Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытие и закрытие предприятий. Проблема банкротства




Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции — производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников — владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

· возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

· изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

· изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

· подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

· подбор соучредителей предприятия (организации);

· определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для первоначального этапа функционирования предприятия;

· разработка учредительных документов и бизнес-плана;

· проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности; осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банках;

· изготовление печатей, штампов;

· постановка на учет в органе государственной налоговой службы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.

Важное место в процессе создания предприятия имеет подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотрудников, установление форм и методов их стимулирования (мотивации), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсистем механизма функционирования предприятия.

Учредителями предприятия в зависимости от формы собственности могут быть:

1) государственные органы или органы местного самоуправления — при создании (учреждении) государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели — при создании хозяйственных товариществ и обществ;

3) индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации — при создании хозяйственных товариществ;

4) юридические лица (коммерческие организации) — при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);

5) хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия — при создании дочерних обществ и предприятий;

6) иностранные граждане и юридические лица и российские граждане, и юридические лица — при создании совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями);

7) добровольные объединения граждан на основе их членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов — при учреждении производственных кооперативов;

8) фонды — при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности. Фонды имеют право участвовать в деятельности хозяйственных обществ.

 

Общая характеристика банкротства

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия (организации).

Механизм банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей ранее действовал в соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.92 г., ГК РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами. С 1 марта 1998 г. в действие введен Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, в соответствии с которым осуществляются процедуры банкротства предприятий (организаций), индивидуальных предпринимателей, а также граждан-должников. В отношении последних установленные процедуры банкротства вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ.

Таким образом, положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» распространяются на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Все вышеназванные хозяйствующие субъекты, признанные должником, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом. Должником считается гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством.

Признаки банкротства. Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

При определении наличия признаков банкротства предприятия должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций.

Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом заявление о признании предприятия (организации) банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать предприятие-должник, кредиторы и прокурор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей - предприятие-должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования).[2]

Так, предприятие-должник имеет право обратиться в арбитражный. суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии

обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Федеральным законом (ст. 8) установлены случаи, при наступлении которых предприятие-должник обязано подать заявление в арбитражный суд.

Кредиторы предприятия-должника. Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании предприятия-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-предприятия (организации) по обязательствам, вытекающим из такого участия. При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, поэтому все действия в отношении предприятия-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Следует подчеркнуть, что участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требования по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов может принимать участие представитель работников предприятия-должника.

Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее i/j общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе из конкурсных кредиторов. Реестр требований кредиторов к должнику ведет арбитражный управляющий. В реестре требований кредиторов должны указываться сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

Арбитражные управляющие. В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются на: временных управляющих (процедура наблюдения), внешних управляющих (внешнее управление должником), конкурсных управляющих (конкурсное производство). Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника (предприятия, организации, гражданина) и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (далее - ФСДН). Арбитражными управляющими не могут быть назначены: лица, осуществлявшие ранее управление делами должника-предприятия (организации); лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость. Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих установлены ст. 20 и 21 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом. Порядок проведения вышеназванных процедур банкротства должника изложен ниже, однако очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению должника, о чем рассказывается в п. 9 данного раздела Справочника. Так, ФСДН должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ.

В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Досудебная санация. Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации). При этом должник-предприятие (организация) или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Как показывает практика, основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем как предоставления финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.

Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...