Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация власти в коммунах




Глава 1. Общие положения

Швейцарская Конфедерация - государство в Западной Европе. Население - 7 996 026 (на 2013 год). Площадь - 41 285 км2. Форма правления - парламентская республика (президент избирается каждый год из числа советников государства). Швейцария - фередативная республика, состоящая из 20 кантонов и 6 полукантонов.

Федеративная хартия (документ, который сделал ее федерацией) был подписан в 1848 году.

Некоторые цифры по коммунам: на данный момент насчитывается 2636 коммун. Из них: в 1300 коммунах проживает менее 1000 человек; в 1028 - менее 5000; в 105 коммунах - более 10’000 человек - в них сконцентрировано оснавная масса населения страны.

Коммуна с наименьшим населением: Corippo (Tessin) - 17 человек. Самая населенная коммуна - Цюрих - 376’990 жителей.

Наименьшая по площади коммуна - Ponte Tresa - 28 Га, самая большая коммуна - Davos (Grisons) - 28’300 Га (после слияния с Wiesen в 2009 году).

 

 

 

Глава 2. Местное самоуправление

Основные положения

Общины Швейцарии издавна являются главными ячейками политической жизни страны. Швейцарец рассматривает себя, прежде всего, как члена (гражданина) общины, а затем уже кантона и, соответственно, государства.

Для Швейцарии характерно многообразие форм местного самоуправления. Каждый кантон самостоятельно определяет вопросы организации местного самоуправления, поэтому практически в каждом кантоне своя система и свои особенности.

Всего в Швейцарии на сегодняшний день насчитывается около 2636 коммун. Причем еще с 1900 года намечается тенденция по их сокращению. Историческая справка: на момент образования федеративной Швейцарии в 1848 году (до этого была конфедерация), она насчитывала 3205 коммун. Это число сократилось до 3164 в 1900 году, до 3101 в 1950, 2955 в 1990 и 2636 в 2009. За один 2008 год исчезло 79 коммун (присоединились к крупным общинам). Это было самое большое число преобразований за год с 1848 года. Данное явление имеет свое оправдание: в коммунах с населением 2-3 тысячи человек появляется достаточно значительное количество задач, при этом вряд ли получится для этого найти необходимое количество добровольцев на политическую арену. Вот почему стали говорить о крупных слияниях (то есть не объединение двух маленьких общин в одну все такую же небольшую) целых долин (прим. автор), как Val de Travers, в горах Невшателя: 9 коммун слились воедино, образовав муниципалитет с 11’000 населения. Или же, еще значительнее - кантон де Гларис (canton de Glaris): с 2011 года кантон состоит всего из трех коммун вместо 25.

Такая народная политическая сила находит свое объяснение в очевидном факте: Швейцария никогда не была подвержена монархической власти (она отказалась от «единой и неделимой республики», которую им пытался навязать Наполеон. Кантоны и коммуны сохранили преобладающую роль. «А государственная власть попросту не имеет способов произвести территориальные преобразования, как это было возможно в других государствах», - как сказал Андреас Ладнер[1].

 

 

Организация власти в коммунах

В Швейцарии каждая коммуна имеет как минимум 3 человека (и до 15), осуществляющих исполнительную власть. Эта коллегия, название которой варьируется в зависимости от кантонов (муниципалитет, совет города, административный совет), должна отдавать свои решения на утверждение «парламентом», в основном называемым также Совет, будь то коммунальный или общий (прим. автор).

Коллегии состоят из определенного числа комиссий (до 10 в самых крупных коммунах) и занимаются вопросами школ, кладбищ и градостроительства, и члены которой в основном избираются.

При этом не все коммуны обладают законодательной властью, «появившейся из избирательных урн». Из всех стран это, скорее, исключение, поскольку в 4 из 5 случаев это собрание населения, которое заседает в парламенте (прим. автор)

И это не вопрос размера коммун[2]. Если романдские кантоны (западная Швейцария) предпочитают в основном представительную демократию и избирают Совет даже в коммунах с населением в несколько сотен, немецая Швейцария и Вале остаются связанными с прямой демократией. Так, в кантоне Цюрих все еще можно найти 10 городов (коммун) с населением более 10’000 человек, где законодательная власть доверена народному собранию.

Будучи гражданами своей коммуны, швейцарцы являются также гражданами своего кантона. 26 «государств», которые формируют Конфедерацию, имеют свою конституцию, законы, и, конечно же, свое правительство (5-7 членов) и свой парламент (46-200 депутатов), избранные населением.

К сведению, 2 кантона (Apperenzell Rhodes-Intérieures et Glaris) сохранили традицию «Landsgemeinde», то есть собрание всех граждан, которое происходит раз в год на площади главного города с целью ратифицирования крупных решений правительства и парламента.

И наконец, Швейцария располагает федеральным двухпалатным Парламентом (200 + 46 депутатов), а также фереральным советом, состоящим из семи членов.

Что касается избрания населения в органы коммунальной власти - есть одна существенная проблема. Дело в том, что в маленьких коммунах, как пишет Андреас Ландер, «мандат стал настоящим подвижничеством, причем чаще всего едва оплачиваемый - всего несколько тысяч франков в год за место в исполнительной власти, или скорее коробка бутылок (прим. авт.) или вовсе ничего в некоторых органах законодательной власти. Мы регулярно проводим расследования в коммунах, и вот уже 20 лет как они жалуются на отсутствие заинтересованности со стороны граждан по отношению к публичной деятельности».

И только сегодня время, когда работа, заканчивающаяся игрой в карты и выпивкой в местном ресторане, почти прошло. Задачи избранников на местах становятся многочисленнее, сложнее и конкретнее. И параллельно с этим, пределы автономии коммун снижаются.

Поэтому возникает проблема объединения коммун. Об этом уже было упомянуто выше.

 

Характеристика коммун

Как уже было указано, помимо федеральной Конституции, в Швейцарии каждый кантон имеет свою собственную конституцию. Все основные положения касательно организации коммун в кантоне содержатся именно в них. Интересен тот факт, что в каждом кантоне имеются разные виды коммун, разные организации власти на местах и другое. А все, что касается особенностей организации конкретных органов, содержится в специальных кантональных законах. Одним из важнейших факторов организации власти является численность населения в каждой общине, поскольку это влияет не только на структуру органов, но и на их компетенцию.

Основным законодательным актом, регулирующим коммуны, является Федеральная Конституция (Constitution Fédérale de la Confédération suisse). Согласно части 1 статьи 50, «Автономия коммун гарантирована в пределах, установленных кантональным законодательством». Отсюда можно сделать вывод, что основной контроль над коммунами стоит за кантонами. При этом, государство принимает во внимание возможные последствия своей деятельности в коммунах, а также учитывает особое положение городов, городских агломераций и горных территорий (части 2 и 3 статьи 50).

Налоги. Как нам известно, налоги в Швейцарии имеют три уровня: коммунальные, кантональные и федеральные. В части 2 статьи 128 говорится, что при установлении налоговой ставки, государство должно принимать во внимание прямые налоги как кантонов, так и коммун. Согласно статье 134, налог на добавленную стоимость, на употребление особой продукции (алкоголь, табачная продукция и т.д.), на почтовые марки или же на предварительные налоги (?) находится в исключительном ведении федерации.

Поскольку многообразие коммун велико, приведем в пример для характеристики 2 кантона: Женева (Canton de Genève) и Санкт-Галлен (Canton de Saint-Gall).

 

 

§ 3.1. Кантон Женева (République et canton de Genève)

Основной законодательный акт кантона - Конституция (Constitution de la République et Canton de Genève). Принята 24 мая 1847 года (действующая редакция - от 23.09.2013). Состоит из 16 глав и 182 статей. Глава 10 посвящена организации коммун в кантоне.

Всего в кантоне насчитывается 45 коммун.

Основные положения:

1. Администрация - исполнительная власть коммуны. В коммунах с населением более 3000 человек (кроме Женевы), администрация муниципалитета доверена административному совету, состоящему из 3 членов, избираемых коммунальным электоратом на всеобщих выборах. В остальных коммунах администрация доверена мэру и двум его заместителям. Полномочия администрации определены в законе (Loi sur l’administration des communes). Члены администрации избираются на 4 года (вместе с легислатурой) по мажоритарной системе выборов. Компетенция администрации (согласно закону, их 25)

- управление коммуной, беречь (сохранять) коммунальную собственность;

- представлять в совет муниципалитета свои проекты;

- представлять в муниципальный совет годовой бюджет за 2 недели до его заседания;

- представлять годовой доход;

- исполнять законы, постановления и решения, если это входит в их компетенцию;

- принимать присягу коммунальных полицейских, инспекторов по парковкам, и других лиц, связанных с правоохранительной деятельностью

- защищать интересы коммуны в процессе, который она возбудила или в отношении нее был возбужден;

- предоставлять в Совет кантона (Conseil d’Etat) или в его департаменты сведения, которые последние могут потребовать;

2. Муниципальный совет - законодательная (совещательная - pouvoir délibératif) власть. Согласно конституции, совет обновляется каждые 4 года. Причем депутаты могут быть снова переизбраны сразу после сложения полномочий. Члены совета избираются в каждой коммуне баллотировкой кандидатов по спискам: в коммунах с населением более 800 человек - посредством пропорциональной системы выборов с кворумом в 7%. Если же в коммуне проживает менее 800 человек - по мажоритарной системе.

Состав совета и его численность устанавливаются законом. Заседания совета публичны; в то же время, члены совета могут проводить закрытые заседания (à huis-clos), если сочтут нужным.

Члены администрации, мэры и его заместители, если они не входят в состав муниципального совета (если в коммуне проживет менее 800 человек), имеют право на выражение своего мнения (совещательный голос). При этом мэр или его заместители (в его отсутствие) являются председательствующими в совете.

Совет может проводить как ординарные, так и экстраординарные заседания. Ординарные заседания проходят 2 раза в год (с 15 января по 30 июня и с 1 сентября по 23 сентября). Экстраординарные заседания могут проводиться в трех случаях: 1) по требованию Совета кантона; 2) по требованию администрации или мэра; 3) по письменному запросу по крайней мере четверти муниципального совета.

Компетенция муниципального совета:

- обсуждение по поводу годового бюджета

- дела, связанные с кредитованием

- приобретение и отчуждение недвижимости, обмен и передача муниципальной собственности

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...