Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические аспекты психологического консультирования.

Принципы психологического консультирования.

Для обеспечения результативности и эффективности психологического консультирования необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, предусматривающий выражение эмоциональной теплоты и уважения, умение принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение;
  2. Обеспечение конфиденциальности встречи. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все, что касается клиента, его личных проблем и жизненных обстоятельств (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиент предупреждается психологом);
  3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу, поскольку субъективно испытывает трудности в жизни и мотивирован к восприятию психологической помощи;
  4. Принцип профессиональной мотивированности консультанта означает, что он защищает интересы клиента, а не других лиц или организаций, не принимает сторону ни одного из участников конфликта, избегает предвзятого отношения;
  5. Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, побуждение его к активности в анализе проблем, в поиске выхода из кризиса;
  6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать с клиентом в любые личные отношения. Психолог не может устанавливать дружеские отношения с клиентом, а также оказывать помощь друзьям или родственникам.

Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях (по Р.С.Немову):

  1. Клиент, который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить.
  2. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.
  3. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом.
  4. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации.
  5. Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата.

 

Проблема разграничения личных и профессиональных отношений.

Известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний.

Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения.

Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

 

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту и способы его достижения.

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязан­ной) активности консультанта, так и примитивному, но вели­кодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.

 

Черты личности, присущие эффективному психологу-консультанту.

  • проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
  • чувствительность к установкам и поведению других людей;
  • эмоциональная стабильность и объективность;
  • способность вызывать доверие других людей;
  • уважение прав других людей.
  • доверие к людям;
  • уважение ценностей другой личности;
  • проницательность;
  • отсутствие предубеждений;
  • самопонимание;
  • сознание профессионального долга.

 

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

 

Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними.

. Сверхзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

. Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

 

Этические аспекты психологического консультирования.

Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу)

1. Консультант ответственен в своей работе:
• перед своим клиентом;
• перед членами семьи клиента;
• перед организацией, в которой он работает;
• перед общественностью (вообще);
• перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
• об основных целях консультирования;
• о своей квалификации;
• о приблизительной продолжительности консультирования;
• о целесообразности консультирования в данной ситуации;
• о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования;
• о границах конфиденциальности.

Конфиденциальность:
• Информация о клиенте может использоваться только в профессиональных целях, и только для блага клиента.
• Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной и преподавательской деятельности. Они не попадают под требования конфиденциальности.
• Ориентируясь на право клиента, его доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте в правоохранительные органы, если этим не нарушаются права третьих лиц.
• Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
• Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности. Обстоятельства, при которых требования конфиденциальности может быть нарушено:
- преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершенные над несовершеннолетними,
- необходимость госпитализации клиента,
- участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях,
- повышенный риск для жизни клиента или других людей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...