Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные иерархии и репутации. Феномен массовой литературы




 

Изучение ситуации, сложившейся в современной русской литературе, поднимает вопрос о предназначении художественных произведений и их функционировании в читательской среде. Традиционно проблема литературных иерархий и репутаций конкретных текстов и творчества в целом того или иного писателя оказывается тесно связанной с вертикальной градацией литературы, то есть расположением произведения в системе, полярными точками которой являются понятия литературного «верха» и литературного «низа».

Литературный «верх», или «высокая литература», - понятие достаточно условное, его смысловое наполнение является неоднозначным. Однако в нем можно выделить основной принцип, позволяющий тот или иной текст отнести к данному сегменту литературного творчества на конкретном этапе историко-литературного развития. «Высокой литературой» называют ту литературу, которая остается верной своему культурно-эстетическому призванию порождать художественные смыслы и предлагать некую точку зрения на бытие и место человека в нем. «Высокая литература» всегда характеризуется высокой степенью художественности и индивидуально-авторским видением мира. Очевидно, что в отечественной литературе конца XX – начала XXI веков место «литературного верха» занимают различные произведения. Сюда следует отнести и творчество писателей-традиционалистов, и тексты, написанные в условно-метафорическом ключе, и эстетические эксперименты авторов-постмодернистов. Несмотря на принципиальные различия этих литературных направлений, объединяющими их признаками являются установка на творческую коммуникацию с читателем и создание индивидуального художественного языка, что способствует образованию глубоких смыслов.

Противоположным полюсом в системе литературных иерархий оказывается массовая литература (литературный «низ»), которая представляет собой совокупность произведений, пользующихся широкой популярностью и ориентированных на невзыскательных читателей, не приобщенных к художественной культуре, не обладающих развитым эстетическим вкусом и не желающих или не способных самостоятельно и по достоинству оценивать литературные тексты. Важно отметить, что репутация произведения как массового может изменяться в процессе исторического развития литературы, так как в различные эпохи изменяются представления о критериях художественного.

Помимо отмеченных позиций, в литературной иерархии выделяется также промежуточное, срединное положение текста, который нельзя отнести ни к массовой, ни к «высокой» литературе. Такие произведения принято называть беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность). Беллетристика – это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но вместе с тем обладающая рядом художественных достоинств, которые принципиально отличают ее от литературного «низа».

 

Массовая литература

Современный литературный процесс, характеризующийся полифоничностью и многообразием эстетических моделей, а также появлением огромного числа популярных произведений, не требующих от читателя высокой художественной культуры, остро ставит вопрос о феномене массовой литературы и ее функционировании в российской читательской среде.

Увлечение читателя произведениями литературного «низа» с начала 1990-х годов отмечено определенной эволюцией: от чтения переводных зарубежных детективов, дамских романов, фантастики к постепенному возникновению отечественной массовой литературы, которая сегодня активно развивается.

В массовой литературе выработаны жесткие жанрово-тематические каноны, представляющие собой структурно-семантические модели прозаических текстов. Эти модели обладают определенной сюжетной схемой, общей тематикой, устоявшимся набором действующих лиц и типов персонажей, за которыми четко закреплены те или функции, актуальные именно в данном жанре. Каноническое начало и типовые клише находятся в основании всех жанрово-тематических видах массовой литературы. Повторяемость сюжетных схем, строгая функциональность их элементов и тематическое единство внутри жанра способствуют выработки «жанровых ожиданий» у читателя. Поэтому каждый жанр массовой литературы ориентирован на своего читателя, для которого в свою очередь указание на жанровую принадлежность текста становится сигналом того, о чем в произведении повествуется. К основным жанрам массовой литературы относятся детектив, триллер, боевик, мелодрама («любовный» роман), фантастика, фэнтэзи, исторический роман.

Произведения массовой литературы отличает легкость усвоения и доступность разным возрастам и слоям населения, независимо от уровня их образования. Как правило, они быстро теряют свою актуальность, выходят из моды, не предназначены для перечитывания. Так, многие произведения массовой литературы, пользовавшиеся спросом в конце 1990-х гг., практически не известны читательской аудитории конца 2000-х гг.

Одной из главных функций массовой литературы является продуцирование такого культурного подтекста, в котором любая художественная идея теряет индивидуальные качества и становится тривиальной по своему содержанию. Здесь создается особый тип эстетического восприятия, основанный на упрощенном понимании художественного творчества в целом. У читателя вырабатывается отношение к литературе без особого пиетета: раз она «массовая», то как бы лишенная авторства, ничья. Такой способ рецепции текста не требует от писателя создания шедевра, а, напротив, предполагает повторяемость приемов, неуникальность замысла и его воплощения и, следовательно, упрощенность содержания и примитивность поэтической техники.

Другой важной функцией массовой литературы оказывается эскапизм, то есть бегство от реальности в другой, более удобный, мир, в котором добро и зло, сила и слабость, честность и подлость четко разведены. Читателю не требуется прилагать интеллектуальных и эмоциональных усилий, чтобы понять психологию и нравственные принципы героев. Читатель ищет здесь развлечения и отдыха от повседневных забот, примеряя на себя функции персонажей, вживаясь в их образы и, тем самым, представляя себя в ситуациях, невозможных для него в реальной жизни.

Особое значение для понимания массовой литературы получает категория автора. Произведения таких писателей, как Ч. Абдуллаев, А. Кивинов, С. Лукьяненко, М. Фрай, А. Маринина, Д. Донцова, П. Дашкова, Н. Перумов, Д. Корецкий, основаны на стереотипности сюжетных моделей. Читатель, тонко чувствующий литературу, прочитав несколько, например, детективных романов, без особого труда обнаружит четкую структурированности этих текстов и воспроизведение общей структурной схемы, присущей данному жанру. Таким образом, массовая литература нивелирует авторскую точку зрения, акцентируя своего рода анонимность этих произведений. Так, современные популярные серии «Черная кошка», «Русский роман», «Черная метка» каждый месяц выпускают романы 10-15 новых авторов, но лишь немногие из них запоминаются читателями. Для приобретения автором известности издательства используют различные PR-технологии, то есть литературное творчество превращается в одну из форм ведения бизнеса. Автор массовой литературы, если он желает быть востребован читательской аудиторией, должен работать конвейерно, серийно. Наличие серийного героя (следователя, сыщика, отважного воина) способствует привлечению читателя. Например, во многом благодаря наличию серийных персонажей особую известность и востребованность получили романы Б. Акунина о сыщике Эрасте Фандорине, романы М. Семеновой о Волкодаве, романы А. Марининой о следователе Анастасии Каменской.

Однако серийный характер массовой литературы существенно снижает качество произведений: повторяются сюжетные ходы, композиционные приемы, характеристики персонажей. Нередко эстетическое бессилие многих авторов приводит их к различным пересказам, созданию подделок, римейков. Например, в 2001 году в серии «Новый русский романЪ», ориентированной на воссоздание в тексте атмосферы XIX – начла XX вв., были напечатаны романы Федора Михайлова «Идиот», Льва Николаева «Анна Каренина» и Ивана Сергеева «Отцы и дети». В этих произведениях, названиями и псевдонимами авторов прямо отсылающих к образцам классической литературы, в упрощенном варианте пересказываются указанные шедевры русской классики. На первый план здесь выходит сюжетно-фабульная составляющая романов, а их идейное содержание нивелируется.

В массовой литературе стратегия текста, в том числе и заглавие, провоцирует читателя на диалог, как правило, упрощенный, поверхностный. По ключевым слова заглавия (своего рода жанровым сигналам) читатель узнает свой текст. Названия произведений строятся на основе лингвокультурных клише, прецедентных текстов, хранящихся в памяти. Они могут быть обращены к читателям разной степени образованности. Здесь возможны переиначенные пословицы и афоризмы, строки их популярных песен (как правило, в детективных романах): «Место под солнцем», «Раз пошли на дело», «Судьба стреляет без промаха», «Бой не вечен» и т.д. В других случаях заглавие указывает на главного героя повествования: «Волкодав из рода Серых псов» М. Семеновой, «Лорд с планеты Земля» С. Лукьяненко, «Трое из леса» Ю. Никитина, «Антикиллер» Д. Корецкого, «Приговор Бешеного» В. Доценко и другие.

Особую популярность в современной массовой литературе приобретает жанр детектива, распадающийся на целый ряд различных жанровых вариантов: «черный детектив», «бандитский детектив», «иронический детектив», «исторический детектив», «женский детектив». Многомерность и противоречивость современности вносит серьезные изменения в общую структурную модель российского детективного романа. Универсум, создаваемый в детективе, часто характеризующийся упрощенностью и изношенностью сюжетных ходов, включает в себя лоскутный облик культуры, легко узнаваемые трафареты быта. Ситуация культурного потребления, в последнее годы нарастающая в современном обществе, провоцирует сужение культурной коммуникации. Поэтому одной из черт детективных романов массовой литературы оказывается так называемая поэтика повседневности, создающая эффект узнавания реальности. В произведениях возникают незавуалированные реалии сегодняшнего дня: упоминаются известные политики, деятели шоу-бизнеса и телевидения, указываются популярные марки товаров общего потребления, действие разворачивается в узнаваемых магазинах, ресторанах, офисах крупных компаний и т.д.

Жанровые трансформации, которыми отмечен современный отечественный детектив демонстрирует широкую палитру литературных ценностей читательской аудитории. Потребности массового читателя удовлетворяются сегодня многочисленными детективными сериями. На интеллектуально развитого и эстетически подготовленного читателя ориентированы исторические детективы Б. Акунина, «экономические» детективы Ю. Латыниной, «политические» детективы В. Суворова, Э. Тополя. К женской аудитории обращены «иронические» детективы, написанные А. Марининой, П. Дашковой, Д. Донцовой, Т. Устиновой. Именно в таких вариациях детективного жанра обнаруживается наибольшее смешение жанровых канонов: происходит совмещение элементов любовного, бытового, приключенческого романа с общей детективной структурой. На мужскую часть читательской аудитории рассчитаны боевики, шпионские романы, сатирические и юмористические детективы (например, романы А. Кивинова, А. Константинова, А. Бушкова).

Современная массовая литература, несмотря на сниженный характер эстетической формы, позволяет обнаружить среди огромного числа стереотипных текстов произведения, тяготеющие к выходу за рамки литературного «чтива» и позиционирующих себя как беллетристику. В этом отношении показательно творчество Б. Акунина (литературный псевдоним известного востоковеда Г. Чхартишвили). Своими произведениями он показывает, что детективный жанр может представать качественной и серьезной литературы, требующей от читателя определенного художественного вкуса и культурологической подготовки. В серии романов о сыщике Эрасте Петровиче Фандорине, действие в которых происходит на рубеже XIX – XX вв., писатель детально реконструирует описываемую эпоху, создает интеллектуальные ребусы, насыщает текст реминисценциями из отечественной классики, историческими аллюзиями, требующими от читателя глубоких познаний. Его произведения написаны хорошим литературным языком. Впервые заявивший о себе в 1999 году, Б. Акунин уже почти десятилетие вызывает читательский интерес к своему творчеству, доказывая, что его романы выходят за пределы «однодневной» массовой литературы.

Такова же рода беллетристическая установка характеризует произведения М. Семеновой, родоначальника русского романа-фэнтэзи. В своих романах и повестях она тонко реконструирует славянские и скандинавские мифы и легенды («Волкодав», «Поединок со Змеем»), повествует об истории древних славян и скандинавов («Ведун», «Лебединая дорога»).

Несмотря на отмеченную эстетическую непритязательность современной массовой литературы, показывающую, что ее феномен в большей степени носит социальный, а не собственно литературный, характер, используемые в ней структурные модели обладают рядом продуктивных свойств и для развития серьезной отечественной литературы. Массовая литература оказывается своеобразным резервом для новаторских решений и экспериментальной практики в произведениях «высоких» жанров. Примером реализации беллетристических тенденций и использования художественных средств, актуальных для массовой литературы, являются некоторые произведения писателей, чье творчество, безусловно, позиционируется как литературный «верх»: например, романы А. Слаповского («День денег»), В. Пелевина («Generation “P”, «Священная книга оборотня»), А. Королева («Охота на ясновидца», «Инстинкт № 5»), Вл. Шарова («След в след»).

 

Художественные тексты

Акунин Б. Азазель. Лнвиафан. Турецкий гамбит. Статский советник.

Бушков А. На то и волки… Сварог.

Донцова Д. Лягушка Баскервилей. Золушка в шоколаде.

Кивинов А. Охота на Санитара. Продавец слов.

Латынина Ю. Охота на Изюбря.

Лукьяненко С. Ночной дозор. Дневной дозор. Спектр.

Маринина А. Стечение обстоятельств. Призрак музыки.

Семенова М. Волкодав. Ведун. Лебединая дорога.

Основная литература

Черняк М.А. Массовая литература XX века. М., 2007.

Черняк М.А. Современная массовая литература. М., СПб., 2004.

Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005.

Дополнительная литература

Гудков Л., Дубин Б. Литература как социологический институт. М., 1994.

Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение. 1996. № 22.

Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х тт. Таллинн, 1993. Т.3.

О массовой литературе, ее читателях и авторах // Русская литература XX века в зеркале критики. Хрестоматия. М., СПб., 2003.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...