Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское понимание мира, исходные философские категории: бытие, материя, сознание




Бытие и его основные формы. Материя, движение,
пространство и время

1. Проблема бытия, её решение в различных философских учениях. Основные формы бытия.

2. Формирование философского учения о материи. Материя как субстанция. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи.

3. Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Виды развития.

4. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживых, живых природных и социальных процессах.

Основные понятия: бытие: духовное, материальное, социальное. Объективная реальность, материя, движение. Основные типы и формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Пространство и время, понятие пространственно-временного континуума, субстанциальная и релятивистская концепция пространства-времени.

 

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории суще­го, называется онтологией (от греческого on [ontos] – «су­щее» и logos – «учение, понятие, слово»). Содержание любого онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бы­тия, субстанции, мышления (сознания), а также объек­тивного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще опреде­ляют как учение о бытии) (рис. 3.1–3.3).

Открытие категории бытия принадлежит представите­лям элейской школы (VI–V вв. до н.э.), которые счита­ли, что бытие представляет собой вечное, неизменное, все­гда равное самому себе существование. Их современник Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Чуть позже Пла­тон (ок. 427 – ок. 347 гг. до н. э.) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи.

Последующее развитие философии породило различ­ные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистичес­кой, объективно-идеалистической и субъективно-идеали­стической (рис. 3.1).

Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта ре­альность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т. е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека. Таким образом, для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.

В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержатель­ным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами. Поэтому эти два понятия равным образом охватывают все существую­щее, и начинать строить картину мира следует именно с них, так как они являются предельно общими и просты­ми. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, ото­бражающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности.

В третьей концепции бытия – субъективно-идеалис­тической – бытие связывается с чувствами и представле­ниями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие пред­полагает связь только с нашими ощущениями и представ­лениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что все это есть результат непосредственного воздей­ствия Бога, либо мы вообще не знаем откуда все берется. То, что мы обычно видим и считаем реально существую­щим, в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует всю совокупность образов, которую человек принимает за реальность. Пока предмет воспри­нимается субъектом, он существует, т. е. обладает быти­ем. Как только он перестает его воспринимать, он утрачивает свое бытие и перестает существовать.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...