Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

Метод

В основном используется императивный метод правового регулирования, обусловленный, прежде всего, их субъектным составом и заключающийся в обязательном исполнении предписаний, содержащихся в нормах международного права.

Функции международного права - основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Стабилизирующая, регулятивная и охранительная функции

СИСТЕМА МП

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права.

Международное право, как и внутреннее право любого государства, подразделяется на отрасли.

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право; и другие.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Вопрос 2.Соотношение внутригосударственного и международного права на современном историческом этапе.

Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права1.

Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного права).

Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равнопорядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.

Отечественная международно-правовая доктрина и российское законодательство придерживаются в целом дуалистической концепции.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:

1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовые нормы; и

2) в форме непосредственного применения норм международного права в качестве регуляторов внутренних отношений. При этом прямое, непосредственное применение конкретного международного договора возможно и на основе акта, изданного в его исполнение.

(Можно упомянуть о постановлении КС РФ о неисполнении решений ЕСПЧ)

Международное (публичное) право отличается от внутригосударственного права.

1. предмету правового регулирования - международное право регулирует отношения, возникающие только между специфическими субъектами; внутригосударственное право регулирует весь спектр общественных отношений.

2. По субъектам - международное право регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права (государства, и др.)

3. способу создания норм - в международном праве нормы создаются самими субъектами права для себя путем согласования воль при принятии акта; во внутригосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными органами.

4. По источникам права - в международном праве источниками права являются договор и международный обычай; во внутригосударственном праве — закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.

 

Вопрос 47. Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях - прежде всего это

Международный билль о правах человека, что включает в себя:

1. Всебщую декларацию прав человека

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

2.1 Доп. Протокол к пакту, касающийся подачи индивидуальных жалоб в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах

3.1 Доп. Протокол к пакту о гражданских и политических правах о подаче индивидуальных жалоб (петиций) в Комитет по правам человека

3.2 Доп. Протокол к пакту, касающийся отмены смертной казни.

Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития...

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...».

В статье 56 предусматривается, что «все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международной безопасности.

Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружественных отношений и сотрудничества между ними.

Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему.

Также стоит расписать механизмы защиты прав человека: судебные и внесудебные.

 

 

48. Государственный суверенитет и принцип суверенного равенства государств.

 

Государственный суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

1. все государства юридически равны;

2. все государства должны уважать правосубъектность других государств;

3. все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;

4. территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

5. государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;

6. государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

49. Международное экономическое право: понятие, предмет, источники.

Международное экономическое право (МЭП) - это отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного права в сфере торгово-экономического, финансово-инвестиционного, таможенного и других видов сотрудничества.

Международное экономическое право состоит из подотраслей: международного торгового права; международного финансового права, международного инвестиционного права, международного банковского права, международного таможенного права и некоторых других.

 

Среди принципов МЭП необходимо выделить: принцип не дискриминации; принцип наибольшего благоприятствования при осуществлении внешней торговли товарами; принцип права на доступ к морю государств, не имеющих выхода к нему; принцип суверенитета над своими природными ресурсами; принцип права на определение своего экономического развития; принцип экономического сотрудничества
Источниками данной отрасли являются:

1. Акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Устав ГАТТ, Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);

2. Торговые соглашения (Соглашение между правительствами РФ и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г.

3. Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение между правительствами РФ и Египта об экономическом и техническом сотрудничестве 1994 г. и др.);

4. Соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительствами России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г. и др.);

5. Соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией 1995 г.)

Большую роль в международных экономических отношениях играют документы международных неправительственных организаций, например, Международной торговой палаты.
В числе таких документов можно назвать: Унифицированные правила по инкассо 1978 г., Правила Инкотермс 1990 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1994 г. и т.д. Имея характер рекомендаций, указанные документы становятся обязательными для участников внешнеэкономических отношений в случае прямого указания на это в национальном законодательстве и/или в контракте.

50. Порядок урегулирования торгово-экономических споров во Всемирной торговой организации (ВТО).

 

В результате Уругвайского раунда была принята Договорённость о правилах и процедурах, регламентирующих разрешение споров (ДПРС): была создана объединённая система разрешения споров для всех многосторонних соглашений, входящих в ВТО, а организационной основой стал орган по разрешению споров (ОРС).

Механизм разрешения торговых споров ВТО состоит из пяти последовательных ключевых моментов:

1. Проведение двусторонних консультаций. Сторона, считающая, что мера, принятая другой стороной, противоречит какому-либо соглашению ВТО и затрагивает её права, запрашивает с ней консультации с целью найти решение.

2. Создание третейской группы по требованию любой спорящей стороны. Сторона, которой был инициирован спор, может запросить создание третейской группы, если спор не был разрешён на стадии консультаций. Третейская группа состоит из трёх–пяти экспертов из разных стран, назначаемых Генеральным директором ВТО, которые имеют высокую квалификацию в спорных вопросах. Группа изучает и оценивает предмет спора, выясняет применимость положений ВТО. Стороны спора предоставляют третейской группе фактические обстоятельства дела и аргументы в письменном виде.

3. Принятие ОРС отчёта третейской группы. Работа третейской группы заканчивается финальным отчётом, предоставляемым ОРС, в котором изложены выводы и рекомендации. Отчёт должен был принят ОРС в течение 60 дней, если ОРС не примет на основе консенсуса решение отклонить доклад, или если одна из сторон не известит о своём решении передать дело органу по апелляции.

4. Апелляция. У сторон спора есть возможность пересмотреть решение или рекомендации с помощью обращения в апелляционный орган ВТО (который отсутствовал в ГАТТ), состоящий из семи постоянных членов, назначаемых ОРС.Он может отменить, изменить или подтвердить её выводы и рекомендации.

Разбирательство завершается решением апелляционного органа, которое является обязательным для спорящих сторон. ОРС должен принять или отклонить (на основе консенсуса) решение апелляционного органа в течение месяца.

5. Контроль со стороны ОРС за выполнением рекомендаций. В случае если ответчик не выполняет рекомендации третейской группы, то против него могут быть применены различные меры. Если рекомендации не выполнены, то между сторонами начинаются переговоры с целью определить одобренную всеми сторонами компенсацию.

51. Экономические права и обязанности государств. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.

 

Хартия экономических прав и обязанностей государств - документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. Она состоит из преамбулы и четырех глав.

В главе первой данной Хартии заключены основы международных политических и экономических отношений. Принципы:

ненападение;

невмешательство;

взаимная и справедливая выгода;

мирное сосуществование

отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния;

содействие международной социальной справедливости;

международное сотрудничество в целях развития;
свободный доступ к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю, в рамках вышеуказанных принципов.
Глава вторая – «Экономические права и обязанности государств». Она содержит 28 статей.

Согласно этой главе, каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию (ст.1).

В ст.2 зафиксированы основные права государств:

1. регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции

2. регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того их деятельность соответствовала его экономической и социальной политике;

3. национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность;

Статьи 3, 4, 5 гласят о международном сотрудничестве в различных сферах (природные ресурсы, международная торговля).

Обязанности.

Ст.6 призывает государства поддерживать и развивать международную торговлю.

Все государства обязаны содействовать осуществлению всеобщего и полного разоружения

Государства должны предоставить развивающимся странам всеобщий преференциальный, невзаимный и недискриминационный режим в тех областях международного экономического сотрудничества, в которых это возможно (ст.19).

Все государства должны учитывать интересы друг друга

Глава третья «Общая ответственность перед международным сообществом».

Дно морей и океанов является общим человеческим наследием, поэтому все государства должны обеспечить, чтобы разведка этого района и разработка его ресурсов осуществлялись исключительно в мирных целях и чтобы получаемые от этого выгоды справедливо распределялись между всеми государствами, с учетом особых интересов и нужд развивающихся стран (ст.29).

Ст.30 же призывает к защите, сохранению и улучшению окружающей среды для будущих поколений.

52. Общее правило и дополнительные средства толкования международных договоров.

 

Международный договор - международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...