Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И все же об актере-личности в массовом представлении 8 глава




Антикварной редкостью стали проникнутые гражданским пафосом представления на стадионах, массовые спектакли в Зеленых театрах и друг не массовые действа. Их заменили недо­ступные рядовому зрителю, человеку среднего достатка, гран­диозные, эффектные, но порой не отличающиеся вкусом и вы­соким профессионализмом различные презентации, корпора­тивные мероприятия Все крупнейшие плошадки, особенно в Москве и Петербурге, отданы на откуп так называемым «кон­цертам звезд», с участием в большинстве своем ненадолго вспыхивающих эстрадных звезд, раскручиваемых дельцами от шоу-бизнеса. Массовые представления уступили свое место коммерческим зрелищам Коммерциализация искусства прак­тически охватила все ею области. Да и традиционный театр то­же стал испытывать заметные трудности. Появлению огромно­го числа частных антреприз, как мне представляется, мы обяза­ны не только появившейся свободе творческого выражения, но и возникшей возможности перестать драматическим актерам вести нищенскую жизнь.

Ведь расцвет и упадок Нетрадиционного театра, Театра массо­вых форм, преобладание в нем тех или других тенденции, его роль как определенного зрелища в духовной жизни связан с особенно­стями развития этого общества. А впрочем, чего сетовать: какие мы — такое сегодня и искусство

И все же, несмотря на нынешнее весьма не!авидное состоя­ние массовых представлении как одного из основных видов Не­традиционною театра, Театра массовых форм, несмотря на про­блему профессиональных творческих кадров режиссуры этого ви­да сценического искусства, я верю в то, что, основываясь на на­копленные опыт, знания за mhoi ие годы существования Нетради­ционного театра, Театра массовых форм, творчески их переосмы­сливая, будущие режиссеры массовых представлении, существен­но обогатив этот вид сценическою искусе та. откроют новую страницу его истории

В какой-то мере свидетельство том\ — социологические ис­следования последнего времени, коюрые отмечают вошикшую в народе тягу ктем сценическим формам, которые вопреки модным выкрутасам многих сегодняшних режиссеров несут в себе реаль­ные, в том числе и исторические события, в противовес демон­страции ужасов, убийств, которые, к сожалению, уже в конце 1980-х годов начали свое шествие по стране

Мне могут возразить, мол, моя вера ни па чем не основана, так как я все время подчеркивал — и это подтверждено историей Театра массовых форм и историей массовых представлении, — что их возрождение и расцвет всегда был связан с революционными преобразованиями общества. Но это как понимав «революцион­ное преобразование общества» как вооруженную борьб}, когда на смену одному общественному строю приходит другой? Или под «революционным преобразованием» понимать коренное измене­ние идеалов, осознанное неприятие обществом отрицательных сторон семидесятилетней истории нашей страны, избавление (да, мирным путем!) от деспотизма, террора правящей верхушки, прикрытых самой, казалось бы, передовой, гуманистической фразео­логией? Я именно так понимаю свершившееся десять лет тому на­зад, по сути, мирное, пусть не всегда осознанное, коренное преоб­разование страны. Да, с издержками, да, с периодом «первона­чального накопления», да, с расслоением общества. Но для меня все это как детская болезнь, как корь. Это надо пережить.

Будучи оптимистом, я верю, во всяком случае надеюсь, что на этом история Нетрадиционного театра не закончилась и не за­кончится.

Я верю, что недалеко то время, когда на огромном сцениче­ском пространстве кто-нибудь из молодых режиссеров осуще­ствит массовое действо, темой и основой зрелища которого, будет, скажем, 9-я симфония Бетховена. Вот почему я позволяю себе ду­мать, что «Размышления» не только дадут читателю представление о истоках, становлении, развитии Нетрадиционного театра. Те­атра массовых форм, в частности массовых представлений, но и в будущем явятся толчком для возрождения жизни такого Театра.

Я верю — грядет обновление. Залогом того — снова пробуж­дающийся интерес к массовому зрелищу. Люди стосковались по праздничному действу, говорящему о Человеке и прославляющему Мир и Добро, героическую историю нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Лсви В. - М., Театр, 1977, № II, с. 85.

-Пушкин А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница» Сочинения. - М.: ОГИЗ, 1949, с. 763.

'Надо заметить, что диапазоны зрительных возможностей в 70—80 годы XX иска необычайно расширились, даже по сравнению с 50-ми годами этого же века.

аРитуал — исторически сложившаяся форма сложного символи­ческого поведения, упорядоченная система действий. В древних ре­лигиях служит главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества.

большинство опубликованных работ о массовых представлениях и праздниках либо посвящены их пересказу, либо обмену опытом.

''Вера — убежденность, уверенность человека в чем-нибудь, в ком-нибудь, убежденность в существование бога, Верование — рели­гиозное представление (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1981, с. 67.)

Юбряд — введенный обычай, порядок в чем-либо; внешняя об­становка какого-либо действия условными околичностями; церемо­ния; «чин». Даль В.И. Толковый словарь живого русскою языка. В 4 т. М., 1955, 2 т., с. 618, 619.

*Миф (англ.) — народное предание, народная мудрость, создан­ная безымянными авторами. Повествование, передаваемое из уст в уста; (греч) — предание, сказание, повествование о богах и героях, отражающее фантастическое представление людей о мире, природе и человеческом бытие.

''Миф народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М.: Советская энци­клопедия, 1980. Т. I.e. 14.

'"Пифон — чудовищный змей, порождение Геи. Аполлон, разы­скивая место для оракула, пришел в долину, охранявшуюся Пифо­ном, убил его и основал на этом месте Дельфийский оракул.

"Почитание земли было свойственно веем земледельческим на­родам древности. Земля считалась первоначалом жизни, матерью все­го сущего, которое в конечном счете возвращается в лоно земли.

12Дрсвнсгреческая верхняя женская одежда без рукавов, на кото­рой изображались подвиги Афродиты в борьбе с Гигантами.

пЭлсвсин — название города по имени одного из героев древне­греческого мифа — царя Элсвсина. «Элевсинии» - аграрные праздне­ства в честь богини Дсмстры, которые происходили в этом городе. В этом празднике было множество таинственных обрядов

|4По имени боы Линея, олицетворявшего силы природы.

ИК сожалению, как правило, нам известно лишь содержание эт­их и других древне! рсческих праздников, а о том, как они проходили, действия участников в тог или другой момент праздника, их постано­вочное решение, сведении обо всем этом практически нет

'^Большинство праздников в Древней Греции носило характер со­стязаний и игр Вообще, праздники в Древней Греции были весьма популярной формой препровождения времени.

"Хороводы были традицией и в Древней Спарте Они были нео­тъемлемой частью Олимпийских игр. Как можно будет увидеть даль­ше, хороводы были частью почти всех древнерусских праздников и сохранились и нарочном, да и не только в народном, творчестве до наших дней.

"Подошедшему чо нас мпф\, чри брата-близнеца Горации, чтобы закончить воину, вызвали на поединок своих двоюродных братьев Курнациев, сражавшихся во вражеском войске. Во время поединка двое Горациев были убиты. Но третий — Публии Горации — одержал победу над Курнациями, добыв тем самым победу Риму

Второй миф гласил: юноша Муций Сцсвола проник в лагерь этрусского царя Порссны в надежде убить его Но был пойман. Чтобы доказать стойкость римских юношей, он сжег себе руку на очаге в присутствии Порсены.

"Мадона А.Н. Цит. по кн. Казимсжа Жигульскою «Праздники и культура» - М., Прогресс, 1985, с. 206-207.

111 Риту ai — совокупность обрядов всякого культа, составляющие его внешнее выражении; исторически сложившаяся форма сложно­го символического поведения: упорядоченная система действии, це­ремония.

?1Так как культ Кибелы был одним из наиболее грубых, Сенат за­претил римским гражданам быть жрецами Великой матери А в 286 году н.э. этот культ Сенатом был запрещен.

"У сенаторов эта кайма была широкой, и они носили башмаки с четырьмя ремнями. На пальце они носили золотое кольцо. Импера­торы носили пурпурные тоги.

31Семь холмов, на которых расположен Рим, носят названия: Ка­питолийский, Авснтинскии, Палатинскии, Квиринальный, Вини-мальныи, Эквилинскии, Пслиискии

?4Жигульскии Казимсж Праздники и культура — М: Прогресс, 1985, с. 195

л-Мыщкин М А История древнею Рима — М ОГИЗ, с 99

Санчурскии Н.В- Римские древности — М; МГУ, 1995, с. 127.

"После битвы и победы Ганнибала над Римом ко игорои Пуниче­ской войне для ублажения богов и успокоения народа римляне верну­лись к давно уже не практиковавшемуся жертвоприношению людей

-"Санчурскии Н.В. Римские древности. — М.: МГУ, 1995, с. 129.

-•Санчурскми Н-В. Там же.

"Тенкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975, с. 26.

"В начале II века до н.э. возникло дело, связанное со злоупотре­блениями и преступлениями во время праздников, в частности Вак­ха, которые устроители вместо грех в юл\ стали проводить пять раз в месяц! Возмущенный известиями о злоупотреблениях Сена! пред­принял следствие, которое закончилось вынесением суровою приго­вора. А в 186 году н э Сенат издал указ, запрещающий под страхом смерти участие в вакханалиях. Но тайно, конечно, не в таких масшта­бах и количествах, они просуществовали вплоть до V века н.э.

ЧЛегионерам, солдатам и офицерам в это же время за спасение римского гражданина на юлову возлагали венок из дубовых листьеь. А тот, кто первым взобрался на cien> неприятельского города, на­граждался золотым венком

''Последнее обстоятельство даст возможность предположить от­сутствие одной из особенностей, присушен современному Нетради­ционному театру — режиссерской трактовки таких праздников

14История западноевропейского театра. — М., 1956, Т. 1, с. 56

"Начиная с XI века городские праздники приурочивались к окончанию Великого поста.

"•Сохранившиеся режиссерские планы мистерии XVI века. как. например, план постановки мистерии в Люнсрне, содержали подроб­ную планировку и описание массовых сиен

"Шекспир Гамлет Пер А И Kponcficpia - С П. 188S.T3.c20S

'"Чтобы отличаться от исполнителей мистерии, на «организаторе игр» был надет нарядный кдфгаи, а на гочовс сю была высокая остро­конечная шапка

В ремарке к этой сиене было указано: «по своему выбору».

411 Наряду с развишми церковными праздниками существовали и такие, как распространенные в средневековой Европе «праздники глупцов».

4|Известно, что в 1530 году им было осуществлено в Париже гран­диозное массовое представление —торжественная встреча Элеоноры Австрийской.

^Ренессанс (фр.) — возрождение.

41Кампанелда Т. Город Солнца.

"Дживелегов Л., Бояджисв Г. История западноевропейского те­атра. — М., Искусство, 1941, с. 14.

4'Нсльзя не отметить, что большое число празднеств, поскольку эпоха Возрождения была отмечена множеством восстаний, не могло не носить явно бунтарский характер.

Для праздника на реке Темзе в честь короля Георга! композитор Гендель сочинил исполняемую до сегодняшнего дня знаменитую «Музыку на воде».

"Конвсгп - высший законодательный и исполнительный орган Великой Французской революции. Просуществовал с 21 сентября 1792 года по 26 октября 1795 юда. 22 сентября 1792 года Конвент про­возгласил Францию республикой.

4*Луи Давид Жак Луи (1748—1825) — французский живописец, представитель классицизма В годы Великой Французской револю­ции — организатор художественной жизни республики, созда!сль портретов, исторических картин, посвященных актуальным совре­менным событиям Например, «Смерть Марата». Позже пришел к от­влеченным рассудочным образам. Был создателем проектов различ­ных празднеств, приуроченных к знаменательным датам.

Из-за невозможности целиком пересказывать дошедшие до нас план праздника, его сценарии и режиссерские заметки Давида, при­водятся (в пересказе) лишь отрывки, которые, по моему мнению, представляют интерес в данной работе.

"Впоследствии вместо «Тс Дсум» хор пел: «Будем до смерти пре­следовать оскорбляющего нас врага» (опера Глюка «Армида»).

51 Разучи вал и Гимн заранее на специальных репетициях.

?'гКак мы видим, некоторые ритуальные моменты повторялись во многих празднествах.

"Дж. Байрон, П. Шелли, В. Гюго, К. Гуцкои и другие.

;4Э. Ожьс, В. Сарду, Дюма-сын и другие

"Э. Золя, Г. Гауптман, Б Шоу. Л. Стрмндбсрг и другие.

;(1Будсм пока придерживаться существующий терминологии.

>'Роллан Р. Народный театр, с. 120.

Пискатор Э. Политический ieaip. С. 14. /И.Г. Шароева Режис­сура эстрады и массовых представлении, с.253

Силин А.Д. Площади — наши палтры. М., Советская Россия, 1982, 106-107.

Ы'О представлениях «Звук и cbci» и их истории мы расскажем бо­лее подробно в главах, посвященных представлениям Нетрадицион­ного театра в России.

(''К созданию многих своих сценариев Робср Оссеин привлекал французских историков Жоржа Сарма и Алена Дско.

•'-Карассва Е. Долгая дорога к признанию Интервью с Робером Оссеином. Советская культура, 11 июня 1983, с 7

'•'Среди известных нам массовых представлении большинство из них стало традиционными. Например, проводимое ассоциацией А\,а-ганда традиционное ежегодное массовое представление «Живые и ах-маты», восстанавливающее события, произошедшие 4 века тому на­зад, когда бургомистр Брюсселя проиграл партию в шахматы королю Карлу V. Действие, в котором участвовало 1200 человек, происходило на площади, превращенной в шахматную доску.

6jBce славянские божества изображались в виде деревянных или каменных столбов-идолов с резной человеческой годовой. Ставили их обычно на холмах Чтобы умилостивить своих боюв, славяне-языч­ники приносили им дары-жертвы, сопровождавшиеся, надо полагать, определенными ритуальными дсйсшиями.

б1Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные мо­менты жизни (рождение, свадьба и т.д.). Обряд отличает в первую очередь его назначение. Обычно обряд — аллегорическое или симво­лическое действо -являлся центром праздника. От игрового действа обряд отличался магическими, закл и нательным и функциями.

"•Мифы народов мира. В 2 тт. Советская энциклопедия, 1982. т. 2, с. 452. Русалки — как правило, существа вредоносные, в которых пре­вращались умершие девушки, преимущественно утопленницы. Пред­ставлялись в виде красивых девушек.

"При всем разнообразии в честь кого и чего проводились праз­дники, по какому поводу и какому событию они были посвящены, в исторических и других исследованиях их обычно разделяют на «ка­лендарные», «церковные» и «бытовые».

"Гуляние — прополи ib ирсмя в увеселениях, сборищах в определен­ный день. Забава. (В. Дать. Толковый словарь) Гораздо позднее гуляния перешли из крсаьянекого быта в мещанскую и купеческую среду.

^Понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий, пятница — тещины вечерки, суббота — золовки-ны посиделки, воскресенье — проводы и прошеный день.

'"Этот и все остальные тексты песен и колядок цитируются по кн. Круглый год. Русским земледельческий календарь. Составитель Нс-крылова А.Ф. — М., Прапда, 1991. И Русский фольклор. Хрестоматия. Составители Зусиа ТВ, Кирдан Б.П. — М., Флинта, Наука, 1998.

7|При этом слслус] помнить, что первый испеченный блин обыч­но клали на слуховое окошко — «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули всех умерших.

"Некрылова А.Ф. Kpyuibiii год. Русский земледельческий кален­дарь - М.: Правда, 1991, с. 441-442.

"Круглый юл. Русский земледельческий календарь. С. 449.

74Там же.

71 Все даты даны по православному календарю.

'''Правда, некоторые богослужения включали и шествие, так на­зываемый крестный ход.

'"Литургия — цснфалыюс богослужение православной церкви. В народе се называют обедней. Литургия включает в себя чтение отрыв­ков из Библии, песнопения и молитвы и евхаристии (освящения хле­ба и вина).

"Вертеп — обычно небольшой двухъярусный ящик — подобие той Вифлеемской псшсры, в которой, по преданию родился Христос. Ящик венчает звезда («вифлеемская звезда»). Вертеп, получивший распространение в XVII—XIX веках, был по сути уже тогда своеобраз­ным народным кукольным театром. Укрепленные на проволоке фи­гурки изображали пастухов, вола и овечек. Тут же размещались фи­гурки волхвов, восточных мудрецов, принесших драгоценные дары Христу. Приводились в движение фигурки исртспшиком. Варнскс. История русского театра. — М.: Искусство, 1939, с. 1 1.

'По некоторым источникам, «Пешноедейство» течение многих веков разьпрывалось за неделю ло Рождества.

""Вес приводимые примеры цитирую tot по китам: Круглый год. — М.: Правда, 1991; Месяцеслов. Забьная книга. - М.: Художественная литература, 1990.

"Точно не известно когда «Псщнос дсиспю» было исключено из церковного обихода. По некоторым источникам, за внедрение свет­ского элемента в церковную обрядность, вызывавшее недовольство духовной власти, произошло 'это в конце XVII века, а по другим ис­точникам — в XVIII веке

к:Кроме гадания на суженою, гадали и на возвращение мужа с войны, на удачу в жизни и т.д.

"'Стоглав — сборник решении Стоыаною собора 1551 г. Состоит из ста глав, определяющих правовые нормы жизни русского духовен­ства и его взаимоотношений с обществом и государеiком

^Жуковский В.А. Светлана. Сочинения — М.: ГИХЛ. 1954. с. 122

'"Библейская энциклопедия, и 2 томах. — М Центурион — апс., 1991. Т. 2, с. 58.

"'•Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М Пра­вда, 1991, с. 456

*"По замечанию театроведа С С. Данилова, с которым трудно не согласиться, «цитируя за обедней евангельские слова Христа, свя­щенник не играет «роль Христа», а лишь произноси! известную Mai и-чсскую формулу вне всякой эмоциональной образности».

"^Круглый год. Русский земледельческим календарь — М.: Пра­вда, 1991, с. 457.

"''Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.. Пра­вда, 1991, с. 459.

'"'Там же, с. 460.

"Там же, с, 461.

ч-Как правило, свадьбы игрались в так называемые свадебные не­дели, длящиеся с начала января вплоть до Масленицы.

"Свадебный «сценарии» прсдполатл помимо невесты, жениха и их родителей участие сватов, дружек, подруг невесты и т.д. Весьма от­ветственна была роль дружки. Он был телохранителем молодых, и распорядителем всех свадебных действии. Поэтому роль эту испол­нял опытный в этом деле человек.

•"Данилов С С Очерки но истории русского драматического те­атра. — М.-Л.: Искусство, 1946, с. 29.

Ч5В девишникс принимали участие только ближайшие подруги. Жених, дружка и даже братья в избу, где проводился дсвишник. не до­пуска.] ись

"•Русский фольклор Хрестоматия. Составители ТВ. Зуева, Б.П Кир-дин. - М.: Флинта. Наука, 1998, с 71.

ч7Русскии фольклор Хрестоматии, с. 66.

'"В русских народных обычаях есть целый ряд песен, которые со­провождаются игровыми, чаше всего пантомимическими сценами.

•"Данилов С.С. Очерки по истории русскою драматического те­атра. С 29.

""'Мсрцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988, с 38

1П1Там же, с. 40

'"'Данилов С С Очерки по истории русского драматического те­атра. С 29-30.

"'Песня — небольшое (обычно куплетное) музыкально-поэтиче­ское произведение Один из се видов — хоровая песня. Песни отлича­ются по происхождению: крестьянские, городские и т.д.

""Дорохов Г Пятницкий — создатель русскою народного хора. -Воронеж: Облиздаг, 1950, с 5.

1(1 Воронец О Любшь русскую песню. — М Учительская газета, 1975, 18 ноября

""Русский фольклор Хрестоматия, с. 46, 43.

""Советский энциклопедический словарь — М Советская энци­клопедия, 1989, с 1486

"Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М. Иностранных и национальных словарей 1955, т 2. с. 7

""Некоторые историки театра считают, чго земледельческие ифы на Руси «до мелочей совпадали с древнегреческими посевными играми».

""Варнеке Б История русскою театра XVII—XIX веков — М.-Л.: Искусство, 1939, с. 5-6.

"Так, в «Материалах для словаря древнерусского языка» т. 1, 1893—1912, с 102! его автор И Срезневский приводит цитату из «Сборника поучении»: «Дела оставляйте собираются на игрищах».

"?Надо сказать, что игриша вообще подвергались гонению и за­претам, особенно с XVII века

•"Всеволодский-Гсрнгросс В Русским театр. От истоков до сере­дины XVIII века — М Академия наук СССР, 1957, с. 7.

'"Впоследствии искусство скоморохов сделалось их профессией, ремеслом.

"•Фольклорный театр — М.: Современник, 1988. С 58

'"Попытки церковников всеми способами отвлечь народ от язы­ческих игр не очень им удавалась

п7Любопытно, что во многих областях до сих пор сохранилось слово «позорище».

""Сказания русского народа, собранные И П. Сахаровым. — М.: Художественная литература, 1990, с 388,389

"''Вссволодскии-Гсрнгросс В. Русский театр от истоков до середи­ны XVIII века. — М.: Академии наук, СССР, 1957, с 50

р|Даль В. Толковый словарь Т 3, с. 381. Там же. Т. 1, с. 407.

1 'Вообще, по своему содержанию и форме [учянис — явление скорее юродское, чем сельское

р'Долгое время в городах праздничные гуляния назывались «под горами» или «под качелями»

дНекрылова А Ф. Русские народные юродские праздники, уве­селения и зрелища Конец XVIII - начало XX века С 14. 24

1 Балаган — разборная, временная постройка но нремя ярмарок и гуляний, где разыгрывашсь для простои пубшкп нсботыпие, не­сложные интермедии.

1 'Нскрылова А.Ф Русские народные юродские праздники, уве­селения и зрелища.

'"Кстати, пантомима, о которой мы не раз }пошшшш, тогда, по сути, была простейшей формой театрализации

''"Человек всегда представлял себе внешний облик мифологиче­ского или сказочного персонажа. Даже оберег у человека имел вне­шнее воплощение.

'^Следует заметить, что народная драма не оьчичалась большим разнообразием сюжетов. Специалисты говоря i, что их было около де­сяти Но в силу своею импровизационного характера они. эги сюже­ты, имели великое множество карман юн Вот ozimh из вариантов «Ца­ря Максимилиана» Влюбившись в прекрасную волшебницу грозный царь начинает поклоняться «кумеричсским» богам и требует того же от сына Адольфа. Тот отказывается, и царь за эго казнит его

|")Первыс записи народных драм были сделаны только в конце XIX века, когда они как вид устною народною творчества обросли многими наслоениями.

П1О6 особенностях сценариев праздников и массовых театрали­зованных представлений говорится в главе «Сценарии праздников и массовых театрализованных представлении».

"-Так во времена Петра I начали называть триумфальные праз­днества в виде театрализованных шествий ряженых. Со в'юрой поло­вины XVIII века маскарады чаше всего носили характер публич­ных балов.

'"Морозов П. История русского театра. С. 326.

пдПо некоторым источникам, это торжество состоял ось в 1720 го­ду. Я склонен полагать, ч го дата 1714 более всрояша, так как именно в этом году под Гангутом был разгромлен шведский флот.

п<Славя но-Грско-Латн некой академии

п|1Полсвой Н. История Петра Великого С. 7.

'"Там же.

П*В маскараде 1720 юда в этом костюме участвовал гериог Гол-штинский. Он был одет в великолепный парчовый римский костюм, обложснний серебряными галунами, в каске с высоким пером, в рим­ской обуви и с предводительским жезлом в руке.

'"'Полевой Н. История Петра Великого. СПб., 1843, ч. 4, с. 187. Нскрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. —Л.: Искусство, 1984, с. 7.

'""Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. В 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 147—149.

""Открытие французским химиком К. Бертоллс новых химиче­ских соединений (бертолетовой соли) послужило основой для созда­ния цветных огней.

'-"Крылов О.А. Основы фейерверочного искусства. — М.: Мо­сковская правда,1995, с. 17.

'-"Известно, чго jtg представление состояло из двух частей. Пер­вая называлась «Цветущее состояние империи в мирное время, сила и слава России в военное время». Вторая — «Богатство империи, поч­тение государства в чужестранных землях».

;А4Помимо маскарадов-шествий, начиная с Петра I и далее, во второй половине XVI11 века, царствующие особы любили проводить придворные увеселения - маскарады, которые по своей сути были ко­стюмированными балами.

|41Вместе с Ф.Г. Волковым авторами сценарии -< Торжествующей Минервы» были А.П. Сумароков и М.М. Херасков.

|4''В этом утверждении автор ошибается. Можно предположить, что автор никогда не видел народных 1уляпии и празднеств, но это маловероятно. Скорее всего, этими словами Болотов хотел подчер­кнуть необычность созданного Волковым эрслнша

'^Имеется в виду Екатерина II.

|4*Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, в 3 т. — М.-Л.: Академия, 1931, Т. 2, с. 233—235.

''"Поскольку автором замысла наверняка был Волков, Сумароков и Херасков в этом триумвирате выступали как соанюры.

•''Надо полагать, что это были самодеятельные хоры. Это говорит о том, что Волков привлек к участию в этом массовом действе арти­стов из народа, или, как бы мы сегодня сказали, самодеятельность.

Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Т. 3, с. 214—216.

'"Надо полагать, что ранее режиссерами народных действ стано­вились скоморохи.

Таким был уже упомянутый нами Московский общедоступный художественный театр.

1'"Среди последних особенно известными были: в Харькове — ан­трепренер Н Н Незлобии, в Самаре, а затем в Туле и Калуге — антре­пренер А.А. Рассказов, в Воронеже потом в Рост one-на-Дону — антре­пренер Н.Н. Синельников, в Нижнем Новгороде и Астрахани —антре­пренер Н.И. Собольшиков-Самарин. в Киеве, а после в Одессе — ан­трепренер Н.Н, Соловцсн. Мы перечислили далеко не все города, где успешно действовали провинциальные театры, и, конечно, далеко не вес имена антрепренеров. Но и перечисленное позволяет говорить о необычайно широкой географии работающих в России, и особенно в конце XIX века, профессиональных театров.

И*К началу 30-х годов XIX века в России проводилось б.олее 1700 ярмарок.

'"Дмитриев Ю.А. Михаил Лснювскин. С. 11)4—195.

''"Там же. с. 216

И1)Будучи разносторонним режиссером, А.Я. Алексеев-Яковлев ставил в театре «Развлечение и польза» спектакли, пантомимы, мас­совые представления.

"•"Прием явно заимствованный из мистсрпапьных действ. Вспом­ним педжснты.

"'Рид Д. 10 дней, которые потрясли мир. — М.: Госполитиздат, 1958, с. 30.

'«Елснина Р. Связной ревкома. — Московская правда. 1987, 1 ноября.

"•'Любопытно отмешть: it тех юродах, где были здания цирков, концерты-М1ПИН1 и проводились именно в них. Можно предполо­жить, что это было вызвано не только размерами залов, бывшими тог­да самыми вмести ильными, по еще и тем, что is восприятии широких народных масс цирк был одним из самых демократичных, доступных видов искусства. И это отношение невольно переносилось на цирко­вые здания. По неси вероятности, устроители концертов-митингов интуитивно, а можег быть, и сознательно (в наши дни при выборе по­мещения режиссер учитывает отношение зрителей к последнему), учитывали это особое отношение народа к цирку.

"•4Чудновскии М. Викторина Кршср. — М.: Искусство, 1964, с. 44.

"'•Цессвич Платон Иванович (1879-1958) народный артист РСФСР, русский артист оперы (.бас).

""Талицкии В.Л Театр моей юности. — Л.: Искуссшо, 1984, с. 83.

"Тенкин Д.М Массовые праздники. — М.: Просвещение. 1979.

"•*Юфит Л. Фак1ы, документы, история. — Театр. 1966, № 6.

"•''История советского театра в 6 т. — М.: Наука, 1966, Т. 3, с. 90

""Представление поставлено в дни работы 2-го конгресса 111 Ин­тернационала. Следует заметить, что, несмотря на быстроту постано­вок массовых представлений и одноразовость исполнения большин­ства, многие из них, как и другие аштационныс произведения тех лет, оказались непреходящими ценностями своей эпохи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...