Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискриминация и неравенство




Расовая дискриминация и неравенство неизменно приковывают к себе внимание, по­скольку они отражают фундаментальное про­тиворечие между реальностью и эгалитар­ным идеалом, составляющим сердцевину американской демократической системы. Эти проблемы повсеместны и в той или иной степени задевают все основные расовые мень­шинства и важнейшие аспекты общественной жизни. Попытки искоренить расовую диск­риминацию и неравенство столкнулись с глу­боко укоренившимися расистскими взгляда­ми, со сложившимися групповыми и институциональными интересами, направ­ленными на сохранение статус-кво. Длитель­ная кампания, направленная против этих яв­лений, принесла значительные успехи, и условия, в которых ныне находятся черноко­жие американцы и другие меньшинства, в не­которых отношениях значительно более бла­гоприятны, чем несколько десятилетий назад. Однако многое еще предстоит сделать.

Расовая дискриминация лучше всего мо­жет быть понята с точки зрения социальной стратификации. Все общества делятся на страты в том смысле, что индивиды находятся на разных ступенях иерархически организо­ванной социальной лестницы и в разной мере участвуют в распределении вознаграждений и привилегий. А различаются общества по принципу стратификации и социальным процессам, на которые она опирается. Там, где существует расовая дискриминация, шан­сы индивида на более или менее выгодное и влиятельное общественное положение в зна­чительной мере зависят от функции расовой группы, к которой он принадлежит. Поэтому расовая дискриминация может быть опреде­лена как дифференцированный подход чле­нов доминирующей расы, функцией которой является отрицание или ограничение свободы выбора для представителей подчиненной ра­сы. Господствующая в Соединенных Штатах расовая группа — белое большинство — при­обрела и удерживает непропорционально большие преимущества, налагая жестокие ог­раничения на социальную мобильность расо­вых меньшинств.

Как современная социальная проблема расовая дискриминация проявляет себя в ка­честве самовоспроизводящегося процесса, протекающего на индивидуальном, организа-

15

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

ционном и структурном уровнях. На уровне индивида она проявляется в основанных на предрассудках установках и поведении. При­мером может служить поведение кадровиков, которые изначально считают выходцев из меньшинств неподходящими для занятия от­ветственных постов и принимают их, как пра­вило, на низшие должности, независимо от опыта и квалификации. Точно так же стере­отипы мышления преподавателей могут побудить их направить внимание и усилия студентов из меньшинств на темы и вопросы, которые не позволят им полностью реализо­вать свои возможности и ПОДГОТОВИТЬСЯ для перспективной и престижной работы. Каки­ми бы ни были их мотивы, эти люди в своем поведении основываются на стереотипных предрассудках и одновременно усугубляют их, лишают жертвы своих предрассудков воз­можностей, предоставляемых другим, и тем самым увековечивают дискриминацию.

На организационном уровне расовая дис­криминация включает в себя введение уста­новок и правил, которые благоприятствуют белым и ущемляют меньшинства. Возможно, самым вопиющим примером такой дискри­минации является "закон стажа" — "послед­ним нанят, первым уволен", — в соответствии с которым сотрудники, недавно принятые на работу, являются наиболее вероятными кан­дидатами на увольнение при реорганизаци­ях. Условие стажа крайне затрудняет для представителей меньшинств возможность ут­вердиться в тех должностях и статусе, на ко­торые их исторически никогда не допускали. Другой пример дискриминации на организа­ционном уровне — политика "красной чер­ты", проводимая некоторыми банками и ссуд­ными учреждениями, которые отказываются выдавать кредит и ссуды жителям определен­ных микрорайонов. Дискриминация на уров­не организаций, как и на уровне индивидов, вовсе не обязательно резко бросается в глаза или является преднамеренной.

Наконец, понятие структурной дискри­минации означает, что дискриминация в од­ной области предопределяет трудности в дру­гой. Проявляясь в сфере образования, она лишает надежды на получение хорошей работы. Дискриминация при приеме на работу не дает возможности заработать день­ги на покупку приличного дома. А дискрими­нация в жилищном вопросе вынуждает тех, кто стал ее жертвой, жить в районах, где школы не могут дать полноценного образова­ния.

Наиболее важным в дискриминации яв­ляется то, что в современной Америке она

усугубляет издавна существующее расовое неравноправие.

Исторический аспект

Все основные расовые меньшинства в США стали объектом подавления. В любом случае главной целью было обеспечить, со­хранить или расширить доминирование бе­лого населения англосаксонского происхож­дения. В этом смысле особенно показателен опыт чернокожих американцев. Их порабо­щение довело расовое неравенство до крайно­сти, отрицая за ними всякое право на выбор, инициативу и ответственность. Жесткие ог­раничения и дегуманизация, характеризо­вавшие систему рабовладения в Америке, оправдывались расистской идеологией, опре­делявшей чернокожих как биологически низ­шие существа. Хотя в период восстановления, последовавший за Гражданской войной, чер­нокожим были предоставлены значительные политические и экономические возможно­сти, они вскоре были сведены на нет вновь возродившимися и широко распространив­шимися притеснениями. В результате в поло­жении чернокожих произошли лишь номи­нальные изменения. Белое превосходство и поддерживающие его структуры сохранялись фактически еще почти целое столетие.

Исторический опыт других расовых меньшинств был менее жестоким и не столь всеобъемлющим, однако это тоже был опыт подчинения. Так, американские индейцы были подавлены военным превосходством и политической софистикой белых. По мере то­го как белые продвигались на Запад, индей­цев истребляли и сгоняли с земель, на кото­рые они имели моральное и историческое право. Создав для них резервации на бесплод­ных землях, правительство в дальнейшем ми­лостиво предоставило их собственной судьбе. Американские мексиканцы тоже лишились своих территорий. Большая часть коренного мексиканского населения американского За­пада и Юго-Запада изгонялась со своих зе­мель и либо превращалась в пеонов, либо бы­ла вынуждена эмигрировать в Мексику. Как отмечают М. Стейнфилд (1970), М. Мейер и Ф. Ривьера (1972), мексиканцы испытывали на себе то же презрение, которым были окру­жены индейцы.

Хотя китайцы и японцы являются до­бровольными иммигрантами в США, их стремление улучшить свое положение сдер­живалось дискриминационными мерами, на­правленными на то, чтобы сузить их возмож­ности и дать преимущества белым. Среди этих мер следует отметить Исключительный

 

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

16

закон 1882 г., в соответствии с которым ки­тайцы стали первой расовой группой, для ко­торой был ограничен доступ в США. Он про­должал действовать до 1943 г., когда была введена скромная иммиграционная квота. Закон об иммиграции (закон Джонсона) 1924 г. ввел аналогичные ограничения про­тив японцев. Он закрыл доступ в crpairy ли­цам, не имеющим права на получение граж­данства, к которым относились японцы.

Целью настоящей статьи не является де­тальное перечисление проблем, с которыми сталкиваются эти группы в Соединенных Штатах. Уместно отметить здесь, однако, что на протяжении большей части национальной истории расовая дискриминация являлась составным элементом официальной полити­ки. Последовательная дискриминация осу­ществлялась, предписывалась или санкцио­нировалась законными органами власти на всех уровнях государственной структуры. Сказанное лучше всего иллюстрирует изо­щренная сегрегация, которую утвердил и сде­лал прецедентом Верховный суд США своим решением по делу "Плесси против Ферпосо-на" в 1896 г., где была употреблена формула "раздельны, но равны". История правовой ди­скриминации представляет собой картину коренной противоположности между этниче­скими белыми и расовыми меньшинствами, страдающими от пропитанного предрассуд­ками обращения со стороны большинства об­щества.

Причины дискриминации

Существует целый ряд теорий и гипотез, объясняющих расовые предрассудки и диск­риминацию. Наиболее распространенные объяснения расизма можно разделить на три широкие категории — психологические, нор­мативно-культурные и социоструктурные.

Психологические теории объясня­ют дискриминацию через индивидуальные свойства и склонности человека. Одна из са­мых признанных концепций предполагает, что дискриминация представляет собой фор­му агрессивности, порожденной неудовлет­воренными потребностями. Люди не всегда способны направить свою агрессивность про­тив реального источника постигшего их раз­очарования — из-за того ли, что неясно себе его представляют, из-за его ли отдаленности или неравенства сил, и они начинают искать объект, который могбы его заменить. По этой гипотезе, расовые меньшинства становятся "козлом отпу1.'">"ия". поскольку они слабы и беззащитны. С этой точки зрения притесне­ния чернокожих на Юге в значительной мере

следует расценивать как агрессивную реак­цию белых на экономические проблемы, ко­торым, в силу исторически сложившихся ус­ловий, подвержен этот регион. Чернокожие были самыми осязаемыми и доступными ми­шенями, которыми можно было подменить подлинные причины этих условий.

Пожалуй, самое интересное психологи­ческое объяснение дает концепция "автори­тарности" (Адорно и др., 1950). В ее основе лежит идея, что дискриминационное поведе­ние вызывается определенным набором лич­ных качеств, среди которых — реакция инди­вида на власть и отношение к ней. Предрасположенными к расистским взгля­дам и действиям считаются люди, проявляю­щие такие черты, как иррациональный кон­формизм, жестокость, этноцентризм и т. д. Этот общий тезис дал толчок к исследованиям роли личных качеств индивида в связи с дис­криминацией. Одним из результатов дискус­сий и исследований стало усиленное внима­ние к конкретным условиям, способным стимулировать или сдерживать проявление индивидуальных наклонностей.

Нормативно-культурные тео­рии. Сторонники этого подхода полагают, что люди проявляют расовые предрассудки и соответствующим образом ведут себя, потому что их побуждает к этому сам характер социализации. Общество учит их дискрими­нации, вознаграждает за нее и требует ее про­являть, чтобы соответствовать господствую­щим культурным нормам. Как и во многих других сферах общественной жизни, трудно сопротивляться нажиму, побуждающему подчиниться дискриминационным нормам. Т. Петтигрю (1961) высказывает весьма поу­чительные соображения относительно расо­вых отношений на Юге: "Выступать в пользу превосходства белых в условиях Юга — зна­чит идти по линии наименьшего сопротивле­ния. Если ваши родители и сверстники про­питаны расовыми предрассудками, если в окружающем вас мирке расовая дискрими­нация рассматривается как образ жизни, ес­ли отход от нее может привести к остракизму, тогда антинегритянские настроения являют­ся не столько самовыражением, сколько со­циально оправданным поведением".

Нормативный подход предполагает, что вероятность дискриминации снижается там, где ослабляются поддерживающие ее нормы. Введение соответствующего законодательст­ва и решительные действия расовых мень­шинств привели к определенному ослабле­нию дискриминации во всех районах США и сделали ее проявления менее откровенными.

17

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

Социоструктурные теории. Здесь исходной является идея о том, что доминиру­ющая расовая группа осуществляет дискри­минацию, чтобы сохранить или упрочить свои экономические и политические пози­ции. Рабство в Америке было в конечном сче­те эксплуатацией, доведенной до высшей точки, и навязанные впоследствии многим чернокожим издольщина и арендаторство могут быть объяснены именно так. Примером конкуренции может служить отношение к японскому меньшинству, которое не испы­тывало на себе жестоких дискриминацион­ных мер, пока в общественном мнении не воз­никла идея, что японцы посягают на права белых в сфере занятости. Делая упор на опре­деленные преимущества, традиционные для той или иной группы населения, социострук-турный подход может быть полезным для объяснения устойчивости расового неравен­ства в США.

Показатели неравенства

Кумулятивный эффект расовой дискри­минации можно проследить, используя в ка­честве показателей положение меньшинств в наиболее важных отраслях образования, за­нятости и доходов. Хотя современные пред­ставления о неравенстве различаются в зави­симости от групп населения и институтов общества, имеющиеся данные позволяют за­ключить, что американской нации еще пред­стоит долгий путь, пока она достигает равен­ства в распределении возможностей и благ, которыми владеет общество.

Образование. Получение соответству­ющего образования является главной воз­можностью социальной мобильности для всех американцев. Данные за 1980 г. демон­стрируют существенный расовый дисбаланс в этой области. По средней продолжительно­сти обучения в школе превосходство белых американцев над индейцами, чернокожими, пуэрториканцами и мексиканцами составля­ло от 0,3 до 2,9 года. Для полной средней школы и колледжа эти различия еще более разительны. Среди белых граждан в возрасте 25 лет и старше 70% закончили полную сред­нюю школу в сравнении с 37,6% лиц мекси­канского происхождения, 40% пуэрторикан­цев, 51% чернокожих и 56% индейцев. Более 17% белых по крайней мере четыре года учились в колледже, что далеко превос­ходит показатели по всем упомянутым мень­шинствам. Среди занимавших второе место чернокожих американцев таких оказалось 8,4%.

Американские китайцы и японцы состав­ляют примечательное исключение из общего правила. По всем трем показателям они обог­нали белых. Цифры поражают — более 36% китайцев и около 26% японцев не менее че­тырех лет обучались в колледже. Относитель­ный успех американцев азиатского проис­хождения привлек значительное внимание. Он находит отражение и в статусе этой груп­пы населения. С другой стороны, распростра­ненное мнение, что американцы азиатского происхождения создали модель социально-экономического успеха, является предметом дискуссий.

Занятость и род занятии. Уровень и характер участия меньшинств на рынке рабо­чей силы более или менее совпадают с обра­зовательными показателями различных групп. Среди белых в 1980 г. менее 8% не имели работы, для мексиканцев эта цифра составляла 11,7%, пуэрториканцев и черно­кожих — 11,8%, индейцев — 13%. У китай­цев и японцев здесь дело обстояло сравни­тельно благополучно — соответственно 3,6 и 3%.

Заслуживает упоминания и проблема не­полной занятости. Люди могут считаться не полностью занятыми, если они не имеют по­стоянной работы, вынужденно работают неполный день, используются на вспомога­тельных участках с минимальными перспек­тивами продвижения, постоянно получают неадекватную плату за свой труд, заняты ра­ботой, не соответствующей их образованию, или получают плату, не соответствующую их квалификации. Во всех этих случаях мень­шинства представлены непропорционально их численности.

Что касается рода занятий, то меньшин­ства слабо представлены в наиболее перспек­тивных и престижных категориях профес­сий. Почти 17 % белых рабочих в 1980 г. были заняты на должностях, требующих профес­сионального или технического образования, в сравнении с 7% всех испаноязычных амери­канцев, 8% чернокожих и 11% индейцев. Аналогичным образом у представителей этих групп населения меньше шансов занять административно-управленческие посты. Среди белых эта категория работающих со­ставляла 13 %. На низшей ступени оказались чернокожие — 4,3%. Американцы азиатско­го происхождения чаще, чем белые, были представлены на должностях, требующих профессионального и технического образова­ния, но уступали представительству белых в административно-управленческом эшелоне. Зато среди чернорабочих и в сфере обслужи-

 

АСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО 18

вания псе указанные меньшинства представ­лены непропорционально широко — соответ­ствующее процентное отношение для черно­кожих и лиц латиноамериканского происхождения было более чем в 2 раза выше по сравнению с белыми.

Доходы. В 1980 г. средний доход амери- канской семьи равнялся 21 014 долл. Это на 49% выше, чем у пуэрториканцев, на 40% — чем у чернокожих, на 35% больше, чем у индейцев, и на 30% — чем у мексиканцев. Заметим также, что угроза бедности для бе­лых не столь велика, как для других групп. Среди них лишь менее 7 % жили ниже уровня бедности по сравнению с 35% пуэрторикан­цев и 26% негритянских семей.

Эти сопоставления основаны на сумми­рованных данных; здесь не принимаются в расчет факторы, влияющие на уровень дохода. Некоторые исследования показыва­ют, что если скорректировать по всем расовым группам такие показатели, как обра­зовательный уровень, вид работы, продолжи­тельность рабочего дня и возраст, то неравен­ство уменьшится, но не исчезнет вовсе. В одном случае после уточнения некоторых составляющих в 1975 г. отношение дохода чернокожего мужчины к доходу белого изме­нилось с 65 до 85% и мексиканца — с 65 до 82%.

Доход представляет собой финансовые ресурсы, получаемые в течение определенно­го времени лицом или семьей преимущест­венно в виде заработка. Но размеры дохода не характеризуют сумму ресурсов, находящих­ся в распоряжении данного лица. Состояние же, собственность есть остаток (деньги или имущество), имеющийся у индивида после платы за все, что необходимо для повседнев­ной жизни. Состояние накапливается в тече­ние всей жизни, менее изменчиво, чем доход, и может быть использовано в случае необхо­димости. Размеры состояния можно считать более стабильным индикатором экономиче­ского положения. Одно недавнее исследова­ние показало, что состояние белой семьи в среднем в 2, 8 раза превышает состояние не­гритянской семьи. В расчете на одного чело­века белые в 3, 2 раза богаче. Эти цифры го­раздо выше, чем соотношение доходов. Автор исследования (У. О'Харе, 1983) пришел к за­ключению, что, "полагаясь при сравнении экономического положения на соотношение доходов, можно получить неполную и даже неверную картину об экономическом разрыве между белыми и черными, так что этот раз­рыв будет казаться меньше, чем он есть на самом деле".

Принимаемые меры

Шаги правительства, направленные на борьбу с дискриминацией и утверждение ра­венства рас, включали в себя: 1) защиту ос­новных гражданских прав лиц, принадлежа­щих к меньшинствам; 2) активные усилия по предоставлению меньшинствам возможно­стей для социальной мобильности; 3) сокра­щение социально-экономического неравен­ства в обществе в целом. На практике эти три направления неотделимы одно от другого, но они отразили различные акценты и цели в формировании официальной политики.

Гражданские права. Главная поли­тическая цель в этой области заключается в том, чтобы обеспечить равное отношение ко всем индивидам независимо от расы. Таким образом, речь идет о прямом наступлении на наиболее откровенные проявления дискри­минации, ограничения и злоупотребления по отношению к чернокожим и другим мень­шинствам. Отправным пунктом здесь стало решение Верховного суда США в 1954 г. по делу "Браун против Совета по образованию города Топика, штат Канзас". Объявив раз­дельное обучение неконституционным, суд аннулировал долго существовавшую доктри­ну "раздельны, но равны" и положил начало широкому движению за искоренение диск­риминации во всех слоях общества. Вслед за этим всеобъемлющий Закон о гражданских правах 1964 г. и Закон о правах избирателей 1965 г. утвердили примат равных прав и обя­занность правительства обеспечить их соблю­дение. Эти и другие антидискриминацион­ные меры оказали глубокое воздействие на характер отношений между меньшинствами и белыми американцами. В принципе, по крайней мере сейчас, существует более или менее единый класс граждан. Некоторые из­менения в положении чернокожих амери­канцев У. Тэйлор (1984) суммировал следу­ющим образом: "Чернокожие граждане, располагающие средствами, могут чувство­вать себя уверенно в повседневной обще­ственной жизни, в ресторанах, отелях, теат­рах, на общественных пляжах и теннисных кортах. Независимо от социально-экономи­ческого статуса, они в целом вправе ожидать корректного и беспристрастного отношения на избирательных участках, в судах, в авто­бусах, во всех общественных учреждениях".

С другой стороны, становится все более очевидно, что утверждение основных граж­данских прав — необходимое, но недостаточ­ное условие социального и экономического благополучия меньшинств. Предстоит еще преодолеть то неравенство стартовых усло вий, которое создано долгими годами притес­нений и лишений.

19 РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО

Поощрение мобильности. Достичь значительного улучшения в положении меньшинств можно лишь в том случае, если пойти дальше устранения очевидных дискри­минационных ограничений и активно поощ­рять мобильность меньшинств. При этом не­обходимо учитывать кумулятивный эффект прежней дискриминации и порожденных ею самовоспроизводящихся ныне дискримина­ционных процессов. Как отмечает Комиссия по гражданским правам, когда действуют эти процессы, недостаточна борьба с дискрими­нацией путем призывов к "цветовой слепоте". Этим путем можно предотвратить лишь от­дельные проявления предрассудков.

Президент Джон Кеннеди первым про­возгласил принцип поддержки меньшинств в 1961 г., распорядившись, чтобы, заключая контракты с федеральным правительством, подрядчики принимали меры по значитель­ному расширению рабочих мест для предста­вителей меньшинств. Затем администрации Л. Джонсона и Р. Никсона потребовали, что­бы подрядчики определили конкретные эта­пы и сроки выполнения этого требования. Ра­ботодателям было предписано сопоставить существующее положение в найме предста­вителей меньшинств с положением на рынке рабочей силы и в случае необходимости раз­работать специальные планы, чтобы выпра­вить дисбаланс. В заключительной стадии Верховный суд дал разделу VII Закона о гражданских правах 1964 г. толкование, ко­торое запрещает при найме на работу любые, даже непреднамеренные меры, ущемляющие интересы меньшинств. Суд также сослался на раздел VII, высказавшись в пользу доброволь­ных соглашений между предпринимателями и профсоюзами, в которые включалась бы ссылка на расовую проблему в интересах ус­транения дискриминационных мер прошлого и их последствий (Дело рабочих-металлистов Америки против Вебера, 1979 г.). В одном из самых знаменитых дел ("Регенты Калифор­нийского университета против Bakke") суд указал, что расовая принадлежность не мо­жет играть роли при приеме в учебные заве­дения. Эти и другие социальные действия исполнительной, законодательной и судеб­ной властей создали мощную опору политике позитивных действий (поддержки мень­шинств), которая помогла расширить круг возможностей для представителей мень­шинств. Важно заметить, однако, что сама по себе эта политика не является достаточной для удовлетворения потребности тех, кто на-

иболее обездолен в экономическом отноше­нии.

Стратегия борьбы против бедно­сти. Меры, направленные против бедности, призваны скорее уменьшить неравенство сре­ди населения в целом, чем конкретно помочь меньшинствам. Тем не менее стратегия дей­ствий в этой сфере заслуживает быть упомя­нутой в нашем контексте, поскольку мень­шинства обычно непропорционально широко представлены среди экономически ущемлен­ных групп и, соответственно, должны полу­чать более значительную помощь, чем белые. Программы "Великого общества", разрабо­танные администрацией Л. Джонсона, явля­ются первыми примерами борьбы с бедно­стью, поскольку все они были задуманы как средство смягчить или устранить неравенство возможностей, столь часто сопутствующее экономическим лишениям.

Современные споры

Вряд ли можно сомневаться в том, что Соединенные Штаты безоговорочно привер­жены цели ликвидировать расовую дискри­минацию. Принципы равных возможностей и поддержки меньшинств нашли прочное признание как среди тех, кто вырабатывает политику, так и среди общественности. Но с самого зарождения политики поддержки су­ществуют серьезные разногласия относи­тельно того, следует ли выходить за пределы равных возможностей при оказании помощи историческим жертвам дискриминационного обращения. Сторонники положительного от­вета на этот вопрос утверждают, что устойчи­вые последствия прежней дискриминации, о которых свидетельствует сохраняющееся ра­совое неравенство, требуют применения средств, нацеленных непосредственно на прогресс расовых меньшинств. В противном случае равные возможности будут существо­вать только в принципе, а не в реальности и не будут работать на пользу этих долго угне­тавшихся групп населения. Критики же этого взгляда считают, что ни с моральной, ни с конституционной точек зрения нельзя согла­ситься с любой политикой, предоставляющей льготы какой-то группе, исходя из ее расо­вой принадлежности. По их мнению, это оз­начало бы возвращение к тем временам, когда основные гражданские права небыли равным достоянием всех.

Эти дискуссии особенно обостряются, когда дело касается конкретных норм, сроков и квот при приеме на работу. Антидискрими­национные меры трудно применить, не за­тронув возможностей, которыми на сегод-

 

 

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 20

няшиий день располагают белые. Эти проти­воречивые интересы создают своеобразную новую "американскую дилемму", оказавшу­юся более сложной, чем казалось сначала.

За редкими исключениями, политика поддержки меньшинств, включая присущий ей количественный подход, пока выдержива­ет атаки сторонников более пассивной поли­тики. При администрации Р. Рейгана Мини­стерство юстиции активно отстаивало консервативную точку зрения, утверждая, что количественные квоты приносят пользу тем, кто не является жертвой дискримина­ции, и наносят ущерб ни в чем не повинным белым. Министерство не слишком преуспело в продвижении этой идеи. Но ему удалось стимулировать сопротивление позитивным действиям и ослабить их эффективность. Очевидно, что вопрос об ограничении равен­ства возможностей непременно будет глав­ным в публичных дебатах по вопросам расо­вой дискриминации в предстоящие годы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...