатель показывает

нам общечеловеческие слабости и пороки.

 

3. Жанр "Путешествий Гулливера" нельзя вместить в какое-то одно определение. Роман вмещает в себе признаки нескольких жанровых канонов (фантастика, утопия, сатира, авантюрные приключения, философская притча, аллегория, реалистическое бытописание, политический памфлет и т. д.) и вместе с тем это одновременно тонкая пародия на эти жанры. По форме "Путешествия" выглядят как описание морских путешествий, так что их можно отнести к документированным мемуарам морехода Гулливера, сначала лекаря, а потом капитана, с иносказательным подтекстом и автобиографическими реминисценциями самого Свифта. Это очень личная и очень грустная книга. Пессимизм Свифта, достигающий апогея в 4-й части, в какой-то степени уравновешивается забавными эпизодами и приключениями, особенно плотными в 1 и 2 частях.

 

4. Путешествуя вместе с Гулливером по фантастическим странам, читатель вновь и вновь убеждается в никчемности, позорной корыстности и продажности «власть имущих», в их стремлении властвовать над людьми, порабощать свободных, унижать рабов. Наука, оторванная от жизни и человеческих нужд, а потому циничная и схоластическая, королевская власть, существующая не для народа, а лишь для самой себя, — все это под сатирическим пером Свифта представляется еще отвратительнее и уродливее. И если, путешествуя, Гулливер кое-где и находит внешнюю социальную гармонию, он вскоре убеждается во всей эфемерности, фантасмагоричности этой гармонии.

В своем романе Свифт предстает перед нами подлинным гуманистом, решительным противником войны и кровопролития, писателем, опередившим время в своем проницательном предвидении. Фантастика в романе Свифта весьма своеобразно сочетается с рационализмом, столь характерным для всего строя мысли в XVIII веке. Это сказывается даже в строго выверенном соотношении величин лилипуты и Гулливер, Гулливер и великаны, соотношение частей времени, сюжетная канва и многое другое. Свифт, в отличие от многих своих современников, верил в то, что доброе Начало может победить только в решительной и неумолимой борьбе со злом, и своей сатирой принял участие в этой борьбе.

 

5. В известном романе "Путешествие Гулливера" Джонатан Свифт в виде сказки, но остро, сатирично описал жизнь, которая его окружала. "Путешествие Гулливера" — это рассказ о современной для писателя Англии в аллегорической форме. Свифт открыто показал, какими в действительности являются король, парламент, мораль и привычки представителей высшего общества. Современники увидели в описании выдуманной страны Лилипутии множество тонких намеков на английскую общественность начала XVIII века. Например, читатели легко угадывали в войне между Лилипутией и Блефуску напряженные отношения между Англией и Францией, в лилипутском императоре — короля Георга I, а также многих известных деятелей Англии того времени.
Свифт выдумал маленькую страну, чтобы легче было показать несовершенство государственных устоев Англии. Свифт как писатель-просветитель заявляет, что современная ему Англия — далека от идеала державы. Он сделал смешным лилипутского императора с его претензиями на мировое господство. Сквозь физическую уменыпенность этих людишек острее проступают их жестокость, коварство и сытое довольство собой. Эти черты характера вполне соответствуют императорам и министрам. Например, на высокие посты в Лилипутии назначаются те претенденты, которые выигрывают в соревнованиях танцев на канате, а не те, кто честен, доблестен и честолюбив. Автор очень умело сравнивает лилипутскую политическую партию с лидерами английской партии. Политики различаются между собою лишь высотой каблуков, зато ведут жаркую борьбу друг с другом. Еще одна пародия присутствует в этой части

 

 

6. " Путешествия Гулливера " — высмеивание протестантской и католической церквей. Они уподобляются сектам, которые спорят, с какой стороны разбивать яйцо. Странствования … Гулливера» - это рассказ писателя о разных видах государственного устройства. С помощью своего героя Лемюэля Гулливера, который оказывается в этих странах, автор старается понять, существует ли в мире государственное устройство, где бы обычному человеку было бы хорошо. Гулливер побывал в Лиллипутии, в стране маленьких людей - лилипутов, в стране великанов - государства Бробдингнет, на летающем острове ученых - Лалути, в стране умных коней - гуингмов. Лилипутия - монархия, которой правит император. У него выразительные мужественные черты лица с австрийской губой и орлиным носом. Это портрет английского короля Георга. В империи есть столица, Мидлендо, похожая на Лондон. А описание императорского дворца напоминает королевский дворец в Лондоне.

 

 

7. Религиозная жизнь Англии также нашла отображение на страницах произведения и Свифта. Споры разных религиозных конфессий - англичан и пуритан, католиков протестантов, показаны в борьбе «остроконечников» и «тупоконечников», которые спорят, с какого конца надо разбивать яйцо. «Тупоконечники» нашли укрытие в соседнем государстве Блефуске (так Свифт называет Францию). Войсковую победу Англии на море Свифт описал в истории похищения Гулливером флота Ипиефуска. Для чего же Свифт сделал своего Гулливера великаном? Наверное, для того, и чтобы он смог оказаться не в гуще жизни, а над ней, смог видеть больше; - а итак, и понимать больше. Высокий Гулливеров рост помогает ему разглядеть все устройство жизни в Лилипутии. Много кто из Свифтовых современников так и не понял, что в книжке речь идет не о фантастической Лилипутии, а о современной ему Англии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...