Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутригосударственное и международное право.




Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора».

О взаимодействии международного права с национальными правовыми системами можно говорить лишь при условии признания первого в качестве самостоятельной правовой системы. Между тем в истории развития юридической мысли встречались далеко не однозначные взгляды на указанную проблему

Монистические концепции исходят из единства международного и внутригосударственного права. Одни из сторонников этой доктрины признают примат международного права, другие — внутригосударственного.

Дуалистические концепции признают самостоятельность указанных правовых систем, их различия с точки зрения источников, субъекта, предметов регулирования и т. д. Но одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным, другие — наоборот.

Очевидно, что международное право находится под воз­действием национальных правовых систем. Прежде всего это проявляется в том, что в международном праве используются терминология, юридические конструкции, приемы толкова­ния, отдельные правовые институты, сложившиеся в наци­ональных правовых системах, но с определенной специфи­кой.

Ратификация международных договоров является одним из способов выражения Россией согласия на обязательность для неё международного договора и требуется в 5 случаях, перечисленных в статье 15 Закона «О международных договорах». В частности, ратификация требуется, если она предусмотрена самим международным договором, а также если международный договор устанавливает иные правила, нежели законы Российской Федерации. Ратификация осуществляется в форме федерального закона. Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Международное право - совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения.

 

Правовая система.

Правовая система – совокупность правовых явлений.

Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Правовая система результат деятельность государства, обусловлена объективными закономерностями развития общества и необходима государству для достижения определённых целей.

Различают несколько уровней правовой системы:

Сущностный уровень подчёркивает значение субъектов права в правовой жизни. Человек, его объединения и государство – главные субъекты правовой системы.

На психологическом уровне анализируется индивидуальное и общественное правосознание. Знания, эмоции, чувства, нравственные, идеологические и религиозные взгляды позволяют воспринимать и оценивать правовую реальность, вырабатывать своё отношение к ней.

Нормативный уровень – право, как таковое.

Организационный уровень изучает юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

Правовая карта мира сейчас очень пестра. Она состоит из множества национальных правовых систем. ИХ называют правовыми семьями. Для их классификации используются различные факторы: этнические, расовые, географические, религиозные и т.д. Наиболее популярная классификация Давида (романо-германская; англосаксонская и социалистическая).

Элементы правовой системы:

- право;

- правотворчество;

- правосудие;

- юридическая практика;

- нормативные правовые акты;

- правоотношения;

- субъективные права и обязанности;

- правовые учреждения;

- законность;

- правосознание и др.

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разно уровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

 

 

Право и мораль.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Право - один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

Единство права и морали

1. Нормы права и нормы морали являются одинаковым набором черт, присущих всем социальным нормам.

2. Как право, так и мораль являются надстроечными категориями. Они обуславливаются экономическими, культурными и иными условиями существования определенного человеческого общества.

3. Право и мораль являются одними из основных социальных ценностей современного общества.

4. Право и мораль предполагают относительную автономию воли индивидов. Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей моральной и правовой позиции.

5. Право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов.

6. Право и мораль являются элементами культуры соответствующего общества.

7. Право и мораль являются системами, которые можно охарактеризовать с точки зрения преемственности предыдущего социального опыта. При создании новых норм, используются старые.

8. Как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.

Различия права и морали

1. Право и мораль различаются по моменту происхождения. Мораль зародилась раньше появления государства, в первобытном обществе. Право же появилось в обществе одновременно с государством.

2. Различны формы выражения норм права и морали. Нормы морали, как правило, нигде не записаны, они существуют устных преданиях о добрых и злых поступках, справедливых и несправедливых людях. В отличие от норм морали нормы права выражаются в определённой форме. Основная форма права – письменный источник. Однако есть и не письменные нормы права.

3. Различна сфера действия норм права и морали. Нормы морали охватывают практически все возможные общественные отношения, в то время как право призвано регулировать только часть из них, наиболее важную с государственной точки зрения.

4. Различны регулируемые нормами права и морали общественные отношения по и значимости.

5. Отличаются и способы формирования моральных и правовых норм. Нормы права создаются государством. Нормы морали создаются специальными группами путём общественного признания.

6. Различаются время ввода в действия. Моральные нормы начинают действовать по мере установления, а правовые нормы начинают действовать с момента, указанного в законе.

7. Право и мораль используют различные критерии при оценки человеческого поведения. Моральная оценка используют шкалу добро - зло, а право законно – противозаконно.

8. Серьёзное различие между правом и моралью наблюдается по степени конкретизации требований и санкций норм.

9. По-разному обеспечивается действие правовых и моральных норм. Нормы права охраняются всем государственным аппаратом. Соблюдение же норм морали напрямую не подкрепляется государством. Однако моральное воздействие может быть более эффективным чем правовое.

10. Мораль предъявляет более высокие требования к сознанию и поведению человека, чем право. Мораль требует душевной частоты и прогресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...