Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности среды международных отношений. Государственные и негосударственные акторы международных отношений.




Понятие среды - одно из фундаментальных понятий системного анализа (Д.Истон). В самом общем виде под средой системы понимается то, что ее окружает. Применительно практически к любым типам систем существует внешняя среда (энвайромент ), внутренняя среда (контекст), часто выделяют также социальную (связанную с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среды (природное окружение, географические особенности, естественные границы и т.д.). Внешняя среда (энвайромент) - это окружение системы, вменяющее ей определенные принуждения и ограничения: климат, ландшафт местности, конфигурация границ, полезные ископаемые и т.п. - оказывают влияние на взаимодействие государств и других акторов международных отношений. Внутренняя среда (контекст) - это совокупность принуждений, оказываемая на систему ее элементами: деградация исполнительной или законодательной власти может привести к разбалансированию и кризису политической системы. При этом, в отличие от структуры, среда - это совокупность принуждений внесистемного характера. Это касается как внешней, так и внутренней (а также социальной и внесоциальной) среды.

Г.и М. Спроут предложили идею «экологической триады»: международный актор, энвайромент и взаимодействия между ними. Они выделили 3 типа взаимодействия: 1) взаимодействие, связанное с совокупностью ограничений среды, которые актор не может преодолеть, 2) взаимодействие, при условии, что в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер "нормально ожидаемого" поведения, 3) осознанное поведения актора, своеобразие его личностного восприятия окружающей среды и реакции на ее изменения.

Специфическая особенности социальной среды глобальной международной системы: ее "интрасоциетальный", характер. Речь идет о "внутреннем окружении", или "контексте"- совокупности факторов, которая оказывает воздействие на глобальную международную систему, навязывая ограничения и принуждения ее развитию. Такой совокупностью факторов являются цивилизационные изменения. Речь идет об особенностях взаимодействия различных цивилизаций и культур и о характере их влияния на международные отношения. Саморегуляция международной системы является результатом однонаправленного движения культурных потоков (с точки зрения диффузионистского подхода -теории культурных потоков- в соответствии с которым более рациональные культуры имеют тенденцию распространяться на другие): «распространение форм и методов дипломатии, универсалий индустриального общества, триумф американской концепции международного правового порядка имеют следствием размывание гетерогенности различных цивилизаций и их конвергенцию в одну и ту же международную систему, все участники которой стремятся к обладанию одними и теми же средствами богатства и силы» (А.Арон). Это отражается в феномене всемирного распространения ценностей, как права человека, демократия, рыночное общество, материальное благосостояние, потребительская культура и т.д.

Таким образом, процессы, связанные с присущей современному миру дихотомией единства и плюрализма цивилизаций и культур, составляют «интрасоциентальную» среду, которая оказывает существенное влияние на эволюцию и характер международных отношений. Не менее важна внесоциальная, или "экстрасоциетальная" среда, накладывающая свои ограничения и принуждения на международную систему. Исследования данного аспекта среды международных отношений чаще всего соотносятся с таким понятием как "геополитика". Однако в данном случае необходимо более широкое толкование геополитики, так как три классических принципа (территория, суверенитет, безопасность) больше могут считаться незыблемыми: совокупность физических, материальных и моральных ресурсов государства, составляющий потенциал, наличие и использование которого позволяют ему добиваться целей. Она больше не может быть уделом отдельных государств, теперь необходимо согласованное взаимодействие всех членов международного сообщества в выработке и реализации общепланетарной геополитики, в основе которой лежит интерес спасения цивилизации для будущих поколений. Это, безусловно, связано и с тем, что потрясенная вмешательством человека природа не обеспечивает в достаточной мере всех естественных условий для его существования. Крупные природные катастрофа всегда имели значительные последствия в сфере международных отношений (появления новых государств- Бангладеш, создание новых международных организаций- ФАО,ВОЗ и т.д., проведение конференций и принятие программ на международном уровне).

Воздействие, которое оказывает на современную международную систему ее среда, неоднозначно. Одним из результатов такого воздействия является резкое возрастание взаимозависимости, интернационализация всех сторон человеческого общения, внутриобщественных и международных отношений, интеграционные процессы, проявляющиеся как объективные, общемировые, а значит, общесоциологические тенденции. Но эти системообразующие факторы сопровождаются неравномерным ростом производительных сил в различных странах, находящихся на разных уровнях развития. Одновременно сохраняются и растут национально-государственная обособленность, политические противоречия, столкновение экономических интересов различных стран, усиливающие напряжение в глобальной международной системе.

"Актор" - это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль(Ф. Брайар и М.-Р. Джалили). В сфере международных отношений под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние. Представители большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными международными акторами являются государства, а также международные организации и системы.

Признаки международного актора: 1)оказывает определенное влияние на международные отношения, 2)пользуется признанием со стороны государств и их правительств и учитывается ими при выработке внешней политики, а также 3)имеет ту или иную степень автономии при принятии собственных решений. Исходя из этого, становится ясным, что если все акторы являются участниками международных отношений, то не каждый участник может считаться международным актором.

Государство является бесспорным международным актором, отвечающим всем вышеназванным критериям этого понятия. Оно является основным субъектом международного права. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общнос-тей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими исключениями, объединено в государства. Для того, чтобы стать членом ООН и, следовательно, получить признание в качестве субъекта международного права, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением. Одной из решающих в понимании сущности государства является категория "национально-государственный суверенитет". Она имеет два аспекта - внутренний и внешний. Внутренний- о свобода государства избирать свой путь экономического развития, политического режима, законодательства и т.д. Внешний - невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость. Три проблемы государственного суверенитета в международных отношениях.

1) каждое государство вынуждено сочетать в своей внешней политике противоречивые функции: каждое государство может стремиться к национальной экспансии (self-extension) включающем увеличение территорий, влияния, ресурсов, союзников и т.п., оно может быть озабочено защитой своего пространства и своего национального интереса (self-preservation), оно может отказываться от непосредственных выгод в пользу укрепления мира и солидарности в межгосударственных отношениях (self-abnegation).

2) каждое государство стремится к обеспечению собственной безопасности. Однако это стремление, ввиду того, что оно свойственно всем суверенным государствам-нациям в условиях "плюрализма суверенитетов", порождает одну из проблем международных отношений - "дилемму безопасности". Суть: увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызывать с его стороны соответствующие реакции - от гонки вооружений до "превентивной войны".

3) если все государства-нации равны, то, "некоторые из них равны больше, чем другие"(Б.Рассет, Х.Старр). Формально-юридическое равенство государств с точки зрения международного права не отменяет того, что они различаются по своей территории, населению, природным ресурсам, экономическому потенциалу, политическому авторитету, вооружениям и т.д.Различия резюмируются в неравенстве государств с точки зрения их национальной мощи. Следствием этого является международная стратификация, с характерной для нее фактической иерархией государств на международной арене.

Одним из наиболее широко распространенных видов международной стратификации считаются неравные возможности государств защитить свой суверенитет, вытекающие из неравенства их национально-государственной мощи. Различают сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Признаки сверхдержав: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции, если в такую коалицию не входит другая сверхдержава.

Великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности ограничивают их роль либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона.

Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении. Это отличает их от малых государств, влияние которых является слабым. Однако малые государства располагают достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства же в принципе неспособны защитить свой суверенитет собственными силами.

Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, какие из государств считать малыми, а какие - микрогосударствами. Большинство склоняется к тому, что критерием в данном случае может выступать количество населения.

Сейчас в мире много образований, которые стремятся получить статус государства- would be nations, некоторые государства крайне слабы, для них характеры распад политических институтов, законодательной системы, межобщинные конфликты, появление национализма- failed states, другая группа стран, выделяемая США- «государства-изгои» (rougue states)- государства с диктаторскими режимами, не принимающие условия игры США.

Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение - удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений узко, т.к. внешняя политика уже не может не принимать в расчет проблемы экологии и научно-технического прогресса, экономики и средств массовой информации, коммуникаций и культурных ценностей.

Значительную роль играют негосударственные международные акторы. Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК или МНК, транснациональные банки-ТНБ) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене(внутригосударственные регионы, мегаполисы, этнические и религиозные движения, отдельные индивиды). Возрастание их роли и влияния - относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени.

Черты МПО: 1) политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах, 2) наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации, 3) автономность компетенции и решений.

Классификации МПО по геополитическому принципу: 1)универсальные (ООН или Лига Наций); межрегиональный (Организация Исламская Конференция); региональный (Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс). По цели: общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные ("Эврика"); технические (Международный Союз Телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов). (Лебедева делит на множественные и специальные по целям, универсальные и с ограниченным членством по количеству участников).

НПО – это нетерриториальные образования, их члены не являются суверенными государствами. Три критерия: 1) международный характер состава и целей; 2)частный характер учредительства; 3)добровольный характер деятельности. Их причисляют к "новым акторам" (М.-К. Смуц), "акторам вне суверенитета" (Д. Розенау), "транснациональным силам" (М. Мерль), "транснациональным организациям" (Ш. Зоргбиб). Общие черты НПО, отличающие их от государств и МПО: 1)они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами "интереса, выраженного в терминах власти", 2) их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, 3)принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств юридической силы. Но им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой, - и не только в профессиональной, но и в политической области. Это касается и таких задач, которые требуют серьезных уступок со стороны государств, вынужденных в ряде случаев поступаться "священным принципом" национального суверенитета. Основным "оружием" НПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей - оказание давления на межправительственные организации (прежде всего на ООН) и непосредственно на государства. Поэтому НПО подобного рода нередко называют "международными группами давления". Совокупное воздействие зримо меняет характер международных отношений, и отличает их от традиционных межгосударственных отношений.

Немалое влияние на международные взаимодействия оказывают такие ТНК, которые "подтачивают" национальный суверенитет государств в сфере экономике. Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, целью которых (в отличие от НПО) является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления и решений той или иной ТНК находится в одном из них.Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении нередко и перед средними и даже великими державами. Это дает ТНК возможность оказывать существенное воздействие в своих интересах и на политическую сферу - как в странах базирования, так и в мире в целом. ТНК обладают определенной автономией в своих решениях и деятельности, способны вносить изменения в международные отношения, учитываются государствами в их внешней политике, то есть отвечают всем признакам влиятельного международного актора.Попытки международного сообщества (ОЭСР и ООН) ввести некоторые ограничения для деятельности транснациональных корпораций, подчинив ее определенным правилам, некоему "кодексу поведения" не увенчались успехом, ввиду заинтересованности наиболее развитых в экономическом и наиболее влиятельных в политическом отношении стран в беспрепятственном функционировании рыночной экономики.

В меньшей степени признакам акторов отвечают другие участники международных отношений - национально-освободительные, сепаратистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица. Растущая взаимозависимость приводит к развитию функционального и институционального международного сотрудничества, участниками которого выступают различные предприятия, фирмы, административные структуры и граждане приграничных зон соседних государств, а также регионы и отдельные города различных стран.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...