Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутрикультурные противоречия




Для того чтобы уяснить сущность внутрикультурных противоречий и направление возможного их разрешения, необходимо проанализировать еще два аспекты типологии культур:

- культуры естественные (натуральные) и культуры трансцендентные;

- культуры справедливые и несправедливые.

Древнегреческий мыслитель Демокрит отмечал, что человек создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе. В подражании природе (натуре), угождении человеческому естеству суть естественной культуры.

Трансцендентные культуры (в основном, они носят религиозный характер) в значительной мере отрицают натуру и естество. Они ориентированы на высшую сущность, недоступную рациональному познанию и объяснению, отсюда и термин трансцендентность (от латинского transcendentis — находящийся за пределами опыта, недоступный познанию).

Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) был первым, кто стал сравнивать культуру с живым организмом: он называл культуру историческим индивидуумом.[109] Культура — саморазвивающаяся система, идеалом, пределом развития которой является обеспечение ее носителям счастья (глубокой и стойкой удовлетворенности жизнью).

Особенностью естественной культуры является то, что она не способна обеспечить одинаково высокого уровня удовлетворенности всем членам общества. Определенная группа (аристократия, элита, нувориши) всегда имеет больший доступ к материальным и духовным благам. Другие (рабы, наемные работники, безработные) оказываются средством обеспечения комфорта первых. Соответственно в обществе формируется несколько культур: культуры высших, средних, низших. Лишь культура высших поставлена в такие условия, что она может развиться до уровня, обеспечивающего счастье его носителям. Культура низших, развившись до уровня обеспечения выживания (физического существования), встречает препятствия для дальнейшего развития, в форме различных социальных механизмов, обеспечивающих счастье высших.

В то же время по характеру функционирования и вектору развития культура низших как системное саморазвивающееся образование принципиально ничем не отличается от высших образцов. Низшая культура точно также имеет вектором развития обеспечение счастья ее носителям. Подобно маленькому растению, над которым находится слой асфальта, она способна взломать преграды, мешающие ее развитию.

Иногда вариантом преодоления преград оказывается напряженный труд, который в сочетании с удачей приводит к богатству и прорыву в высшие сферы. Эти случаи крайне редки, их скорее следует отнести к числу исключений, подтверждающих правило (хотя пропаганда активной рекламой таких примеров стремится доказать, что именно они являются нормой — это не более, чем защитный механизм высшей культуры). Правилом же является один из следующих вариантов:

- достижение высоких стандартов жизни криминальными способами;

- обращение к алкоголю или наркотикам (легкодоступная форма квазисчастья);

- развитие революционных теорий и участие в революционной деятельности;

- обращение к трансцендентной культуре, которая коренным образом меняет представление о счастье и способах его достижения.

Трансцендентная культура — культура, основанная на мистических элементах, представлениях о сверхъестественных силах (в этом и заключается ее трансцендентность, рациональная непостижимость и противопоставление культуре, ориентированной на естество). Трансцендентные культуры практически полностью отрицают материальные ценности. Рассматривают удовлетворение естественных материальных потребностей как зло либо неудобство, от которого не удается избавиться до поры до времени. Страдание в таких культурах обретает статус блага, рассматривается как источник заслуг, признак избранности. Абсолютное большинство естественных ценностей меняет знаки, превращается в антиценности в трансцендентной культуре, которая открывает людям целый пласт новых ценностей, связанных с богом и высшей, идеальной жизнью.

Трансцендентную культуру атеисты нередко считают иррациональной, противоречащей природе людей. При поверхностном анализе кажется, что так оно и есть. Однако углубленный анализ свидетельствует об ином. Потребности — это первооснова любой культуры. Именно они оказываются тем генотипом, который из микроэлемента формирует большой организм. Трансцендентные культуры не могли бы не только долго существовать, но и вообще вряд ли бы сформировались, если бы не опирались на что-то такое, что находит отклик в человеческом естестве. Генотипом трансцендентной культуры является присущая каждому человеку потребность в определении смысла жизни и периодически возникающая у людей потребность найти опору и поддержку в трудных и безвыходных ситуациях, когда бог оказывается единственным существом, обращение к которому рационально в определенных условиях. Парадоксально, но бесспорно то, что рационализм бессилен указать человеку конечную цель его бытия. Абсолютный рационализм оборачивается иррационализмом и кризисом смысла жизни, фактором глубокой неудовлетворенности. В этом смысле трансцендентные культуры могут считаться в высшей степени естественными, поскольку ориентированы на высшую часть человеческого естества.

Трансцендентные культуры полярны. Одни из них ориентируют человека на служение силам добра, другие — силам зла. Последние корректно определить как антикультуры. Они суть проявление неспособности и нежелания воспринять стандарты высшей справедливости, что трансформируется в воинственное ее отрицание. С ними связано отрицание правды, добра, справедливости, порядочности, развитие агрессивности, коварства, безжалостности, безразличного отношения к окружающим. Эти элементы можно найти в основе абсолютного большинства преступлений.

Развитие трансцендентных культур, ориентированных на утверждение высшей справедливости, имеет ярко выраженную антикриминальную сущность, проявляющуюся в том, что они:

- нейтрализуют такой мощнейший криминогенный фактор как социальное неравенство;

- на идеальном уровне устраняют безнаказанность (любой плохой поступок влечет отрицательные последствия в инобытии);

- подавляют и ограничивают материальные потребности, которые лежат в основе абсолютного большинства преступлений, учат терпеть и подавлять гордость и самолюбие;

- ориентируют на отрицание зла и насилия, на помощь ближнему и сострадание.

Они уязвимы лишь в том, что могут трансформироваться в трансцендентные антикультуры, которые нередко сохраняя религиозную риторику (форму) криминальны по сущности.

Поскольку материальные источники существования ограничены, конкурентная борьба является сущностной характеристикой естественной культуры. Преступность в естественной культурной среде является одной из форм получения доступа к источнику существования. Естественная культура по своей сущности находится в отношениях противоречия со справедливостью: справедливость — феномен не естественный, он имеет скорее трансцендентную природу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...