Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные теории международной интеграции. Региональные модели интеграционных процессов.




Интеграция (от латинского integratio)-синтез, объединение, суммирование. Интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое. Международная интеграция является частью процесса глобализации, за единицу берется государство, оно происходит на межгосударственном уровне и предполагает сотрудничество между государствами.

Наиболее известными в исследовании проблем интеграции являются три теоретических направления: функционализм и неофункционализм, федерализм и транснационализм (плюралистическая школа).

Концепция федерализма (А.Спинелли). Европейский федерализм является первой по времени возникновения концепцией интеграции. В центре теории федерализма находятся политические институты, которые выступают отправным моментом для развития интеграции в экономической и социальной сферах. Международная интеграция государств по федералистской модели рассматривается по аналогии с внутренними режимами государств, основанными на принципах федеративного устройства.Данная концепция ставит перед интеграцией четкую стратегическую цель — объединение Европы путем образования сверхгосударства, которое будет функционировать на принципах разделения властей. Федералисты настаивают на создании наднациональных органов, которым государства-участники должны будут передать часть своего суверенитета. Идейной основой будущего объединения выбран федерализм, позволяющий адекватно распределить источники легитимности и полномочия между различными уровнями власти — местным, региональным, национальным и наднациональным. Соответственно, зрелость той или иной интеграционной группировки оценивается в зависимости от того, какая часть решений принимается на наднациональном уровне

Функционализм (С.Митрани). Отправным моментом при изучении процессов интеграции с позиций школы функционализма является анализ причин неудачи при создании Лии Наций. С позиций английского исследователя Митрани, Лига Наций потерпела поражение прежде всего потому, что государства видели в ней угрозу своему суверенитету. Вместо создания глобальных организаций он предлагал способствовать сотрудничеству между государствами в решении задач, представляющих совместный интерес и связанных с их конкретными потребностями экономического, социального, научно-технического характера. Прагматические выгоды подобного сотрудничества должны были подтолкнуть государства к созданию необходимых для этого межгосударственных органов, которые, в свою очередь, создадут предпосылки и для политической кооперации. Функционализм предлагает не просто расширить межгосударственное сотрудничество в отдельных сферах, которое стало бы чисто техническим. Функционализм видит в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов.

Неофункционалисты (Э.Хаас) полагают, что интеграция (изучали только европейскую интеграцию) помогает удовлетворению определенных потребностей, возникающих у тех или иных социальных групп. В отличие от федералистов, они не ставят перед интеграцией никакой стратегической цели. Интеграция развивается благодаря тому, что все сферы общества тесно связаны между собой. Решение одной, даже узкой, задачи интеграционным методом требует взаимосвязанных действий в других областях. Это приводит к «переливу» («spillover») процесса интеграции из экономики в политику, право, науку, образование и т.д. Functional spillover-процесс функционального характера, приносящий реальные плоды, political spillover- процессы внутри элит, групп, создание корпоративного общеевропейского сознания, большое внимание уделяется общеевропейскому бизнесу, который создает проевропейский консенсус, cultivated spillover- искусственный, появление класса саморазмножающейся бюрократии. По мнению неофункционалистов, интеграция предполагает, что национальные власти делегируют центральным органам союза исполнительные полномочия, необходимые для решения конкретных задач. При этом передача государственного суверенитета не предусматривается. Поскольку новые центры власти оказываются весьма полезными для населения, оно начинает проявлять лояльность — по отношению как к национальным, так и наднациональным органам управления. В рамках данной концепции интеграция определяется как процесс формирования нового, полезного для его членов сообщества с центральными органами власти, пользующимися лояльностью наряду с другими властными структурами

В рамках плюралистической модели интеграции (Карл Дойч) процесс интеграции рассматривается в терминах коммуникационных сетей, передающих сообщения и сигналы, обменивающихся информацией, способствующих выполнению определенных функций и накоплению опыта. Карл Дойч, анализирует два типа политических объединений, каждому из которых соответствует свой особый процесс интеграции – амальгамное и плюралистической. Под плюралистическим понимается слияние в соответствующей форме двух или нескольких самостоятельных ранее единиц в более широкое объединение, наделенное определенным типом общего управления. Реализация плюралистической модели не требует сширокого набора условия для успешной интеграции. Основные социокультурные ценности интегрирующихся единиц не должны противоречить друг другу, предсказуемость поведения касается лишь ограниченной сферы общих интересов. В амальгамной модели интегрирующиеся единицы сохраняют свою политическую самостоятельность. При этом осуществление амальгамной интеграции нуждается в целом комплексе разнообразных условий социокультурного и политического характера, среди которых приверженность населения интегрирующихся общностей одним и тем же ценностям, обоснование ожидания выгод о интеграции, достаточное знание друг друга. Процесс интеграции должен сопровождаться лояльностью населения к возникающим новым политическим институтам, глубоким осознанием своего единства.

Модели

Интеграция по виду: политическая, экономическая, научная, техническая и т.д.

Интеграция по географическому принципу: глобальная, региональная, субрегиональная, внерегиональная, трансрегиональная.
Может идти вширь и вглубь (интенсификация):

· зона свободной торговли (отменяя таможенных барьеров)

· таможенный союз (единый таможенный тариф и единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран)

· единый общий рынок (устранение всех барьеров)

· экономический и валютный союз (единая экономическая и валютно-финансовая политика- наднациональные органы)

· политическая интеграция

Модель интеграции - совокупность сущностных черт, характеризующих теоретико-концептуальное и идеологическое обоснование и развитие процесса интеграции на практике с точки зрения применяемых механизмов, путей, темпов, этапов, возможных результатов. В основе определения модели интеграции лежит соотношение политики и экономики в интеграционном процессе, сочетание национального и наднационального начал в этом же процессе и масштабы и темпы расширения интеграционного поля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...