Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное образование для социальной работы




Программа подготовки для выпу­скников и бакалаврская программа.

Развитие социальной работы как профессии

происходило наряду с развитием системы об­разования в социальной работе. Начавшись в конце XIX в. в форме кратковременных про­грамм подготовки, официальное образование в области социальной работы сейчас в основ­ном дается в колледжах и университетах. Ко­митет по образованию для социальной работы (КОСР) является единственным полномоч­ным органом для принятия образовательных программ подготовки бакалавров и магист­ров. Комитет опубликовал новое Положение о политике в области учебных программ (1982), которое формулирует как цели, так и основное содержание для приблизительно 350 бакалаврских и 90 магистерских утверж­денных программ.

За 60—80-е годы отмечен быстрый рост докторских программ в области социальной работы, большая часть которых ориентирова­на на подготовку выпускников к участию в исследовательских проектах, в гуманитар­ных науках, в преподавательской деятель­ности и к занятию высоких должностей в системе управления, планирования и поли­тического анализа. В последние годы было присуждено несколько докторских степеней в клинической и практической областях.

Ускоряющееся расширение докторских программ и их масштабности сделало необхо­димым создание в 1977 г. Группы содействия получению докторских степеней в области со­циальной работы. Эта группа проводит еже­годно совещания для обсуждения направле­ний, проблем и тенденций в докторском образовании и для планирования общих под­ходов к его расширению в системе социаль­ной работы.

Непрерывное образование. Целый ряд факторов дал импульс распространению программ непрерывного обучения. Среди них — осознание новых социальных про­блем, вставших в центр профессионального и общественного внимания; введение в дейст­вие новых законодательства, политики и ин­струкций; популярность новых моделей ле­чения; поиск новых методик управления и источников развития; появление оригиналь­ных подходов к сбору и использованию ин­формации; требования к обновлению систе­мы лицензирования.

Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы обучения после по­лучения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышение квали­фикации на курсах по месту работы, самооб­разование, консультации сотрудников с оди­наковым уровнем подготовки, контроль. Программы непрерывного обучения реализу-

189

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

ются, как правило, в форме краткосрочных курсов в учреждениях, а также на симпозиу­мах или конференциях. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентаци-онный курс, курсы усовершенствования и пе­реподготовки, предполагает обсуждение, ре­комендации и официальную подготовку, направленные на то, чтобы персонал был спо­собен квалифицированно решать как сущест­вующие, так и новые задачи.

Программы непрерывного обучения в на­стоящее время предлагаются в самых разно­образных вариантах (А. Лауфер, 1977).Уни­верситеты предлагают их на дополнительных отделениях, в профессиональных школах и на факультетах непрерывного обучения. Бю­ро по социальным услугам, коммерческие фирмы, государственные программы мест­ных отделений Национальной ассоциации социальных работников поддерживают про­граммы непрерывного обучения для социаль­ных работников. В непрерывном обучении увеличивается использование аудио- и виде­оматериалов.

Источники изменений в образо­вании для сферы социальной рабо­ты. Пути и направления развития научного поиска в психологии, социологии и в других смежных дисциплинах находят свое отраже­ние в учебном плане для сферы социальной работы — вначале на докторском, а в конеч­ном итоге на бакалаврском и магистерском уровнях. Широкие общественные движения и их ключевые идеологические положения повлияли на политику приема студентов, подбора профессорско-преподавательских кадров и на включение как отдельных поня­тий, так и целых теорий в учебный план. Де­мографические тенденции, особенно сокра­щающееся число выпускников высшей школы, заставляют при составлении учебной программы изучить различные группы насе­ления на предмет наличия потенциальных кадров, например мужчин среднего возраста и женщин, начавших работать в немолодом возрасте.

Профессиональные интересы студентов, значительная часть которых в настоящее вре­мя обнаруживает склонность к частной прак­тике (А. Рубин и П. Джонсон, 1984), играют основную роль при определении содержания учебного плана. Технологические нововведе­ния, например управленческие информаци­онные системы и широкое распространение компьютеров, также влияют на практику со­циальной работы и обучение. Колледжи и университеты, предлагающие учебные про­граммы социальной работы, возможно, являются наиболее важным источником измене­ний. Все в большей степени факультеты соци­альной работы склонны принимать препода­вателей с докторской степенью и ужесточать свои требования к ним, выдвигая в качестве необходимых условий ведение научной рабо­ты и публикации. Эти условия необходимы для занятия должностей и продвижения по службе.

Проблемы И достижения. Возмож­но, центральным вопросом образования в со­циальной работе станет в ближайшем буду­щем вопрос качества подготовки. Пока многие предложения по непрерывному обу­чению носят эпизодический, случайный характер, не включают долгосрочного плани­рования или систематической оценки образо­вательных потребностей профессионалов. Реализация этих предложений зависит от де­нежных субсидий извне, наличие которых становится все более проблематичным в ме­няющейся бюджетной обстановке. Часто про­граммы непрерывного обучения составляют­ся так, чтобы привлекать состоятельных клиентов, конъюнктурные кадры.

Среди факторов, угрожающих качеству образования в социальной работе, — снижа­ющееся число кандидатов, уменьшение при­ема, занижение стандартов при наборе, бюджетные сокращения ассигнований, рас­пространение бакалаврских программ и быс­трое увеличение количества докторов, иногда при отсутствии необходимых учебных ресур­сов.

Наряду с проблемами можно отметить и определенные достижения. В частности, зна­чительно укрепились междисциплинарные и межпрофессиональные связи в учебных про­граммах социальной работы. Общей тенден­цией стало расширение программ с двумя ступенями, которые объединяют усилия фа­культетов социальной работы и юриспруден­ции, архитектуры, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, коммунально­го хозяйства, общественного управления, ме­дицины и др.

Проблемы будущего

Основной внутренней проблемой соци­альной работы является неопределенность области профессиональных интересов и ее границ. Идет ли речь об услугах для отдель­ных лиц или о какой-то другой теме, споры о специальной нише и сущности профессии продолжаются.

Зрелая, сформировавшаяся профессия предполагает полное единство взглядов и воз­зрений, но она открыта и для идеологического
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

190

плюрализма. Она не всегда едина и редко бывает однородной. Часто профессиональ­ный цех — это свободное объединение от­дельных частей (Р. Бучер и А. Страусе, 1961). Ее не депрофессионализируют проти­воборствующие философские системы, политические предпочтения, выборы страте­гии и наличие отдельных групп со своими специфическими интересами. Применитель­но к социальной работе следует признать, что неопределенность сферы деятельности от­нюдь не является помехой. В сущности, неоп­ределенность создает ситуацию новых воз­можностей и стимулирует конкуренцию в традиционных сферах занятости.

Явление деквалификации — более серь­езная проблема, чем неопределенность. В не­которых штатах образовательные нормы и требования к конкретным должностям в сис­теме социальной работы были или занижены, или изменены. Отсутствие утвержденной си­стемы классификации видов работ в системе социальной работы по функциям, целям или обязанностям еще больше осложнило ситуа­цию.

В составе агентств по соцобеспечению всегда присутствовало значительное количе­ство специалистов из других областей. Неяс­но, будет ли предполагаемое перераспределе­ние рабочих мест в системе социальной работы в пользу специалистов из других обла­стей, или парапрофессионалов, компенсиро­вано вакансиями для профессиональных со­циальных работников в таких сферах, как помощь наемным работникам, уход за пре­старелыми или частная практика. Ясно, од­нако, что недостаток средств наряду с недоб­рожелательностью со стороны властей представляет огромную опасность для про­фессии, стремящейся сохранить ведущую роль в традиционных для социальных работ­ников сферах занятости.

Частная практика. Огромное число социальных работников занимаются част­ной и индивидуальной практикой, невзирая на неоднозначность оценок, даваемых этому явлению в литературе. По одной оценке (Н. Хамфрейз и М. Дайнерман, 1984), при­близительно 23% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором соци­альной работы, потому что освобождает работника от бюрократического давления, оказываемого на служащих агентств, прино­сит профессиональное признание и предо­ставляет возможности для улучшения фи­нансового положения. Узаконенность частной практики как составной части соци-

альной работы уже не подвергается сомне­нию.

Критикующие частную практику рас­сматривают эту форму деятельности как от­ступление от традиционных профессиональ­ных обязательств перед бедняками и людьми, попавшими в затруднительное положение. Клиентами частников являются, как прави­ло, представители среднего и высшего клас­сов. Клиенты же традиционной социальной работы — слабые и угнетенные — обычно иг­норируются частными работниками, так же как ими игнорируется и негативное мнение общественности. Некоторые критики счита­ют, что одновременное внимание к личности и к окружающей среде способствует чрезмер­но психологизированному представлению о мире в сфере частной психотерапии. Крити­ки также считают, что частные работники ставят погоню за личными целями выше воп­росов социальной справедливости.

Массовый уход социальных работников в частный сектор высвечивает основные мо­менты внутриведомственной борьбы между социальными работниками, психологами, психиатрами и юристами ("Сошиал уоркерс волт", 1985). Основные конфликты связаны с проблемой выплат от страховых компаний. Однако вопросы о том, кто и для каких целей должен получать патенты и как нужно назы­вать тех или иных специалистов, также ста­новятся предметом обсуждения. Оно в значи­тельной степени зависит от отношения к защите общественных интересов, но вместе с тем не сяободно и от идеи защиты интересов профессиональных. Внутри самой профес­сии энергично развивается процесс лицензи­рования социальных работников, хотя крити­ки продолжают указывать на его дискриминирующее и ограничивающее воз­действие на некоторые группы полупрофес­сионалов.

Можно спорить о том, является ли увели­чивающаяся занятость социальных работни­ков в частном секторе неким стратегическим приспосабливанием к изменяющемуся поли­тическому климату или же она представляет собой начинающееся отделение профессии от общественного института социального обес­печения.

Эффективность социальной ра­боты. Подталкиваемые требованиями от­четности, социальные работники сегодня лучше осознают необходимость и важность постоянно демонстрировать эффективность своей деятельности (Л. Видека-Шерман, 1985). В учебных заведениях, как и в агентст­вах социальной работы, предлагаются новые

191

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

методики и способы оценки, с тем чтобы ра­ботники могли в любое время оценить полу­ченные ими результаты. Иногда оказывается, что проблемы обоснованности, надежности и применимости некоторых систем оценок ста­раются представить в наиболее выгодном свете или эти системы оценок неадекватно воспринимаются профессиональным окру­жением. Тем не менее всеобщее понимание важности оценки результатов представляется одним из позитивных достижений профес­сии.

В конце концов, оценки результатов со­циальной работы на микро-, среднем или макроуровне играют решающую роль в опре­делении состоятельности социальной работы как профессии. В этом смысле обнадеживаю­щими являются выводы исследований, из которых можно заключить, что при опреде­ленных условиях социальная работа, без со­мнения, эффективна (У. Рейд и П. Ханраэн, 1982; Р. Фельдман, Т. Каплингер и Дж. Во-дарски, 1983; А. Рубин, 1985в).

Влияние технологии на социаль­ную работу. Новые пути развития корен­ным образом изменяют традиционные моде­ли взаимодействия. Сюда входят искусственный интеллект, генная инжене­рия, производство новых лекарств, разработ­ка социальных технологий в здравоохране­нии и использование компьютеров в бизнесе, промышленности, торговле, образовании и сфере услуг. Коренные изменения происхо­дят в сфере семьи, системе образования, спо­собах промышленного производства, системе занятости, сфере отдыха и развлечений.

Укоренившееся использование компью­теров радикально изменило методы хране­ния, поиска, анализа и использования ин­формации. При таком объеме информации и простоте и скорости, с которыми она предо­ставляется при помощи компьютеров, управ­ленческие решения меняются все сильнее. Автоматизированные интервью, тестирова­ние и обработка результатов, автоматизиро­ванная диагностика, консультирование при помощи компьютеров, самолечение при по­мощи компьютерных инструкций и т. п. ока­зывают все большее влияние на организацию и предоставление терапевтических услуг. Некоторые политики и общественные деяте­ли рассматривают разнообразие сфер приме­нения компьютеров как предлог для упразд­нения или резкого сокращения многих традиционных должностей в социальной ра­боте.

При той легкости, с какой компьютеры позволяют делиться информацией, вопросы

профессиональной этики и конфиденциаль­ности вызывают все большее беспокойство. Возможно, потребуется пересмотреть опреде­ление отношения "клиент — работник", как и многие другие аспекты и процессы в практике социальной работы. Полное значение влия­ния новых технологий на общество и на ока­зывающие помощь, предоставляющие услуги профессии, включая социальную работу, ос­тается неизвестным. Готовность к неопреде­ленности, без сомнения, станет важным усло­вием для того, чтобы социальная работа нашла свое место в развивающемся мире со­временной технологии.

Социальная работа и "государст­во всеобщего благосостояния". Пре­вратности "государства всеобщего благосо­стояния" станут играть решающую роль при выборе будущих путей развития профессио­нальной социальной работы. Хотя и преждев­ременно делать вывод о том, что обществен­ное отношение к социальной справедливости и честности изменилось, все же ясно, что оп­ределение федеральным правительством сво­их обязанностей претерпело коренную транс­формацию.

Из-за накопления бюджетного дефицита важнейшей национальной проблемой стало сокращение расходов. Так что обсуждение границ "государства всеобщего благосостоя­ния" есть нечто большее, чем преходящая те­ма консерватизма (Н. Гилберт, 1983; Р. Мор­рис, 1984; У. Спивей, 1985; М. Залд, 1985). Если в конечном счете окажутся верными предсказания о том, что "государство всеоб­щего благосостояния" пойдет вперед на пер­вой скорости, больший упор в управлении бу­дет сделан на политику сокращений расходов. Как указывает Й. Хазенфельд (1985), акцент будет делаться на эффектив­ности и стоимости социальной работы. Будет поощряться движение за самопомощь, а про­фессионалы подвергнутся большему контро­лю с точки зрения общих критериев успеха. Рыночные механизмы окажут влияние на ор­ганизационные решения в процессе борьбы за клиентов, на ценообразование и определение спектра предоставляемых услуг. Станет силь­нее движение в сторону коммерции, задача подбора и сохранения кадров еще больше ус­ложнится. Социальные работники должны будут приобретать и демонстрировать управ­ленческое мастерство.

"Государство всеобщего благосостояния" вряд ли окажется под угрозой отмирания. Од­нако, исключая подъемы после внезапных экономических спадов и последующую по­требность создания массовых программ обще-


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

192

ственной помощи, "государство всеобщего благосостояния" вряд ли будет и процветать. Может возрасти экономическое неравенство, и заботы о честности, справедливости и пра­восудии отойдут на второй план, уступив ме­сто заботам об экономическом росте и разви­тии. Если это произойдет, профессионалам социальной работы придется решать, скон­центрировать ли свои усилия на росте про­фессионального признания, которое можно обеспечить, предоставляя услуги среднему классу, или повысить свою профессиональ­ную необходимость, которую можно доказать при помощи эффективной защиты социаль­ной политики перераспределения, и в резуль­тате добиться увеличения выделяемых средств и услуг для более слабых слоев обще­ства. Если поведение в прошлом можно рас­сматривать как некий индикатор, то главен­ствующие в социальной работе будут поочередно восставать против правящей иде­ологии и отрицать ее, а временами — игнори­ровать основные вопросы дня и "скрываться в специальных и практических вопросах" (Н.Коэн, 1958).

С. К. Хиндука

См. также: Исследования в социальной рабо­те; Лицензирование социальных услуг; Образование для социальных работни­ков; Практика социальной работы: об­зор основных направлений; Профессия социального работника: современные требования.

• BucherR., StraussA. (1961).Professions in Process.— American Journal of Sociology, 66 (4), 325—334. • Can- Saunders A. M., Wilson P. A. (1933). The Professions. Oxford. England: Clarendon Press. • Cohen M.B., Wagner D. (1982). Social Work Professionalism: Reality and Illusion. In: C. Derber (Ed.). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism (p.141 —164). Boston: G. K.Hall. • Cullen J.B. (1978). The Structure of Professionalism: Л Quantitative Examination. N. Y.: Petrocelli Books. • Derber C. (Ed). (1982). Professionals as Workers: Mental Labor in Advanced Capitalism. Boston: G. K. Hall. • Epstein I., Conrad K. (1978). The Empirical Limits of Social Work Professionalization. In: R. Sarri, Y. Hasenfeld (Eds.). The Management of Human Services (p.163—183). N. Y: Columbia University Press. • EriksenK. (1977). Human Services Today. Reston, Va.: Reston Publishing Company. • Flexner A. (1915). Is Social Work a Profession? In: Proceedings of the National Conference of Charities and Corrections (p. 576—590). Chicago: Hildman

Printing Co. • Gilbert N. (1983). Capitalism and The Welfare State: Dilemmas of Social Benevolence. New Haven, Conn.: Yale University Press. • Glazer N. (1974). The Schools of the Minor Professions.— Minerva, 12(3), 346—364. • Greenwood E. (1957). Attributes of a Profession.— Social Work, 2(3),45—55. • Greenwood E. (1981). Attributes of a Profession Revisited. In: N. Gilbert, H. Specht (Eds.). The Emergence of Social Welfare and Social Work (2nd ed.,p. 255—276). Itasca, 111.: F. E. Peacock Publish­ers. • Gustafson J. M. (1982). Professions as ♦Callings*.— Social Service Review, 56(4), 501—516. • Hasenfeld Y. (1983). Human Service Organizations. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Hasenfeld Y. (1985). The Administration of Human Services.— Annals of Political and Social Science, 479, 67—81. • Humphreys N. A., Dinerman M. (1984). Professionalizing Social Work. In: M. Dinerman, L. Geismar (Eds.). Quarter Century of Social Work Education (p.181—214). Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers, ABC-CLIO. Council on Social Work Education.

• KadushinA. (1959). The Knowledge Base of Social Work. In: A. J. Kahn (Ed.). Issues in American Social Work (p.39—79). N. Y.: Columbia University Press. • Kahn A. J. (1973). Social Policy and Social Services. N. Y.: Random House. • Khinduka S. K, Coughlin B. J. (1975). A Conceptualization of Social Action.— Social Service Review, 49(1), 1—14.

• LaufferA. (1977). The Practice of Continuing Education in the Human Services. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Mandell B. R., Schram B. (1985). Human Services: Introduction and Interventions. N. Y.: John Wiley & Sons. • Monis R. (1984). The Future Challenge to the Past: The Case of the American Welfare State. — Journal of Social Policy, 13 (4), 383—396. • RehrH. (1984). Health Care and Social Work Services: Present Concerns and Future Directions.— Social Work in Health Care 10(1), 71—83. • Reid W. J., Hanrahan P. (1982). Recent Evaluations of Social Work: Grounds for Optimism.— Social Work, 27(4), 328—341. • Rein M., White S. H. (1981). Knowledge for Practice.— Social Service Review, 55(1), 1—41. • Riessman F. (1984). Paraprofessionals: Twenty Years Later.— Social Policy, 14(3), 39. • Rothman G. C. (1985). Philanthropists, Therapists and Activists. Camdridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • Rubin A. (1985b). Practice Effectiveness: More Grounds for Optimism.— Social Work, 30(6), 469—476. • Rubin A., Johnson P. (1984). Direct Practice Interests of Entering MSW

193

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

Students.— Journal of Education for Social Work, 20(2), 5—16. • Rueschemeyer D. (1964). Doctors and Lawyers: A Comment on the Theory of Professions.— The Canadian Review of Sociology and Anthropology, 1(1), 17—30. • Sauber S.R. (1983). The Human Services Delivery System. N. Y.: Columbia University Press. • Social Workers Vault into a Leading Role in Psychotherapy.— (1985, April 30). New York Times, p. CI, C9. • Spivey W. A. (1985). Problems and Paradoxes in Economic and Social Policies of Modern Welfare States.— Annals of the American Academy of Political and Social Science, 479, 14—30. • Thomas E. J. (1978). Generating Innovation in Social Work: The Paradigm of Developmental Research.— Journal of Social Service Research, 2(1), 95—115. • ThomasE. J. (1985). The Validity of Desing and Development and Related Concepts in Developmental Research.— Social Work Re­search and Abstracts, 21 (2), 50—55. • Thomas E.J., Jones W.C., Rosen A. (1978). Introduction.— Journal of Social Service Re­search, 2(1), 7—10. • Videka-Sherman L. (1985). Harriett M. Bartlett Practice Effectiveness Project Report to NASW Board of Directors. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • Withorn A. (1984). Serving the People: Social Services and Social Change. N. Y.: Columbia University Press. • ZaldM. N. (1985). Political Change, Citizenship Rights, and the Welfare State.— Annals of the American Academy of Political and Social Science, 479, 48—66.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

В связи с трудностями семантического и концептуального характера, которые возни­кают при изучении истории и современной работы с группами, полезно прежде всего ра­зобраться в терминологии. Одно время прак­тические работники употребляли термин "групповая работа", обозначавший деятель­ность с группой, которой занимались самые разные люди различных профессий. Затем те, кто проводил работу с группой, вошли в

профессиональный цех социальных работни­ков; тогда стали говорить о "групповой соци­альной работе"; это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей и пр., и в ней участвует от 6 до 10% всех социаль­ных работников. В настоящее время профес­сионалы используют термин "практика соци­альной работы с группами". Эта работа является частью социальной работы как тако­вой.

Вести практическую социальную работу с группами сегодня все равно что ходить по канату. Задача рискованная. Очень трудно гарантировать практические результаты, рентабельность, качество и тщательность этой работы. Однако этого необходимо до­биться для достижения равновесия в наше не­спокойное время, когда люди голодают, не имеют жилища и работы и когда социальным программам наносится один удар за другим. По-видимому, главным преимуществом ра­боты с группами в психиатрических центрах, и не только там, становится увеличение чис­ленного состава групп и, следовательно, фи­нансирования.

В данной статье мы рассмотрим некото­рые основные исторические и теоретические этапы в исследовании групп и практической работы с ними. Будет проведено разграниче­ние между социальной групповой работой и групповой психотерапией, а также рассмот­рены проблемы их взаимной адаптации. Та­кая адаптация позволяет психотерапии и тре­нингу стать законными составляющими социальной работы с группами при условии их соответствия определенным минималь­ным стандартам. Мы также остановимся на таких проблемах сегодняшнего дня, как груп­пы с непостоянным составом, группы одного занятия, совместное руководство, роль про­фессиональных работников в группах само­помощи и оценочные исследования работы с группами.

Необходимо отметить, что базовым зве­ном в данной статье будет экономическая сто­рона такой работы. Иначе говоря, авторы счи­тают, что, независимо от приливов и отливов, развитие профессиональной социальной ра­боты и ее компонентов определяется главным образом экономическими факторами, а не те­оретическими достижениями и открытиями в практической работе.

Историческая справка

Групповая работа представляла собой движение, а потом уже стала методом. В дви­жении участвовали люди из разных органи­заций и сфер деятельности — сеттльмент-
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

194

центров, клубов молодых людей, еврейских центров, Ассоциаций юношей-христиан, движения скаутов, кемпингов, центров обу­чения взрослых и внешкольного обучения, восстановительных центров отдыха и развле­чений, церковных приходов, групповой пси­хотерапии и бизнеса. История развития груп­повой работы хорошо отражена в литературе, см.: X. Филлипс (1957), Г. Конопка (1963), Г. Вильсон (1976),М. Хартфорд (1972,1977, 1983), У. Шварц (1977), а также Р. Миддл-мэн (1980) и Р. Липпитт (1981).

На раннем этапе внимание в групповой работе сосредоточивалось на американиза­ции иммигрантов, повышении культурного уровня людей, приезжавших в города из сель­ских районов, на социальной реформе, про­блеме социальной изоляции как следствии индустриализации, воспитании характера, интересах и умении проводить свободное вре­мя и оздоровительной работе. М. Хартфорд (1983) пишет: "Самое первое определение процесса групповой работы предполагало ценностную установку на осуществление со­циальных перемен". И действительно, имен­но групповая работа традиционно связывала социальную работу с проведением социаль­ных реформ в интересах угнетенных, в то вре­мя как индивидуальная работа в большинстве случаев переносила центр внимания на собст­венно психическую жизнь. Как отмечает Г. Вильсон, на раннем этапе профессионалы "с болью сознавали, что обслуживаемые ими люди испытывают лишения", и "никогда не упускали из виду тот факт, что институцио­нальные изменения являются необходимым условием действительного облегчения стра­даний".

Несмотря на то что традиционно задачей групповой работы было оказание помощи уг­нетенным людям и проведение социальных реформ, все же следует Сказать, что, хотя на раннем этапе и было известно, что некоторые руководители групповой работы были горя­чими борцами за социальную справедли­вость, расовое равноправие, что существова­ло активное феминистское движение в защиту прав женщин, в культурном отноше­нии все эти направления резко отличались от того, какими они стали в последнее десятиле­тие. Роли были четко определены, разграни­чены и неравны. В 30—40-е годы общество еще разъедала расовая сегрегация. Некото­рые агентства обслуживали различные этни­ческие меньшинства, но редко предпринима­ли попытки обслуживать их все... Поэтому если посмотреть на руководящих деятелей первых десятилетий, то среди них мы не най-

дем имен людей, которые были бы черными... Лишь в 40-х годах появились программы, в рамках которых делались попытки объеди­нить действия людей, разных в расовом и эт­ническом отношении, для диалога и меж­группового общения" (М. Хартфорд, 1983).

К. Папелл и Б. Ротман (1978) вкратце изложили ход развития групповой работы следующим образом:

"На самом раннем этапе демократиче­ские формы групповой работы и демократи­ческие процессы, которые, по мнению прак­тических работников, были необходимы для реализации потенциальных возможностей отдельного человека и чрезвычайно важны для совместных действий организованных граждан, стимулировали выработку ценност­ных установок групповой работы. Затем по­следовал период, когда усилия теоретиков были направлены на выявление главных эле­ментов социальной групповой работы в целях разграничения ее с оздоровительной и обра­зовательной работой. В 50-х годах исследова­телей стали интересовать вопросы о том, ка­кое место групповая работа занимает в профессиональной социальной деятельности и в чем состоит ее связь с другими методоло­гиями социальной работы".

Одновременно и частично в целях пере­несения практической социальной групповой работы из агентств, занимавшихся вопросами организации свободного времени, в агентст­ва, занятые решением сложных человеческих проблем, в конце 50 — начале 60-х годов были достигнуты успехи в области теории, выра­зившиеся в разработке самостоятельных мо­делей конкретной практической работы с группами (К. Папелл, Б. Ротман, 1966). За­дачами модели социальных целей было ув­лечь группы демократическими ценностями, пробудить социальное сознание и привлечь к социальным действиям "на благо всех", сти­мулировать социализацию, способствовать росту, развитию и обучению отдельного чело­века. Модель помощи (Р. Винтер, 1959) осно­вывалась на психоаналитической концеп­ции, психологии "эго", а также теории социальных ролей и использовала группу для видоизменения и закрепления перемен в по­ведении отдельного человека. Модель взаи­модействия (У. Шварц, 1961) основана на те­ории социальных систем и на статистических данных. В соответствии с этой моделью соци­альный работник должен выступать в роли посредника между отдельным человеком и обществом в их обоюдном стремлении к взаи­модействию в целях самоосуществления, т. е. проявления и развития своих способностей и

195

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРУППОЙ

возможностей. Эта модель ввела в словарь социальных работников такие понятия, как "контракт" и "взаимопомощь".

В конце 50 — начале 60-х годов были также предприняты усилия по организации групповой работы в рамках Национальной ассоциации социальных работников (НАСР). Была проведена большая исследо­вательская работа. Однако НАСР, вместо оказания финансовой поддержки и выделе­ния сотрудников для проведения групповой работы, переключила свое внимание на поли­тические действия и лоббизм, что было необ­ходимо и своевременно в 60-е годы. Исследо­вания прекратились.

В то же время деньги лились рекой в об­щины в целях осуществления программы "Война с бедностью", что создавало новые воз­можности для оказания помощи и организа­ции новых агентств, а также привело к изме­нениям в программах и к перемещениям лиц, осуществлявших контакты на местах. Хотя все это сопровождалось восторженными от­зывами, в системе по оказанию помощи это вызвало и смятение, поскольку планы работы некоторых "немодных" агентств были сорва­ны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...