Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место основной идеи текста




Понимание достигается быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста (важно при обучении маленьких детей).

При обучении написанию эссе, писем и небольших сообщений это один из критериев эффективности письменного текста.

Тематика текста

Нет единых федеральных программ для общеобразовательной школы.

Рекомендации:

} тематика должна соотносится с требованиями учебных программ

} в случае неполного отражения программных требований в УМК подключать тексты из других источников;

} расширять и видоизменять тематику с учетом реальных требований (закрепить в рамках школьной программы);

} соотносить тематику с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания, образования и развития личности.

Проблематика текста

В рамках одной и той же темы можно обсуждать различные проблемы (для разного возраста актуальны разные проблемы).

Современные экзамены предполагают обсуждение проблем, возникающих на стыке многих учебных тем.

Тексты – содержательная и речевая опора для создания собственных аналогичных речевых произведений.

27билет. Виды чтения: классификация С.К.Фоломкиной.

Аналитическое чтение – учебный вид чтения по способу раскрытия содержания на основе психологической установки. При аналитическом чтении внимание учащегося направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы, который позволяет осознавать структурные компоненты речи, устанавливать их структурно-семантические и функциональные соответствия. Аналитическое чтение выполняет вспомогательную функцию – подготавливает учащихся к интуитивному восприятию формы и пониманию содержания. Vs. Синтетическое чтение (курсорное чтение).

Классификация С.К.Фоломкиной:

} Изучающее (детальное) чтение

} Ознакомительное чтение (чтение с общим охватом содержания)

} Поисковое чтение

} Просмотровое (выборочное) чтение

Изучающее чтение – предполагает достижение полного и точного понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Такое чтение протекает медленно, поскольку читатель имеет установку на длительное запоминание и прибегает к повторному чтению, переводу (если читает на иностранном языке), а иногда и к письменной фиксации содержания. При этом читатель стремится глубже вникнуть в суть коммуникативной ситуации. Изучающее чтение обычно проводят на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативностью. При этом они должны быть достаточно трудны в языковом отношении, так как одной из дидактических задач, решаемых при помощи изучающего чтения является научение учащегося самостоятельно преодолевать языковые трудности.

Ознакомительное чтение – вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. При ознакомительном чтении предметом внимания читающего становится всё произведение (книга, статья и т.п.) без установки на получение какой-либо определенной информации. Так читают обычно художественные произведения, когда они не представляют предмет специального познания. При ознакомительном чтении намеренное внимание к языковым составляющим текста исключается, переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, имея своим результатом построение все более укрупняемых комплексных образов прочитанного (образ содержания эпизода, цепи событий, главы, и, наконец, всего произведения). Для осуществления целей ознакомительного чтения бывает достаточным понимание уже 70% текста, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Соответственно этому и должны строиться методические приемы обучения ознакомительному чтению, определяться задачи контроля. При ознакомительном чтении текст читается полностью («сплошное чтение»), темп не должен падать для английского и французского языков ниже 180, для немецкого – 150, для русского – 120 слов в минуту.

Поисковое чтение – вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель поискового чтения – найти конкретную информацию (определения, правила, цифровые и иные данные и пр.), о существовании которой стало известно из других источников. Характер поискового чтения во многом совпадает с просмотровым чтением.

Просмотровое чтение – вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает – нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения.

28билет. Обучение говорению. Говорение как средство и как цель. Возможные проблемы при обучении говорению. Контроль и оценка умений говорения.

Говорение как средство и как цель

На уроке, как правило, решается одна главная задача, остальные – сопутствующие.

Определение типов уроков (речь, как средство общения).

Но, для формирования умений говорения необходимы специальные упражнения и задания уроки на развитие таких умений

Возможные проблемы

1. Ученики стесняются говорить на ИЯ, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.

2. Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.

3. Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит, и то, что надо делать.

4. У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.

5. Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока.

6. При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок.

Контроль и оценка умений говорения

Форма контроля – устная.

Контроль текущий, промежуточный, итоговый.

Комплексный характер контроля (охватывает различные языковые и речевые умения и навыки).

Оценка выставляется за:

• подготовленные дома монологи и диалоги;

• неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.

Итоговый контроль

§ Контроль как монологических, так и диалогических умений.

§ Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для учащихся в конце срока обучения.

§ Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.

 

29билет. Источники создания мотивации по П.Б. Гурвичу.

Источникисозданиямотивации
(П.Б. Гурвич)

1. Целевая мотивация.

2. Мотивация успеха.

3. Страноведческая мотивация.

4. Эстетическая мотивация.

5. Инструментальная мотивация.

Целевая мотивация Основана на ясном осознании как конечной цели изучения ИЯ, так и цели выполнения каждого задания.

Хорошо усваивается то, что связано с активной деятельностью человека (что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется).

Мотивация успеха Удвоенный интерес, если предмет «удается».

«Осязаемый» результат своего труда – использование ИЯ не только на уроке, но и во внеурочной деятельности (успех может быть оценен родителями, учителями-предметниками, школьниками других классов и т.д.).

Страноведческая мотивация Перемещение обыденных действий в страну изучаемого языка.

Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей позволяют лучше понять особенности чисто языковых явлений, которые представляют собой отражений фактических сторон жизни людей.

Ценность для понимания социальной природы языка, при условии умелого обсуждения данного материала.

Эстетическая мотивация Изучение языка – удовольствие.

Оформление кабинета, качество используемых наглядных пособий, картин, слайдов, видео, музыке, культуре оформления записей на доске, в тетрадях. Все должно быть эстетичным, вызывать интерес к предмету

Инструментальная мотивация У каждого ученика свои любимые формы и виды работ дать возможность каждому ученику максимально выразить себя в любимом и наиболее удающимся виде работ.

Возможность выбора различных заданий.

Обучение в коллективе групповые формы работы

30билет. С чего начинать обучение говорению. Обучение монологу. Характеристики монолога.

Основы (формирование фонетических, лексических, грамматических навыков) структуры, микро диалоги, микро монологи.Речь по сути, а не только по форме:Речевая ситуация мотив речь

Речевая ситуация: реальная, условная, проблемная.

Обучение монологу

Разновидности монолога (в реальном общении):

§ приветственная речь;

§ похвала;

§ порицание;

§ лекция;

§ рассказ;

§ характеристика;

§ описание;

§ обвинительная или оправдательная речь и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...