Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции и принципы государственного кредита.




Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

Þ наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;

Þ аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

Þ возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.[3]

Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Кыргызской Республики, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кре­диту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским креди­том имеются существенные различия.

Основная, особенность государственного кре­дита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участ­вуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефици­та. Средствами для погашения процентов за пользование государ­ственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антици­пированными (взятыми заранее) налогами.[4]

Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:

1) Потребность государства в кредите.

Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов[5]. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.

2) Условия сделки.

Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.

3) Целевое назначение.

Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

4) Срок возврата ссуды.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.[6]

5) Способность увеличивать или сокращать денежную массу.

С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

Участие государства в кредитной деятельности предполагает унификацию основных правил осуществления этой части фи­нансовой компетенции, формирование определенных принци­пов. Принципы государственного кредита обеспечивают реали­зацию двух целей: сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредито­вания; повышение эффективности кредитных отношений с уча­стием государства.

Добровольность в отношениях, связанных с госу­дарственным кредитом, проявляется в двух аспектах. Во-пер­вых, частный субъект добровольно принимает решение о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вто­рых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявля­ется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию сво­бодных денежных средств государства.

Гарантией добровольности кредитных отношений с участи­ем государства служит принцип возмездности, означающий упла­ту вознаграждения за пользование ссудным капиталом.

Целевую направленность имеют и бюджетные кредиты, пре­доставляемые юридическим лицам, не являющимся государ­ственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Цели, на которые может быть предоставлен государственный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансо­вый год.

Принцип обеспеченности означает предоставление заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату госу­дарственного кредита. По различным причинам должнику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед го­сударством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от погашения государственного кредита. Поэтому государство вы­нуждено гарантировать возврат выданных кредитов посредством применения к имуществу должника мер.

Принцип обеспеченности кредитов проявляется не только в тех правоотношениях, где государство выступает в качестве кредитора, но и тогда, когда государство вынуждено осуществлять внешние заимствования.

Принцип срочности означает предоставление или привлече­ние кредита на определенное время, по истечении которого он должен быть возвращен- Срок по договору государственного кредита может быть определен действующим законодатель­ством, кредитным или иным договором.

Принцип возвратности государственного кредита означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат кредита может осуществляться двумя способами:

1. вся сумма кредита возвращается по истечении срока разовым платежом;

2. в соответствии с договором государственного кредита допус­кается возврат денежных средств частями. Важно отметить, что в этом случае проценты за пользование кредитом начисляются только на оставшуюся (невозвращенную) часть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...