Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие положения негров на американское общество 1 глава




Регресс, который негритянское населе­ние переживает в сферах образования, здра­воохранения и занятости, сказывается и за пределами негритянских общин. Низкий об­разовательный уровень негритянского насе­ления затрагивает все американское обще­ство, поскольку, по имеющимся прогнозам, к 2020 г. цветные этнические группы составят 35% населения США. Поскольку указанный прирост будет достигнут за счет сравнительно молодых негров и испаноязычных американ­цев, большинство рабочей силы могут соста­вить относительно малообразованные группы населения. Недостаток у них образования, навыков и перспектив продвижения в своей области, несомненно, должен отразиться на показателях производительности труда в США. Стареющее белое население будет все больше впадать в зависимость от этих групп из-за уплаты ими налогов и взносов в фонды социального страхования. Расширение обра­зовательных возможностей и прогресс негри­тянского населения приведут к решению мно­гих проблем, стоящих перед американским обществом. В результате не будет подорвано качество жизни всей нации. Рост численно­сти цветных детей и взрослых людей, живу­щих в бедности, в конечном итоге может при­вести к тому, что будущее станет менее благополучным для всех американцев. В этом отношении трудно переоценить меры по смягчению бедности и ликвидации полугра­мотности негритянских детей.

Роль институтов негритянской общины

Негритянские семьи традиционно поль­зовались помощью и услугами общины, соци­альных организаций и религиозных институ­тов. Когда неграм в их профессиональной деятельности удавалось выйти за рамки об­щин, они принимали меры по расширению сети организаций, занимающихся оказанием социальных услуг, которые в сочетании с тра­диционными социальными и религиозными организациями оказывали существенную по­мощь отдельным лицам и семьям. Некоторые негритянские лидеры и сейчас полагают, что частные и государственные программы недо­статочно учитывают специфический харак­тер проблем чернокожих американцев. Дру­гие представители негритянской общины


считают, что социальные работники, не явля­ющиеся неграми, будут рассматривать общи­ну, исходя из сложившихся стереотипов, т. е. с предубеждением, оказывать им услуги худ­шие, чем белым.

Стимулом для сохранения традиционных групп самопомощи стали последние измене­ния в социальной политике. На протяжении жизни ряда поколений негры усвоили, что направленность политики федеральных и ме­стных властей в деле оказания им помощи и поддержки периодически меняется, потому они не могут полагаться на правительство. 80-е годы подтвердили справедливость этих опасений, и соответственно возросло значе­ние традиционных систем. Скоординирован­ная деятельность церквей, социальных агентств, профессиональных и общинных ор­ганизаций, которые ранее сумели добиться успехов в движении за гражданские права, ныне противостоит процессу обнищания цветных граждан.

Негритянские церкви. Одним из сильнейших институтов в негритянских об­щинах была и остается церковь. Это прежде всего касается специфически негритянских церквей. В начале 80-х годов церкви различ­ных протестантских течений, исторически связанные с негритянской общиной и не явля­ющиеся частью белой протестантской церк­ви, объединяли примерно 20 млн верующих в Конгресс черных церквей. Это некоммерче­ская организация, осуществляющая руковод­ство деятельностью по преодолению социаль­ных, экономических и политических зол, от которых страдают негры. Конгресс выработал несколько опирающихся на общины про­грамм по проблемам негритянской семьи, экономического развития, занятости, про­фессионального обучения, ухода за детьми, предотвращения подростковой беременно­сти. В своей деятельности Конгресс в большей мере опирается на взаимодействие несколь­ких сильных организаций, чем на усилия от­дельных лидеров, которые могут быть сведе­ны на нет по воле тех, кому не по душе прогресс черного населения.

Принимаются меры, чтобы скоординиро­вать экономические возможности различных церквей, чтобы обеспечить стабильность в ре­ализации выработанных программ и увели­чить ресурсы, которые могут быть использо­ваны в интересах чернокожих американцев. Во многих церквах по всей стране проводится обучение родителей правильному воспита­нию детей, помощи им в учебе, воспитанию нравственности, вопросам пола и др. Хотя преобладают экономические проблемы и ока-


зание услуг людям, попавшим в нужду, про­исходит прежде всего через кредитные сою­зы, программы страхования, централизован­ные закупки и семейные услуги, церковь в своей помощи делает упор на морально-эти­ческие аспекты.

Роль социальных работников

Роль социальных работников в негритян­ских общинах, очевидно, должна проявлять­ся в трех аспектах. Во-первых, необходимо понять, как живут многие люди с черной ко­жей, какому давлению они подвергаются, насколько стереотипным является общепри­нятый взгляд на них, и проникнуться сочув­ствием к ним. Во-вторых, важно использо­вать все силы и соответствующие ресурсы, чтобы смягчить указанное давление и добить­ся улучшения условий жизни. В-третьих, следует активизировать защиту интересов негритянского населения, добиться измене­ний правительственной политики и смягчить дискриминацию чернокожих граждан. Слиш­ком часто социальные работники усваивают негативный взгляд на негров, бытующий в широких слоях общества, и это мешает им действовать в интересах своих чернокожих клиентов.

Социальные работники -негры использу­ют различные возможности для того, чтобы углубить в обществе понимание потребностей отдельных лиц и семей в негритянской общи­не. Прежде всего это нашло отражение в со­здании Национальной ассоциации черных социальных работников. Они также пытают­ся повлиять на профессиональные объедине­ния социальной работы, чтобы активизи­ровать их действия при осуществлении образовательных программ для негров, подго­товке социальных работников, принадлежа­щих к цветным меньшинствам, дополнении программ и учебных пособий в школах соци­альной работы материалами, касающимися негритянского населения.

Подключение большего числа негров к социальной работе в качестве профессиона­лов и разработка соответствующих учебно-практических материалов дали известные положительные результаты. Однако попытки интегрировать информацию о положении не­гритянского населения в существующие учебные дисциплины, не выделяя эту пробле­му в виде отдельного курса, так же как и по­пытки изменить отношение социальных ра­ботников к неграм, пока что носят ограниченный характер. Эта проблематика заслуживает большего внимания и в предсто­ящие годы.


НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ


124


125


НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ


 


Национальная ассоциация черных соци­альных работников была основана в 1968 г. различными группами, действовавшими в сфере социальной работы. Они обратились к двум основным организациям — Совету по образованию для социальных работников и к Национальной ассоциации социальных ра­ботников с заявлениями, которые побудили их расширить участие негров в профессио­нальной социальной деятельности. Было об­ращено внимание на количество и качество услуг, предоставляемых негритянским общи­нам, и на анализ тех политических акций, которые оказывают влияние на положение негров. Ассоциация высказала свою точку зрения на состояние обслуживания негритян­ских семей, на проблемы межрасового усы­новления (удочерения) детей, на подготовку кадров социальных работников из числа не­гров. Ассоциация проводит ежегодные кон­ференции, организует зарубежные поездки исследовательского характера по вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, и проводит другую работу по улучше­нию положения негритянского населения США.

Гарриет Макаду

См. также: Гражданские права; Расовая дис­криминация и неравенство; Цветные меньшинства; Этнические группы и со­циальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.

Allen W. (1984). Undergraduate Survey of Black Undergraduate Students Attending Predominantly White, State-Supported Universities. Ann Arbor: Center for Afro-American and African Studies. University of Michigan. • Children's Defense Fund (1985). Black and White Children in America: Key Facts. Wash., D. C: Author. • Comer J. (1985). Empowering Black Children's Educational Environments. In: H. McAdoo. J. McAdoo (Eds.) Black Children: Social, Educational and Parental Environments (p. 12—138). Beverly Hills, Calif: Sage Publications. • Gutman H. (1976). The Black Family in Slavery and Freedom 1750—1925. N. Y.: Random House. • McAdoo H. (Ed.) (1981). Black Families. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • Martin J., Martin E. (1985). The Helping Tradition in the Black Family and Community. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Sudarkasa N. (1981). Interpreting the African Heritage in Afro-American Family Organization. In: H. McAdoo (Ed.). Black Families fp. 37—53). Beverly Hills, Calif.: Sage Publication^. • Wilson W., Neckerman R.


(1986). Poverty and Family Structure: The Widening Gap Between Evidence and Public Policy Issues. In: S. Danzibar, D. Weinberg (Eds.). The War on Poverty: Taking Stock of What Worked and What Did Not. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Число обращений в пункты неотложной медицинской помощи при больницах с нача­ла 50-х годов постоянно увеличивается и в 1980 г. составило более 85 млн случаев. Такие пункты оборудованы всем необходимым для оказания первой медицинской помощи, а также интенсивного и срочного лечения лю­дей без определенного места жительства, бед­ных, пациентов с тяжелой травмой или болью в горле, с отравлением или психическими от­клонениями, переселенцев, ищущих теплого пристанища, пожилых лиц, потерявших па­мять. Пункт неотложной медицинской помо­щи является единственным доступным мес­том в городе для тех, кто находится в критическом состоянии, особенно ночью и по выходным дням, когда обычные социальные учреждения закрыты. В связи с этим в пункте неотложной медицинской помощи необходи­мы социальные работники.

Роль и функции работников неотложной помощи

Значение работников социальной служ­бы в пунктах неотложной медицинской помо­щи выросло за последние 20 лет. Это новая и нетрадиционная специальность, предусмат­ривающая работу по случайному графику, в том числе с бригадой врачей разных специ­альностей, чаще имеющих дело с болезнями и травмами, чем с социальными нуждами пациентов. Вначале работники социальной помощи накапливали знания и помогали па­циентам выходить из кризисных ситуаций, а затем распространили свою деятельность на многие другие области. Мобильность, воз­можность оказания необходимой помощи и одновременное решение множества различ­ных проблем — важнейшие элементы этой деятельности. Основными качествами, необ­ходимыми в разнообразной деятельности со­циальных работников в пунктах неотложной


помощи, являются настойчивость и умение проводить активное вмешательство.

Поскольку в большинстве случаев травмы и болезни имеют психосоциальные послед­ствия и проблемы, работники этих служб призваны помочь преодолеть стресс в конк­ретной ситуации посредством активного вме­шательства. Немедленная помощь в таком пункте описывается следующим образом' "Активно входить в жизненную ситуацию личности, семьи или группы, чтобы: а) смяг­чить воздействие стресса и б) помочь мобили­зовать внутренние ресурсы тех, кто подвергся стрессу" (Г. Резник, X. Рубен, Д. Рубен, 1975).

Работники социальной помощи, кон­сультируясь с врачами и медсестрами, созда­ют специальную систему поддержки и разра­батывают необходимые планы действий для пациентов. Они помогают им понять причи­ны их болезни, оказывают необходимую под­держку и направляют их при необходимости к другим специалистам.

Вмешательство с целью социальной по­мощи в таком пункте заключается в адекват­ной оценке состояния пациента. Главное — поставить диагноз, а не просто описать симп­томы. Это значит, что за сломанной рукой женщины может скрываться бытовая неосто­рожность, апоплексический удар и панкреа­тит могут являться следствием употребления алкоголя, а рваная рана запястья может рас­сматриваться как симптом попытки само­убийства. Важно выявить случаи алкоголиз­ма, бытового насилия, плохого обращения с детьми, с супругами и стариками, сексуаль­ной агрессии и других ситуаций повышенно­го риска. Весь персонал пункта неотложной помощи — от регистраторов до врачей и сес­тер — необходимо учить распознавать случаи бытового насилия и другие подобные ситуа­ции, с тем чтобы не оставлять их нераскры­тыми.

Социальный работник из учреждения не­отложной помощи должен знать ресурсы об­щества, устанавливать связь с целым рядом общественных органов и использовать лечеб­ные программы для обеспечения надлежаще­го медицинского обслуживания. Следует учесть, что многим пациентам придется обра­щаться в такие учреждения, как психиатри­ческие консультации, попечительские ассо­циации, детские приюты. В дополнение к пункту неотложной помощи необходимы специальные службы, которые включали бы широкий спектр услуг, как-то: транспорти­ровка пациентов домой, помещение детей в приют в случаях госпитализации их родите­лей, определение в лечебницу и реабилита-


ционные мероприятия. Диагноз и система ре­абилитации после выписки из больницы так­же нередко выявляют пробелы, где требуется вмешательство социальной службы.

Хронические душевнобольные.

Выписываясь из больницы и возвращаясь в общество, душевнобольные все чаще стано­вятся пациентами пунктов неотложной помо­щи при больницах. Они обращаются в такие пункты повторно и становятся так называе­мыми пациентами "вращающейся двери". Те, кто обращается особенно часто, представляют собой наиболее сложную в психологическом, социальном, экономическом и медицинском отношениях группу. Социальные работники дают психосоциальные оценки, ставят диаг­ноз и направляют таких пациентов к врачам. Они же зачастую организуют срочную пси­хиатрическую госпитализацию и последую­щее наблюдение психиатров за душевноболь­ным.

Работа С Семьями. В поле зрения со­циальных работников постоянно находятся семьи пациентов, пребывающих в критиче­ском состоянии или умерших в пункте неот­ложной помощи. Социальный работник пре­доставляет семье информацию, объясняет процесс лечения и выступает в качестве свя­зующего звена между медицинским персона­лом и семьей, в то время как медики заняты лечением. Он помогает семье в моральном плане преодолеть кризис и начать действо­вать практически, например установить связь с другими родственниками, погребальной конторой и т. п.

В пункте неотложной помощи проводит­ся консультирование семей по многочислен­ным проблемам. Часто сюда обращаются семьи, где есть наркоманы или психически неуравновешанные подростки, требующие срочного вмешательства и направления к специалисту для консультации. Семья долж­на быть включена в систему реабилитации таким образом, чтобы она имела реальные представления о дальнейшем развитии болез­ни и необходимом уходе. Часто возможность обсуждения своих проблем и получение ин­формации приносят пользу супругу или семье, жертве насилия или несчастного слу­чая, способствуя восстановлению их физиче­ского и морального состояния.

Обучение, консультации, оказа­ние услуг. Социальные работники пункта неотложной помощи проводят официальные занятия и неофициальные консультации для медицинского персонала, например общие семинары повышения квалификации или


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


126


127


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


 


специальные занятия по таким вопросам, как алкоголизм или наркомания. Во время нео­фициальных консультаций обсуждаются и решаются разнообразные проблемы, скажем возможность предоставления пациенту инва­лидной коляски или реакция персонала на смерть пациента. Оказание помощи врачам в предотвращении эмоциональных срывов по отношению к пациенту повышает эффектив­ность их работы и помогает предотвратить кризис.

Тенденции и проблемы

Пункт неотложной помощи дает уни­кальную возможность вмешательства с целью оказания социальной поддержки жертвам бытового насилия. Однако для выявления по­страдавших, среди которых могут быть и де­ти, и пожилые, необходима последователь­ная программа социальной помощи. Многих из этих пациентов не принимают больницы, и им не оказывается помощь в обычных соци­альных учреждениях. Способность выявлять, обучать и направлять этих людей за помощью к специалистам позволяет предотвратить серьезные травмы и даже вероятный смер­тельный исход в будущем. Действенная соци­альная программа помогает жертве преодо­леть психосоциальные последствия и получить юридическую и медицинскую по­мощь.

Такие неорганизованные и зачастую фактически лишенные гражданских прав па­циенты, как хронические алкоголики, поте­рявшие память пожилые люди и хронические душевнобольные, все чаще пользуются услу­гами пункта неотложной помощи. Предо­ставление услуг и защиты этим категориям людей, включая руководство их поведением и медицинский уход с целью обеспечения про­должения лечения, — одна из серьезных за­дач социальных работников.

Платное медицинское обслуживание, в том числе в рамках государственного здраво­охранения, — это тот фактор, который делает роль социальной службы при госпитализа­ции особенно важной. Необходимо выявить пациентов без соответствующей социальной или другой поддержки и обеспечить им защи­ту в ситуации, когда госпитализация — един­ственный выход.

Таким образом, пункт неотложной помо­щи дает возможность определить острые про­блемы общества и неудовлетворенные нужды в лечении, в том числе и особо трудных в социальном, физическом и психическом пла­не пациентов. При этом социальный работ­ник в пунктах неотложной помощи должен


обладать рядом необходимых качеств для своей практической деятельности, включая способность быстро поставить диагноз с точки зрения социальной работы и провести лече­ние посредством активного вмешательства, знание этиологии болезни и травмы, проблем управления и обучения медицинского персо­нала.

Джоан Л. Клемент,

Жаклин С. Дерджин

См. также: Больницы и социальная работа.

' Clement /., Klingbeil К. (1981). The Emergency Room.— Health and Social Work, 6(4), 835—905. • MunvesP.L, Trimboli F., North A. I. (1983). A Study of Repeat Visits to a Psychiatric Emergency Room.— Hospital and Community Psychiatry, 34(7), 634—638. - Resnick H. L., Ruben H. L,, Ruben D. D. (1975). Emergency Psychiatric Care: The Management of Mental Health Crisis. Bowie, Md.: Charles Press Publishers.

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

В 1974 г. в США насчитывалось около 8 млн человек с различными психическими отклонениями; предполагалось, что к 2000 г. их количество возрастет до 12 млн человек. Однако более поздние оценки отмечают сни­жение количества больных людей с 8 до 4 млн. Неужели масштабы проблемы так сильно изменились всего за несколько лет? Неужели профилактические программы бы­ли настолько успешны, что так резко улучши­ли состояние проблемы?

Никаких кардинальных изменений в действительности не произошло. Просто бы­ла дана иная трактовка термина "неполно­ценность развития", что позволило распреде­лить средства, выделенные федеральными властями, по разным программам. В частно­сти, в Законе о правах лиц с недостатками развития (1975) и некоторых других доку­ментах неполноценность определялась в функциональном смысле, без разделений на разные категории. В этом законе, который был пересмотрен в 1984 г., было записано:

"Термин "неполноценность развития" че­ловека означает хроническую неполноцен­ность человека, которая 1) связана с умствен-


ными или физическими недостатками или с соединением тех и других; 2) проявляется прежде, чем человек достигает 22 лет; 3) по всей вероятности, будет продолжаться и даль­ше; 4) приводит к существенным функцио­нальным ограничениям в трех или более из ниже перечисленных областей человеческой деятельности: а) уход за собой, б) язык восп­риятия и выражения, в) обучение, г) пере­движение, д) самоконтроль, е) возможность независимого существования, ж) экономиче­ская независимость; 5) выражается в потреб­ности человека в последовательной междис­циплинарной или общей помощи, в лечении, уходе или других формах обслуживания, необходимых ему в течение всей жизни или довольно продолжительного времени".

Существенные функциональные ограни­чения в семи выше перечисленных областях человеческой деятельности можно описать более подробно:

а) Уход за собой. Ограничения в этой области относятся к такому состоянию человека, которое требует постоянной и существен­ной помощи при кормлении, проведении гигиенических процедур и поддержании нынешнего вида.

б) Язык восприятия и выражения. Огра­ничения в этой области относятся к такому
состоянию человека, при котором он не мо­
жет непосредственно общаться с собеседни­
ком без помощи либо третьего лица, либо че­
ловека, имеющего специальную подготовку,
либо специальных механических устройств.
Человек не может также отчетливо выражать
свои мысли.

в) Обучение. Ограничения в этой области
относятся к такому состоянию человека, которое отражается на его познавательной способности, визуальном и устном общении, ра­боте рук. В таких случаях требуется специальная помощь или привлечение специальных обучающих программ.

г) Передвижение. Ограничения в этой области означают, что человек не может пере­
двигаться без чьей-либо помощи или без механических приспособлений.

д) Самоконтроль. Отсутствие самоконтроля означает, что для принятия решений, касающихся общественных и личных действий, финансов или защиты своих интересов, требуется посторонняя помощь.

е) Возможность независимого сущест-
вования.
Ограничения в этой области означают такое состояние человека, когда он не может выполнять нормальные человеческие
функции. При этом его отдельное проживание неизбежно, а помощь, наблюдение или


присутствие второго лица требуются практи­чески постоянно.

ж) Экономическая независимость. Ог­раничения в этой области означают, что чело­век не может нормально работать или продук­тивность его труда очень низка, так что он не может материально обеспечивать себя.

Современное функциональное определе­ние неполноценного развития затрагивает большинство людей, страдающих серьезны­ми недостатками и, как следствие, не учиты­вает огромное количество людей, страдаю­щих более легкими формами недугов, причем большинство таких людей — из бедных се­мей. Есть множество документальных под­тверждений тому, что между бедностью и бо­лезнями человека существует неразрывная связь, но часто именно бедные семьи имеют меньший доступ к различным социальным службам по оказанию помощи. Такая соци­альная проблема, как тесная связь между бед­ностью и плохими познавательными способ­ностями ребенка, далеко не нова. Например, Ассоциация по проблемам лиц с дефектами психического развития решила, что проведе­ние определенных тестов (тест на способность к адаптации) должно стать частью обследова­ния при постановке диагноза замедленного умственного развития. Принятие такого ре­шения имеет своим результатом, например, тот факт, что после проведения теста на адап­тацию число детей с замедленным умствен­ным развитием в мексиканских семьях в Ка­лифорнии упало с 14,9 до 6 %.

Практика использования тестов как единственного критерия при постановке та­кого диагноза, который становится клеймом на всю жизнь, была подвергнута существен­ной критике. Было доказано, что тесты про­считывались и прорабатывались на белых людях, принадлежащих к среднему классу, и что поэтому они не отражают культурных особенностей рас и социальных групп. В ре­зультате очень много детей, принадлежащих к различным этническим меньшинствам, бы­ло отнесено к категории умственно неполно­ценных и эти дети были переведены для обу­чения в специальные классы. В классической же работе Дж. Мерсера (1973) было показа­но, что если использовать тест на умственную отсталость, учитывающий культурные осо­бенности наций, то количество детей из мек­сиканских семей в Америке, которым был по­ставлен диагноз замедленного умственного развития, уменьшается с б до 1,53 %.

С другой стороны, увеличение процента неполноценно развитых людей из бедных се­мей является не только результатом неверно-


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


128


129


НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


 


го тестирования. Комитет при президенте, за­нимающийся проблемами умственной отста­лости, в 1976 г. пришел к выводу, что в 70% случаев бедность является основной причи­ной болезни. Это связано с такими фактора­ми, как плохое питание, ранняя беремен­ность, курение, злоупотребление алкоголем и другими наркотическими средствами во вре­мя беременности и в детском возрасте и т. д. Люди со слабыми отклонениями в развитии чаще всего испытывали в детстве лишения, нужду, физические травмы. Люди со средни­ми и тяжелыми формами неполноценности распределяются равномерно среди всех соци- альных слоев.

Все, что непосредственно связано с бедно­стью, попадает в сферу деятельности соци­ального работника. Навыки, опыт и знания социальных работников, например, в области защиты, профилактических мероприятий, вера в достоинство каждого человека — все это очень важно при рассмотрении вопросов, связанных с проблемами болезней, имеющих своей первопричиной бедность. Ниже кратко описываются восемь наиболее часто встреча­ющихся диагнозов у людей, которых считают неполноценно развитыми.

Умственная отсталость. Умственно отсталым считается ребенок, у которого воз­никают трудности при обучении и использо­вании полученных знаний. Ассоциация по проблемам лиц с дефектами психического развития определяет умственную отсталость как "пониженные интеллектуальные воз­можности ребенка, причем умственная не­полноценность проявляется в период разви­тия и сопровождается отклонениями в поведении" (X. Гроссман, 1984).

Создана система медицинской класси- фикации, которая включает основные при- чины такой отсталости: инфекции, интокси­кация, травмы, болезни головного мозга, хромосомная патология, нарушения в период беременности, нарушения психики и т. д.

Пониженные познавательные способно­сти, отклонения в поведении сравниваются с аналогичными показателями при нормаль­ном развитии, причем это сравнение учиты­вает возраст и национальные особенности. У дошкольников эти показатели проявляются в отставании общего развития (они позже на­чинают ползать, сидеть, ходить, самостоя­тельно есть и общаться). У школьников основные признаки неполноценности прояв­ляются в недостаточной восприимчивости в процессе обучения и неспособности исполь­зовать полученные знания в жизни. У взрос­лых — в плохой приспособляемости к жизни


в обществе, в отсутствии нормальной трудо­способности, в невозможности образования полноценной семьи. Классификация умст­венной неполноценности включает слабую, среднюю, тяжелую и очень тяжелую формы.

Церебральный паралич. Цереб­ральный паралич вызывается поражением головного мозга до или во время рождения человека. Эта болезнь характеризуется пол­ным отсутствием контроля за мышцами тела. Существует три типа церебрального парали­ча: 1) судорожный, при котором человек пе­редвигается с большим трудом; 2) атетоз, выражающийся в непроизвольном движении пальцев рук и ног; 3) атаксия, проявляющаяся в отсутствии координации движения и конт­роля за движением. В общем случае цереб­ральный паралич является результатом нару­шений в мозговых центрах мышечного контроля. В зависимости от места и масштаба поражения головного мозга болезнь может проявляться в отсутствии координации дви­жения, дрожании и спазмах конечностей, припадках, нарушении речи, неконтролиру­емости лицевых мышц, нарушении слуха и зрения, умственной отсталости. Степень па­ралича может колебаться от слабой до тяже­лой.

Аутизм. Аутизм («преобладание внут­ренней жизни») определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в не­скольких сферах жизни человека до дости­жения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. После кажуще­гося нормального развития ребенка может на­ступить резкое ухудшение. Физическое раз­витие обычно нормальное, но ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Как правило, оказывается нарушенным и сенсорное восприятие. Иногда таким больным ставится диагноз нарушения слуха, однако на самом деле они могут восп­ринимать выборочные звуки, ничего не зна­чащие для нормального человека, или пребы­вать в состоянии поглощенности созерцанием отдельного предмета. Речь может отсутство­вать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышан­ные слова или фразы. В результате перечис­ленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружа­ющей обстановке. Дети живут как бы в своем собственном мире Хотя аутизм является до­вольно редким заболеванием, его симптомы настолько тяжелы и проявляются в таком раннем возрасте, что таких детей очень часто помещают в специализированные клиники

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...