Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского




 

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского (далее - БМГЦ, цирк) является самым большим стационарным цирком в Европе. В декабре 2015 года завершился ремонт стилобатной части здания цирка с заменой разрушившегося слоя гидроизоляции и усилением отдельных железобетонных конструкций. Это стало подготовительным этапом для реализации комплексной реконструкции здания цирка, построенного в 1971 году и простоявшего несколько десятилетий без капитального ремонта. Предполагаемый срок реконструкции - 2016 - 2020 годы.

Располагая мощным художественно-творческим и техническим потенциалом, цирк активно работает 11 месяцев в году, обслуживая не только жителей столицы, но и гостей города, в том числе и иностранных туристов. Кроме того, номера с участием артистов БМГЦ ежегодно участвуют в различных российских и международных цирковых фестивалях и конкурсах, занимая призовые места.

Цирк целенаправленно осуществляет работу по совершенствованию трюкового и актерского мастерства, поиску новых форм цирковой выразительности, соединению циркового искусства с другими видами творчества.

Цирк осуществляет активную внешнеэкономическую деятельность:
в 2015 году в гастролях за рубежом участвовало более 200 артистов
в 14 странах мира. В дальнейшем планируется увеличение количества гастролей за счет продажи готовых спектаклей на новые иностранные площадки (Латвия, Эстония, ОАЭ, Болгария, Израиль, Китай, Германия). Таким образом, обладая самой крупной базой артистов в Европе, БМГЦ способен стать самым узнаваемым брендом в мире цирковой индустрии и ежегодно выпускать 2 - 3 новые международные программы с дальнейшим прокатом на наиболее крупных площадках Европы, Азии и Америки.

Для популяризации циркового искусства, повышения художественно-творческого уровня, расширения международных культурных связей в области циркового искусства в сентябре 2015 года был проведен третий международный Всемирный фестиваль циркового искусства "ИДОЛ". Визитной карточкой фестиваля стал его яркий стиль, сочетающий в себе богатый колорит, историю, традиции русской и советской культуры в сочетании с современными направлениями индустрии шоу и развлечений. Организаторы представили на суд зрителей и международного жюри коллекцию лучших цирковых номеров и аттракционов из разных стран мира. В течение 2015 года зрителям были представлены 4 новые программы: "Like Russian", "К.У.К.Л.А", "Мр.Тигр", "Вещий сон" (новогоднее представление).

Постановка трех программ осуществлялась за счет собственных средств цирка, а постановка программы "Мр.Тигр" производилась совместно с автономной некоммерческой организацией "Центр по изучению и сохранению популяции амурского тигра" частично за счет спонсорской помощи. Представления в 2015 году посетили 535 тыс. человек.

 

Выводы и предложения

 

Позитивным итогом 2015 года стало активное развитие не только столичных, но и региональных театров, фестивального движения и гастрольной деятельности, практики совместных постановок отечественных и зарубежных театров.

Среди положительных тенденций – расширение государственной целевой поддержки масштабных творческих мероприятий, что позволило Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности реализовать комплексные театральные программы на территории всей страны. Расширению географии проведения творческих проектов способствовал Комплекс мероприятий по поддержке гастрольной деятельности российских исполнительских коллективов «Всероссийские филармонические сезоны».

Плодотворной формой развития и продвижения музыкального и драматического театра стало возрождение практики филиалов ведущих отечественных коллективов в отдаленных российских регионах. Яркий пример тому – проект Мариинского театра «Приморская сцена».

В сфере популяризации музыкального и театрального искусства в 2015 году продолжилось освоение IT–технологий, дающих возможность формирования единого виртуального культурного пространства и создания условий равного доступа жителям отдаленных районов страны к лучшим образцам отечественного искусства (программа «Виртуальные концертные залы», позволившая в 2014-2015 годах охватить около 50 регионов страны).

Принимаемые меры позволили во многом усовершенствовать материально-техническую и имущественную базу цирков. Наряду с созданием комфортных условий в цирковых залах и должного технического обеспечения постановок в современном цирке продолжается совершенствование организации творческого процесса, профессионального образования, а также поддержка фестивальных и конкурсных инициатив, стимулирующих развитие процесса в цирковой сфере и привлекающих общественное внимание к данному виду искусства.

Работа в этом направлении будет продолжена.

 


Раздел 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

Изобразительное искусство

 

Анализ текущей ситуации

 

Существенной чертой развития современного искусства, ярко проявившейся в художественной жизни 2015 года, является его интегрированность в актуальные социальные процессы. Современное искусство во всех своих формах - от классически устоявшихся до самых новаторских - стремится к осмыслению серьезных социальных явлений, к более глубокому "прочтению" отечественной истории, к активному диалогу со зрителем. При этом картина художественной жизни сохраняет свою многоликость и многообразие, по-прежнему разделяясь на два основных направления: так называемое "актуальное искусство", развивающееся в основном в новых, часто интерактивных формах с применением современных художественных практик и стратегий, и искусство, традиционно делящееся на виды (живопись, скульптура, графика) и жанры. Тенденция
к преодолению антагонизма, присущего взаимодействию этих двух тенденций в первом десятилетии нового столетия, проявляется достаточно отчетливо. Очевидно и стремление к определенному обновлению системы выразительного языка заметно и в сфере "классического" искусства - как на уровне процесса обучения молодых художников, скульпторов, графиков, так и в их творчестве.

Структура художественной жизни в стране обрела устойчивые институциональные формы, разнообразные по статусу и функциям: в 2015 году важнейшие события также были инициированы общественными творческими организациями, институциями, принадлежащими к федеральным и иным государственным учреждениям, частными фондами и галереями.
Их деятельность в целом была ориентирована на репрезентацию новых, оригинальных проявлений современного отечественного искусства,
на стимулирование творческих поисков в нем, на адекватный, своевременный отклик социальным запросам и интересам, на сохранение и умножение связей российских мастеров и художников из стран СНГ, на развитие творческих связей между представителями отечественного и мирового искусства.

В сфере общественных творческих организаций, прежде всего, следует отметить деятельность творческих Союзов России (Союз Художников России с региональными отделениями, Международная конфедерация Союзов Художников, Московский союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров). Развитая структура творческих мастерских, производственно-творческих семинаров, экспертных художественных советов, секционные подразделения по отдельным видам искусств, наличие молодежных секций, самостоятельной выставочной и издательской деятельности превращает эти организации во влиятельный фактор развития искусства на всех его уровнях.

Другой важнейшей частью институциональной структуры художественной жизни являются разномасштабные государственные федеральные, региональные, муниципальные организации: выставочные залы и объединения, центры, музеи и институты, образовательные учреждения,
не только обеспечивающие реализацию художественной деятельности, но и во многом определяющие и ее стратегические направления. В первую очередь здесь следует указать на Российскую академию художеств и ее региональные отделения; важную роль в этих процессах играют Государственный центр современного искусства[1] и его филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Владикавказе, Самаре, Томске; Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт музей в Москве; Государственный Центр фотографии - РОСФОТО в Петербурге; Художественный фонд "Московская биеннале" и другие. Все они ведут обширную выставочную работу по всей стране, знакомя зрителей всех регионов России с актуальным художественным процессом, активно работая с современными художниками всех направлений.

Все более активную позицию в представлении современного искусства занимают "классические музеи", среди которых Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. В частности, в 2015 году Государственный Русский музей провел выставку "Россия. Реализм. XXI век", продемонстрировавшую многоаспектный и полемический заостренный взгляд на реалистическую традицию в русском искусстве, рассматривая ее как одну из фундаментальных и самых существенных в контексте его развития. На выставке были представлены произведения художников, демонстрирующие пути и возможности соединения реалистической манеры с современными художественными приемами.

Заметное и конструктивное значение в культурной и художественной жизни страны приобрели и частные, не дотируемые государством, фонды и институции. Эти художественные институции ведут самостоятельную активную выставочную деятельность, представляя художественные феномены, находящиеся на "передовой" современного искусства. Наряду с общественными творческими союзами, государственными учреждениями разного уровня, частные фонды и галереи активно участвуют в репрезентации русского искусства за рубежом. Нередки случаи государственно-частного партнерства в этой области.

В целом, касаясь деятельности разнообразных институциональных форм художественной жизни в стране, можно сделать обоснованный вывод о том, что их участие в художественных процессах объединено стремлением организационно и информационно поддержать развитие отечественного искусства на всех его уровнях, обеспечить современные, совпадающие с национальными интересами, координаты его функционирования, достойно представлять его в интернациональном художественном пространстве - разнообразных смотрах, форумах, фестивалях. Общность стратегий определяется, прежде всего, теми существенными тенденциями, которые диктуют сегодня время и потребности социума, которые и заслуживают более подробного анализа.

 

Художественные события

 

Среди самых масштабных и запоминающихся художественных событий в 2015 году следует назвать, прежде всего, те, формат проведения которых позволял художникам проявить свою активную социальную позицию, удовлетворял их стремление к неформальному, свободному диалогу с обществом и, более конкретно, со зрителями. Открытость художника обществу, его выход в социокультурное пространство, его "ангажированность" интересами и потребностями его современников - все это стало устойчивой тенденцией, характеризующей художественный процесс. Об этом свидетельствует и очевидное нарастание количества социокультурных проектов: фестивалей, мастер-классов, пленэров, биеннале и форумов культуры, во время которых происходит неформальное вовлечение зрителей в творческий процесс, в его интерпретацию и осмысление.

Следует отметить, что разнообразные формы современного искусства - как классические, так и актуальные - уже формируют специфическое пространство, способное репрезентировать и пропагандировать определенные ценностные системы, утверждать или дискредитировать определенные идеалы. В этом плане потенциал современного искусства с точки зрения его воздействия на общество действительно велик и эффективен для укрепления взаимосвязей и взаимопонимания между разными социальными слоями, разными поколениями.

В 2015 году художественные институции активно осуществляли проекты, стимулировавшие открытый диалог между публикой и творческой частью общества, организуя специальные просветительские программы и акции, осуществляемые совместно художником и его зрителями. Показательна именно обратная связь с публикой, проявляющаяся в заметном росте (прежде всего количественном) участников акций "Ночь музеев" и "Ночь искусств", которые, начавшись с инициативы Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, охватывают теперь весь российский культурный ландшафт (более 160 городов участников, проводятся несколько раз в год).

Безусловно, самыми значимыми в 2015 году были художественные форумы, посвященные 70-летию Победы в Великой отечественной войне. И здесь в первую очередь выделяется Международная художественная выставка "Победа". Существенным для понимания значения этой выставки является тот факт, что она собрала произведения художников всех стран, входивших в состав СССР и принимавших участие в Великой отечественной войне.

В унисон с выставкой, посвященной юбилею Победы, публикой была воспринята и выставка "Грековцы", посвященная 80-летию организации Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Она стала крупнейшей за всю историю студии и продемонстрировала достижения русского батального искусства, его вклад в художественном переживании и осмыслении великих дат в истории страны.

Среди выставок, приуроченных к великой исторической дате, стоит отметить выставку "Цветы Победы", организованную Российской академией художеств, в которой приняли участие, как академики, так и выпускники академических институтов и творческих мастерских РАХ. Российская академия художеств стала социальным партнером Всероссийского фестиваля молодежного творчества "Я - автор", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и организованного Всероссийским обществом инвалидов (разработка программ для людей с ограниченными возможностями и исследование перспектив арт-терапии являются одним из важных направлений деятельности Академии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...