Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И государственном строе России




 

Отмена крепостного права. К середине XIX в. общий кризис феодально-крепостнической системы достиг наибольшей остроты. Экономика России неуклонно развивалась по капиталистическому пути.

Кризис феодальных отношений стал очевидным. В связи с этим некоторые помещики полностью переводили крестьян на оброк или пытались перейти к использованию машин и наемного труда, другие просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьян в банках. Владельцы посессионных крестьян, получив соответствующее право, освобождали крепостных, а затем брали их на свои предприятия по вольному найму. Однако, значительная масса помещиков все еще видела главный способ ведения хозяйства в увеличении повинностей крепостных крестьян, которые нередко стали превышать их хозяйственные возможности. Это препятствовало развитию промышленности, так как нищее крестьянство, ведя натуральное хозяйство, не могло покупать промышленные товары. Следовательно, промышленность не имела необходимого рынка сбыта. Не было достаточно и свободной рабочей силы, потому что основная масса населения была закрепощена.

Событием, которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением России. Война показала отсталость и бессилие крепостнического строя, гнилость экономики страны. Росло число массовых стихийных выступлений крестьян.

В этой обстановке правительство сочло необходимым предпринять меры для спасения самодержавия, и прежде всего, приступить к подготовке крестьянской реформы, с тем, чтобы отмена крепостного права произошла сверху, нежели снизу, под давлением народных масс.

Отмене крепостного права и проведению крестьянской реформы предшествовала достаточно длительная работа по выработке проектов соответствующих законодательных актов. Существовало три основных варианта осуществления реформы: 1) отменить крепостное право единым указом и без наделения крестьян землей; 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп; 3) перевести крестьян в положение временнообязанных на срок. Все предложения по реформе концентрировались в Министерстве внутренних дел.

В январе 1857 г. по указанию императора Александра II был создан Секретный комитет, которому поручалось выработать основной проект отмены крепостного права. Через год он был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения (в него входило 12 высших сановников под председательством царя). Кроме того, в 1858-1859 гг. было образовано около 50 губернских дворянских комитетов, от которых также исходили предложения по проведению реформ. При Главном комитете возникли две редакционные комиссии: они собирали и систематизировали мнения губернских комитетов.

В Главном комитете и комиссиях шла борьба либерального и консервативного направлений. Обсуждение продолжалось долго, и наконец, был подготовлен окончательный проект. Он был рассмотрен и одобрен Государственным советом.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов). В этих документах были разрешены четыре вопроса: а) о личном освобождении крестьян; б) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; в) о выкупе крестьянами своих земельных наделов; г) об организации крестьянского самоуправления. Всего реформа была проведена среди помещичьих крестьян в 34 губерниях (великорусских, левобережной и южной Украины и восточной Белоруссии).

С момента обнародования Манифеста крестьяне получили личную свободу: прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работу, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: самостоятельно вступать в брак, заключать договоры с частными лицами и казной, свободно заниматься торговлей и промышленностью, приобретать движимую и недвижимую собственность, наследовать имущество, вести свои судебные дела, участвовать в работе органов общественного самоуправления, поступать на службу, на учебу и т.д.

Законом был установлен 2-летний срок для определения земельных взаимоотношений помещиков и крестьян. В течение этого времени крестьяне, хотя и получившие личную свободу, обязаны были отбывать прежние повинности в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. Наделение землей производилось в различных районах страны в соответствии с местными положениями. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, где указывалось, какую именно землю получали крестьяне. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками, назначавшимися Сенатом по представлению губернаторов. Грамоты обсуждались на крестьянских сходах. По предложениям крестьян в них могли вноситься поправки. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с окончательным текстом, а посредник признавал её содержание соответствующим требованиям закона.

Земля, получаемая крестьянами при освобождении (а землей наделялись только лица мужского пола), подразделялась на приусадебный участок и полевой надел. За землю крестьяне должны были заплатить обязательный выкуп, причем усадьбу можно было выкупить в любой момент, а полевой надел – с согласия помещика и общины. Дворовые крестьяне, т.е. состоявшие в штате дворовые слуги помещика, земли не получали, но и выкуп не платили. Наделение землей происходило в обязательном порядке, причем крестьянин не мог отказаться от этой земли в течение 9 лет после издания закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось нежеланием быстрой пролетаризации крестьянской массы и полицейскими соображениями: в городах могло скопиться большое количество лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян.

Сами земельные наделы крестьяне получали с подписанием уставной грамоты, но впредь до заключения выкупной сделки считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а у крестьян она находилась только в пользовании, за что они несли повинности (барщину, правда сниженную до 30-40 дней в году, и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус собственников. Однако, собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями, и полным собственником земли крестьянин мог стать лишь после выплаты всех выкупных платежей. Временнообязанное состояние могло быть прекращено по истечении 9-летнего срока с момента выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела.

Общий срок пребывания во временнообязанном состоянии установлен не был, поэтому многие крестьяне тянули с выкупом. К 1881 г. таких крестьян оставалось около 15 %, поэтому был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет, иначе право на земельные наделы терялось. В 1883 г. все те, кто заключил выкупные сделки, были переведены в состояние собственников, и категория временнообязанных крестьян исчезла.

После совершения выкупной сделки крестьяне получали права свободных сельских обывателей. Вместе с тем, они оставались податным сословием, т.е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированные сословия и почетные граждане).

Размеры полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и порядок их выкупа были определены, прежде всего, с учетом интересов помещиков.

Вся земля в губерниях, где проводилась реформа, делились на 3 полосы в зависимости от её качества: нечерноземную, черноземную и степную. Полоса подразделялась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня экономического развития. Для каждой полосы местными положениями были установлены свои нормы (высшие и низшие) наделения крестьян землей. Однако, эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была отрезана: крестьяне лишились свыше 5 млн. га, что составило около 20 % крестьянских земель.

Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Был установлен годовой 6 % капитализированный оброк, в среднем равнявшийся дореформенным годовым доходам помещика. Он и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли и фактически включал стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. руб., крестьяне же должны были за нее заплатить 867 млн. руб.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли правительство организовало так называемую выкупную операцию. 20-25 % выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80 % помещики получали от государства. Оно, в свою очередь, взыскивало данную ссуду с крестьян в рассрочку в течение 49 лет с учетом 6 % годовых. Всего за 40 лет крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. руб., т.е. вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.

В Великороссии, большей части современных Украины и Белоруссии сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, т.к. именно она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю. Внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и исполняла повинности, распределяя их между своими членами. Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностей и выкупных платежей были связаны круговой порукой и за неплательщиков платили исправные плательщики. Но община в свою очередь могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки по решению сельского схода или принудительно отдать на заработки. Уйти из общины можно было лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Сохранение общинной собственности на землю, связывая инициативу и предприимчивость крестьян, серьезно тормозило экономическое развитие деревни.

В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, некоторые районы Сибири и т.д.), устанавливался подворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно было лишь по истечении 9 лет с момента объявления реформы.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена и на другие категории крепостных крестьян. Удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов) и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, а полевой надел – лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Что касается организации крестьянского самоуправления, то его органами в сельских обществах, объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок.

Сельские общества объединялись в более крупные единицы – волости с населением от 300 до 2000 человек. Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел – один человек от 10 дворов. Волостные сходы избирали волостного старшину и волостных судей.

Выборные должностные лица общин и волостей обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. В период временнообязанного состояния староста был фактическим помощником помещика. Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов.

Таким образом, крестьянская реформа хоть и сохраняла многие остатки феодальных отношений, все же носила буржуазный характер и открыла дорогу развитию капитализма в стране.

Общественный строй. Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй Российской империи.

Потеряв власть над крестьянами, многие дворяне обуржуазились и вступили на путь капиталистического предпринимательства. Часть дворян разорялась и продавала земли. Тем не менее, при общем сокращении помещичьего землевладения к концу XIX в. 30 тыс. дворян-помещиков владели 70 млн. га земли.

Основные привилегии дворянства оставались неизменными. Дворянство сохраняло сословные организации: губернские и уездные собрания. Оно было самой влиятельной силой и определяло основные направления политики. За пятьдесят пореформенных лет сословный состав высшей бюрократии почти не изменился: в 1853 г. в Сенате было 95 % дворян, к началу XX в. – 88 %, а Государственный совет к концу XIX в. почти полностью состоял из дворян. Но число земельных собственников среди этой прослойки к концу века значительно сократилось.

В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Соответственно шло расслоение крестьянства: появились батраки – сельский пролетариат и кулаки – сельская буржуазия, которые эксплуатировали беднейшую часть крестьянства.

С отменой крепостного права отпали факторы, сдерживающие развитие свободного рынка, поэтому буржуазия быстро организовывалась в класс. Значительную его часть составляло дореформенное купечество. В результате нового промышленного переворота 70-х годов XIX в. усилились позиции крупной промышленной буржуазии. Она была тесно связана с государственным аппаратом и политика государства в экономической сфере отвечала ее интересам.

Вместе с тем, политические позиции буржуазии в обществе были недостаточно сильны. При отсутствии политических партий буржуазия создавала различные общества. Так, в 1866 г. было создано Русское техническое общество, в 1867 г. – Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли. В 1870 г. в столице состоялся первый официальный торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. В 80-е годы XIX в. проявились процессы монополизации (особенно нефтяной и сахарной промышленности).

В связи с развитием промышленности резко увеличивалась численность городского населения. Число работавших по найму к концу XIX столетия достигло 10 млн. человек. Но большую долю рабочих сначала составляли лица, не порвавшие окончательно с сельскохозяйственным производством и сезонной работой. Постепенно бывшие крестьяне, закрепляясь на производстве, перевозили в город свои семьи, и становились кадровыми рабочими – пролетариями, свободными от собственности на средства производства.

Порядки на фабриках и заводах многое унаследовали от дореформенной эпохи. Отношения рабочих и нанимателей были слабо урегулированы законодательством. Пользуясь этим, наниматели устанавливали громадную продолжительность рабочего дня, произвольные штрафы, расплачивались натуральными продуктами из местных лавок, задерживали выдачу зарплаты.

Формируясь как класс, пролетариат постоянно боролся за свои права, используя забастовки и стачечные методы. В результате в 80-е годы XIX в. условия труда и заработной платы были несколько улучшены, усилилось значение фабричных инспекторов.

Государственный строй. Изменения в государственном строе, произошедшие в эпоху реформ, явились значительным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Император сохранял закрепленный в основных законах Российского государства статус неограниченного монарха. В кругах, близких к Александру II, вынашивались идеи о переходе России к конституционной монархии, т.е. об ограничении власти царя выборными органами, но после убийства народниками императора в 1881 г. эти планы были отвергнуты, и взошедший на престол Александр III подписал Манифест о незыблемости самодержавия.

Высшим законосовещательным учреждением России оставался Государственный совет, на который в ходе реформ 60-70-х гг. легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения), комиссии (по охране государственного порядка) и совещания (Особое совещание для охраны спокойствия и пр.). Члены Государственного совета назначались пожизненно и иногда вели себя независимо, что не нравилось Александру III, который при решении государственных вопросов стал опираться на Комитет министров.

Сенат продолжал сохранять статус высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции. В результате проведения судебной реформы 1864 г. его положение несколько упрочилось. В 1866 г. в составе Сената открылись уголовный и гражданский кассационный департаменты. В 1872 г. создается Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах, а в 1885 г. учреждается Высший дисциплинарный суд для рассмотрения правонарушений, совершенных судьями. В 1898 г. существовавшие в составе Сената апелляционные департаменты были объединены в единый Судебный департамент.

Накануне реформ в 1857 г. (официально – в 1861 г.) был учрежден новый высший орган – Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главноуправляющие ведомствами. Председательствовал в Совете император. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством, и имел только совещательное значение.

Важную роль в системе высших государственных органов некоторое время продолжала играть Собственная его императорского величества канцелярия. Но в 1880 г. было упразднено её Третье отделение, а в 1882 г. – Второе.

Аппарат министерств в 1860-1870-х гг. был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов. В составе последнего были созданы казенные палаты, ведавшие прямыми налогами, акцизное управление, осуществлявшее косвенное обложение, Главное выкупное управление, департамент торговли и мануфактур. Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществляя подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора.

Министерство внутренних дел после упразднения III отделения получило функции политического сыска, в него вошел Отдельный корпус жандармов. В 1880 г. создается Департамент полиции – важнейшая часть министерства, а в 1879 г. – Главное тюремное управление. На местах МВД имело подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и пр.

Постепенное превращение монархии феодальной в монархию буржуазную явилось главной предпосылкой целого ряда реформ, последовавших в России вслед за крестьянской реформой 1861 г.: судебной, военной, земской, городской, финансовой, полицейской, тюремной, школьной, университетской и др.

Земская и городская реформы. Так, глубокому реформированию подверглась система местного управления. Дореформенная система отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. В период же поступательного развития капиталистических отношений буржуазия хотела ликвидировать часть сословных привилегий и получить доступ к «рычагам власти», пусть пока и на местном уровне. Крестьянская реформа также настоятельно требовала перестройки местного управления.

1 января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и земских уездных учреждениях. Началась земская реформа. В 34 губерниях были созданы органы местного самоуправления: уездные и губернские земские собрания в качестве представительных и распорядительных органов и их исполнительные органы – земские управы.

Функции земских органов ограничивались хозяйственными вопросами: заведованием имуществом, капиталами и денежными сборами земств, а также взаимным земским страхованием имущества; содержанием земских зданий, школ, больниц, приютов, устройством подъездных путей; попечением о местной торговле и промышленности, продовольственном снабжении, санитарном состоянии.

Уездные земские собрания избирались по трем избирательным куриям:

первая – курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, владевших землей определенного размера (от 200 до 800 десятин в зависимости от местности). В курию также входили торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью более 6 тыс. руб.;

вторая - городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера, или владеть недвижимостью стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. (в зависимости от величины города);

третья - сельская (крестьянская) курия. Имущественный ценз в ней установлен не был, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне-домохозяева, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое изби­ло земских гласных.

Выборы в губернские уездные собрания проводились гласными уездных земских собраний.

Земские и губернские земские управы как исполнительные органы заведовали текущей деятельностью земств и состояли из председателя и двух членов. В их структуру входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы. Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога (в 1866 г. было запрещено облагать налогом торговые и промышленные предприятия).

Собрания и управы избирались на три года. Во главе их стояли выборные председатели (председателями земских собра­ний были предводители дворянства). Председатели уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы — министром внутренних дел.

Государственные органы жестко контролировали деятельность земств. Так, губернатор мог приостановить любое постановление земства по соображениям противоречия государственным интересам, земствам запрещалось публиковать свои постановления без разрешения губернатора. Сенат запретил сношение земств друг с другом.

В целом создание в России земских органов имело прогрессивное значение. Земства много сделали для развития местного хозяйства, просвещения, здравоохранения, и именно в них концентрировались оппозиционные царизму буржуазно-либеральные слои общества.

Городская реформа, как и земская, явилась следствием развития капиталистических отношений после отмены крепостного права. Буржуазия требовала создания бессословных органов городского самоуправления.

Ещё в 1846 г. для Петербурга было выработано Городовое положение, по которому закреплялось пять городских сословий (а не шесть разрядов, как было по Жалованной грамоте городам), восстанавливалась общая городская дума, избираемая напрямую. Общая дума выбирала распорядительную (исполнительную) думу. Городской голова избирался представителями всех сословий. Однако, в 50-х гг. XIX в. численность общей думы была уменьшена вдвое, и был установлен двухступенчатый порядок её выборов. В 1863 г. Петербургское положение было распространено на Москву и Одессу.

Новое Городовое положение было утверждено императором 16 июня 1870 г. На основе данного закона в 509 городах России были созданы органы местного самоуправления: городские думы и городские управы, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года.

Гласных в городскую думу, бывшую распорядительным органом, могли избирать только достигшие 25-летнего возраста плательщики городских налогов, причем в зависимости от размера уплачиваемых податей и налогов избиратели подразделялись на три курии. Первая курия состояла всего из нескольких десятков лиц, уплачивающих 1/3 городских налогов, вторая - из нескольких сотен, третья – из тысяч налогоплательщиков. Каждая из курий имела равное число гласных. Юридические лица участвовали в выборах через представителей. Голосование было тайным.

Исполнительным органом самоуправления была городская управа. Половина её состава должна была обновляться каждые два года. Председателем думы был городской голова, он же возглавлял управу, причем мог приостановить её решение.

Городское самоуправление находилось под контролем государственной администрации. Городской голова уездного города утверждался губернатором, губернского – министром внутренних дел. Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников под председательством губернатора. Губернатор также разрешал разногласия между думой и управой и контролировал смету доходов и расходов думы.

В компетенцию городской думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок; установлении правил о заведовании городскими имуществами, приобретении городской недвижимости, о займах. В пользу города дума могла устанавливать следующие сборы: оценочный сбор с недвижимости, сборы с документов на право торговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений, собак, аукционов.

Таким образом, как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государства. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию российских городов.

Финансовая реформа. Финансовая реформа проходила в 1862-1868 гг. Немного раньше – в 1860 г. был создан Государственный банк. Выкупная операция потребовала создания Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, осуществлявших кредитование. Кроме того, возникла целая сеть частных коммерческих банков. Реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованному порядку формирования государственного бюджета. Бюджет калькулировался в Министерстве финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом. Исполнялся бюджет с 1864 г. по принципу единства кассы через государственное казначейство. На финансовые (контрольные) палаты возложена обязанность бюджетного контроля по первичным документам.

Старые дореформенные подати, такие, как подушная, и винные откупы, были заменены поземельными и акцизными налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета.

Полицейская реформа. Полицейская реформа начала проводиться с 1862 г. на основе Временных правил об устройстве полиции. Вотчинная полиция в связи с освобождением крестьян была упразднена. Уездная и городская полиции уездных городов были объединены и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством.

Был расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. в мелких территориальных единицах – станах учреждены должности участковых урядников, и создан полицейский резерв в уездах – отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.д.).

В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) – обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы), в которых полицейский аппарат возглавляли частные приставы. Части, в свою очередь делились на участки и околотки, в которые назначались участковые и околоточные надзиратели.

Жандармские округа в 1880 г. были упразднены, но в каждой губернии появилось губернское жандармское управление.

Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям, а полиция вела только дознание.

Изменились и принципы комплектования полиции: до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках. После военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.

Судебная реформа. Дореформенный суд противоречил потребностям буржуазного развития страны. Он находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел, носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы) и был основан на принципах феодального права. Следствие проводилось полицией; гласности судебного процесса не существовало, равно как и состязательности. В судах царили волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и произвол. Это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.

Подготовка судебной реформы началась в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов (С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, А.Ф. Кони и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном Совете царь утвердил четыре документа (судебных устава): Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа провозгласила отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей, создание всесословных судебных органов, равенство всех перед судом, суд присяжных, выборность мировых судей, прокурорский надзор за законностью судопроизводства. Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, оценки доказательств по внутреннему судейскому убеждению и права обвиняемого на защиту.

Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых (местных) судов.

Мировые суды учреждались для рассмотрения небольших гражданских дел (с ценой иска до 500 руб.) и мелких уголовных дел. В частности, им были подсудны дела «о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом до 1 года, денежные взыскания на сумму до 300 руб.

Мировой округ включал, как правило, уезд и входящие в него города и делился на участки. Каждый участок имел мирового судью и почетного мирового судью. Мировые судьи избирались сроком на три года уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или среднее образование, высокий имущественный ценз. Избранный судья утверждался Сенатом. Почетный мировой судья работал на общественных началах, без жалования.

Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и, наконец, в кассационном порядке в Сенат. На созываемые съезды мировых судей ложились обязанности рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Судебный округ совпадал с территорией губернии или объединял несколько уездов. В окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских.

Окружной суд функционировал в составе коронного суда или коронного суда (из трех членов) вместе с 12 присяжными заседателями. С участием присяжных рассматривались те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением прав состояния, кроме дел политического характера. Коронные судьи назначались из числа дворян царем по представлению министра юстиции. В силу принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в отставку.

Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет с цензом оседлости не менее 2 лет. Имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные допускались и крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении – сельские старосты, волостные старшины и т.д. Но присяжные не избирались, а подбирались. Порядок подбора присяжных был следующим: специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания (отбиралось 30 человек, но 12 кандидатур могло быть отведено подсудимым и 6 – прокурором).

Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом. Заседанием руководил председатель коллегии коронных судей. Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил в письменном виде вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, большинством голосов выносили вердикт – виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Коронный суд определял лишь меру наказания. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, считались окончательными, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы только в Сенат в кассационном порядке.

Второй (апелляционной) инстанцией по всем уголовным и гражданским делам за исключением уголовных дел, решенных с участием присяжных, выступали судебные палаты. Их было 14 - на 8-10 окружных судов каждая. Судебные палаты рассматривали жалобы и протесты на приговоры окружных судов. Кроме того, судебные палаты рассматривали в качестве первой инстанции дела по обвинению в государственных и некоторых должностных преступлениях. Эти дела палаты рассматривали с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями.

Высшей судебной инстанцией был Сенат, в котором действовали кассационные департаменты. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.

Предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавшему под общим надзором прокуратуры. Судебные следователи назначались министром юстиции и формально считались несменяемыми.

Главными задачами реорганизованной прокуратуры стали поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения, принесение протестов на приговоры и решения судов. Генерал-прокурором был министр юстиции, в каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуроры имелись при судебных палатах и окружных судах.

Новшеством явилось также учреждение адвокатуры. Адвокаты делились на две категории: присяжных повере

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...