Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы исследуемой проблемы




 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения имеет богатую многодисциплинарную историографическую традицию. К ее познанию неоднократно обращались представители философии, социологии, политологии, культурологии, истории, педагогики, психологии в разные периоды общественного развития. Поиски решения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения в отечественной философии и педагогике активизируются в XVIII-XIX столетиях (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и др.). Однако широкое обсуждение проблемы патриота и гражданина относится к более поздней эпохе – второй половине XIX века. Наиболее значимыми являются идеи К.Д. Ушинского, разработавшего теоретические основы идеи народности в воспитании с учетом особенностей русского менталитета, развития национального самосознания, а также последователя его идей, выдающегося педагога-гуманиста второй половины XIX века Я.М. Неверова, внесшего огромный вклад в обучение и воспитание школьников Северного Кавказа [25, c.37-38].

Научное рассмотрение исследуемой проблемы обусловлено наличием противоречий:

- между потребностью общества в повышении уровня патриотического воспитания старшеклассников и недостаточной разработанностью педагогических условий, методов и методик современного школьного воспитания, способствующих решению данной задачи;

- между необходимостью осмысления возможностей использования педагогического потенциала региональной среды как средства патриотического воспитания старшеклассников с целью приращения педагогических идей и не разработанностью технологии организации данного процесса;

- между потенциальными возможностями школьного образования для патриотического воспитания старшеклассников средствами педагогического потенциала региональной среды и фрагментарными подходами к данной проблеме, проявляющимися в мероприятийном подходе к решению этой задачи;

- между большим количеством воспитательных технологий и их недостаточной апробацией в системе патриотического воспитания старшеклассников;

- между потребностями старшеклассников в социально-значимой деятельности по патриотическому воспитанию и отсутствием реальных условий для включения их в эту деятельность

Идеи философов эпохи Возрождения нашли свое продолжение у французских материалистов XVIII века, немецких философов и педагогов конца XVIII – начала XIX вв. Именно французские просветители Д. Дидро, Жан-Жак Руссо («Эмиль, или о воспитании»), беспощадно критикуя устои феодализма, обратили особое внимание на проблемы воспитания подрастающего поколения, в частности, на воспитание патриотизма и любви к своей родине. Просветители были убеждены в том, что покончить с феодальным угнетением, несправедливостью и другими общественными бедами можно путем распространения просвещения – научных знаний, всеобщего образования и правильного воспитания [5, с. 54].

Так, в работе К.А. Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» прослеживается негативное отношение мыслителя к церкви и ее влиянии на дело воспитания молодого поколения. В этой работе содержатся прогрессивные мысли, заключающиеся в стремлении к благу всего общества и объединяющие идею личного блага и «благо нации». Аналогичные мысли содержатся в трудах немецкого педагога- демократа Адольфа Дистервега, четко выразившего свою позицию во фразе

«Человек – мое имя, немец – мое прозвище». В своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» А. Дистервег одним из правил выделил следующее наставление: «Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования» [10. с.54].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что у зарубежных педагогов и просветителей четко прослеживается такое проявление патриотизма и культуры межнациональных отношений, как любовь ко всем людям, независимо от национальной принадлежности.

Что касается истории педагогической мысли в России, то наиболее полное определение доминантного понятия «патриотическое воспитание» содержится в работах В.И. Мареева, рассматривающего его как «интегрирующий фактор воспитания в целом, как системообразующее направление, в рамках которого взаимодействуют все компоненты воспитательной деятельности» [94, с.57]. Ученый считает, что данное понятие следует рассматривать в значении общественного воспитания в целом, поскольку оно включает составные элементы всех других видов воспитания: духовно-нравственное, гражданское, экологическое, физическое и др [29, с.58]. В.С. Горбунов в своем исследовании вслед за В.И.Мареевым определяет место патриотического воспитания школьников, рассматривая его как интегрирующий фактор в становлении гражданского общества. По мнению ученого, патриотическое воспитание является непрерывным процессом овладения школьниками интеллектуальной, правовой и политической культурой общества, способствующей социализации личности в новых социокультурных условиях, позволяет формировать желание и умение жить для Родины, для людей, отдавать для этого свои знания, труд, творчество на благо Родины и людей [5, с.20]. Нам эта позиция наиболее близка.

Что касается структурных компонентов исследуемого феномена, то следует отметить многообразие подходов. Приведем некоторые из них. В. И. Мареевым выявлены следующие структурные компоненты патриотического воспитания:

1) уровень сознания;

2) уровень отношений;

3) уровень деятельности [24, с. 59].

Исследователь Н.П. Башкатова в структуре патриотического воспитания выделяет семь компонентов: культурно-исторический, социально-политический, военно-исторический, правовой, военно- технический, психологический и физический, которые неразрывно связаны друг с другом [12, с. 10]. В соответствии с данной классификацией акцентируем внимание на трех компонентах: культурно-историческом, социально-политическом и военно-историческом.

По мнению С.Д. Полякова, целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания [18, с. 58].

Если взять за основу классификацию С.Д. Полякова. В структуре патриотического воспитания выделены три компонента: когнитивный, оценочно-эмоциональный и мотивационно- поведенческий. Когнитивный компонент включает знания, представления в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения; оценочно- эмоциональный предполагает эмоциональные проявления у старшеклассников в процессе осуществления деятельности в данном направлении; мотивационно-поведенческий предполагает наличие мотивации у старшеклассников, побуждающей осуществлять деятельность в области патриотического воспитания; а также содержит систему навыков и умений. Конкретными признаками проявления исследуемых личностных образований у старшеклассников явились знания о патриотизме, патриотическом воспитании в разные периоды отечественной истории, ценностные ориентации старших школьников, доминирующие мотивы к изучению данной проблемы, умения применять знания на практике (в проектах, творческих работах), характер эмоциональных проявлений.

Таким образом, в отечественной педагогической науке и практике на протяжении нескольких столетий шел интенсивный поиск в определении содержательных характеристик структурных компонентов и направлений патриотического воспитания учащихся. Доминантное понятие исследования раскрывается через термины «патриотизм», «Отечество» «Родина». Патриотическое воспитание старшеклассников в школе становится ценностным базовым стержнем, наполняющим смыслом жизнь и деятельность учащихся и являющимся мощным фактором стимулирования их на достижение личностных и социально значимых целей.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...