Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Русская философия




Религиозное мировоззрение славян, сомнение, свобода ума, наличие на западе богатой и творческой философской мысли как источники русской философии.

Истоки, специфика бытования и характер восприятия философских идей древнерусской культуры. Мудрость Древней Руси как целостный культурно-исторический феномен. Введение христианства на Руси и его историческое значение. Распро­странение на Руси идей античной философии.

Религиозно-философские и социально-этические аспекты проб­лем мировоззрения и Вселенной, души и тела, человеческих чувств и страстей, добра и зла в «Слове о законе и благодати Иллариона («Повести временных лет» (ХI – ХII вв.), в «Слове о полку Игореве» (ХII в.), в «Молении Даниила Заточника» (ХII-ХIII вв.), в «Поучении Владимира Мономаха» (ХII в.), в «Физиологе», «Шестодневе», «Изборнике» Святослава и других памятниках древнерусской культуры.

Еретические учения в России ХIV – ХVI вв. и их миро­воззренческое содержание.

Идеология московской централизации. Теория «Москва – третий Рим» Филофея Псковского.

Русская философия эпохи европеизации и просвещения. Философские, социологические и нравственные идеи «ученой дружины» Петра I. Философско-социологические теории поздне­просветительской эпохи.

Философские искания в России 30-40-х годов ХIХ века. Опыт Запада и тема судеб России. Спор славянофилов и западников. Философия славянофильства (философия тотальности): И. В. Киреевский, Л. С. Хомяков, К. С. Аксаков.

Философия западничества (философия индивидуальности): П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен. Западники-либералы. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности» К. Н. Леонтьевым и Н. Я. Данилевским.

Философские учения второй половины ХIХ в. Ф. М. Достоевский как один из виднейших мыслителей России ХIХ в. Проблема веры и знания у Ф. М. Достоевского. Его трактовка свободы и ответственности, проблемы социальной справедливости и гуманизма. Л. Н. Толстой о проблеме спасения и смысле жизни. Теория непротивления злу насилием. Философия истории Л. Н. Толстого.

Историческая судьба России в русской идеалистической философии (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев). Философия всеединства В. С. Соловьева как теоретический источник «неохристианства»: обоснование идеи универсального синтеза науки, философии, религии; онтологические, гносеологические и социально-этические аспекты «положительного всеединства»; учение о богочеловечестве; социология; теократическая утопия; религиозная антропология.

Н. Ф. Федоров – представитель русского космизма. Философия «общего дела». Учение о воскрешении и регуляции природы. Русская религиозная философия ХIХ–ХХ вв. Развитие «бого­человеческой» концепции. Н. О. Лосский, С. Л. Франк, В. В. Зень­ковский. Поиски нравственного идеала. П. А. Флоренский, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков.

Христианский экзистенциализм и философия свободы Н. А. Бер­дяева. Эволюция Бердяева от «легального марксизма» к религиозному иррационализму. Эсхатологические мотивы в творчестве мыслителя.

Философские идеи русских естествоиспытателей (А. Г. Сто­летов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, И. М. Сеченов, Д. И. Мен­делеев, К. А. Тимирязев).

Философия «русского космизма» (К. Э. Циолковский, А. Л. Чи­жев­ский, В. И. Вернадский).

Социальная философия П. А. Сорокина. Философия античности в трудах А. Ф. Лосева. Духовное осмысление бытия М. М. Бах­тиным.

Отечественная философия в 20-80-е годы ХХ века. Догматизированный марксизм как государственная философия и идеология. Постепенное возрождение историко-философской культуры (конец 1950-х - начало 1960-х годов). Проблемы, вол­нующие философов и думающих людей России сегодня. Евразийство, анализ уроков вестернизации России, мысли о построении постсоветского общества. Вклад русской философии в мировую философскую культуру.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...