Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические показатели оценки диффузии технологии инновационного проекта (ДИП-анализ)




инновационный проект предприятие оценка

Основной смысл и предназначение анализа диффузии − ДИП-анализированной технологии, разрабатываемой и внедряемой в рамках инновационного проекта, заключаются в определении путей распространения инновации на рынке и в выявлении возможностей максимального использования рыночных ниш с целью увеличения собственных доходов и сокращения благодаря этому до минимума риска копирования и представления новинки конкурентами.

Речь идет о том, чтобы определить, проанализировать и найти дополнительные направления возможного применения разработанной технологии. Перспективы, открывшиеся на основе анализа необратимости процесса диффузии или распространения новой технологии, могут принести следующие основные выгоды и преимущества.

Во-первых, предприятие может первым воспользоваться ими и занять вновь появившиеся ниши на рынке и не допустить туда проникновения конкурентов. Это так называемое «преимущество первого хода».

Во-вторых, выявление и развитие возможных направлений использования новой технологии на рынке может, в свою очередь, послужить концептуальной основой для разработки последующих инноваций по принципу применения новых знаний к имеющимся знаниям.

В-третьих, это может послужить импульсом к слиянию, приобретению или, наоборот, выгодной продаже новой технологий.

Анализ проводится по четырем основным направлениям, отражая стадии жизненного цикла инновации. Первое из них проводится с целью повышения эффективности процесса дистрибуции и продвижения новинки на рынок.

Направление анализа − рост прибыли от расширения сферы использования новой технологии

Анализ максимизации результатов инновационных проектов включает в себя аналогичный рассматриваемому коэффициент (вывод ин новаций на несколько рынков). Проводимый на исследовательском этапе (точка t1), этот показатель направлен в основном на параллельное осуществление фундаментально-прикладных и маркетинговых исследований и позволяет заранее спланировать и определить будущие каналы сбыта. Осуществить их тщательную подготовку к нуждам стратегии инновационного развития на исходном этапе не представляется возможным, так как будущая новинка еще только прошла стадию генерирования и отбора и вступает в стадию конструктивной разработки.

На дистрибутивном этапе (точка t3),в отличие от исследовательского, все конечные параметры будущей новинки становятся уже известными, а инновация является полностью готовой к массовому производству и расширенному распространению. Это требует проведения повторной оценки внешних и внутренних рынков сбыта, масштабов продвижения и охвата регионов продаж новых товаров и услуг.

Принимая во внимание окончательные характеристики новой внедряемой технологии, необходимым представляется тщательное изучение направлений расширения предварительно планируемого числа каналов сбыта. Инновацию, получившую выражение в форме нового продукта или новой технологии, целесообразно представить на рынке в максимальном объеме, с тем, чтобы занять все возможные ниши и не допустить их использования конкурентами. Коммерциализация новой технологии в различных регионах позволит предприятию использовать преимущество первого хода, которое при правильном применении может привести к лидерству на рынке, а также может способствовать росту доходов за счет удовлетворения потребительского спроса отдаленных регионов.

Условие повышения доходности от инновационного проекта за счет увеличения доли продаж и на основе использования закономерностей диффузии инноваций.


при ,

 

где − показатели использования возможностей диффузии или распространения новой технологии но инновационному проекту на основе роста доходов предприятия от расширения сферы продаж. Определяются путем сравнения первоначального и скорректированного объема продаж за счет дополнительного расширения областей использования новой технологии, руб.

Для более точного описания преимуществ, которые может принести расширение сферы использования новой технологии, вернемся к описанию опыта развития инновационной компании Biolink Technologies International. Руководство предприятия, не раскрывая особо планов своего стратегического развития, тем не менее заявляет, что оно рассматривает все возможности расширения сферы использования инновации. Компания в числе своих стратегических ориентиров называет такие сферы продвижения на рынок биометрических технологий, как промышленные корпорации, военная и медицинская области. В медицине, в частности, компьютерная мышь, способная распознавать человека по отпечаткам пальцев, может быть использована для сохранения врачебной тайны по пациентам группы риска. В Европе компания планирует осуществить пилотный проект с одной крупной корпорацией по производству косметики.

Показатель, разработанный на основе анализа практики ведущих инновационных компаний, может быть полезен и промышленным предприятиям при формировании стратегии инновационного развития.

В совокупности с оценкой направлений возможного расширения сфер применения технологий необходимым представляется также проанализировать и рост доходов от дополнительного использования оборудования. Это позволит говорить не только об экономии на амортизационных отчислениях за счет улучшения использования основных производственных фондов и снижения удельной величины амортизации в составе себестоимости, но и об использовании выявленных возможностей для разработки и конструирования все новых и новых технологий. Открывшиеся инновационные идеи могут быть положены в основу конструкторского этапа других инновационных проектов.

Направление анализа - рост доходов от дополнительного использования производственного и исследовательского оборудования

Распространение новых технологий может носить как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Результаты фундаментальных, прикладных и маркетинговых исследований, полученные на исследовательском, конструктивном и концептуальном этапах, а также приобретенное для этих целей производственное и исследовательское оборудование могут быть использованы предприятием для дальнейшего усовершенствования, а также разработки последующих инноваций. Речь идет о том, чтобы изыскать и использовать любые возможности распространения инновации для производства дополнительных товаров и услуг, что предприятию следуетпроанализировать и найти направления применения полученных новых научных знаний для собственного производства, в противной случае это сделают конкуренты.

Условие повышения доходности от инновационного проекта за счет дополнительного использования оборудования:

 

при ,

 

где Дип - показатели использования возможностей диффузии или распространения новой технологии по инновационному проекту на основе роста доходов предприятия от дополнительного использования оборудования, приобретенного для реализации стратегии инновационного развития. Определяются путем сравнения планируемого первоначального и изменившегося объема выпуска продукции за счет увеличения времени работы оборудования, сменности, более полного освоения мощностей, руб.

Однако реализовать все возможные варианты использования инновации и проникнуть на все возможные рынки сбыта не представляется реальным. В таких случаях можно использовать возможности лицензирования.

Рост доходов от продажи лицензий

Присутствие на внешнем или удаленном рынках может оказаться для предприятия несколько проблематичным, особенно с позиций осуществления оперативного управления и финансового контроля. Проблему можно решить путем предоставления другим предприятиям лицензий на использование защищенных патентами изобретений. В этом случае продавец лицензии (лицензиар) предоставляет покупателю (лицензиату) право на использование интеллектуальной собственности на согласованных в лицензионном договоре коммерческих условиях. Предприятию целесообразно рассмотреть и проанализировать эту возможность получения дополнительных доходов от разработки новой технологии. Это также является своеобразным способом присутствия на удаленных рынках.

Пример использования такой возможности увеличения своих доходов можно найти на предприятии «Элион», в прошлом производителя знаменитой автомагнитолы «Электрониюа-302».

Сегодня руководство предприятия одним из направлений получения дохода использует именно разработку, патентование и продажу новых технологий. В настоящее время, например, предприятие реализует проект по продаже КамАЗу технологии производства жидко-штампованных автомобильных поршней, отличающихся повышенной прочностью и отсутствием газовых включений. Интерес здесь представляет то, что первоначально предприятие «Элион» выпускало эти поршни на своем оборудовании и продавало их КамАЗу. Однако расчеты показали, что эффективнее было бы продать камазовцам технологию производства таких деталей и получать проценты с каждого выпущенного поршня. Еще более примечательным является тот факт, что Ярцевскому заводу «Элион» не считает целесообразным продавать технологии. Объемы производства этого предприятия не настолько высоки, и «Элиону» эффективнее продавать им готовые поршни.

Сопровождение процесса производства товара, выпускаемого по лицензии, в свою очередь, может послужить основой для разработки других концепций использования инновации. Речь идет о том, что у лицензиара может возникнуть необходимость доработки новой технологии под особенности производства лицензиата. Такие доработки могут послужить концептуальной основой, для разработки улучшающих технологий.

Другим направлением анализа процессов диффузии или распространения инновации могут стать возможности роста доходов от внешнего патентования.

Рост доходов от внешнего патентования

Многие отечественные разработчики считают внешнее патентование достаточно затратным процессом и излишней предосторожностью. Однако, как показывает опыт тех предприятий, которые осуществляют патентование своих разработок за рубежом, эти затраты могут принести дополнительную, а иногда и основную прибыль. В зависимости от отраслевой специфики новой технологии или нового продукта их расширенное распространение и сбыт можно осуществить иногда только на мировом рынке, так как внутренний рынок не всегда достаточно развит для тех или иных инноваций. Так или иначе недоучет и, игнорирование внешнего лицензирования могут впоследствии привести к огромным финансово-экономическим потерям.

В качестве положительного примера можно привести ту нее компанию Biolink Technologies International. Однако в отечественной практике скорее можно найти больше ситуаций другого характера. Это, например, опыт российской фирмы Elbrus Technologies, ведущей работы по созданию микропроцессоров.

В начале 90-х годов руководство этой компании провело несколько встреч с представителями Sun Microsystems и Hewlett Packard по поводу организации совместных разработок. Впоследствии специалисты из Sun воспользовались разработками Elbrus Technologies следующим образом. Они разработали микропроцессор, в котором повторили придуманные российскими разработчиками идеи, создали компанию Transmeta и запатентовали на ее имя технологии Elbrus Technologies.

Такие примеры, которые искать несложно, свидетельствуют о необходимости анализа различных сфер использования новой технологии и оценки необходимости внешнего патентования. При этом следует иметь в виду, что результаты этих расчетов могут быть положены в основу новых каналов дистрибуции.

Таким образом, мы представили четыре метода оценки стратегии инновационного развития, которые, на наш взгляд, могут существенным образом дополнить известные методы оценки эффективности реализации новых технологий. Чтобы создать более целостную картину возможностей применения каждого из разработанных методов, установим их взаимосвязь с этапами инновационного проекта.

На графике изображены две кривые, характеризующие временные этапы (t0 - t1 - t2 - t3 - t4) или периоды выполнения соответствующих работ по созданию и реализации новой и последующей технологий. Как следует из схемы, каждый из предлагаемых методов может быть использован отдельно или комплексно. Это зависит от отраслевой принадлежности будущей технологии, времени прохождения новацией каждого из этапов, прогнозируемости и предсказуемости конечных технико-экономических результатов будущей новинки, возможностей анализа и оценки поведения покупателей, точности расчета необходимых производственных затрат и экономических ресурсов, а также от требований инвестора или руководителя предприятия.

Из схемы видно, что результаты анализа диффузий технологии, проводимого на дистрибутивном этапе, могут быть положены в основу разработки других новых или улучшающих технологий. Однако наиболее полно сформированные подходы могут быть использованы в совокупности с методами оценки эффективности инвестиций. Сгруппируем и охарактеризуем более подробно возможности такого применения.

На схеме представлены три основные возможности использования разработанных методов анализа и оценки эффективности инновационных проектов.

Индивидуальный подход применяется тогда, когда проект или отдельные его этапы находятся, на стадии разработки и проектирования. Здесь достаточно ограничиться одним из наиболее подходящих методов в зависимости от стадии проработанности инновационной идеи и требований инвестора или руководства предприятия.

Комплексный подход целесообразно применять тогда, когда необходимо представить целостную картину реализации инновационной идеи. При этом следует иметь в виду, что анализ диффузии технологии, реализуемой по проекту, может потребовать дополнительного, проведения МИП-, ПИП- или РИП-анализа. Это объясняется тем, что расширение сфер использования новой технологии или выход на внешние рынки сбыта может вызвать необходимость некоторого увеличения основного и оборотного капитала. Чтобы определить перспективность и реализуемость расширенной дистрибуции и продвижения новой технологии, а также проанализировать возможности оптимизации итоговых показателей по проекту, необходимо будет провести дополнительные расчеты. Наиболее явно это следует из интеграционного подхода.

Интеграционный подход применяется тогда, когда инновация приобретает конкретные черты и готова для инвестирования. Чтобы оценить эффективность вложения капитала в новую технологию, проводится системный анализ состоятельности инновационной идеи с использованием традиционной методики оценки инвестиций, включая чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутреннюю норму доходности (ВНД), дисконтированный срок окупаемости (Ток).

Эти показатели широко описаны и представлены в литературе [14, 21]. Направленные в основном на оценку проектов без учета конкретной специфики и условий хозяйствования предприятия, они могут быть гармонично дополнены анализом реализуемости и перспективности инновационных проектов, представляющим собой пофункциональный анализ необходимости и возможностей предприятия по реализации данного проекта. Указанные показатели могут быть оптимизированы за счет дополнительного проведения МИП- и ДИП-анализа. В результате при принятии решения по стратегии инновационного развития предприятие может провести сравнительный анализ и осуществить выбор той технологии и того варианта ее вовлечения в хозяйственную деятельность, который будет учитывать не только специфику вложения капитала, но и закономерности разработки и реализации инноваций. Для этого достаточно осуществить лишь дисконтирование капиталовложений, затрат и результатов.

Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения оценки инновационных проектов, позволяют осуществить выбор наиболее перспективной технологии для внедрения в производство, найти пути снижения инвестиционных затрат, а также повышения экономической привлекательности и эффективности инноваций. Они также могут служить содержательной основой для представления стратегий инновационного развития в форме традиционных бизнес-планов или инновационно-инвестиционных проектов.

В механизме интеграции стратегического и инновационного менеджмента данный этап играет связующую роль. Оценка инновационных проектов позволяет не только осуществить выбор наиболее эффективного варианта вовлечения (новых технологий в хозяйственный оборот и проанализировать конкретные условия реализации, она также служит основой для последующих стадий разработки и реализации стратегий инновационного развития и особенно, для формирования бюджетов.

Стратегические бюджеты представляют собой финансово-экономические планы, показывающие источники формирования и использования ресурсов для целей реализации всех разработанных стратегий предприятия. Каждая организационная единица нуждается в достаточном количестве ресурсов для выполнения их части общего корпоративного плана. То, насколько хорошо распределение корпоративного бюджета будет связано с потребностями той или иной стратегии может способствовать или, наоборот, препятствовать процессу их реализации. При недостаточном финансировании организационные единицы не смогут выполнить свою часть корпоративной стратегии надлежащим образом. Напротив, излишнее финансирование может привести к неоправданной растрате ресурсов предприятия и снизить его общую финансовую эффективность.

Основная сложность здесь состоит в том, что наряду со стратегической деятельностью предприятию необходимо осуществлять финансирование и текущего производственного процесса. Это закупка сырья и материалов, расходы на мелкий ремонт оборудования, выплата заработной платы, оплата электроэнергии, коммунальных платежей и многое другое. Главный вопрос, который необходимо решить в рамках стратегического управления инновационным развитием, состоит в том, насколько эффективно предприятие сможет одновременно обеспечивать пополнение оборотного капитала и осуществлять значительные инвестиционные расходы, связанные с внедрением новой технологии в производственный оборот. Для решения данной задачи необходимо разработать методы оценки инновационного потенциала предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...