Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 3 глава





определенный вид физической и психологи­ческой перегрузки. Акцент делался на когни­тивные аспекты опыта, на переход от старых, неудачных или вредных моделей взаимодей­ствия к новым, конструктивным. Внимание было сосредоточено на формировании соци­ально приемлемого поведения и менее болез­ненного восприятия стрессовой ситуации.

В теории развития жизненного цикла су­ществуют два противоположных подхода. Один рассматривает жизненный цикл как процесс развития и эволюции, в котором не­ожиданные, внезапные кризисы видятся как непредсказуемые разрушения, которые ни­как не способствуют развитию индивида. Другой подход предполагает, что жизненный цикл является процессом смены качественно различных стадий, а кризисы и катастрофы суть неизбежные и необходимые шаги этого процесса.

СОЦИОЛОГИЯ. Социологи, занятые про­блемами семьи, рассматривают влияние стрессовых событий на взаимодействие ее членов и на семейную структуру. Семейные кризисы связаны с уменьшением числа чле­нов семьи или, напротив, с ее пополнением, а также с внешними дестабилизирующими факторами. Р. Хилл (1958) выделил три вза­имосвязанные характеристики, которые, по его мнению, определяли, будет ли какое-то событие порождать семейные кризисы или нет: внешние затруднения или неожиданное событие (стрессор), внутренняя организация семьи, оценка семьей какого-либо события в качестве угрожающего, стрессового. Соци­ологи-психиатры предложили выделить сле­дующие основные типы кризисов: те, которые обусловлены биологически и поэто­му неизбежны, например кризисы подрост­кового периода; те, которые определяются окружающей средой, — их в какой-то мере можно избежать, к ним относятся, например, переселение из одной местности в другую или переезд из страны в страну; те, которые слу­чайны, непредсказуемы, такие, как катаст­рофы и болезни. Развитие человеческого "Я" можно рассматривать как серию дисбалансов и последующих возвращений в состояние уравновешенности между личностью и окру­жающей средой, причем успешное разреше­ние кризисов сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расшире­ния совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса.

Психиатрия. Начало работе с семья­ми, претерпевшими какие-либо экстраорди­нарные лишения, было положено при изучении последствий пожара в ночном клу-


бе "Кокосовая роща" в Бостоне в 1943 г., когда погибли сотни военнослужащих и других лю­дей. Психиатры обнаружили, что продолжи­тельность периода переживаний и их глубина после тяжелой утраты зависит от того, в какой мере каждый родственник мог выполнить свой печальный долг— отдать должное умер­шему, а затем психологически отделить себя от него, вновь приспособиться к жизни уже без близкого человека и сформировать новые взаимоотношения со своим окружением.

Э. Лайндманн (1944) сделал вывод, что некоторые неизбежные события в жизненном цикле порождают эмоциональные напряже­ния и стрессы, которые в свою очередь могут приводить либо к овладению новой ситуа­цией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуа­ции могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто осо­бенно раним в силу личностных особенно­стей. В 1948 г. была основана Служба человеческих отношений, ставившая перед собой задачу профилактической работы с семьями в типичных ситуациях риска.

Д. Каплан (1962) разработал свою тео­рию вмешательства в кризисную ситуацию. Он называет кризисом ситуацию, когда чело­век сталкивается с препятствием в реализа­ции важных жизненных целей и когда он не может справиться с этой ситуацией с по­мощью привычных средств. Были выделены два типа кризисных ситуаций: обусловлен­ные изменениями в естественном жизненном цикле, такие, как поступление в школу и вы­ход на пенсию, и те, которые происходят из-за случайных травмирующих событий, таких, как тяжелая болезнь, катастрофа или семейные неурядицы.

Дж. Джекобсон и его коллеги на Запад­ном побережье открыли Кризисный центр, в основу работы которого был положен подход Каплана. Они предложили экстренное "кри­зисное вмешательство" для решения широкого круга социальных и эмоциональных проблем, выделив два подхода в этих случаях. Генетический подход сконцентрирован на ситуационных кризисах и кризисах взросле­ния, которые может переживать значитель­ное число людей независимо от индивидуальной психодинамики — с дачны­ми случаями вполне могут справиться пара-профессионалы и добровольцы. Другой подход — индивидуальный — требует более интенсивного вмешательства, и осуществлять его должны профессионалы.

Предотвращение самоубийств. Особо следует отметить работу Центра по


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


112


113


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


 


предотвращению самоубийств в Лос-Андже­лесе. Специфические особенности его дея­тельности состояли в использовании круглосуточной телефонной службы, немед­ленном реагировании и принятии разносто­ронних мер по поддержке лиц с суицидальным поведением. Распростране­ние движения по предотвращению само­убийств привело к тому, что к 1972 г. в США было создано почти 200 социальных центров по данной проблеме. Однако, поскольку со­кращение расходов на программы психиче­ского здоровья требовало устранения дублирования, многие из этих центров рас­ширили направления своей деятельности, другие же объединились с различными про­граммами здоровья. Во всех случаях они до­полнили свою деятельность работой с другими типами кризисов и критических си­туаций, таких, как злоупотребление алкого­лем и наркотиками, психиатрические проблемы, насилие над супругами и детьми и др.

Социальная работа

Привлекательность теории "кризисного вмешательства" для социальных работников обусловлена ее совместимостью с их собст­венным подходом, который исторически был основан на работе с индивидами и семьями в ситуации сильного стресса. Еще в 1918 г. бы­ла осуществлена первая программа в области психиатрической социальной работы в целях содействия военнослужащим. Проводилась подготовка работников для реабилитации солдат, находящихся в состоянии посттрав­матического шока. Затем практика социаль­ной работы стала откликаться и на куда более разнообразные специфические потребности людей, находящихся в ситуации острого стресса, какими бы причинами он ни был вы­зван.

Порожденные "великой депрессией" 30-х годов экономические и социальные потрясе­ния вынудили многих ранее уверенных в себе людей просить помощи у общественных, го­сударственных и частных организаций. Ра­ботники, мобилизованные из частных организаций, которые были призваны для оказания помощи и поддержки таким людям в службах государственного социального обеспечения, на первых порах были постав­лены в тупик из-за наплыва случайных обра­щений, но вскоре они научились совмещать универсальную поддержку с индивидуаль­ной работой в случае необходимости. Одной из типичных служб, созданных для решения неизвестных в прежнее время проблем, было


Общество помощи путешествующим, кото­рое обычно действовало на железнодорож­ных и автобусных конечных станциях. Этим обществом был разработан уникальный под­ход к испуганным, расстроенным, пришед­шим в уныние клиентам, заключающийся в попытке разрешения кризиса с помощью од­ного или двух интервью, который ставил ограниченные цели и начинал социально-психологическую терапию немедленно. Во время второй мировой войны семейные аген­тства взяли на себя функции поиска работы для матерей в сфере оборонной промышлен­ности, а также создания служб для ухода за их детьми. Они оказывали помощь и мужчи­нам, непригодным к службе в армии по каким-либо причинам. В такие агентства за срочной профессиональной помощью обра­щались семьи, которые разрушались в ре­зультате переселения, военных действий, а также пары, которые поспешно образовались на фронте.

Начиная с 50-х годов социальные агент­ства столкнулись со сложной проблемой: рос­ло количество обращений за помощью, а возможности этих служб были ограниченны. Не хватало кадров, и часто клиенты, не до­ждавшись помощи, снимались с учета. Сле­дует принять во внимание, что клиент, обращающийся за помощью, испытывал как бы двойное напряжение: сама проблема вос­принималась как угроза, а неспособность с ней справиться без посторонней помощи уси­ливала нагрузку на психику. И если клиенту приходилось ждать помощь, то можно ска­зать, что она фактически не оказывалась в то время, когда нужда в ней была наибольшая.

Хотя агентства ориентировались на ока­зание помощи в течение длительного перио­да, в результате серии исследований было обнаружено, что каждый третий клиент не возвращается после первого интервью, а че­тыре из каждых пяти прекращают посещение социальных служб на пятом. Кроме того, про­веденные сравнительные исследования крат­кого и длительного оказания помощи установили, что во многих отношениях крат­ковременная помощь так же эффективна, как и длительная, а иногда даже более эффектив­на. Опираясь на подход "кризисного вмеша­тельства", социальные работники стали начиная с 50-х годов активно действовать в учреждениях психического здоровья. С этого времени предложенные теоретические взгля­ды проверялись по широкому кругу вопросов. На протяжении 60-х и 70-х годов сообщения об их практическом применении стали появ­ляться в профессиональных журналах, а


агентства начали проводить семинары и сим­позиумы, с тем чтобы совершенствовать прак­тические навыки своего персонала и иметь возможность предоставлять незамедлитель­ную помощь в ситуациях сильного стресса.

Теоретические основания

Основные принципы "кризисного вмеша­тельства", применяемые на практике, могут быть суммированы в следующие положения.

1. Индивид (или семья, группа, сообще­
ство) подвержен периодам усиления внут­
реннего и внешнего стресса, что нарушает
нормальный жизненный цикл и привычное
состояние баланса с окружающей средой. Та­
кие ситуации обычно вызываются неким
травмирующим событием, которое может
быть как внешним ударом, так и внутренним
все более усиливающимся напряжением. Со­
бытие может быть единичным катастрофиче­
ским происшествием или серией небольших
неудач, которые обладают кумулятивным
эффектом.

2. Воздействие травмирующего события
нарушает баланс личности и ставит человека
в уязвимое положение, что находит проявле­
ние в усилении напряжения и беспокойства.
В попытке вновь достичь равновесия человек
проходит несколько стадий. Вначале пред­
принимается попытка использовать собст­
венные привычные методы решения проблем.
Если это не помогает и беспокойство усили­
вается, то мобилизуются ранее не использо­
вавшиеся резервные методы преодоления.
Однако, если проблема и после этого сохра­
няется и ее невозможно решить, уклониться
от ее решения или переформулировать, на­
пряжение продолжает возрастать до предела.

3. В этот момент какой-нибудь катализи-
рующийфактор
может стать "последней кап­
лей", приводящей индивида в состояние
активного кризиса, сопровождающегося дез­
организацией и прекращением сопротивле­
ния. Затем следует период постепенного
восстановления вплоть до достижения вновь
состояния равновесия.

Эти пять элементов определяют кризис­ную ситуацию.

4. В период развития кризисной ситуации
индивид может воспринимать первоначаль­
ные и последующие травмирующие события
либо как угрозу своим инстинктивным по­
требностям, личностной автономии и благо­
получию, либо как потерю себя, своих
атрибутов (роли или статуса) или своих спо­
собностей, либо он стоит перед задачей вы­
живания, роста или совершенствования.


 

5.Каждая из этих ситуаций вызывает со­
ответствующую эмоциональную реакцию,
которая отражает субъективную значимость
события для индивида. Угроза влечет за собой
усиливающееся состояние беспокойства; "по­
теря себя" усиливает изначальные ощущения
депрессии, депривации и скорби; в то же вре­
мя постановка задачи выживания вызывает
умеренное возрастание беспокойства плюс
пробуждение надежды и ожидания, стиму­
лируя таким образом новые усилия для реше­
ния проблемы.

6.Хотя кризисная ситуация не является
ни болезнью, ни патологией и отражает ре­
альную борьбу индивида с текущей стрессо­
вой ситуацией, она может оказаться
связанной с ранее неразрешенными или лишь
частично разрешенными конфликтами, по­
рождая в результате неадекватную реакцию.
Вмешательство в такую ситуацию может
предполагать разрешение настоящих трудно­
стей, преодоления прежних конфликтов или
разрушения связи между ними и нынешним
стрессом.

7. Продолжительность времени между
случившимся несчастьем и выходом из кри­
зисной ситуации широко варьируется и зави­
сит от тяжести травмирующего события,
реакции индивида, природы и сложности за­
дач, которые должны быть решены, имею­
щихся ресурсов и средств для разрешения
конфликта. Однако фактически состояние

, активного дисбаланса ограничено во времени и обычно продолжается до 4 — 6 недель, пока отыскивается некоторая приемлемая форма разрешения ситуации.

8.Каждая специфическая кризисная си­
туация (такая, например, как смерть люби­
мого человека или ситуация, в которой
человек стал жертвой насилия) влечет за со­
бой специфическую последовательность со­
стояний, которые могут быть заранее
предсказаны и реакция на которые может
быть спланирована. Определение того, на ка­
ком конкретном состоянии на пути к новому
балансу произошла "фиксация" индивида,
может дать ключ к пониманию того, где ин­
дивид "застрял" и что лежит за его неспособ­
ностью справиться с ситуацией.

9.В период осознания и прояснения кри­
зисной ситуации люди особенно чувствитель­
ны к помощи. Привычные защитные
механизмы ослаблены, обычные модели по­
ведения представляются неадекватными, и
человек становится более открытым для
внешних влияний. Минимальное усилие в
этот период часто может дать максимальный
эффект, и соответствующим образом направ-


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


114


115


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


 


ленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсив­ная помощь в периоды меньшей эмоциональ­ной восприимчивости.

10. В течение фазы восстановления могут появиться новые механизмы разрешения конфликта и развиваться новые адаптивные способы, которые помогут человеку в буду­щем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.

Необходимо помнить, что, согласно опре­делению, "кризисное вмешательство" не только имеет дело с континуумом "нормаль­ность — ненормальность", но и основывается на предположении, что все люди испытывают различные внешние и внутренние проблемы, которые могут быть эпизодическими или свя­занными с развитием и переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. Хотя у человека есть много адаптивных средств для того, чтобы справиться с этими трудностями, неожиданное усиление таких воздействий или уменьшение способности управлять ими приводит к недостатку обычных защитных механизмов.

Два различных процесса могут усугуб­лять кризисную ситуацию. При шоковом кризисе внезапный катаклизм в социальном окружении — неожиданная смерть супруга или насилие — может вызвать сильную эмо­циональную реакцию, которая подавляет адаптивные механизмы индивида. Посколь­ку событие происходит неожиданно и чело­век обычно не имеет времени подготовиться к страшному удару, он может впасть в эмоцио­нальный шок и "чахнет". При истощающем кризисе человек сначала эффективно справ­ляется с серией отдельных или связанных со стрессом событий, следующих одно за дру­гим. Но в конце концов сопротивление осла­бевает, и человек может дойти до точки, когда уже не имеет достаточных сил и ресурсов — внешних и внутренних — для того, чтобы справиться с кумулятивным эффектом после­дующих ударов. Состояние острого кризиса неизбежно.

Практическое использование

По мере того как "кризисное вмешатель­ство" все более интегрируется в практику со­циальной работы, становится очевидно, что термин "кризис" употребляется в двух смыс­лах: как неожиданное, непредсказуемое со­бытие, такое, как смерть или насилие, или как развивающееся и переходное, например развод, выход на пенсию. Сегодня социаль­ные работники считают "кризисное вмеша­тельство" продуктивным подходом не только


при работе с клиентом в ситуации острого стресса, но и во множестве других ситуаций, включая предкризисные состояния, которые могут превращаться, а могут и не превра­щаться в кризис.

В настоящее время выбор "кризисного вмешательства" в качестве средства воздейст­вия в стрессовых ситуациях зависит от харак­тера и идеологии учреждения, ориентации практиков и наличия необходимых ресурсов.

Цели применения. Задача "кризис­ного вмешательства" — это в первую очередь смягчение воздействия стрессового события путем оказания непосредственной эмоцио­нальной помощи и мобилизации усилий кли­ентов на преодоление кризиса в процессе незамедлительного терапевтического воздей­ствия. Р. Рапопорт (1970) считает, что при "кризисном вмешательстве" должны быть реализованы, как минимум, следующие це­ли: 1) снятие симптомов; 2) восстановление докризисного уровня функционирования; 3) осознание тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса; 4) выявление внут­ренних ресурсов клиента, его семьи и различ­ных форм в помощи извне для преодоления кризиса. Плюс к этому, отмечает Рапопорт, в случае наличия у клиента необходимых ин­дивидуальных качеств и благоприятной со­циальной ситуации могут быть достигнуты две дополнительные цели: во-первых, осоз­нание связи между стрессом и прежними жизненными переживаниями и проблемами и, во-вторых, освоение новых моделей восп­риятия, мыслей и чувств, развитие новых адаптивных реакций и стратегии совладания со стрессом, которые могут быть полезны не только в период данного кризиса, но и в буду­щем.

В прошедшие 15 лет было разработано большое число моделей "кризисного вмеша­тельства". Особый интерес для социальных работников представляет "модельный под­ход", представленный Г. Пейрадом,Л. Селби и Дж. Куайнленом, который состоит из четы­рех основных ступеней: 1) определение трав­мирующего события и его воздействие на клиента; 2) определение необходимых для совладания с ситуацией средств; 3) поиск альтернативных средств совладания, которые могут быть более подходящими для данной ситуации; 4) использование клиентом новых способов преодоления кризиса и анализ до­стигнутых им результатов.

Детально разработана основная модель, которая может быть гибко и дифференциро­ванно использована практиками. Эта модель основывается на теории решения проблем при работе с конкретным человеком и являет­ся одним из вариантов применения на прак­тике подхода, ориентированного на решение конкретной задачи в течение непродолжи­тельного времени. Эта модель состоит из трех фаз.

■ Начальная фаза предполагает определе­
ние и оценку ситуации: установление кон­
такта, выяснение, что происходит;
определение, имеет ли место действительно
острый кризис, и установление рабочего кон­
такта для дальнейшей деятельности. Помня о
составных элементах общей кризисной
ситуации, социальный работник, ведущий
прием, сосредоточивается вначале на факто­
ре, событии или происшествии, которое вы­
нудило клиента обратиться за помощью в
данный момент, затем старается выявить пер­
воначальное психотравмирующее событие,
положившее начало стрессу и приведшее к
состоянию психического дисбаланса, которое
может включать в себя как субъективные ре­
акции на событие, так и более ранние попыт­
ки справиться с ситуацией. Оценивается
также настоящее кризисное состояние кли­
ента и степень его неспособности к привыч­
ной жизнедеятельности. Наконец, ставится
диагноз текущего состояния и определяется
тот аспект, на котором следует сконцентриро­
ваться. Клиенту представляют оценку ситуа­
ции и вместе с ним разрабатывают
дальнейшие шаги совместной деятельности,
включающей основные цели, задачи и гра­
фик ближайших встреч.

■ Средняя фаза сосредоточена на решении
специфических проблем кризисной ситуа­
ции. Клиенту оказывают помощь в осознании
прежних неадекватных образцов поведения и
предлагают попытаться использовать новые
модели. По мере того как клиент становится
все более активным в решении поставленных
задач (и таким образом постепенно теряет
ощущение, что находится под контролем),
ведущий прием занимает более пассивную
позицию, выступая по преимуществу в каче­
стве слушающего и поддерживающего. Осо­
бое внимание уделяется построению новых
взаимоотношений клиента с окружающими,
а также поиску возможностей оказания под­
держки со стороны людей со сходными
проблемами или находящимися в аналогич­
ных ситуациях.

■ Последняя фаза — это обсуждение про­гресса, который достигнут со времени первого посещения, повторение основных задач адап­тации и анализ происшедших изменений в поведении. Если проблему можно считать ре­шенной и клиент ощущает надежду и чувст-


вует, что ситуация может быть улучшена им самостоятельно, составляется (при необходи­мости) план дальнейшей деятельности.

Стратегии И приемы. Программа-максимум при вмешательстве в кризисную ситуацию заключается в мобилизации всех возможностей клиента и возвращении его на прежний или подъеме на более высокий уро­вень функционирования. Если же клиент по­терял что-то невосполнимое, например особо значимые для него личные взаимоотноше­ния, или стал калекой, усилия будут направ­лены на то, чтобы достигнуть его оптимального функционирования, несмотря на объективные ограничения. Это означает, что необходимо уделять внимание как мате­риальному фактору, включая конкретную поддержку со стороны социальных служб, так и решению чисто психологических задач (воздействовать на чувства сомнения, кото­рые препятствуют установлению клиентом контроля над самим собой).

Технику лечения варьируют в зависимо­сти от стиля работы ведущего прием и стадии лечения. В течение начальной фазы парал­лельно с изучением и прояснением ситуации часто используются поддерживающие сред­ства, с тем чтобы снизить уровень тревоги и предоставить эмоциональную поддержку. Во время средней фазы доминирует техника прямого воздействия, ориентированная на нужные изменения в поведении. Для осозна­ния клиентом своего места в сложившейся ситуации как в средней, так и в конечной фазе используются дискуссии.

Некоторые специалисты предпочитают использование бихевиористской техники, особенно "положительного или отрицатель­ного усиления", "придания формы", "модели­рования", "репетирования" и "побуждения". Другие могут применять технику гештальт-терапии или грансакционного анализа для того, чтобы обеспечить активное вовлечение клиента в общение со специалистом. Боль­шинство практикующих используют комби­нацию различных методов, которая давала в их личной практике наибольший эффект.

"Приложимость" к различным
клиентам. По мере развития "кризисного
вмешательства" в качестве психотерапевтического подхода наблюдались модификации в его применении для разных клиентов. Вначале он предназначался для личностно очень
сильных или очень слабых людей. Сегодня он
используется более пластично, поскольку как
предсказуемые, так и непредсказуемые кри­зисы могут воздействовать и воздействуют на
все категории клиентов.


ВМЕШАТЕЛЬСТВО В КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ


116


117


ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


 


Социальные работники, использующие метод "кризисного вмешательства", часто считают его полезным в качестве первой сту­пени для широкого круга ситуаций, когда серьезно нарушается привычный способ фун­кционирования. Существует три главных по­казателя наличия травмирующего состояния, приводящего к дисбалансу: высокий уровень тревоги, дискомфорт или психическая боль в совокупности с осознанной мотивацией и способностью к изменениям и неудача попы­ток решения проблемы в недалеком прошлом.

Применение подхода при работе с Семьями И группами. Хотя все вышеска­занное относилось преимущественно к инди­видам, кризисный подход вполне применим и в работе с семьями, поскольку большинство кризисных ситуаций происходят в семье. В последние годы были предприняты усилия для создания модели, которая специально предназначена для работы с семьей как с еди­ным целым.

В случаях, когда семья находится в "кол­лективном" кризисе из-за нарушения испол­нения своей роли одним из ее членов и когда поведение одного из ее членов является трав­мирующим событием, нарушающим нор­мальное течение семейной жизни, вмешательство должно включать оценку сильных и слабых сторон семейной системы, ее способности к изменениям и заинтересо­ванности в них, ее ресурсов (вне зависимости от того, кто именно впоследствии может стать клиентом социальной службы). Кроме того, семья часто вовлекается в программу семей­ной терапии, целью которой является улуч­шение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнару­живаются в кризисной ситуации.

Подход "кризисного вмешательства" час­то применяется и в работе с естественными и специально сформированными малыми группами. Группы часто используются как система поддержки в таких потенциально травмирующих ситуациях, как предстоящая хирургическая операция, а также для разре­шения конфликтов между родителями и деть­ми или супругами и смягчения острых кризисов среди членов хронически неустой­чивых семей и групп. Использование подхода "кризисное вмешательство" при несчастных случаях и бедствиях в настоящее время ста­новится общепринятым.

Современные исследования. По­следние исследования эффективности "кри­зисного вмешательства" большей частью ограничиваются оценкой существующих программ. Изучается как деятельность раз-


личных служб, так и более узкие аспекты ле­чебной практики, например взаимодействие клиента с консультантом. Социальные работ­ники в службах экстренной медицинской по­мощи считают основной своей функцией консультирование в таких кризисных ситуа­циях, как приближающаяся смерть, жизнен­ные кризисы и серьезные болезни. Они концентрируют усилия на понимании клиен­тами связей между докризисной ситуацией, травмирующим событием и кризисом, в кото­ром они оказались.

Ряд исследователей "кризисного вмеша­тельства" оценивают и другие направления. Например, аспекты деятельности "кризис­ных служб", таких, как консультанты на "го­рячих линиях" (консультанты отвечают звонящим по телефону), или включение "кризисных служб" в работу центров по пре­дотвращению самоубийств.

Проводятся также систематические ис­следования результатов "кризисного вмеша­тельства" как метода лечения. При этом было выяснено, что члены экспериментальной группы, где была осуществлена кризисная те­рапия, в отличие от контрольной группы, где такого рода вмешательство не проводилось, быстрее и лучше начинали понимать свою жизненную ситуацию, приобретали способ­ность преодолеть кризис, а также оказыва­лись менее зависимы от внешних воздействий.

Возможно, что будущие эмпирические исследования "кризисного вмешательства" смогут использовать более надежный инстру­мент, удовлетворяющий требованиям как ис­следователей, так и практиков. Во всех случаях очевидно, что быстрые темпы разви­тия, во многом непредсказуемые направле­ния влияния и интенсивное вовлечение персонала в программу "кризисного вмеша­тельства" требуют тщательного планирова­ния и строгого контроля со стороны исследователей.

Наоми Голан

См. также: Катастрофы; Практика соци­альной работы: обзор основных направ­лений; Психосоциальный подход; Экологический подход.

EriksonE. H. (1959). Identity and the Life Cycle. N. Y.: International Universities Press. • Hill R. (1958). Generic Features of Families under Stress.— Social Casework, 39(1), p. 139—150. • Jacobson G. F. (Ed.) (1980). Crisis Intervention in the 1980's. San Francisco, Calif.: Jossey-Bass. • Kaplan D. M. (1962). A Concept of Acute Situational Disorders.— Social


Work,7(4),p. 15—23. • KaplanD. M. (1982). Intervention for Disorders of Change.—. Social Work, 27(5), p. 404—410. • Lindemann E. (1944). Symptomatology and Management of Acute Grief.— American Journal of Psychiatry, 101(2), p. 7—21. • ParadH. J. (1977). Crisis Intervention. In: Encyclopedia of Social Work (17thed., p. 228—237). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • Parad H. J., Selby L., Quintan J. (1976). Crisis Intervention with Families and Groups. In: R. W. Roberts H. Northen (Eds.). Theories of Social Work with Groups (p. 304—330). N. Y.: Columbia University Press. • Rapoport L. (1970). Crisis Intervention as a Model of Brief Treatment. In: R. W. Roberts, R. H. Nee (Eds.). Theories of Social Casework (p. 267—311). Chicago: University of Chicago Press. • Selye H. (1956). The Stress of Life. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Wolfish S. (1983). Crisis Telephone Counselors' Views of Clinical Interaction Situations. — Community Mental Health Journal, 19(3), p. 219—226.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...