Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помощь при катастрофах и социальная работа




С момента своего возникновения в каче­стве профессии социальная работа играет важную роль в помощи при катастрофах. Профессиональные социальные работники всегда помогают пострадавшим от катастро­фы и принимают участие в деятельности Американского Красного Креста в чрезвы­чайных ситуациях. Социальные работники не только оказывают помощь "на передовой" и занимаются административной деятельно­стью в плане осуществления программ помо­щи во время катастрофы. Они ведут большую исследовательскую работу, разрабатывают принципиальные схемы действий при ката­строфе, программы оказания помощи и мето­ды их осуществления. Они также активно участвуют в инициировании законодатель­ных актов и реформ с целью повышения эф­фективности работы всей системы помощи при катастрофах. Социальная работа особен­но необходима для того, чтобы реализовать программы предотвращения бедствий и под­готовки к ним в штатах, на местном и обще­национальном уровне. Социальная работа


также должна содействовать большей эффек­тивности деятельности различных организа­ций общины и координации их функциони­рования в чрезвычайных обстоятельствах и при восстановительных работах. Социальные работники обладают специальными знания­ми во всех этих областях.

Они могут содействовать необходимой интеграции неформальных организаций по­мощи и социальной поддержки с государст­венными и добровольческими организация­ми чрезвычайной помощи, обеспечивая таким образом продолжение деятельности и сохранение норм и ценностей альтруистиче­ской общины и после окончания периода, не­посредственно следующего за катастрофой. Как считает А. Бартон, альтруистическая об­щина может стать постоянным институтом, а "взаимопомощь может быть оформлена офи­циально, стать постоянной и надежной — вне зависимости от подъема и спада массовых эмоций". Превращение таких общинных ор­ганизаций поддержки, служб социального обеспечения и программ сокращения потерь при чрезвычайных обстоятельствах в офици­альный институт разовьет альтруистические и коллективистские тенденции, создаст столь необходимые связи внутри общины и будет содействовать ее интеграции. В целом рас­смотрение катастроф и методов преодоления их последствий показывает, что здесь возни­кают условия для социальных перемен и из­менений в жизни отдельных людей и что хотя катастрофы и несут многим только разруше­ния и беды, в целом они способны вызвать позитивные социальные сдвиги.

В настоящее время разработан сложный и многообразный механизм помощи при ката­строфах, призванный облегчить решение проблем адаптации и охватывающий отдель­ных лиц, семьи и общины, попавшие в ката­строфическую ситуацию. В Соединенных Штатах современная структура помощи при катастрофах является составным компонен­том службы социального обеспечения. Про­граммы помощи в критических ситуациях учитывают то обстоятельство, что их осуще­ствление будет проходить в условиях, когда неизбежны хаос и неразбериха. Вместе с тем следует отметить, что программы государст­венных и добровольческих организаций все большее внимание уделяют деятельности по предотвращению катастроф.

Тем не менее еще многое должно быть сделано, чтобы разработать и укрепить всеох­ватывающую рациональную и справедливую систему чрезвычайной помощи в масштабах страны, штата и местной общины, подклю-


чить к ней государственные и добровольче­ские частные организации. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать ис­следования природы бедствий, их кратковре­менного и долговременного экологического и социально-экономического воздействия. Не­обходимо также лучше понять поведение лю­дей в период бедствий, изучить особенности явлений самопомощи и взаимопомощи, воз­никающих после катастрофы в альтруисти­ческой общине, и найти пути их стимулиро­вания и поощрения.

Макс Сипорин

См. также: Административное управление: внешние аспекты; Вмешательство в кризисную ситуацию; Группы взаимной помощи.

• Barton A. H. (1969). Communities in Disaster. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co.

Dynes R. R., Quarantelli E. L. (1976). The
Family and Community Context of Individual
Reactions to Disaster. In: H. Parad, H. L. P.
Resnik, L. G. Parad
(Eds.). Emergency and
Disaster Management (p. 231—244). Bowie,
Md.: Charles Press. • Erikson К Т. (1976).
Everything in Its Path. N. Y.: Simon & Schuster.

FritzC. E. (1961). Disaster. In: i? K. Merton,
R. A. Nisbet
(Eds.). Contemporary Social
Problems (p. 651—694). N. Y.: Harcourt, Brace
& World.

КАТОЛИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. См.

Церковные агентства социальной помощи.

КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

Стремление повысить качество социаль­ных услуг не является чем-то новым. Соци­альные работники с момента появления соот-ветствующих служб имели системы контроля, повышения квалификации, официального утверждения на должность и выдачи серти­фикатов. Были созданы нормативы и установки, призванные обеспечить необходимый качественный уровень услуг. Но в последние годы появилась тенденция к созданию более


системного и объективного метода оценки адекватности услуг, ставящего в центр вни­мания интересы клиента. Эта тенденция по­рождена несколькими факторами.

Во-первых, в 70-х годах потребители на­чали требовать установления более строгого контроля над поставщиками товаров и услуг, поэтому организации социального обеспече­ния и социальные работники старались при­вести свою деятельность в соответствие с эти­ми требованиями.

Во-вторых, поднимался вопрос, оказыва­ют ли вообще социальные услуги положи­тельное воздействие на клиентов. Поэтому профессионалы решили расширить свое зна­ние о том, какие виды вмешательства и при каких условиях приносят желаемый резуль­тат.

В-третьих, по мере того как сокращалось выделение ресурсов на социальные цели, в адрес сторон, соперничающих за право полу­чить эти ресурсы, выдвигались все более на­стойчивые требования подтвердить качество своих услуг в обоснование выдвигаемых при­тязаний.

В-четвертых, возникло сильное давление со стороны системы здравоохранения. По­правка 1972 г. к Закону о социальном страхо­вании требовала, чтобы услуги соответство­вали необходимым профессиональным стандартам, действующим при оказании ме­дицинской помощи. В масштабах страны бы­ла учреждена Организация надзора за соблю­дением профессиональных стандартов. Многие из ее функций впоследствии были пе­реданы Организации профессионального надзора, созданной в соответствии с поправ­ками 1982 г. к тому же закону.

В-пятых, в 1984 г. Объединенная комис­сия по аккредитации больниц потребовала, чтобы в больницах и психиатрических заве­дениях имелись программы проверки качест­ва ухода за больными и социальных услуг. Эти требования соответствовали нормативам для социальных услуг в больницах, утверж­денным Национальной ассоциацией соци­альных работников в 1977 г.

Процесс обеспечения гарантии качества

Всякая успешно действующая организа­ция постоянно выявляет возникающие в про­цессе ее функционирования проблемы и раз­решает их. В этом смысле гарантирование качества, включающее наблюдение, углуб­ленный анализ и корректирующие действия, способствует самоусовершенствованию орга­низации.


КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ


10


11


КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ


 


Наблюдение является основным компо­нентом гарантий качества. В наиболее типич­ных случаях персонал и руководство органи­зации выделяют ключевые показатели, подлежащие постоянному контролю и срав­нению с нормативами или желательным уровнем качества. Нормативы могут основы­ваться на экспертных заключениях, исследо­ваниях, ранее достигнутых результатах или других данных. Например, в общинной про­грамме помощи больным на дому в качестве показателя может использоваться сравнение ухода за клиентами в больнице и дома. Полу­ченные цифры могут сопоставляться с преды­дущими результатами или с данными других подобных программ для сходных контингентов.

Иногда наблюдаемые показатели откло­няются от нормы, что скорее всего указывает на существование некой проблемы. Это тре­бует более углубленного изучения вопроса, с тем чтобы подтвердить ее наличие и устано­вить ее особенности. Например, должен стать предметом внимания рост числа поступив­ших в больницу пациентов из числа лиц, пользовавшихся уходом на дому. Ознакомле­ние с материалами по обслуживанию данных пациентов в домашних условиях может пока­зать, что они жаловались на состояние здо­ровья, но должные меры не были приняты. Заключительным этапом процесса гаранти­рования качества являются корректирующие действия. Составляется план мер по исправ­лению выявленных недостатков, и назнача­ются лица, персонально отвечающие за его выполнение.

Основные компоненты

Чтобы программа гарантий качества была эффективной, она должна включать ряд ком­понентов. Прежде всего, организация должна постоянно располагать некоторыми базовыми видами информации. Как минимум, должны иметься основные данные о клиенте, предо­ставленных ему услугах и их результатах. Все записи о клиентах должны быть ясными, чет­ко сформулированными и точно излагать со­держание услуг. Важно также иметь инфор­мацию о потенциальных клиентах, еще не охваченных обслуживанием.

Далее, для успеха программы гарантий качества полезно иметь документы, где фик­сируется: кто может выиграть от данного вида услуг, когда они должны предоставляться, какими методиками следует в данном случае руководствоваться и какие результаты рас­сматриваются как желательные.


Хотя гарантирование качества составляет самую насущную задачу организаторов соци­альной работы, соответствующие меры обыч­но намечаются и осуществляются на уровне исполнителей. В больших организациях каж­дое подразделение может иметь комитет по качеству или специально выделенных работ­ников, отвечающих за выявление и разреше­ние возникающих проблем. Одновременно соответствующий комитет или бюро в рамках всей организации может наблюдать за их де­ятельностью или получать от них отчеты. Таким образом, достигаются две цели — об­легчается урегулирование вопросов, возни­кающих на стыке подразделений, и контро­лируется их деятельность по обеспечению надлежащего качества услуг.

Вопросы, на которые нужно получить ответы

При реализации программ гарантий ка­чества услуг следует решить ряд вопросов.

1. Оказываются ли услуги достаточно
квалифицированным персоналом, работаю­
щим в рамках надлежащих организацион­
ных структур или программ? Отвечая на этот
вопрос, организация должна определить не­
обходимый уровень подготовки сотрудников,
оптимальную организационную структуру,
содержание программ, процедуры работы
и т. д.

2. Оказываются ли услуги в соответствии
с устоявшимися представлениями о том, как
это следует делать? Этот вопрос относится к
самому процессу оказания услуг, иначе гово­
ря, рассматриваются действия сотрудника и
его взаимодействие с клиентом. Организации
надлежит разработать критерии, определяю­
щие процедуры и меры, которые должны
быть приняты совместно с клиентом и от его
имени. Затем процесс оказания услуг рас­
сматривается в плане его соответствия тому
уровню качества, который считаечся допу­
стимым.

3. Оказывают ли услуги желаемое воз­действие на клиента? Этот вопрос касается конечного результата услуг. Чтобы ответить на него, организация должна определить, ка­кие результаты ожидаются, и установить со­ответствующие нормативы. Затем реальные результаты следует сопоставить с ожидавши­мися.

4. Предоставляется ли достаточное коли­чество услуг? Этот вопрос касается результатов, достигнутых вследствие осуществления программ. Чтобы ответить на него, организа­ция должна установить нормативы, которые определяли бы объем услуг, предоставляемых


при заданной сумме расходов. Затем следует собрать данные о действительных результа­тах программ и сравнить их с нормативами.

5. Получают ли услуги те клиенты, кото­рые действительно нуждаются в них? Необ­ходимо прежде всего выявить группы населе­ния, которые испытывают наибольшую потребность в данном виде услуг. После этого нужно изучить реально существующее рас­пределение услуг, с тем чтобы установить, насколько адекватно программа охватывает контингент.

Тенденции и проблемы

Требования гарантировать качество услуг получают все большее распространение, и со­циальные работники в целом признают важ­ность этого вопроса. Существует устойчивая тенденция рассматривать работу в указанном направлении скорее как функцию каждого профессионала, чем как функцию только уп­равленцев. Эффективность существующих программ повышается в результате двухсту­пенчатого процесса — регулярного наблюде­ния за ходом работы по оказанию услуг с использованием доступных данных и углуб­ленного, детального исследования на основе специализированной информации. Все шире признается ценность совещаний персонала и обратной связи с клиентами в качестве не­формальных методов выявления и разреше­ния проблем.

Однако некоторые вопросы остаются не­решенными и по сей день. Во-первых, на­сколько допустимо при оценке качества делать акцент на процессе оказания услуг в ущерб конечному результату? Когда в центре внимания находится процесс, то отнюдь не исключается вероятность того, что итог ока­жется неудовлетворительным, даже если все делалось на самом высоком уровне современ­ных знаний о социальной работе. Неудачный результат может быть отнесен за счет пробе­лов в этих знаниях или многих других факто­ров, которые обычно мешают добиться жела­емого эффекта для клиента.

В этой связи возникает дилемма, пра­вильно ли возлагать на организацию соци­альных услуг ответственность за конечный итог, который может и не зависеть от нее. Может быть, следует спрашивать с нее только зa оказание услуг в соответствии с общепри­нятыми в практике нормами? В ситуациях, когда можно с большой степенью вероятности утверждать, что при правильном обслужива­нии будет достигнут желаемый результат, изучение рабочего процесса сопряжено с меньшими затратами и обещает дать боль-


шую точность и достоверность оценки выпол­няемых работ. В этих условиях, если услуга предоставляется в соответствии с норматива­ми, следует ожидать запланированного результата и таким образом оценить ее каче­ство.

Второй вопрос связан с усиливающимися требованиями повысить производительность и сократить расходы в службах социальных услуг. Объем услуг может быть увеличен, а удельные затраты понижены за счет повыше­ния производительности труда сотрудников В этих целях желательно сократить непроиз­водительные траты времени, оптимизировать процесс оказания услуг, повысить квалифи­кацию работников и т. д. Но поскольку повы­шение производительности может достигать­ся и за счет снижения качества, очень важно, предпринимая действия по увеличению объ­ема услуг и снижению расходов, обязательно сохранить необходимый контроль за уровнем качества.

Клаудиа Коултон

См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Качество ус­луг: контроль; Лицензирование социаль­ных услуг; Оценка социальных программ.

Coulton С. (1982). Quality Assurance for Social Service Programs: Lessons from Health Care. — Social Work, 27(5), 397—403. • Donabedian A. (1983), Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Ann Arbor, Mich.: Health Administration Press.» Luke R. D., Modrow R. E. (1982). Professionalism, Ac­countability and Peer Review. — Health Services Research, 17(2), 113—123.

КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ

При выработке методов подобного конт­роля в учреждениях социального обеспече­ния использовались концепции, нашедшие применение в промышленности. Начало это­му было положено в штате Мэн в 1956 г., а в 1964 г. они получили распространение в ос­тальных штатах. Законе социальном страхо­вании и последующие постановления феде­рального правительства обязали штаты и местную администрацию проводить регуляр-


КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ


12


13


КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ


 


ные проверки качества работ по осуществле­нию наиболее важных программ, субсидиру­емых из центра (помощь семьям с малолетни­ми детьми, продовольственные талоны, "Медикейд" и дополнительные доходы по ли­нии социального обеспечения). Проведение таких проверок было выдвинуто как условие для получения федеральных субсидий на эти программы.

Контроль за качеством осуществляется совместными усилиями государственных ве­домств социального обеспечения на уровне федерального правительства и штатов. Со­трудничество базируется на официальных планах, составленных на местах и содержа­щих условия, на основе которых распределя­ются дотации, предоставляемые центром. Эти планы утверждаются федеральным пра­вительством. Каждое дело тщательно изуча­ется сотрудником службы контроля. Он про­веряет данные о клиентах по имеющейся документации, беседует с ними по месту жи­тельства, обращается за дополнительной ин­формацией к домовладельцам и работодате­лям, в банки и суды. При обнаружении ошибок соответствующее дело относят к раз­ряду "содержащих нарушения". При этом указывается, по чьей вине — клиента или агентства — допущены нарушения, и выно­сится решение, имел ли вообще клиент право на получение пособия, а если имел, то полу­чил ли он неоправданно большое пособие, или назначенное ему пособие оказалось меньше того, что было ему положено в соот­ветствии с нормативами.

Федеральные ведомства осуществляют наблюдение за деятельностью штатов с по­мощью собственной системы контроля. Со­трудники ведомств выборочно проверяют де­ла, уже прошедшие контроль в штатах, и сравнивают полученные выводы. Расхожде­ния рассматриваются и споры регулируются центральными и местными ведомствами. Процент случаев, когда могли быть допуще­ны ошибки в выплате пособий, обнародуется контрольными органами в качестве "коэффи­циента ошибок" для каждого штата и по стра­не в целом.

Методы контроля качества используются также в государственных и частных агентст­вах социальных услуг, чтобы определить пра­вильность денежных выплат и подтвердить права клиента на получение услуг по месту жительства, на помощь сиделки, помещение в интернат, дневной уход, дотации на оплату жилья. Опираясь на беседы с клиентами до и после получения услуги, привлекая резуль­таты обследований и анкеты, агентства соци-


альных услуг имеют возможность опреде­лить, каким образом используется их помощь и приносит ли она необходимую пользу кли­ентам. Другие формы контроля качества, применяемые агентствами, включают отла­женное делопроизводство, которое позволяет установить, что предусмотренные правилами услуги были действительно оказаны и дея­тельность агентства отвечает законам страны и штата. Контролируется и персонал агентст­ва, в котором должно быть достаточно сотруд­ников, обладающих соответствующим уров­нем профессиональной подготовки.

Финансовые санкции

Принятые конгрессом законы имеют целью уменьшить число ошибок при проведе­нии в жизнь субсидируемых правительством программ. Они предусматривают, что феде­ральной помощи будут лишены штаты, где при контроле качества обнаружится превы­шение допустимого "коэффициента ошибок". Сторонники этих законов полагали, что сле­дует не ограничиваться только воззваниями, побуждая штаты совершенствовать методы руководства программами, а необходимо прибегать и к финансовым санкциям. Сей­час, однако, многие ставят под сомнение идею таких санкций, поскольку они не учитывают различия между установками и правилами, принятыми в разных штатах, и вероятность того, что федеральные служащие могут по-разному интерпретировать одни и те же пра­вила. Финансовые санкции могут также под­толкнуть к занижению числа выявленных и обнародованных ошибок. Это снизит эффек­тивность контроля за качеством как стимула к принятию корректирующих действий по устранению причин ошибок, поставит под уг­розу саму концепцию контроля за качеством выполнения социальных программ.

Угроза финансовых санкций может нега­тивно сказаться и на положении клиентов, получающих помощь от государственных ор­ганов социального обеспечения или обраща­ющихся за такой помощью. Стремясь исклю­чить любую возможность ошибки, агентства требуют от клиентов, чтобы они документаль­но подтвердили свои права на получение ус­луг. Это затягивает прохождение дела, а если нужные документы не представлены, то кли­ент не получает крайне необходимую ему по­мощь. Сотрудники агентств, опасаясь, что по­страдает их карьера, если они допустят ошибки, перестают реагировать на нужды клиента. Вместо традиционно оказываемой помощи они лишают поддержки тех, кто име­ет на это право. Действительно, проведенные


обследования показали, что нередко реше­ния, принятые низовыми социальными ра­ботниками, затем пересматривались сотруд­никами бюро жалоб, куда клиенты обращались с протестами по поводу лишения помощи. Во многих случаях выплаты возоб­новлялись в том же объеме, что и раньше, когда они были прекращены по инициативе социального работника. Наконец, не исклю­чено, что штатам из-за недостатка средств придется сократить объем оказываемых услуг и численность персонала, работающего в сфере социального обеспечения.

В целом агентствам социальных услуг це­лесообразно совершенствовать систему объ­ективного контроля, чтобы повысить качест­во своей работы. Но этот контроль не даст желаемых результатов, если будет использо­ваться в качестве основания для финансовых санкций.

Эдгар Ван Камп

См. также: Доходы: система социальной за­щиты; Качество услуг: гарантии соци­альных служб; Оценка социальных программ.

GinsbergL. И. (1983). ThePracticeof Social Work in Public Welfare. N. Y.: Free Press. • Lip&ky M. (1984). Bureau Disentitlement in Social Welfare Programs. — Social Service Review, 58(1), 3—27. • Social Security Administration, Office of Family Assistance (1984). AFDC Quality Control Manual (Transmittal No. SSA-AT-84-1). Wash., D. C: U. S. Government Printing Office.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕ­БОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ РА­БОТНИКАМ. См. Профессия социального работника: современные тре­бования; Управление персоналом.

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

Согласно главному принципу когнитив­ной терапии, большинство человеческих эмо­ций и форм поведения, рациональных и иррациональных, функциональных и дис­функциональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают, во что верят, т. е. ког-


нитивными процессами. Отсюда следует: суть когнитивной терапии состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить свои когнитивные процессы и тем самым спра­виться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Еще античный философ Эпиктет (около 100 г. н. э.) отмечал, что не вещи расстраива­ют человека, а его восприятие этих вещей. Однако только с начала 60-х годов XX в. со­временное понимание этого изречения стало использоваться в терапевтических целях.

Теоретические основы

Согласно когнитивной теории, "мышле­ние формирует поведение" (Г. Вернер, 1982). Однако не следует считать, что познание есть "только мышление" в строгом смысле слова, только функционирование интеллекта, ре­зультаты которого могут быть измерены с по­мощью коэффициента умственного развития (JQ). Познание включает в себя воображе­ние, память, восприятие и другие субъектив­ные формы сознания, так же как и интел­лектуальные и аналитические функции. Следовательно, познание — это функция не только головного мозга, оно обязательно свя­зано и с эмоциями. Вот почему когнитивный терапевт верит, что можно изменить дисфун­кциональные эмоциональные переживания, изменяя дисфункциональные когнитивные процессы в практике когнитивной терапии.

Теория, составляющая основу когнитив­ной терапии, шире теории, на которой бази­руются когнитивно-поведенческие процеду­ры. Г. Голдстейн (1982) выявил важное различие между моделью промежуточных перемен и более полной моделью когнитив­ной терапии, которую он назвал феноменоло­гической. Первая модель предполагаег стимуляционно-реактивный подход, при ко­тором познание определяется как промежу­точная переменная, подвергающаяся воздей­ствию внешних стимулов и в свою очередь влияющая на эмоциональную или поведенче­скую реакцию человека. Феноменологиче­ская же модель помимо этого принимает во внимание такие свойства познания, как ин-тенциональность, избирательность, способ­ность к интерпретации, которые позволяют не только определить нечто находящееся вов­не, но и понять, что оно означает для конкрет­ной личности. Следовательно, клиент рас­сматривается как человек, который активно и сознательно конструирует собственную ре­альность. Следует подчеркнуть, что в когни­тивной терапии используются обе модели в зависимости от конкретного случая.


КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ


14


15


КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ


 


Методы

Суть когнитивной терапии наиболее чет­ко и ясно сформулирована А. Эллисом (1962, 1974) в его "ABC-теории эмоций", где А — воздействующее на человека событие или ситуация, В — представление, или мысли, о событии или ситуации, С — эмоциональное следствие размышлений или убеждения. Та­ким образом, В — главный фактор АВС-про-цесса. Если В — иррациональное представ­ление или интерпретация A (iB), это приведет к иррациональным эмоциональным следствиям (iC), и клиент будет переживать событие А как чрезвычайно стрессовое или даже катастрофическое. Другой человек, сталкивающийся с событием или ситуацией того же типа, может рассматривать или восп­ринимать их как вызов, а не как катастрофу. В таком случае это не приведет к дисфункци­ональным следствиям, требующим воздейст­вия.

В рамках когнитивного подхода клиента обучают выявлять скрытые мысли или репли­ки, обращенные им к самому себе, связанные с определенными, несоразмерными, дисфун­кциональными эмоциями или формами по­ведения. В процессе лечения клиент опреде­ляет иррациональные и необоснованные элементы в скрытых размышлениях и под ру­ководством терапевта обучается тому, как по­ставить их под сомнение и обсудить и заме­нить рациональными представлениями (гВ). Это обсуждение (D — dispute) — сущность процесса лечения, который должен привести к новой оценке (Е) проблемной ситуации и провоцирующего события (А). Таким обра­зом, последовательность A-B-C-D-E полно­стью включает в себя оценку и процесс лече­ния. А. Бек (1976) использовал, по сути, тот же подход, что и А. Эллис, когда просил кли­ента отслеживать весь процесс, фиксируя не­произвольные размышления и убеждения в форме того, что он назвал "ежедневной за­писью дисфункциональных мыслей".

При оценивании происходит определе­ние и выявление непроизвольно возникаю­щих мыслей и представлений, находящихся между проблемной ситуацией и дисфункци­ональными эмоциями или формами поведе­ния. Помимо этого совместного изучения ког­нитивного процесса клиентом и социальным работником иногда полезно использовать ме­тоды, основанные на самоотчете, которые проливают свет на то, как клиент когнитивно (с точки зрения стоящей перед ним пробле­мы) упорядочивает имеющие значение объ­екты и события.


Основная стратегия вмешательства ког­нитивного терапевта получила название "ког­нитивный обзор". Она включает в себя цело­стный процесс определения (оценки) и изменения (лечения) дисфункциональных мыслей, убеждений и восприятий. Суть про­цесса лечения состоит в том, что клиент дол­жен реструктурировать (восстановить) ис­ходные состояние сознания с помощью ежедневного анализа дисфункциональных мыслей, применения других когнитивных или поведенческих методик. Понятие "когни­тивное реструктурирование" является исход­ным для многих когнитивных и когнитивно-бихевиористских техник лечения. Такими широко распространенными техниками яв­ляются когнитивная репетиция, рациональ­ное воображение и замещение (vicariation) или когнитивное моделирование. Они часто сочетаются с бихевиористскими приемами в рамках когнитивно-бихевиористского спосо­ба лечения, включающего в себя умение спра­виться с проблемой и решить ее. Количество таких техник быстро увеличивается, привле­кая к себе пристальное внимание практикую­щих социальных работников.

Когнитивная терапия ориентирована на достижение клиентами понимания ситуа­ции, так как они часто не осознают влияния определенных дисфункциональных мыслей, убеждений и способов поведения на приспо­собление к окружающей среде. Эти мысли, убеждения и формы поведения могут быть сознательно переработаны и изменены. Сле­довательно, многие приемы, традиционно ис­пользуемые социальными работниками, такие, как прояснение, объяснение, конф­ронтация и интерпретация, с успехом приме­няются в рамках когнитивной терапии.

Сфера применения

Когнитивная терапия эффективна при решении значительного числа эмоциональ­ных проблем, с которыми приходится сталки­ваться в практике социальной работы, особенно связанной с преодолением депрес­сии у клиента. Когнитивная терапия может внести существенный вклад в геронтологиче-скую практику, поскольку когнитивное фун­кционирование сохраняет всю свою значи­мость, несмотря на физическое увядание в пожилом возрасте. Выявлено, что этот подход особенно эффективен при решении двух часто встречающихся проблем пожилого возраста — депрессии и тревожности. Кроме того, когнитивные техники могут оказаться полезными при решении межличностных


проблем, возникающих у клиента с его соци­альным окружением.

Когнитивно-бихевиористские подходы, ос­нованные на посреднической модели когни­тивной терапии, особенно результативны при непродолжительной, ограниченной по вре­мени работе с четко обозначенными пробле­мами, такими, как чрезмерная самоуверен­ность, ситуационная тревожность и т. п. Феноменологическая модель когнитивной терапии более приемлема, когда приходится иметь дело с хроническими и серьезными жизненными и поведенческими проблемами. Последние, вероятно, являются отражением более глубоких и обширных когнитивных на­рушений, нежели разрушение автоматиче­ских мыслительных процессов и другие подо­бные нарушения, которые ликвидируются описанными выше способами, и здесь требу­ется более тщательное изучение субъектив­ного опыта клиента.

Некоторые из простых когнитивно-бихе­виористских методических приемов исполь­зуются при работе с детьми, а также со взрос­лыми, в малой или средней степени отстающими в своем развитии. Разработаны когнитивные подходы для лечения алкоголь­ной зависимости. Однако маловероятно эф­фективное применение этих техник в отно­шении людей с грубыми нарушениями деятельности мозга или с серьезными дефек­тами мышления (шизофрения).

Групповая и семейная модификации

Для проведения групповых занятий по проблемам адаптации в подростковом, сред­нем или пожилом возрасте в процесс индиви­дуальной когнитивной терапии или работы с конкретным случаем требуется внести не­большие изменения. Руководитель обсужда­ет с членами группы основные элементы ког­нитивного процесса так же, как с отдельным клиентом. Воображаемые практические си­туации, которые могут быть предложены группе, существенно усиливают когнитив­ную репетицию и другие методические при­емы, используемые для того, чтобы подгото­вить клиента к реальным жизненным ситуациям. Индивидуальные когнитивные расстройства эффективнее определять и про­верять при групповой, а не индивидуальной работе. Семейная терапия в рамках когнитив­ного подхода менее разработана.

Имеется значительное эмпирическое подтверждение эффективности когнитивной терапии при различных видах депрессии. В некоторой степени это относится и к лечению


тревожности. Дж. Фишер (1978) отметил, что положительные результаты были получе­ны во многих контрольных исследованиях индивидуальных форм когнитивного рекон­струирования. По его мнению, необходимо изучить "весь пакет" процессов когнитивного воздействия. Однако показатели их эффек­тивности скорее "многообещающие", чем "до­казанные".

Эдмунд Шерман

См. также: Бихевиористский подход.

• Beck А. Т. (1976). Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. N Y.: International Universities Press. • Beck А. Т., Rush A. /., Shaw B. F., Emery G. (1979). Cognitive Therapy of Depression. N. Y.: Guilford Press. • Ellis A. (1962). Reason and Emotion in Psychotherapy. SecaucusN. J.: Citadel Press. • Ellis A. (1974). Humanistic Psychotherapy: The Rational-Emotive Approach. N. Y.: McGraw-Hill. • Fischer J. (1978). Effective Casework Practice: An Eclectic Approach. N. Y.: McGraw-Hill. • Goldstein H. (1982). Cognitive Approaches to Direct Practice. — Social Service Review, 56(4), 539—555. • Werner H. D. (1982). Cognitive Therapy: A Humanistic Approach. N. Y.: Free Press.

КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ

Компенсации по безработице и работаю­щим выделяются в виде денежного пособия с целью частичного возмещения утраченного заработка. Компенсации по безработице (страхование по безработице) затрагивают трудоспособных лиц, потерявших работу; компенсации для работающих охватывают тех, кто не может работать вследствие про­фессионального заболевания или несчастно­го случая. Программой компенсаций по без­работице охвачено почти 90 млн, а программой для работающих — около 80 млн человек.

Компенсации по безработице были уч­реждены Законом о социальном страховании 1935 г. Их целью является обеспечение вре­менного частичного возмещения зарплаты работникам, которые оказались безработны­ми не по своей воле. Компенсации по безра­ботице существуют в виде совместной про-


КОМПЕНСА ЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ


16


17


КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ И РАБОТАЮЩИМ


 


граммы федерации и штатов, в которой феде­ральными властями определяется ряд основ­ных положений, обязательных для всех шта­тов. Однако программы штатов сильно отличаются друг от друга в том, что касается условий, дающих право на получение посо­бия, его размеров и продолжительности вы­плат. Финансирование программы произво­дится за счет налога на зарплату, взимаемого с предпринимателей. В 80-е годы разработа­ны еще две программы, предусматривающие выплату пособий уже давно зарегистриро­ванным безработным, у которых подошел к концу срок выплаты основной компенсации по безработице. Это — программа продлен­ных пособий и федеральная программа до­полнительной компенсации (к сожалению, последняя прекратила свое существование в 1985 г.).

Что касается программы компенсаций работающим, то она полностью является прерогативой штатов. Законы о компенсации работающим вступили в силу в некоторых штатах в начале XX в. и к концу 40-х годов распространились на все штаты. Эти законы обеспечивают пособиями лиц, ставших нет­рудоспособными вследствие травм на рабо­чем месте и профзаболеваний. Как и для про­граммы компенсаций по безработице, условия получения пособия и его размеры различаются в разных штатах.

Финансирование программ

Финансирование компенсационных вы­плат является важной проблемой, поскольку обе программы требуют ежегодных крупных ассигнований. Так, только в 1981 г. по про­грамме компенсаций по безработице было выплачено более 13 млрд долл. в виде денеж­ных пособий лицам, имеющим на них право; в том же году по программе компенсаций для работающих было выплачено почти 15 млрд долл. в виде денежных пособий и пособий на медицинскую помощь и лечение в больнице.

Программа компенсаций по безработице финансируется за счет налога на зарплату. Выплачиваемая предпринимателем сумма исчисляется как процент от зарплаты работ­ника (ставка налога) в зависимости от уста­новленного конкретного

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...