Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информатизация международной экономики

СОФРИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

Опережающее развитие сферы услуг - один из атрибутов «сервисной» или «новой» экономики, возникающей в условиях постиндустриальной трансформации общества. Существенный рост сферы услуг во всем мире связан, прежде всего, с тем, что ощутимо сокращение материальных ресурсов производное от снижения запасов природных ископаемых и др. ресурсов. В этой связи товарное производство и производство услуг имеют принципиальные различия, отраженные в международной торговле ими, как форме МЭО (см.табл. 54.1.).

 

Таблица 54.1- Различия международной торговли товарами и услугами

Товары Услуги
Осязаемы и видимы Неосязаемы и невидимы
Международная торговля товарами не связана непосредственно с производством Международная торговля услугами связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит одновременно.
Развитие международной торговли товарами является основой для развития других форм международных экономических отношений Международная торговля услугами выступает как связующее звено (посредником) в реализации и развитии других форм международных экономических отношений.
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении же остальных действуют принципы свободной конкуренции Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собственностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары Не все виды услуг являются «торгуемыми» и могут быть вовлечены в международный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги).
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства в обратном ввозе Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу (имеются в виду воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), так и путем: - перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну – производителя услуг; - временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.
Допустим институт посредников Посредники отсутствуют.

 

Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не могут перемещаться между странами. Однако развитие НТП, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения международной экономики. В мире принята классификация торгуемых услуг, отраженная таблицей 54.2..

Относясь к «третичному сектору» современной экономики, сфера услуг играет все более весомую роль в производстве валового продукта и структуре занятости. В развитых странах в этой сфере ныне занято от 2/3 до 60% экономически активного населения.

Эти тенденции находят отражение и в МЭО. Международный рынок услуг в последние десятилетия быстро развивается, особенно заметным это стало с начала 80-х годов, В 1960 году его объем составлял 402 млрд долл., в 2000 г. - 1,4 млрд долл. Среднегодовые темпы прироста международной торговли услугами составляли 6-7%, что а 3-4 раза выше темпов прироста МВП, а в отдельные периоды - и темпов прироста мировой торговли товарами и всего объема мирового рынка. Общемировая экспортная квота по услугам составляет примерно 10%; стоимостная доля статистически фиксируемых услуг в мирового торговле - примерно 1/6-1/7.

 

Таблица 54.2 – Классификация торгуемых услуг

Вид Подвид Означают платежи между резидентами и нерезидентами за:
1 Транспорт Пассажирский международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание соответствующих услуг
Грузовой международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание соответствующих услуг
2 Поездки Деловые товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
Личные товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3 Связь   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
4 Строительство   строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
5 Страхование   страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
6 Финансовые услуги   финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)
7 Компьютерные и информационные услуги   консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров
8 Роялти и лицензионные платежи   пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
9 Другие бизнес-услуги Посреднические услуги комиссию за посредничество
Лизинг лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а так же услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая и др.
10 Личные культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары
Прочие показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11 Правительственные услуги   поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира

 

В общемировом товарообороте доля услуг в настоящее время достигает 22-25%. Кроме того, рост международной торговли услугами на 25% опережает рост международной торговли товарами. В то же время международная торговля услугами все в большей степени оказывает влияние на международную торговлю товарами.

Динамику международной торговли услугами отражает таблица 54.3.

 

Таблица 54-3- Объем международной торговли услугами, млрд.долл.США

Показатели        
Объем экспорта   387,9 811,3 1351,9
Объем импорта 62,9 362,8 858,2 1871,7

 

В целом основными стимулами роста международного рынка услуг являются:

- развитие НТП, внедрение новых технологий, которое создает необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики и усиления тенденции с социализации сферы услуг;

- долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что соответственно не могло не вызвать дополнительной потребности в ряде услуг, например, в области туризма;

- деиндустриализация развитых стран и трансформация их национальных хозяйств в так называемые «экономики услуг». Развитие промышленности привело к высвобождению рабочей силы, которая поглощается сферой услуг, за счет чего последняя расширятся. Возникает повышенная потребность в предоставлении промышленности деловых услуг, что приводит к возможности продавать товары совместно с услугами;

- переквалификация рабочих мест, увеличивающая численность занятых в сфере услуг. В последнее десятилетие ХХ века средние темпы роста занятости в сфере услуг составили 5,7%. В начале нового века обозначилась тенденция резкого сокращения персонала среднего управленческого звена и замена их независимыми консультантами, что привело к резкому высвобождению большого числа работников, а, следовательно, затрат на производство и одновременно к росту сектора консалтинговых услуг;

- индифферентность к невосполнимым природным ресурсам и развитие производительных сил за счет специализации и кооперации производства продукции, сокращающих малоэффективный экспорт. В этой связи услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю и особенно наукоемкими товарами.

В связи с тем, что услуги не являются вещественным товаром, рынок их функционирования имеет ряд особенностей:

- предоставление услуг требует от их продавца специальных знаний и мастерства, поскольку услуга в качестве товара обладает высокой степенью неопределенности при реализации и потреблении;

- предварительно оценить предлагаемые покупателю услуги очень сложно, т.к. процесс их производства и потребления является непрерывным. В этой связи оценить услугу может только покупатель по мере ее потребления;

- повторяемость покупки услуги обычно обеспечивается инерцией во вкусах и пристрастиях покупателя, вследствие чего можно предположить, что на процесс покупки услуги во многом влияет качество предложенной ранее услуги;

- продавец услуги обязан контролировать качество услуги до и после ее предоставления;

- услуга подвержена изменениям рыночной конъюнктуры в гораздо большей степени, чем любой другой товар, что создает дополнительные трудности ее продавцу, который постоянно должен следить за новинками технологий производства услуг;

- производителями услуг, как правило, оказываются малые и средние предприятия, которые обладают большей мобильностью в условиях рынка, чем крупные. В этой связи производители услуг имеют больше возможностей для реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и действуют в кризисных условиях более эффективно, чем производители товаров;

- процесс оказания услуги чаще всего предполагает личный контакт продавца и покупателя, что повышает требования к производителю услуг (этика, культурный уровень, коммуникабельность и т.п.);

- наличие гарантий (по поводу цены услуги и ее сервиса) или их отсутствие иногда являются более важным фактором удовлетворения покупательского спроса на услуги, чем их качество.

Разные виды услуг характеризуются разной степень вовлечения в международный оборот. Менее пригодны для этого услуги, направленные на личное потребление, хотя такие виды потребительских услуг, как здравоохранение и образование, все больше вовлекаются на мировые рынки развитыми странами.

По данным ВТО в 2007 году наибольший удельный вес в мировой торговле услугами коммерческого характера занимали транспортные и туристические услуги.

Фактические объемы и темпы роста международной торговли услугами выше официальных, что объясняется несовершенством и большими различиями национально-государственных систем подсчета услуг, в том числе их международных форм.

За последние десятилетия заметно изменилась структура международной торговли услугами: в 1980 году 42 % приходилось на транспортные услуги, 28% - на туризм и 30% - на прочие услуги. В настоящее время (по состоянию на 2007 год) доля транспортных услуг снизилась до 21%, туристических - выросла до 33% и прочих - до 46%. Основу «прочих» услуг составляют деловые услуги. Деловые услуги превратились в необходимые элементы производства и реализации товаров на всех стадиях воспроизводственного процесса [ ].

Доля транспортных услуг снижается вследствие относительно менее высоких темпов роста транспортировки сырья в системе международной торговли, в то же время растет доля услуг по перевозке пассажиров, что связано с быстрым развитием международного туризма.

В регионально-географическом разрезе отмечается снижение доли Западной Европы в мировом экспорте услуг - с 56% в 1990 г. до 45% в настоящее время; незначительно уменьшились также доля Японии и Латинской Америки (примерно по 4% в 2005 г.) и более резко - доля Африки, которая и без того была невелика (с 3 до 1.5%). В то же время за отмеченный период доля Северной Америки выросла с 19,5 до 22,5%, а доля Азии - с 13 до 18% [ ].

Основными экспортерами услуг в Европе являются Великобритания. Франция, Германия и Италия, причем первые три страны предоставляют услуги по спектру всех трех отмеченных основных групп, а в экспорте Италии доминируют туристические услуги.

По структуре экспорта услуг сохраняются также заметные различия между развитыми и развивающимися странами: развитые страны во все большей степени наращивают экспорт деловых услуг, развивающиеся специализируются на туризме.

Доля России на мировом рынке услуг незначительна и составляет около 1 %. Если по доле в мировой торговле товарами РФ занимает в последние годы 15-16 место, то в торговле услугами - 24-25. При этом, в отличие от торговли товарами, наблюдается устойчивое отрицательное сальдо баланса внешней торговли услугами. В 90-е гг. оно составляло 3-6 млрд. долл., в 2000-2002 гг. возросло до 10 млрд. долл. США, при импорте услуг порядка 20 и экспорте -10 млрд. долл. (вследствие, главным образом, вывоза средств состоятельными «туристами» и «челночного» бизнеса). Крайне недостаточно используются потенциальные возможности России по оказанию международных транспортных услуг (в отношении, как традиционных видов, так и появившегося в третьем тысячелетии космического транспорта) и развития въездного международного туризма.

Еще хуже в этом отношении дела Республики Беларусь, которая пока совершенно незаметна на мировом рынке услуг. Однако необходимо отметить тот факт, что эта сфера экономики республики также подвержена влиянию мировой тенденции софризации, т.е. увеличения удельного веса сектора услуг в экономике, чему свидетельством могут выступать данные табл. 13.3.

 

Таблица 15.3- Динамика показателей важнейших отраслей реального сектора экономики

Республики Беларусь, в % к предыдущему году

Показатели Годы
             
ВВП 105,8 104,7 105,0 107,0 111,0 109,2 107,0
Продукция Промышленности 107,8 105,9 104,5 107,1 115,9 110,4 106,5
Продукция сельского хозяйства 109,3 101,8 100,7 106,6 112,6 101,7 106,0
Платные услуги населению 104,9 109,0 108,7 111,2 112,9 115,3 108,0

Источник: Статистический ежегодник РБ.- Мн.: Мин-во статистики и анализа РБ, 2006г.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Главной чертой XX в. стало невиданное развитие науки и техники. В этом столетии возникла и структурно оформилась новая информационно-технологическая сфера МЭО, основу которой составляет мировой рынок информации и технологии (МРИТ). С экономической точки зрения информация как некая совокупность новых сведений, расширяющих объём знаний об объекте, характеризуется следующими особенностями: неуничтожимостью в процессе использования; иным механизмом старения, по сравнению с амортизацией вещественных предметов; отсутствием универсальной стоимостной оценки.

Объекты МРИТ это результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой (оборудование) и неовеществлённой (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица - специалисты. Мировой рынок сведений и технологий развивается весьма динамично. Уже в середине 90-х годов сектор информационных технологий (ИТ) давал до 75% ВВП США, обеспечивая вместе с услугами 80 % рабочих мест в стране. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

Различие в темпах хозяйственного роста отдельных государств углубляет разрыв между уровнями научно-технологической зрелости национальных экономик. Так, пятёрка ведущих западных стран - США, Япония, Германия, Франция и Великобритания - расходует на НИОКР больше средств, чем все остальные государства мира вместе взятые, причём доля Америки превышает в указанной группе 50%. В то же время развивающиеся экономики, и особенно новые индустриальные страны (НИС), проявляют повышенную заинтересованность в использовании новейших технологий и информации для преодоления отсталости, создания современной инфраструктуры, выхода со своими товарами на внешние рынки.

Важным фактором расширения рамок международного обмена на МРИТ следует назвать деятельность ТНК, крупнейшие из которых организуют собственные научно-исследовательские центры для достижения технологического порыва в создании конкурентоспособных товаров. Средние и мелкие фирмы, чтобы не потерпеть убытки, вынуждены приобретать технологии и информацию у крупных. Существенно влияет на развитие МРИТ и конверсия военного производства. Она позволяет переводить государственные научно-технические разработки в сектор массового гражданского производства, а значит, увеличивать количество своих предложений на открытом рынке.

Уже сегодня информатизация стала индикатором благосостояния, опережая традиционные секторы экономики. За последние 10 лет ВВП стран «большой восьмёрки» вырос примерно на 25%, а ежегодные расходы на вычислительную технику увеличились на 30%. По данным International Data Corporation, только в 2000 г. в мире продано компьютерного оборудования на 345 млрд. долл.; рынок программного обеспечения характеризуется объёмом продаж в 223 млрд. (без учета 150 млрд., потраченных на сервисные услуги и компьютерную обработку информации).

В 2000 г. в мире на ИТ потрачено около 850 млрд. долл. По данным информационного агентства корпорации Cisco Systems, в США, в связанных с ними отраслях крутится более 300 млрд. долл., что больше, чем в любой из отдельно взятых отраслей, включая энергетику, металлургию, станкостроение и т. д.[ ].

Такое широкомасштабное распространение компьютерной техники обусловлено ростом её быстродействия при одновременном снижении цен. Этому также способствовало совершенствование программного обеспечения: при усложнении его внутренней структуры, что расширяло круг решаемых задач, его интерфейс стал более понятным и доступным для потребителей. Современные микропроцессоры способны исполнять более 1 млрд. операций в секунду. Производительность компьютера удваивается каждые полтора года.

На рынках высокотехнологичной продукции доминируют наиболее развитые страны — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, обладающие 46 макротехнологиями и контролирующие 80 % этих рынков. По ряду направлений к ним стремительно приближаются Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и другие НИС. В конце 90-х годов прошлого века страны-лидеры занимали на рынках отдельных видов продукции позиции, отраженные данными таблицы.

Таблица.Позиции отдельных стран на рынках высокотехнологической продукции, % к общему объёму рынков

Виды продукции Удельный вес стран
Телекоммуникационное и навигационное оборудование США -20 Япония - 17 ФРГ -7 Великобритания - 6
Изделия микроэлектроники США- 19 Япония -21 Южная Корея- 10 Малайзия - 8
Продукция авиационной и ракетно-космической промышленности США - 40 Япония - 20 Великобритания - 9 ФРГ -7
Средства информатики США - 19 Япония - 1 5 Сингапур- 12 Тайвань - 9,5
Медицинское оборудование и материалы США -27 ФРГ- 15 Япония- 10 Нидерланды - 6
Промышленные и научные приборы и материалы США- 27,5 Япония-17,5 ФРГ -14 Великобритания - 6

 

На рынках высокотехнологичной продукции конкурируют между собой в основном постиндустриальные страны, вовлечённые в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованные в появлении новых претендентов на какую-то долю определённого рынка. Именно промышленно развитые страны по существу устанавливают порядок обмена продукцией высокотехнологичных отраслей путём договорённости на двусторонней или многосторонней основе, в том числе и через механизмы ВТО. По мере продвижения по ступеням технического прогресса они, естественно, утрачивают интерес к защите отечественных производителей материалоёмких и трудоёмких изделий, стремясь удешевить обмен ими путём снижения или даже упразднения импортных тарифов.

Догоняющие страны, в меру возможностей отстаивая свои интересы, вынуждены всё же воспринимать вырабатываемые мировым экономическим авангардом правила игры, мирясь с повышенными тарифами на новые категории товаров и сниженными на продукты, обращающиеся на мировых рынках сырья и полупродуктов. В условиях понижения тарифных барьеров в конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции всё большую роль играют технические барьеры, прежде всего стандарты и технические требования, обеспечивающие интересы национальной безопасности, защиту здоровья и права потребителей.

В США расходы на ИТ в 70-80-е годы возросли в среднем ежегодно на 20-25 %, а в 90-е - примерно на 30-35 %. В результате доля капиталовложений в ИТ в общем объёме частных инвестиций в машины и оборудование выросла с 6-8 % в 1970 году до 9-12 - в 1980 г., 34-38 в 2001-2004 годах, или с 1,8 ВВП в 1983 г. до 3,5 в 1995 г. и 5,5 % в 2004 г. В странах ЕС и Японии удельный вес соответствующих затрат в ВВП увеличился в 1995-1999 годах более чем в 1,5 раза, но всё же к концу отмеченного периода не превысил 2,8-3 %. На США приходится 1/3 общемировых затрат на НИОКР, а также свыше 2/5 мировых капиталовложений в ИТ-сферу [ ].

В результате быстро набирающей темпы информационной революции одновременно происходят два процесса: резкое снижение цен на товары и услуги, связанные с современными технологиями, и стремительное, практически не имеющее прецедентов, распространение ИТ в производственных системах и в сфере домашнего быта. По расчётам американского исследователя Дж.Б. Делонга, в течение жизни одного поколения в 70-90-е годы цена компьютеров (и полупроводников) понизилась более чем в 10 тыс. раз, или в среднем ежегодно на 30-40 %. Такой темп падения цен на данный вид ИТ значительно превосходит все имеющиеся исторические прецеденты. Так, в частности, цены на обычную телефонную связь в XX в. снижались (в 30-70 годы - на 5-6 % и в 1970-1999 годах - на 11-13 %) в 3-7 раз медленнее, а на электроэнергию (в 1890-1930 годах - на 1-2 % в год) соответственно - в 20-25 раз медленнее, чем на компьютеры, что является одним из ярких свидетельств процесса информатизации международной экономики [ ].

С конца 50-х по 1999 г. число действующих компьютеров в мире выросло с 2 тыс. до 200 млн. При этом за последнюю четверть XX в. обрабатывающая мощность действующих компьютеров увеличилась экспоненциально - в среднем ежегодно на 58-60 %. Общее число действующих телефонов в мире выросло с 7 млн. в 1910 г. до 51 млн. в 1950 г., 520 млн. в 1990 г. и 1 млрд. обычных, а также примерно 500 млн. мобильных телефонов в 2000 г. За последние два десятилетия общее число телефонов на планете ежегодно увеличивалось на 9-10 %. Но ещё быстрее возрастала скорость передачи информации. Например, в США только по обычным телефонным линиям она за 80-90-е годы увеличилась примерно в 22 раза (16-18 % в год) [ ].

Огромными темпами растёт число пользователей Интернетом - с 3 млн. в 1993 г. до 100 млн. в 1997 г., примерно 200 млн. в начале 2000 г. По другим оценкам, этот показатель составил уже около 300 млн. человек в апреле 2000 г. Чтобы число регулярных пользователей радиоприёмниками достигло 50 млн. человек, потребовалось примерно 40 лет. Аналогичный показатель для телевидения составил 13 лет, а для Всемирной паутины - около четырёх лет. Поток информационного обмена в Интернете практически удваивается каждые 100 дней, что в год превышает 700 %. В целом, по имеющимся расчётам и оценкам, за последние 5-10 лет общий объём существующей в мире информации удваивался каждые 1,5 года, эту тенденцию стали называть законом Мура (по имени человека, впервые его обнаружившего) [ ].

Дифференциация стран мира по темпам освоения ИТ весьма значительна даже среди развитых государств. В США, например, число персональных компьютеров, приходящихся на 1 тыс. человек, выросло с 190-210 - в 1990 г. до 360-370 в 1996 г. и примерно 500 в 2000 г., а доля американских семей, пользующихся Интернетом, увеличилась с 6 % в 1995 г. до 14 % в 1996 г. и 50 % в начале 2000 г. [ ].

США в конце 90-х годов владели примерно 40 % компьютерной мощи мира. По числу компьютеров на одного занятого и по доле семей, использующих Интернет, они в 2-3 раза превосходили Японию и страны Западной Европы. Если на долю Германии и Великобритании в 1998-1999гг. приходилось примерно по 10% мирового выпуска программных продуктов, то на США - около 2/3. По существующим оценкам, 4/5 всех интернетовских страниц в мире —американские.

Приведённые данные фиксируют достаточно высокий уровень разрыва в показателях освоения ИТ среди развитых стран. По этим же показателям разрыв между передовыми и развивающимися странами громадный, намного превышающий существующие расхождения по критерию подушевого ВВП: по мобильным телефонам (2000 г.) - в среднем в 17 раз (в том числе в 180-190 раз по отношению к уровню Южной Азии и 45-50 раз к уровню Тропической Африки); по персональным компьютерам (1997 г.) - в 22 раза (соответственно - в 35-40 и 120-130 раза); по доле людей, использующих Интернет (2000 г.) - в 150 раз (и соответственно - свыше 200 и 3000 раз) [ ].

Согласно исследованиям EITO, в 2005 году мировой ИТ-рынок составил 970 млрд. евро, рынок телекоммуникационных технологий - 1190 млрд. евро, а включающий их рынок компьютерной техники - 2160 млрд. евро. При этом практически треть ИКТ-рынка приходится на США - около 691 млрд. евро., что отражают данные таблиц.

 

Таблица - Структура мирового ИКТ-рынка

Рынок в 2005 году Доля Европы (включая Восточную), % Доля США, %   Доля Японии, %   Доля остальных стран, %
ИКТ 30,2     25,8
ИТ 31,6 41,9 12,2 14,4
ТЛК 29.1 23,9 11,9 35,1

 

Таблица Объём ИКТ-рынка

Рынок в 2005 году В мире в целом, млрд. евро Европа, млрд. евро США, млрд. евро Японии. млрд. евро Остальные страны, млрд.
ИКТ   652,32 691,2 259,2 557,28
ИТ   306,52 406,43 118,34 139,68
ТЛК   346,29 284,41 141,61 417,69

 

В России темпы роста ИКТ-рынка одни из самых высоких в мире - около 25 %. Однако, по различным оценкам, российский ИТ-рынок примерно в 100 раз меньше аналогичного рынка США. А ИТ-рынок стран Восточной Европы составляет лишь около 5 % от аналогичного рынка стран Западной Европы (см. данные таблицы).

 

Таблица - Соотношение ИКТ-рынка Западной Восточной Европы (млрд. евро)

Рынок в 2004 году Западная Европа Восточная Европа
ИКТ   41,32
ИТ   12,52
ТЛК   29,29

 

Таблица - Рейтинг стран по зрелости рынка ИТ-услуг (ITS-CM1)

Группа зрелости Место в рейтинге Страна Показатель ITS-CM I
    «Зрелые страны»     Япония 3,80
  Великобритания 3,71
  США 3,68
  Канада 3,57
  Финляндия 3.33
  Австралия 3,30
  Новая Зеландия 3,05
  Швеция 3.02
  Нидерланды 2,97
  Германия 2,78
  Испания 2,73
  Бельгия 2,71
  Норвегия 2,65
  Сингапур 2,61
  Швейцария 2,61
  Франция 2,50
  «Созревающие страны»       Италия 2,41
  Дания 2,40
  Австрия 2,27
  Гонконг 2,20
  Ирландия 2,17
  Португалия 2,04
  Израиль 1,93
  Южная Африка 1,91
  Южная Корея 1,87
  Тайвань 1,86
  Венгрия 1,75
  Малайзия 1,72
  Чехия 1,65
  Польша 1,55
«Развивающиеся страны»       Греция 1,47
  Турция 1,35
  Таиланд 1,30
  Индия 1,16
  Китай 0,93
  Индонезия 0,92
  Россия 0,75
  Беларусь 0,72

 

Современный мировой ИТ-рынок достиг объема в 4 триллиона долларов и является самым быстро развивающимся и эффективным по показателю «вложения — результат». Кроме экономической эффективности, ИТ - это ключевая стратегическая индустрия, определяющая место каждой страны в глобальном раскладе сил ближайших десятилетий. Развитие ИТ-рынка оказывает существенное влияние на место страны в мировой экономике (см. таблицу).

Таблица - Показатели роста ИКТ-рынка в 2004-2006 гг.с делением по регионам, в %

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...