Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1




Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте

 

Государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов: федеральное государство в целом, субъекты федерации и муниципальные образования. Вместе они охватываются понятием публично-правовых образований.

Государство и иные публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Незаконными считаются любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения публично-правовыми образованиями в гражданских правоотношениях односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников оборота.

 

К публично правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие в обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или статуса данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Публично-правовые образования обладают специальной, а не общей (универсальной) правоспособностью, т.к. участие в гражданских правоотношениях носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер.

Государство и иные публично-правовые образования реализуют свою дееспособность через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК). Т.е., действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции – действия самих публично-правовых образований. Компетенция властных органов устанавливается актами публичного (административного права), а не частного права. Для гражданских правоотношений имеет значение прежде всего их компетенция по использованию имущества (государственного и муниципального), а также компетенция в области возложения и несения имущественной ответственности. При этом речь идет об имуществе, нераспределенном за юридическими лицами (такое имущество – база самостоятельного участия этих лиц в имущественном обороте). Данные юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). По собственным обязательствам публично-правовые образования отвечают казной (нераспределенное государственное и муниципальное имущество, главным образом - бюджетные средства).

Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы от имени публично-правовых образований. При предъявлении к публично-правовым образований имущественных требований (в т.ч. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений), в роли ответчиков выступают главные распорядители бюджетных средств.

Иным находящимся в публичной собственности имуществом от имени собственника распоряжаются уполномоченные им органы власти.

Например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество):

осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. составляющего государственную казну РФ (кроме бюджетных средств), включая полномочия собственника по приватизации федерального имущества;

выступает от имени РФ учредителем создаваемых с участием государства юр. лиц, в т.ч. учредителем (участником) ОАО, создаваемых посредством приватизации федеральных государственных унитарных предприятий;

закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных предприятий и учреждений;

заключает договоры купли-продажи и аренды федерального имущества и размещает заказы на поставку товаров и выполнение работ для государственных нужд и т.д.

 

 

Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность»

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

 

 

Большинство органов публичной власти одновременно являются и юридическими лицами – учреждениями. В этом качестве они могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно. По таким сделкам они будут нести самостоятельную имущественную ответственность выделенными им денежными средствами, а федеральное государство – субсидиарную ответственность имуществом казны при недостатке у них денежных средств.

Само публично-правовое образование не может выступать в гражданских правоотношениях иначе, кроме как через свои органы (выступление государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан от имени публично-правовых образований по их специальному поручению (п. 3. ст. 125 ГК) есть гражданско-правовое отношение представительства).

Важно разграничение ситуаций, когда участником гражданско-правовых отношений является публично-правовое образование в лице своего органа власти и когда этот орган власти самостоятельно выступает в гражданском обороте как юр. лицо.

Если действия органа публичной власти по распоряжению бюджетными средствами или иным имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, входят в компетенцию данного органа – данные действия рассматриваются в качестве действий публично-правового образования (которое и несет имущественную ответственность за их результаты). В противном случае считается, что орган власти действует в правоотношениях от собственного имени, как самостоятельное юридическое лицо-учреждение (учреждение по общему правилу лишено возможности распоряжаться даже имеющемся у него на ограниченном вещном праве имуществом – ст. 298 ГК). Учредитель (публично-правовое образование) имеет возможность оспорить совершенные учреждением сделки либо как выходящие за пределы его правоспособности, либо даже как незаконные (нарушающие требования финансового законодательства).

Законом предусмотрен принцип раздельной ответственности публично-правовых образований по своим обязательствам, если только кто-либо из них не принял на себя специальную гарантию (поручительство) по обязательствам другого субъекта.

 

Участие публично правовых образований в вещных и корпоративных отношениях:

1. Приобретение имущества в собственность: в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры; отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; реквизиция, конфискация, национализация частного имущества и т.д.

2. Приватизация государственного или муниципального имущества.

3.Создание юридических лиц.

4. Участие в деятельности хозяйственных обществ/товариществ в качестве акционеров/участников (в т.ч. право «золотой акции» в отношении ОАО с их участием).

Участие публично-правовых образований в обязательственных и иных гражданско-правовых отношениях:

1. Выступление в качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда для государственных или муниципальных нужд.

2. Выступление в качестве заемщиков (путем эмиссии ценных бумаг), займодавцев (выдача кредитов).

3. Выдача государственных и муниципальных гарантий (принятие ответственности за исполнение обязательств третьими лицами в отношении тех субъектов, которым выданы гарантии).

4. Участие в соглашениях о разделе продукции.

5. Организация лотерей, тотализаторов (взаимных пари).

6. Участие в обязательствах из причинения вреда.

7. Участие в наследственных отношениях.

8. Не может быть автором объектов интеллектуальной собственности, но может быть правообладателем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...