Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные структуры.




Были созданы три структуры, способствую­щие эффективности социальной защиты (Г. Горовитц, К. Эстес, 1971):

— отдельное агентство, специализирую­щееся на этом виде услуг;

— отдельная программа в рамках агент­ства, специализирующегося на оказании ус­луг людям старших возрастов;

— отдельная программа в рамках агент­ства, оказывающего у слуги людям всех возра­стов, включая предоставление защиты.

В настоящее время для защиты интересов престарелых используются все три вида структур.

Оценка эффективности

В связи с усилением внимания к судьбе недееспособных престарелых в 50—60-х го­дах был проведен ряд конференций для выра­ботки общих установок по защите этих лиц. В 60-х годах возникли семь показательных про­ектов, чтобы определить эффективность не­которых систем защиты престарелых. В сфе­ру действия этих проектов попадали, как правило, белые женщины в возрасте 75 лет и старше, в данное время не состоящие в браке, живущие отдельно от родственников в собст­венном доме или квартире и имеющие доход от 50 до 150 долл. в месяц. Но поскольку ни в одном из этих проектов подбор клиентов не был произвольным, эти данные не имеют ста­тистической ценности и не позволяют делать выводы о всех старых людях, нуждающихся в защите. Из семи проектов только два были достаточно скрупулезными в научном отно­шении и задумывались как исследования, позволяющие получить объективную инфор-

мацию. Цель проекта М. Бленкнера, разра­ботанного и осуществленного в 1964 г., состо­яла в том, чтобы определить эффективность и применимость программ по защите лиц стар­ших возрастов в домашних условиях.

Первоначальные результаты показали, что защита престарелых клиентов может от­рицательно повлиять на их положение. В по­следующие годы многие специалисты по со­циальной работе пытались интерпретировать эти результаты. Было поставлено много кри­тических вопросов, но так и не был сделан однозначный вывод о том, наносят ли соци­альные услуги вред старым людям, нуждаю­щимся в защите. Это обстоятельство побуди­ло в 1980 г. вернуться к изучению первоначальных данных.

При этом обозначились две методологи­ческие проблемы в связи с предыдущими ис­следованиями. Во-первых, возникли сомне­ния в произвольности подбора лиц в качестве объектов защиты и в контрольные группы. Во-вторых, не были достаточно ясными гра­ницы услуг, которые позволили бы опреде­лить различие в положении контрольной группы и лиц, получающих услуги. Было ус­тановлено также, что услуги предоставлялись более чем одной группе.

Хотя в материалах первого исследования фигурировали одна экспериментальная и од­на контрольная группы, повторное чтение до­кументов показало, что план исследований предусматривал использование двух экспе­риментальных групп и одной контрольной и соответственно этому производилось накоп­ление данных. При анализе данные по двум экспериментальным группам были объедине­ны в одну. Однако между двумя эксперимен­тальными группами была разница, заклю­чавшаяся в том, что одна из них получала и неограниченную финансовую помощь, и ши­рокий набор услуг по защите интересов вхо­дивших в нее лиц, а вторая — только услуги.

При повторном анализе результаты рас­сматривались не по двум группам, как преж­де, а по трем. Было установлено совпадение во всех группах по уровню смертности и инс-титуционализации. Немногие значащие ре­зультаты повторного анализа касались пси­хического функционирования клиентов и конкретных форм помощи. Но и эти резуль­таты не могут быть надлежащим образом интерпретированы из-за наличия методоло­гических проблем. Важно отметить, что при раздельном рассмотрении результатов по двум экспериментальным группам не подтвердились первоначальные выводы М. Бленкнера и его коллег, что социальные
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРЕСТАРЕЛЫХ

168

услуги оказывают негативное воздействие на положение клиентов.

Оценка эффективности не является про­стой задачей. Как указывает П. Росси (1978), "важнейший аспект гуманных услуг заклю­чается в том, что не только сама услуга, но и ее направленность и способ предоставления имеют самостоятельное значение". Что же нужно исследовать в первую очередь — про­цесс оказания услуг или сами услуги? Когда процесс и продукт труда рассматриваются па­раллельно, оценка эффективности становит­ся весьма сложным делом.

Правовые вопросы

Хотя государственный сектор участвует в защите старых людей, которым не на кого больше положиться, эта роль государства со­здает определенные проблемы. На каком эта­пе правительство должно принимать на себя ту заботу, которая традиционно ложится на семью или другие элементы неформальной системы? Правительству нередко приходится в этом смысле заменять семью при изменении условий вследствие, например, госпитализа­ции или смерти одного из супругов.

Тот факт, что изменение ситуации в семье ведет к вмешательству государственной власти, вызвал к жизни новые спорные воп­росы, касающиеся соотношения между за­щитой индивида со стороны правительства и основными гражданскими свободами.

Эту дилемму можно проиллюстрировать на примере действующего законодательства, предусматривающего опеку со стороны госу­дарства. Закон требует, чтобы в случаях, ког­да клиент отказывается от той помощи, кото­рая представляется необходимой, и в то же время отсутствуют члены семьи и друзья, ко­торые могли бы на себя принять роль опекуна, был избран государственный опекун после то­го, как суд признает недееспособным лицо, о котором идет речь. Американская ассоциа­ция адвокатов в 1971 г. указала, что эта ситу­ация таит в себе следующую опасность: "На­значение опекуна может иметь далеко идущие последствия. Лицо, признанное не­дееспособным, тем самым в принципе лиша­ется права совершать деяния, влекущие за собой юридические последствия". Таким об­разом, защита интересов страдающего непол­ноценностью престарелого лица лишает его свободы выбора. Именно такого рода услуги могут быть предписаны, если суд найдет ин­дивида недееспособным.

Ограничение свободы может рассматри­ваться как общественный контроль, посколь-

ку личность лишается самостоятельности. Возможности старого человека оцениваются социальным агентством, которое тем самым распоряжается его судьбой. Предполагается, что это агентство способно принимать решения, одновременно затрагивающие по­ложение индивида и среду, в которой он жи­вет.

Н. Киттри уподобляет социальный конт­роль, связанный с защитой клиента, "госу­дарству всеобщей терапии". Подобно "госу­дарству всеобщего благосостояния", где правительство принимает на себя финансо­вую ответственность за личное благополучие каждого, в "государстве всеобщей терапии" правительство и социальное агентство при­нимают на себя ответственность за попечение об индивиде. В тех же случаях, когда он не готов признать, что нуждается в помощи, или по своей недееспособности принять эту по­мощь, услуги предписываются ему в прину­дительном порядке.

Вероятность того, что лица старших воз­растов будут лишаться своих законных прав, создала предпосылки для появления принци­па "минимального ограничения", в соответст­вии с которым оптимальным следует считать то вмешательство, которое, будучи мини­мальным по объему, приносит максимальные результаты. В этом смысле при выборе наилучшего способа оказания помощи его до­стоинства определяются своеобразным функ­циональным минимумом. Оптимальным является то вмешательство, которое удовлет­воряет потребности индивида, по мере воз­можности не ограничивая его дееспособ­ность. К сожалению, идея опеки в своей основе предполагает "все или ничего", и эта ее черта затрудняет принятие промежуточных мер в тех случаях, когда старый человек явля­ется лишь частично неполноценным.

Специальный сенатский комитет по де­лам престарелых обращает внимание и на другие правовые проблемы:

■ - отсутствие достаточной ясности в воп­росе о том, кого в каждом данном случае за­щищает закон — личность или общество;

— возможность того, что предоставляе­мые услуги в большей мере устраивают соци­ального работника, чем клиента;

— вопрос о том, приносят ли услуги поль­зу или вред клиенту;

— вопрос о том, когда должна рассматри­ваться возможность юридического вмеша­тельства;

— вопрос о том, кто имеет право опреде­лять критерии такого вмешательства.

169

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ

Тенденции

В последнее время в области защиты пре­старелых возникли, в частности, проблемы, связанные с работой с клиентом в конкретных ситуациях. Поскольку старый человек ныне живет в обычном окружении дольше, чем прежде, и возникает вероятность того, что он попадет в группу риска, проблема услуг, яв­ляющаяся центральной при защите клиента, становится комплексной при расширении объема услуг по месту жительства.

Недавно возник еще один вид защиты старых людей — от плохого обращения. Это явление подвергается исследованию в теоре­тическом плане с целью выявить его причины и определить наиболее целесообразные фор­мы помощи пострадавшим.

Ожидается, что услуги по защите клиен­тов будут расширяться в смысле как разнооб­разия, так и объема или географии. И част­ный сектор, и государство в настоящее время активно занимаются защитой престарелых и будут продолжать упорядочивать и совер­шенствовать организационные формы и сами услуги.

Рут Данкл

См. также: Насилие в семье; Пожилые и пре­старелые; Пожилые и престарелые: социальное обслуживание; Профессио­нальная ответственность; Семья: со­временные тенденции; Экологический подход.

• BlenknerM., Bloom М., Weber R. (1964). Protective Services for Older People: Final Report on the Planning Phase of a Research and Demonstration Project. Cleveland, Ohio: Benjamin Rose Institute. • Blenkner M., et al. (1974). Final Report, Protective Services for Older People: Findings from the Benjamin Rose Institute Study. Cleveland, Ohio: Benjamin Rose Institute. • Eckstein R., Linday E. (Eds.) (1964). Seminar on Protective Services for Older People. N. Y.: National Council on the Aging. • Ferguson E. (1978). Protecting the Vulnerable Adult. Ann Arbor: University of Michigan Press.

• Horowitz G., Estes C. (1971). Protective Services for the Aged. U. S. Department of Health, Education and Welfare, Social and Rehabilitative Service, Administration on Aging.

• Lynes J. (Ed.) (1970). The Evolution of Protective Services for Older People: A Report of the National Conference on Protective Services for Older People. San Diego, Calif.: Community Welfare Council. • RossiP. (1978). Issues in the Evaluation of Human Services Delivery.— Evaluation Quarterly, 2(4). • U.S. Senate (1977). Protective Services for the Elderly: A

Working Paper Prepared for the Special Committee on Aging. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. • Wasser E. (1974). Protective Service Casework with Older People: An Explication of the Service Component in the Benjamin Rose Institute. Cleveland, Ohio: Benjamin Rose Institute.

СОЦИАЛЬНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОРПОРАЦИЙ

В конце 60-х годов беспорядки в таких городах, как Детройт, Вашингтон, Ньюарк, Нью-Джерси и Лос-Анджелес, побудили корпорации обратить внимание на вопросы социальной ответственности. Как страх, так и забота об условиях жизни городской бедноты заставили крупнейшие корпорации вложить деньги и использовать людские ре­сурсы для улучшения жизни во многих квар­талах крупныхгородов. Ответом на беспоряд­ки в указанный период стало создание субсидируемой деловым миром "Городской коалиции", объединившей мэров, председа­телей профсоюзов, руководителей борьбы за гражданские права и административный персонал корпораций. Эта коалиция стреми­лась получить поддержку всех слоев обще­ства для решения проблем бедноты и улучше­ния состояния американских городов.

Причина социальной активности корпо­раций в дальнейшем — усиление негативно­го отношения к деловому миру в начале 70-х годов. Рейтинг одобрительного отношения общества к деловым кругам упал с 58% в 1968 г. до 39% в 1970 г. При этом 7 из каждых 10 взрослых американцев поддерживали дви­жение в защиту потребителя, за усиление государственного регулирования деловой ак­тивности, суровые наказания тем компани­ям, которые не придерживались нормативов допустимого загрязнения окружающей сре­ды. Боязнь законов, регулирующих деловую активность, пикетирования на собраниях ак­ционеров и т. п. побудили корпорации при­нять некоторые меры. Вклады корпораций в филантропические акции увеличились с 797 млн долл. в 1970 г. до 1,2 млрд долл. в 1975 г., или на 54%.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ

170

Новый этап активности последовал в 80-е годы. Действия администрации Р. Рейганапа сокращению федеральной помощи общин­ным программам послужили толчком к тому, чтобы различные организации и частные ли­ца стали осаждать корпорации просьбами о финансовых средствах, выделении работни­ков и предоставлении оборудования. Прось­бы исходили не только от добровольческих организаций, но и от государственных уч­реждений, оказавшихся перед перспективой крупных сокращений своих бюджетов. Кро­ме того, президент Рейган призвал руководи­телей корпораций взять на себя возрастаю­щие расходы на содержание общинных групп. Он также попросил их удвоить отчис­ления на благотворительные цели. Была со­здана специальная комиссия из 44 членов во главе с председателем компании "Армко" Уильямом Верити для стимулирования уча­стия корпораций в решении общинных про­блем.

Корпорации откликнулись на эти призы­вы. В период с 1979 по 1984 г. их взносы вы­росли на 1,3 млрд долл. Характерно, что рас­ходы на благотворительность не сократились и в 80-е годы, когда отмечалось абсолютное падение прибылей корпораций. Однако рост расходов на благотворительные цели ни в ко­ем случае не мог компенсировать сокращение расходов на гуманитарные и социальные про­граммы, произведенное Р. Рейганом. Госу­дарственные бюджеты предусматривали со­кращение федеральных программ на 33 млрд долл. Ричард Неблет, управляющий корпо­рацией "Эксксон", ведавший средствами на благотворительную деятельность, заметил: "Важно помнить, что если вы собираетесь со­кратить бюджет на 33 млрд долл., это сокра­щение не может быть компенсировано 3 млрд долл., поступающими от корпораций". Тем не менее в исследовании, проведенном "Конференс борд", независимой некоммерче­ской научно-исследовательской организа­цией, изучающей проблемы бизнеса, утвер­ждалось, что в 1984 г. взносы корпораций увеличились на 26%. Наибольшее увеличе­ние — на 68% — имело место в областях строительства жилья, профессионального обучения и других программах помощи бед­ным.

Другой тенденцией в 80-е годы, имеющей большое значение для программ социального обслуживания, было участие корпораций в программах территориальных общин. Либо командируя своих служащих, либо выделяя средства, корпорации финансируют такие программы, как обеспечение ухода за детьми

и больными, общинное планирование, моло­дежные квартальные центры, общинные про­довольственные фонды, информация о соци­альном обслуживании и консультационные центры, программы снятия дактилоскопиче­ских отпечатков у детей, двуязычное обуче­ние, общинные школы, профессиональное обучение безработных. Таким образом, соци­альная ответственность корпораций все и большей мере распространяется на общин­ные взаимоотношения. 9 из 10 обследованных компаний принимают участие в доброволь­ной деятельности по оказанию помощи местным общинам. Более того, согласно све­дениям Национальной организации специа­листов, занимающихся проблемами социаль­ной ответственности, эта тенденция вряд ли пойдет на убыль.

Важнейшими стимулами роста социаль­ной ответственности корпораций в 80-е годы явились три важных перемены в обществе, правительстве и деловом мире: 1) американ­цы считают, что решения, затрагивающие их общины, не должны приниматься без их уча­стия; 2) правительство играет возрастающую роль как регулятор деловой активности и ра­боты промышленности; 3) в определении важнейших направлений управления совре­менными корпорациями от их менеджеров требуется учитывать влияние внешней среды на принятие решений.

Сдвиг произошел благодаря активным выступлениям граждан в 60-е годы. Борьба за гражданские права, а позднее деятельность местных общин, направленная на борьбу с бедностью, показали, что люди могут объеди­ниться и стать мощным источником перемен. В 60-е годы государственные организации на­учились реагировать на просьбы общинных групп. В 70-е и 80-е годы к этим группам стали прислушиваться и корпорации. На­пример, в ответ на требования местных квар­тальных организаций несколько крупных компаний в Хартфорде (штат Коннектикут) отремонтировали жилые дома для бедных в центре города. Компании также финансиро­вали программы переквалификации для без­работных Хартфорда.

В настоящее время государственное регу­лирование стало стилем существования дело­вого мира. Одни предприятия, банки и ком­мунальные службы должны подчиняться большим требованиям, чем другие, но все они в той или иной степени обязаны их выпол­нять. Бывший президент компании "Дюпон" разъясняет: "Мы можем ожидать, что прави­тельство будет продолжать диктовать нам, можем ли мы построить завод в выбранном

171 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ

нами месте. "Дженерал моторе" и "Форд" мо­гут ожидать от правительства, что оно будет продолжать помогать им проектировать авто­машины. Все деловые люди могут ждать от правительства указаний относительно того, какое топливо сжигать в печи, какие дейст­вия предпринимать при найме рабочей силы и при повышении в должности и сколько фунтов, а то и тонн отчетов мы должны пред­ставлять. Ни в коем случае не утверждая, что частный сектор обязан все это безропотно принимать, я должен признать, что некото­рые акции правительства желательны и неизбежны". Вместе с тем современные кор­порации пытаются предотвратить усиление государственного регулирования, выступая инициаторами программ, выгодных как мес­тным общинам, так и бизнесу.

Стратегическое планирование способст­вовало усилению социальной ответственно­сти корпораций в двух направлениях. Оно побудило менеджеров прислушиваться к об­ществу, а общество стало влиять на долго­срочные перспективы развития бизнеса. Вы­живание компаний часто зависит от способности менеджеров анализировать не­определенную и неустойчивую обстановку и ориентироваться в ней. То, что происходит в обществе и местных общинах, иногда оказы­вает, к удивлению менеджеров, влияние на фирму. Поэтому корпорации начали вклю­чать анализ действий общин в свои стратеги­ческие планы. Бывший вице-президент "Чемпион интернэшнл" Коладзин отмечает: "Стратегический план корпорации, не учи­тывающий дела (общин), не полон. Наша мысль проста. Мы считаем, что "обществен­ные дела" входят в сферу стратегического планирования так же, как любая другая фун­кция нашего бизнеса, что это не менее полез­но и должно предусматриваться в ежегодном процессе планирования".

Нередко положение компании требует ее вмешательства в дела общества, чтобы вы­звать к жизни перемены, предусмотренные стратегическим планированием. Например, компания может попытаться изменить отно­шение к себе или к своей продукции или по­влиять на дальнейшее развитие государст­венного регулирования. В этих целях корпорации должны принимать участие в де­ятельности общины, чтобы повлиять на нее в интересах фирмы.

Хорошей иллюстрацией этого положе­ния служит среднее образование. Компании участвуют в учебных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабочей силой.

Выступая в Американской федерации учите­лей, Джон Кридон, президент "Метрополитен лайф иншуренс компани", заявил: "Бизнес начинает действовать, исходя из признания того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели". Подчер­кивая стратегическую перспективу участия корпораций в социальных программах, он до­бавил, что "бизнес должен участвовать в раз­работке и отстаивании мер общественной политики". Другой иллюстрацией является здравоохранение. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте. Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести бо­лее высокие прибыли страховым компаниям.

Вместе с тем имеется и ряд доводов против социальной ответственности корпораций. У этого направления деятельности корпораций есть свои критики и противники. Например, М. Фридман, известный экономист из Чикаг­ского университета, в духе классической эко­номической теории считает, что "... сущест­вует лишь одна и только одна социальная ответственность делового мира — использо­вать свои ресурсы и заниматься деятельно­стью, направленной на увеличение прибы­лей, при условии соблюдения правил игры, т.е. заниматься открытой и свободной конку­ренцией, без обмана и мошенничества... Не­многие тенденции в состоянии так же сильно подорвать основы нашего свободного обще­ства, как принятие руководителями корпора­ций другой социальной ответственности, кроме обязанности зарабатывать как можно больше денег для своих акционеров. Это принципиально вредная доктрина". К. Дей­вис и У. Фредерик обосновывают свои дово­ды против социальной ответственности кор­пораций, утверждая, что при этом увеличатся расходы, которые затем будут возложены на потребителя без его ведома, и, кроме того, нет никаких способов заставить корпорации отчитываться за свою социаль­ную деятельность. Разрешать заниматься де­ятельностью, о которой корпорации не могут отчитываться (какими бы благими намерени­ями при этом они ни руководствовались), опасно, это может привести к патернализму.

Сторонники социальной ответственности корпораций выдвигают следующие основные причины. Первая заключается в том, что об­щество и деловые круги нуждаются друг в друге. Деловой мир обязан действовать так, чтобы поддерживать принципы христиан­ской этики и не нарушать интересы обще­ства. Группа 200 руководителей корпораций "Бизнес раундтейбл" опубликовала заявле-
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОРПОРАЦИЙ

172

ние о социальной ответственности корпора­ций, подчеркивающее эту точку зрения. В нем говорится: "Между деловым миром и об­ществом существуют тесные взаимоотноше­ния. Длительная жизнеспособность корпора­ции зависит от ее ответственности перед обществом, частью которого она является".

Другие причины носят прагматический характер и с точки зрения бизнеса наиболее убедительны. Одна из них в том, что долго­срочные интересы и прибыли корпорации по­вышаются, когда она участвует в программах, направленных на улучшение состояния об­щества. Например, компании по страхова­нию жизни, которые организуют в школах знакомство с мерами безопасности, могут ожидать, что к ним поступит меньше заявле­ний о компенсациях в связи с несчастными случаями. Промышленные предприятия, участвующие в программах сокращения сто­имости медицинского обслуживания, обна­руживают, что значительно сокращаются по­собия, выплачиваемые служащим.

Вторая причина, связанная с первой, — понимание того, что для современных корпо­раций отклик на социальные проблемы явля­ется вопросом не выбора, а необходимости. Сегодняшние социальные проблемы завтра превращаются в регуляторы деятельности корпораций. Ярким примером этого служат законы относительно загрязнения окружаю­щей среды. Впервые общественные нормы, касающиеся загрязнения окружающей сре­ды, появились в Законе о чистоте воздуха 1963 г. Через четыре года Закон о качестве воздуха усилил эти положения. В 1975 г. бы­ли выработаны общенациональные нормати­вы, относящиеся к воздушной среде (приме­нительно к известным загрязнителям атмосферы). Следовательно, развитие феде­рального законодательства непосредственно повлияло на деятельность корпораций по из­менению экологической обстановки, связан­ной с качеством воздуха.

Корпорации стали понимать, что выжи­вание компании требует участия в делах об­щества. Поэтому в 80-е годы доводы против социальной ответственности корпораций но­сили уже чисто академический характер. Корпорации будут продолжать участвовать в делах общества, и это участие станет их нор­мальной функцией.

В области социальной ответственности корпораций просматриваются три тенден­ции. Во-первых, децентрализация отноше­ний с общинами. Крупнейшие корпорации, такие, как "Ай-Би-Эм" и "Хониуэл", настаи­вают на том, чтобы менеджеры их фирм и

филиалов взяли на себя ответственность за отношения с общинами. Эти менеджеры оли­цетворяют личное присутствие компании в общине, они лучше понимают ее нужды и оперативнее откликаются на возникающие проблемы. Следовательно, корпорации по­ощряют участие местных менеджеров в орга­низациях и группах общины. Тем самым со­здается благоприятное впечатление о компании, а она сама получает возможность больше узнавать об общине, ее организациях и программах социальной помощи. В итоге у компании возникает возможность выявить важные проблемы общины и в случае необхо­димости разработать формы участия в их ре­шении.

Вторая тенденция — рассмотрение отно­шений с общинами как фактора социальной ответственности корпораций. Вследствие растущей децентрализации государственно­го управления правительства штатов и мест­ные органы власти берут на себя решение многих вопросов, связанных с деятельностью и регулированием, ранее относившихся к компетенции федерального правительства. Отсюда очевидно, что и корпорациям нужно меньше связывать свою деятельность с про­граммами федерального правительства, а в большей степени — с программами и прави­лами регулирования правительств штатов и местных органов власти. Из 400 компаний, обследованных школой менеджеров Бостон­ского университета, 85% считали свои отно­шения с общинами очень важными.

Третья тенденция касается социальной ответственности корпораций в связи с их де­ятельностью, приводящей к социальным рас­ходам. Деятельность корпораций ведет к со­циальным расходам, и эти расходы следует компенсировать социальной ответственно­стью корпораций. В результате должен быть достигнут как-бы "социальный баланс" — по­ложение, когда общество получает по край­ней мере столько же, сколько теряет в резуль­тате деятельности фирм.

Поскольку растет интерес деловых кругов к связям с общинами, они нуждаются в работ­никах: 1) обладающих умением налаживать контакты и сотрудничать с руководителями общин; 2) знакомых с общинными организа­циями и их функциями; 3) способных анали­зировать бюджеты и просьбы о финансовой помощи общинных групп и организаций с точки зрения их обоснованности; 4) имею­щих профессиональные качества, необходи­мые для объективной оценки нужд общин. Короче говоря, они должны обладать квали­фикацией традиционного работника общин-

173

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ

ных организаций, подготовленного к веде­нию социальной работы.

В то же время социальные службы долж­ны участвовать в подготовке и обучении со­трудников корпораций в области гуманитар­ных услуг, вооружать их знанием нужд и потребностей людей. Поскольку корпорации начинают увеличивать свою помощь мест­ным общинам как деньгами, так и людскими ресурсами, они будут нуждаться в советах и консультациях. Социальные работники мо­гут давать советы и предоставлять консульта­ционную помощь через организации и ассо­циации общин. Сотрудники корпорации, которые стремятся познакомиться с община­ми и их организациями, вступая в контакты с социальными работниками, могут получить необходимые знания о социальной работе и ее задачах. Это в свою очередь приведет к рас­ширению клиентуры, которая служит базой социальной работы.

Эдмунд М. Берк

См. также: Организационные связи местной общины; Территориальная община- со­циальные действия; Территориальная община: эволюция.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. См.

Политический анализ: методы и приемы; Социальное обеспечение: тенденции и про­блемы политики; Социальное планирование; Социальное планирование в государствен­ном секторе; Федеральное социальное зако­нодательство после 1961 г.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В АР­МИИ. См. Военнослужащие и социальная работа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...