Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия и социальные службы 4 глава




ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Никакая другая форма профессиональ­ной социальной работы не имеет столь дли­тельной истории, как социальная работа среди военных. Она осуществляется Мини­стерством обороны — учреждением, чья мис­сия, как гласит закон, состоит в том, чтобы поддерживать мир и в случае необходимости успешно вести войну. Поэтому всякое обсуж­дение социальной работы среди военных дол­жно принимать во внимание организацию и задачи Министерства обороны, особенности военного социума и историю социальной ра­боты в этой среде.

Министерство обороны

Это ведомство было учреждено конгрес­сом в 1789 г., тогда оно называлось Военным министерством. Министр обороны является членом кабинета. Общее верховное руковод­ство вооруженными силами осуществляет президент при посредстве министра обороны, Комитета начальников штабов и командую­щих девятью объединенными и специальны­ми командованиями, такими, как Командование вооруженных сил США в ев­ропейской зоне.


Помимо этого имеется 12 управлений и три военных департамента — армии Сухо­путных войск, Военно-воздушных сил и Во­енно-морского флота. Корпус морской пехоты относится к ведению Департамента ВМФ и подчиняется Министерству обороны по военно-морской линии. Военные департа­менты отвечают за комплектование, обуче­ние и оснащение своих видов вооруженных сил, но оперативными действиями войск в бою руководит одно из упомянутых выше объ­единенных и специальных командований.

В качестве инструмента гражданского контроля над вооруженными силами США конгресс учредил в составе Министерства обороны кабинет министра. Он состоит из на­значаемых президентом гражданских лиц, в число которых входят 2 заместителя минист­ра, 11 его помощников и другие чиновники, занимающие ключевые посты. Эти граждан­ские служащие осуществляют контроль за использованием финансовых средств, разра­ботку принципиальных вопросов военного строительства, регламентирование работы и контроль за деятельностью военных департа­ментов, управлений и командований. Орга­низация Министерства обороны с его системой контроля и поддержания военного баланса обеспечивает функционирование структуры и механизмов, предназначенных для сохранения безопасности США и их со­юзников.

Военные как общность

Для выполнения своей задачи Министерство обороны имеет в штате примерно 4,7 млн человек, в числе которых 2,1 млн находящих­ся на действительной военной службе военнослужащих Сухопутных войск, Военно-морского флота и Военно-воздушных сил (регулярные войска), а также вольнона­емные, служащие и резервисты. Основная ответственность за выполнение задач, возло­женных на Министерство обороны, лежит на лицах, находящихся на действительной во­енной службе. Именно им и их семьям пред­
назначается львиная доля социальных услуг,
оказываемых в военной сфере.

Личный состав регулярных войск — это в основном молодые здоровые люди, состоящие в браке. Примерно 55% женаты или заму­жем, их возраст не превышает 25 лет. Стиль жизни военнослужащих и членов их семей весьма отличается от образа жизни других групп американцев. Как указывал С. Уитворт (1984), своеобразие семейной жизни военных определяют восемь факторов: 1) мо­бильность, 2) частые периоды раздельного


ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


118


119


ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


 


проживания, 3) длительное отсутствие дома кого-либо из родителей, 4) вынужденная адаптация детей к новым местам, 5) пребыва­ние за границей, 6) работа, сопряженная со стрессами и повышенным риском, 7) проти­воречие между потребностями семьи военно­служащего и требованиями военной системы, 8) особенности, связанные с авторитарными методами управления. Хотя другие группы населения, возможно, время от времени по­падают в подобные обстоятельства, однако за время прохождения службы семьи военно­служащих испытывают на себе действие всех этих факторов — некоторых периодически и неоднократно, а некоторых одновременно.

Влияние указанных факторов весьма ощутимо. Поэтому создана широкая сеть ме­дицинских учреждений и социальных служб. Они призваны дополнить социальную работу добровольцев в военной среде и традицион­ные усилия военного командования.

Таким образом, военная система берет на себя ответственность и заботу о своих служа­щих и их семьях. Как известно, призывается на службу один, а "служит" целая семья. Так что нормальные семьи — залог боеготовности частей. Опора на собственные силы традиционна для военного сообщества и воспринима­ется как должное. Забота о военных зиждется на трех принципах: во-первых, сохранить во­еннослужащего для армии, во-вторых, обес­печить его боеготовность и, в-третьих, соблюсти его права.

История социальной работы среди военных

Практическая социальная работа в воен­ной среде впервые была развернута во време­на Гражданской войны под эгидой Санитарной комиссии США. Комиссий, уч­режденная в 1861 г., представляла собой на­значавшийся президентом орган, куда входили лица, возглавлявшие медицинскую службу и работу в области социальных ре­форм, а также ответственные за отправление религиозного культа. Их задача состояла в том, чтобы как можно скорее вернуть в строй госпитализированных солдат. Американский Красный Крест, основанный в 1881 г., вскоре стал главной организацией, оказывавшей со­циальные услуги военным.

В 1918 г. Смит-колледж, предусмотрев­ший потребность контуженных в ходе первой мировой войны в специальном уходе, органи­зовал первый психиатрический тренинг для социальных работников. На протяжении всей войны Красный Крест по просьбе Меди­цинского управления армии направлял в во-


енные госпитали социальных работников, специализировавшихся по психиатрии. По­сле войны Красный Крест продолжал эту практику, но постепенно перешел на оказа­ние помощи обычным больным и пациентам, нуждающимся в хирургическом вмешатель­стве.

В период второй мировой войны граждан­ские социальные работники — психиатры добровольно работали на призывных пунктах. Они давали консультации в связи с толь­ко что введенной процедурой отбора новобранцев и проводили беседы с ними.

Основы нынешней социальной работы с военными были заложены в феврале 1942 г., когда прошедшие профессиональную подго­товку социальные работники-мужчины, за­численные на действительную военную службу, были объединены в армейской пси­хоневрологической группе, действовавшей в составе Психотерапевтической службы в Форт-Монмут, штат Нью-Джерси. В том же году Американская ассоциация социальных работников в психиатрии основала свое воен­ное бюро и заложила основы для создания более четкой структуры социальной работы в военном ведомстве.

В 1943 г. психиатрическая социальная работа стала одной из военных специально­стей в армии. В июне 1945 г. программа соци­альной работы была передана в ведение Управления главного военного хирурга, где было создано отделение психиатрической со­циальной работы. Была введена должность консультанта по вопросам социальной рабо­ты, возглавлявшего это отделение. В конце войны примерно 711 социальных работников находились на действительной военной службе в армии в качестве рядовых или сер­жантов. Впервые офицерское звание соци­альному работнику было присвоено в январе 1946 г.

Меры, принятые в середине 40-х годов, позволили социальным работникам в армии подняться на тот же профессиональный уро­вень, что и уровень врачей, юристов и других специалистов. Был открыт путь для развер­тывания существующих ныне значительно более широких программ социальных услуг. В настоящее время в составе каждого во­енного департамента имеется собственное ме­дицинское управление наряду с другими подразделениями и службами обеспечения и поддержки. Военные социальные работники назначаются на должности в составе меди­цинских учреждений соответствующих ро­дов войск, но могут на определенное время прикомандировываться для непосредствен-


ного участия в действиях личного состава. Положение гражданских социальных работ­ников в вооруженных силах иное — они мо­гут проходить службу при медицинском, кадровом или любом другом тыловом учреж­дении, которое нуждается в их услугах. Кро­ме того, гражданские социальные работники по их желанию могут быть переведены с од­ного места службы на другое. Преимущества для занимающихся социальной работой сре­ди военных включают денежное содержание, перспективу продвижения по службе, воз­можность для продолжения образования и приложения своих сил и знаний, льготы, свя­занные с занимаемой должностью, частые поездки, в том числе за границу.

Социальная работа в сухопутных войсках

Здесь действует самая широкая програм­ма социальной работы. В ноябре 1984 г. на действительной военной службе находилось 236 профессиональных социальных работ­ников. Еще несколько сот гражданских соци­альных работников были по своему положению приравнены к военнослужащим. Им помогали более 900 рядовых и сержантов.

Социальные работники в армии есть как в крупных медицинских центрах, так и в сравнительно небольших лечебных учрежде­ниях. Они работают в агентствах социальных услуг, действующих на базе воинских кол­лективов (Служба армейских коллективов), и в исправительных учреждениях. Местом их деятельности становятся наркологические и антиалкогольные клиники, местные психоте­рапевтические центры, военные учебные за­ведения типа Академии здравоохранения, научные центры. Для социальных работни­ков выделены должности во всех главных ар­мейских штабах и в аппарате помощника министра обороны по вопросам здравоохра­нения.

Социальные работники в армии оказыва­ют непосредственные клинические услуги, оказывают помощь в кризисных ситуациях, предоставляют информационно-справочные услуги, оказывают необходимую помощь ли­цам из групп повышенного риска, преподают и налаживают работу в воинских коллекти­вах. Они занимаются также случаями наси­лия в семьях, наркоманией и алкоголизмом, следят за соблюдением равенства возможно­стей, эффективностью организационной структуры, оказывают услуги в воинских коллективах, работают в учебных отделах, консультируют офицеров и командиров, ве­дут многие другие программы.


3 1980 г. социальная работа в Сухопут­ных войсках стала составной частью военной организации. Этому содействовали четыре события принципиального значения, имев­шие место в разное время начиная с середины 60-х годов.

Первым из них было учреждение в 1965 г. Службы армейских коллективов. Эта Служ­ба находится в ведении аппарата заместителя начальника штаба армии по личному составу. Ее задача заключается в создании организа­ционной системы для сведения воедино всех военных и гражданских ресурсов, необходи­мых для решения проблем, стоящих перед военнослужащими и их семьями. Значитель­ную часть штатных сотрудников составляют добровольцы, подготовленные гражданскими социальными работниками.

Центры Службы армейских коллективов существуют на всех важнейших военных объ­ектах США во всем мире. Они приобрели по­пулярность в воинских коллективах, и их деятельность на всех уровнях — от Главного штаба и Департамента Сухопутных войск до подразделений на местах — направляется ар­мейскими социальными работниками.

Вторым событием было создание само­стоятельных служб социальной работы в ар­мейских госпиталях в середине 60-х годов. Эта организационная мера подняла статус со­циальной работы, превратив ее из второсте­пенной вспомогательной службы в медицине или психиатрии в одну из основных, подчи­няющуюся непосредственно заместителю на­чальника госпиталя по клинической работе. Облегчение доступа к командованию откры­ло никогда ранее не существовавшую воз­можность действовать на том уровне, где принимаются решения.

Сейчас перед социальной работой в гос­питалях стоят две основные задачи — коор­динировать планирование выписки пациентов со службами, занимающимися послестационарным уходом, и отвечать за ме­дицинскую часть Программы помощи семьям военнослужащих.

Третье событие — это развернутая в кон­це 60 — начале 70-х годов программа мер в связи с употреблением наркотиков и пристрастием к алкоголю военнослужащих. В армии она носит название Программы кон­троля и профилактики наркомании и алкого­лизма. Цель ее состоит в том, чтобы предотвратить злоупотребления, не допу­стить рецидивов и дать индивиду шанс вер­нуться к несению службы. Социальные работники, как военнослужащие, так и граж­данские, активно участвуют в разработке


ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


120


121


ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА


 


принципиальных основ этой программы, а также работают в стационарных лечебных учреждениях и в консультационных центрах.

Четвертым — последним — событием стала разработка Программы по правам се­мей военнослужащих. Направленная против плохого обращения с детьми и плохого ухода за ними, в начале 80-х годов она была расши­рена и включала в качестве одной из главных целей борьбу против плохого обращения не только с детьми, но и с супругами. Армейская Программа представляет собой междисцип­линарный комплекс мероприятий, обычно осуществляемых под руководством социаль­ных работников как из Службы армейских коллективов (когда дело касается общей ко­ординации и профилактики), так и из соци­альных служб госпиталей (для координации клиницистов и организации работ с клиента­ми). В программе основное внимание обра­щается на профилактику, выявление случаев плохого обращения в семье военнослужащего и реабилитацию пострадавших.

Главные проблемы и трудности, которые, очевидно, будут стоять перед социальной ра­ботой в течение ближайших 10— 15 лет, свя­заны с резким ростом числа семейных людей на действительной военной службе, семей, где служат оба супруга, и неполных семей. Возрастет внимание командования армии к нуждам семей, включая трудоустройство жен и мужей военнослужащих, улучшение жи­лищных условий и медицинской помощи; по­высятся требования к программам гарантий качества. Социальным работникам в армии придется весьма активно решать эти пробле­мы, поскольку от их позитивной деятельно­сти зависит и их собственное будущее.

Социальная работа

в Военно-морском флоте

Программы социальной работы в ВМФ до недавнего времени осуществлялись только гражданскими работниками, прикомандиро­ванными к Красному Кресту и крупным орга­низациям по улучшению быта личного состава, а также некоторыми добровольче­скими агентствами в составе флота. Эти программы включали реабилитацию нарко­манов и алкоголиков, помощь командному и личному составу на основе бихевиористского подхода, медицинскую и психиатрическую социальную работу в военно-морских госпи­талях, исследование проблем, стоящих перед семьями военнослужащих.

В 1973 г. в связи с репатриацией амери­канских военнослужащих из Юго-Восточной Азии ВМФ разработал программу профилак-


тической социальной работы, направленную на оказание широкомасштабной помощи семьям пропавших без вести, а также возвра­щающимся из плена и их семьям. По завер­шении этой программы социальные работники остались в госпиталях, где оказы­вают разнообразные услуги. Сейчас в штате флотских госпиталей находятся 72 граждан­ских социальных работника.

В 1979 г. была разработана Флотская программа помощи семье. К 1985 г. действо­вало 58 центров семейной помощи в разных точках мира и планировалось создать еще де­вять. Эти центры занимаются практическим осуществлением на местах программы помо­щи семье. Указанные программы имеют мно­го целей и находятся в ведении военно-морского (а не медицинского) персо­нала. Они включают широкий спектр помо­щи, в том числе справочно-реферативные услуги, просветительные программы по воп­росам семейной жизни, консультации по проблемам занятости и финансов, помощь в сохранении семьи. Исключительный при­оритет в работе центров отдается профилак­тике и воспитательной работе. В центрах занято на постоянной основе примерно 50 со­циальных работников.

В 1980г. Медицинское управление ВМФ присвоило офицерские звания двенадцати находившимся на действительной службе со­циальным работникам и направило их в мор­ские госпитали и клиники. Их задача состояла в оказании разнообразных клиниче­ских услуг и развитии подразделений соци­альной работы в соответствии с нормами, установленными Объединенной инспекцией госпиталей. Весной 1983 г. в ходе радикаль­ной реорганизации Медицинского управле­ния ВМФ отделы социальной работы были созданы в большинстве госпиталей. Програм­ма помощи семье в ВМФ была разработана в Медицинском управлении флота в конце 70-х годов. Распоряжение о ее создании было из­дано в 1979 г. Наряду с проблемами плохого обращения с детьми и с супругами в ней рас­сматриваются также вопросы, связанные с сексуальными посягательствами. Были рас­ширены полномочия представителей про­граммы в госпиталях и больницах. Такими представителями в большинстве случаев яв­ляются социальные работники. В январе 1984 г. на Управление личного состава ВМФ США была возложена общая ответственность за Программу помощи семье. Через центры семейных услуг это управление осуществляет надзор за немедицинскими аспектами про­граммы. За медиками сохраняется обязан-


ность оказывать клиническую помощь в кри­тических случаях.

В настоящее время социальные работни­ки в ВМФ работают на различных должно­стях и участвуют в различных программах. В аппарате помощника министра обороны по вопросам здравоохранения имеется специ­альный уполномоченный по проектам, вхо­дящим в компетенцию центра по укреплению семей военнослужащих. Социальные работ­ники находятся на офицерских должностях в Главном штабе, в Медицинской службе флота (Программа помощи семье), занимают долж­ности начальников отделений социальной работы в госпиталях, начальников лечебно-восстановительных антиалкогольных цент­ров, работают в качестве уполномоченных Программы помощи семье, инструкторов в медицинских учреждениях по месту житель­ства, практических работников во флотских центрах по оказанию семейных услуг.

Социальные работники ВМФ, находя­щиеся на действительной службе, занимают­ся рядом острых проблем, стремясь упрочить сравнительно недавно обретенные позиции. Они пытаются обеспечить своему персоналу приемлемые условия для продвижения по служебной лестнице. Предоставление услуг по линии социальной работы вошло в общую систему обслуживания в рамках охраны здо­ровья. Активизируется социальная работа в частях, расположенных за пределами США, в изолированных районах и непосредственно на кораблях. Социальные работники, нахо­дящиеся на действительной службе, прини­мают также участие в оказании услуг в сфере семейной жизни и в исследованиях, связан­ных с положением семей военнослужащих.

Социальная работа

в Военно-воздушных силах

С тех пор как в 1952 г. было положено начало социальной работе в ВВС, ее основная задача состояла в оказании вспомогательных клинических услуг в психотерапевтических отделениях медицинских учреждений воен­ной авиации. В последние годы число соци­альных работников в ВВС быстро росло, расширялись их задачи и круг оказываемых услуг.

В 1984 г. в программах ВВС было задей­ствовано 205 военных и 37 гражданских со­циальных работников. Специалисты, которых ВВС берут к себе на службу, должны иметь высшее образование и специальности, которые необходимы в клинике.

Социальные работники в Военно-воз­душных силах работают в различных учреж-


дениях, таких, как психоневрологические от­деления госпиталей, местные психиатриче­ские клиники, центры помощи семьям, исправительные учреждения. Они участвуют в программах обучения методам оказания се­мейной помощи по месту жительства, про­граммах помощи жертвам наркомании и алкоголизма. Кроме того, социальные работ­ники служат на штатных должностях в аппа­рате главного хирурга ВВС (здесь в их ведении находятся социальная работа, про­граммы помощи семье и борьба со злоупот­реблениями наркотиками и алкоголем), в аппарате заместителя начальника штаба ВВС по личному составу (проблемы семей военно­служащих ВВС) и в аппарате помощника ми­нистра обороны по вопросам здравоохранения (Центр по укреплению се­мей военнослужащих). Социальные работ­ники-клиницисты в ВВС возглавляют 11 независимых реабилитационных антиал­когольных центров и заняты во всех пяти про­граммах оказания помощи семьям военнослужащих по месту жительства.

Программа "У детей есть будущее" разра­ботана в 1961 г. в масштабе всех ВВС. Она ориентирована на неполноценных детей и призвана помочь семьям военнослужащих ВВС, где имеются дети с физическими, пси­хическими или эмоциональными отклонени­ями. Большинство сотрудников программы составляют военные или гражданские соци­альные работники. Они оказывают консуль­тативные и справочные услуги, помогают родителям добиться, чтобы их проблемы учи­тывались при перемещениях по службе, обес­печивают медицинскую, педагогическую и финансовую помощь.

В 1975 г. в Военно-воздушных силах была развернута Программа защиты детей, руко­водство которой поручалось сотрудникам программы "У детей есть будущее". Целью новой программы стали профилактика, выяв­ление и ликвидация случаев плохого обраще­ния с детьми и плохого ухода за ними, а позже — плохого обращения с супругами. Лица, выполняющие все эти обязанности, те­перь называются — уполномоченные по за­щите семьи. До 1969 г. персонал программы "У детей есть будущее" сам осуществлял ад­министративные функции. Теперь эта про­грамма курируется консультантом штата аппарата главного хирурга.

Социальные работники в Военно-воз­душных силах сейчас рассматривают воз­можности расширения своей деятельности и выхода за пределы психоневрологических от­делений в госпиталях. Уже создано отделение


 

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ


122


123


ВЫХОДНА ПЕНСИЮ И ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ


 


социальной работы. Если этот опыт окажется успешным, то могут быть учреждены и другие подобные службы. Кроме того, за помощью к социальным работникам обращаются центры помощи семьям, действующие на многих объ­ектах ВВС. Эти центры аналогичны действу­ющим в Сухопутных войсках и ВМФ и координируют оказание социальных услуг в воинских коллективах.

Особенности профессиональной социальной работы среди военных

В течение последних нескольких десяти­летий деловые круги и профсоюзы, так же как и вооруженные силы, проявляют все воз­растающую заботу о благосостоянии своего персонала. В результате растет число привле­каемых социальных работников и лиц других профессий, призванных способствовать ре­шению указанной проблемы. Главный прак­тический вопрос для социального работника, находящегося на жалованье или являющего­ся членом социальной организации, заклю­чается в следующем: для кого я должен работать — для организации, для клиента (пациента) или для них обоих?

Для социального работника в вооружен­ных силах ответ заключается в том, что он действует и в интересах работодателя, и в ин­тересах отдельных клиентов. Однако госу­дарственные и институциональные интересы должны стоять на первом месте, когда речь идет о национальной безопасности, обороне или боевой готовности. Наглядный пример этого — Программа надежности личного со­става. Эта программа призвана гарантиро­вать надежность военного персонала, связанного с обслуживанием ядерного ору­жия, т. е. пилотов бомбардировщиков и лич­ного состава пусковых ракетных установок. Когда то или иное лицо, относящееся к этой категории, обращается за помощью к соци­альному работнику, то в определенных ситу­ациях полученная от него информация должна быть доведена до сведения его на­чальников. В этих случаях ответственность и роль военного социального работника отли­чаются от роли его гражданского коллеги, практикующего на частной основе или явля­ющегося сотрудником агентства социальных услуг. В то же время обязанности военного социального работника близки к обязанно­стям тех социальных работников, которые со­стоят на жалованье у организаций, заинтересованных в сохранении секретно­сти, в безопасности или в охране здоровья.

На военных социальных работников, на­ходящихся на действительной службе, на-


кладываются и другие ограничения. Так, они не вправе сообщать о том, куда их посылают, в каком качестве они будут работать, сколько пробудут в том или ином месте. Их часто при­глашают участвовать в принятии решений. Большинство военных социальных работни­ков избрали эту карьеру, поскольку она от­крыла перед ними возможность служить своей стране в различном качестве и в самых разных уголках мира. Практическая соци­альная работа среди военных требует готов­ности идти на риск, преданности своей стране и веры в то, что социальная работа вносит вклад в ее оборону.

Питер Дж. Макнелис

Bevilacgua J.J., Darnauer P. F. (1977). Military Social Work. In: Encyclopedia of Social Work. (17th ed., p. 927—931). Wash., D. C: National Association of Social Workers. • U. S. Department of Defense (1984).— Almanac. Defense 84 (p. 30—32) Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Whitworth S. (1984). Testimony on Military Families. Hearings of the Select Committee on Children, Youth and Families. U. S. House of Repre­sentatives, 98th Congress, Second Sess. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office.

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Выход на пенсию по желанию работника или по требованию работодателя — событие, существенно изменяющее жизнь человека. Для некоторых это разрекламированное при­ятное погружение в "золотые годы" — беско­нечный уик-энд свободы и радости. Для других — время переоценки и переустройст­ва жизни, и хотя жизнь может быть перестро­ена, ее качество остается, по существу, неизменным. Для третьих — расставание с удовольствиями жизни, период одиночества, разочарования и отчаяния. Факторы, кото­рые определяют обстоятельства выхода на пенсию, — это состояние личных и семейных ресурсов, наличие планов дальнейшего существования, степень социальной ответст­венности, принимаемой на себя работодате­лем, объем ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, уровень знаний и


умений работника и условия их эффективно­го использования.

Число пенсионеров

Население пенсионного возраста и численность выходящих на пенсию оцениваются с достаточной точностью. Это число система­тически увеличивается, так же как и средняя продолжительность жизни, при этом сущест­вует тенденция выхода на пенсию работоспо­собных мужчин до достижения ими 65 лет (установленного в США пенсионного возра­ста).

Эта тенденция не изменилась сколько нибудь существенно в результате принятия в S 978 г. поправок к Закону о дискриминации по возрасту при приеме на работу, в соответствии с которыми возраст, до которого запре­щается дискриминация при приеме на работу, увеличен до 70 лет. Поправками к За­кону о социальном обеспечении, принятыми в 1983 г., предусмотрено увеличение возраста выхода на пенсию со всеми преимуществами до 66 лет (увеличение возрастного предела по два месяца на каждый год) в период от 2000 до 2005 г. и до 67 лет (увеличение возрастного предела по два месяца на каждый год) в пери­од от 2017 до 2022 г. Администрация Службы социального обеспечения сообщила, что в 1960 г. ею было назначено немногим менее миллиона пенсий работающим лицам пенсионного возраста. Это число возросло в 1970 г. до 1,3 млн, в 1980 г. — до 1,6 млн и в 1987 г. — почти до 1,7 млн человек. Тем не менее и это число не включает всех пенсионе­ров. Например, из их числа исключены служащие федерального правительства, по­скольку как социальная группа они не входят в число лиц, получающих пенсии по линии системы социального обеспечения.

Согласно прогнозам администрации Службы по проблемам старения Министерст­ва здравоохранения и социальных услуг США, к 2000 г. примерно 32 млн американ­цев достигнут возраста 65 лет и старше, что означает увеличение почти в 11 раз по сравнению с 1900 г., когда насчитывалось только 3 млн человек такого возраста. По другой оценке Министерства торговли США, к 2000 г. 35 млн американцев достигнут 65 лет. По этим же данным продолжительность жиз­ни мужчин, достигших 65 лет, увеличилась с 77,8 лет в 1950 г. до 79,5 лет в 1983 г., а для женщин соответственно — с 80,1 до 83,9 лет. Бюро общей статистики США сообщило, что в 1965 г. число вышедших на пенсию в возрасте 62—64 лет составляло 66% общего количества пенсионеров, в 1975—1980 гг. —


87—90%. Почти одна треть мужчин в возра­сте от 55 до 64 лет исключается из числа ра­ботающих, и эта тенденция резко усилилась в последние годы.

Сфера действия систем пенсионного обеспечения

Закон о социальном обеспечении (с по­правками) в настоящее время охватывает почти все сферы деятельности американских рабочих. Это вносит в жизнь значительные изменения. Во время принятия закона в 1935 г, только 6 млн человек (менее 15% всех занятых) подпадали под действие различного рода пенсионных систем. Это число включало около 2 млн правительственных служащих и пенсионеров железнодорожной службы. В 1977 г. 93% людей 65 лет и старше получали пенсии по системе социального обеспечения. Результатом правительственных и частных усилий стало расширение сферы действия систем пенсионного обеспечения. В начале 70-х годов конгресс был так озабочен злоупот­реблениями, обнаруженными в частных пен­сионных системах, что принял Закон о защите доходов при выходе на пенсию. Хотя этот закон не исключил всех проблем, однако создал для работающих определенные меры защиты. В конечном счете не только увеличи­лось число работающих, охватываемых част­ными пенсионными системами, но и размеры частных фондов возросли с 190,4 млрд долл. в 1970 г. до 573,4 млрд долл. в 1983 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...