Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы функционирования рынка




- Свобода выбора видов и форм деятельности. Предприниматели сами выбирают направление своей деятельности

- Всеобщность рынка. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства.

- Саморегулирование деятельности. (экономическая свобода самосоздание и самозакрытие, свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной, однако очищает экономику от неэффективных звеньев).

- Принцип договорных отношений. действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

- Свобода ценообразования. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

- Самофинансирование. хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

- Государственное регулирование. осуществляется посредством законодательство (обязательные гос. платежей в бюджет, необходимые для осуществления финансовой политики,).

- Конкуренция т.е. экономическая свобода хоз.суб.обуславливае соперничества за наиболее предп-ные условия и реализ. прод., кон-ция означает, что отдельный участник @ не может повлиять на уровень цен и V продаж

Рынок имеет тенденцию к экспансии в связи с чем выделяют 3 зоны (рыночного пространства:

1 Местный рынок. Зародился в эпоху господства натурального хозяйства(в доиндустриальнуо эпоху). Это были локальные рынки, где к обмену предлагался небольшой традиционный набор продуктов.

2 Национальный рынок. Возникает в индустриальную стадию благодаря развитию товарного производства, появлению средств транспорта и связи

3 Мировой рынок. Связан с возникновением корпоративного капитала, развитием крупного машиностроительного производства, углублением международного разделения труда Также появляются современные средства коммуникации

Рыночная система - это система взаимодействия субъектов с объектами Субъектами рынка выступают продавцы и покупатели, в качестве которых могут быть домохозяйства, фирмы, государство. На рьночном поле все они взаимодействуют, образуя единый подход к купле-продаже. Объект рынка -это товары и деньги. В качестве товара могут выступать экономические ресурсы (труд земля, капитал), а также созданный продукт, в качестве денег – все финансовые ресурсы

Условия функционирования рынка.

1 Общие

а) специализация (общественное разделение труда), ее процесс бесконечен, т.к. она связана с повышением производительности труда

б) НТП. Применение передовой техники и технологии приносят сверхприбыль новатора

в) применение денег. Денежное обращение - это кровеносная система любой экономики

2 Рыночные условия.

а) наличие частной собственности Это базовое социально экономическое отношение, обуславливающее экономическую свободу хозяйствующему субъекту. Собственник по своему усмотрению монопольно владеет, пользуется и распоряжается объектом

Свобода предпринимательства Предприниматели по своему усмотрению выбирают направление деятельности, организационно-правовую форму своего бизнеса

в) личный интерес как главный, мотив поведения субъекта рынка. Экономическое содержание личного интереса это приумножение дохода от собственности

г) конкуренция. Экономическая свобода хозяйствующих субъектов обуславливает соперничество за наиболее предпочтительные условия производства и реализации продукта

д) Рыночное ценообразование Цена -это регулирующий механизм рынка, «невидимая рука», благодаря которой участники рынка корректируют свои планы в свободном выборе с целью удовлетворения личного интереса

е) Государственное регулирование предпринимательской деятельности. В целом, рынок достаточно эффективно распределяет и использует экономические ресурсы однако, рыночная система обладает рядом недостатков и нежелательные социально экономических потребностей(тенденция к монополизации, цикличность развития => безработица инфляция, рынок приводит к обострению экологической. проблемы социальной дифференциации)

Структура рынка. Рыночное хозяйство представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих рынков.

1. В зависимости объекта

а) рынок потребительских, товаров и услуг Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д.

б) инвестиционные рынок (рынок средств производства) объектом рыночных отношений являются капиталовложения

в) рынок труда

г)финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) это,@, где покупаются и продаются финан.средства:деньги, ценные бумаги.(на этом рынке формируются ссудный%-он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений.

Д) рынок факторов производстваОбъектами купли-продажи на этом рынке являются земля (урожай, сырье, материалы,), рабочая сила(биржи труда) и средства производства (@капитала,купли-продажи средств производства, зданий, сооружений)..

2) В зависимости от географического положения

а) местный рынок

б) региональный рынок

в) национальный рынок

г) мировой рынок

 

3) По проявлению конкуренции

а) свободный (совершенный) рынок тип рынка характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающий однородную продукцию, доступ на рынок свободный

б) рынок монополистической конкуренции Монопольной кон-ии - @ характеризующий большое кол-во мелких фирм предлагает разнородную продукцию, доступ на рынок относительно свободный, может контролировать цены на продукцию.(существуют различия в качестве. Внешнем виде итд.производимых различными фирмами. Которые делают этот товар чем то уникальным, хотя и взаимо-мым)

в) олигополия - существование на @ нескольких крупных фирм. Продукция которых может быть как разнородной так и однородной, вступление новых фирм как правило затруднено, особенностью является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою прод-цию.

г) монополия–@-ные условия, когда одна единственная фирма является продавцом данной продукции. Не имеющих близких заменителей, барьеры для вступление новых фирм практически непреодолимы

4 по степени свободы»!

а) свободный рынок имел место в эпоху становления капиталистического способа производства.

Производители - владельцы мелких и средних предприятий самостоятельно занимались реализацией созданного продукта без реального учета рыночных потребностей. Это привело к периодическим кризисам перепроизводства. Все хозяйственные процессы регулировались рыночными законами (закон стоимости, конкуренции, законами спроса, законом предложения), государство охраняло права частной собственности.

б) регулируемый рынок - на рынке действуют крупные предприятия товаропроизводители. Прежде чем вложить финансовые, материальные, людские ресурсы в производство проводится тщательное изучение всех составляющих рынка (конкуренты потребители, поставщики, правовые и нормативные базы). Реализацией созданного продукта занимаются специализированные коммерческие организации (оптовые фирмы, торговые агенты товарно-биржевые брокеры и т.д.). Государство регламентирует предпринимательскую дятельность.

в) теневой рынок. Все рыночные сделки совершаются с нарушением действующего законодательства.

5)В зависимости от объема продаж)

• рынок оптовой торговли

• рынок розничной торговли

Функции рынка

1. Информационная. С помощью системы цен, процентов на кредитный рынок информирует участников о сложившийся коньюктуре. Благодаря полученной информации субъекты рынка корректируют собственное экономическое поведение с учетом лично интереса

2. Посредническая. Рынок -это механизм сводящий покупателей и продавцов. Он обуславливает поиск наиболее выгодного партнера

3. Ценообразующая. Только рынок подтверждает общественно- необходимые затраты на производство (О НЗП). 'Цена складывается объективно под воздействием спроса и предложения.

4. Регулирующая. Т. е. рынок дает ответы на вопросы: что производить? (то, что пользуется спросом), как производить? (так, чтобы рационально использовать свои ресурсы), для кого производить? (для платежеспособных граждан).Рынок - это конкурентная среда, которая регулирует распределение и использование экономических ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция обеспечивает снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента продукта, межотраслевая конкуренция обеспечивает перелив капитала из менее рентабельных в более рентабельные отрасли (как правило, через механизм ценных бумаг). В результате создавшегося эффекта структура хозяйства в целом.

5. Санирующая функция (оздоровительная), конкурентный механизм обеспечивает отбор наиболее устойчивых рентабельных хозяйственных единиц.

 

№2 Рыночный механизм регулирования производства: спрос, предложение, эластичность, равновесие

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Появление и функционирование рынка связано с разделением труда, экономической обособленностью производителей с их самостоятельностью. Рынок как механизм состоит из отдельных «малых» рынков; рынок труда, капитала, продовольствия, жилья, средств производства, услуг, технологий, духовные благ и т.д. Основными функциями рынка являются 1-информационная (рынок дает информацию о том, что необходимо обществу, в каком количестве); 2-посредническая (выступает посредником); 3-ценообразуощая (рынок признает лишь общественно необходимые затраты и поэтому устанавливается связь между стоимостью и ценой); 4-регулирующая(что, для кого, как производить). Конкуренция регулирует цены на рынке); 5-санирующая(выживает сильнейший).

Рынок - это механизм взаимодействия спроса и предложения.

Спрос - это количества товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена и наоборот.

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том что при снижении цены потребитель стремиться заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились Графически закон спроса представлен кривой спроса.

 

 
 


Р Р - цена

Qd

Q – объем товаров и услуг

Qd – кривая спроса

Q

Кривая спроса показывает какое кол-во продукции потребители готовы приобрести по каждой цене. На положение кривой спроса воздействуют следующие неценовые факторы 1- доходы потребителей; 2- потребительские вкусы(мода); 3- цены на другие товары 4- число покупателей, 5- потребительские ожидания. Закон не действует в трех случаях: при ажиотажном спросе в ожидании будущего повышения цен, для некоторых дорогостоящих товаров, при переключении спроса на качественный товар, относительно товаров Гиффрена, товары которые занимают в потреблении малоимущих значительный удельный вес, эффект веблина рассматривает спрос на престижные товары.

Предложение - это количество товара, хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях кол-во предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара. Графически закон пре-ия представляется кривой пре-ия:

 

Р

QS QS – кривая

предложения

 

 

Q

Смещение всей кривой пре-ия обуславливается действием неценовых факторов:

1-технология производства; 2-цены на экономические ресурсы; 3-налоги и субсидии, 4-число товаропроизводителей; 5-цены на другие товары

Рыночное равновесие – пересечение кривых спроса и предложения. Q0 и P0 – это равновесный объем продаж и равновесная цена. P0 – это компромиссная цена, о которой продавцы готовы предложить к реализации товар в количестве Q0, а покупатели приобрести его (крест Маршалла). При неудовлетворительном спросе или избыточном предложении, цены будут расти, и падать до тех пор, пока не достигнут уровня, при котором объем спроса, и предложения точно совпадают. Однако равновесие на товарных рынках могут изменяться под воздействием неценовых факторов спроса и предложения, в результате устанавливается новая равновесная цена и полновесный объем.

Под воздействием спроса и предложения устанавливается равновесная цена Равновесная цена - это цена по которой покупатели готовы приобрести определенное кол-во товара, а продавцы готовы продать. Графически это можно представить так


товарные излишки, конкр среди продавцов, цены снижены

 

дефицит, конкр среди покупателей

В поведении продавца и покупателя важную роль оказывают показатели эластичности.

Эластичность-это мера реагирования одной переменной на однопроцентное изменение другой переменной

Эластичность спроса по цене - это степень чувствительности спроса на какой-либо товар в ответ на изменение цены данного товара. Она показывает на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении его цены на один процент

Еd=| DQ(%) / DP(%) | Еd=| DQ / DQср ÷ DP / DPср | Qср= (Qнач + Qкон)/2

Варианты эластичности спроса по цене

1) Эластичный спрос. Он имеет место тогда, когда приобретаемое кол-во товара увеличивается больше, чем на 1% на каждый процент снижения цены (сильная реакция спроси Еd>1)

2) Неэластичный спрос. Он имеет место тогда, когда кол-во товара увеличивается менее, чем на 1 % на каждый процент снижения цены данного товара (слабая реакция спроса Ed<1) Для продуктов первой необходимости.

3) Единичная эластичность имеет место когда приобретаемое кол-во товара увеличивается на1 % (пропорционально изменению цены) на каждый процент снижения цены (Еd=1)

4) Абсолютно эластичный спрос. Он имеет место, когда при постоянной цене или ее крайне незначительных изменениях, спрос увеличивается или уменьшается до предела покупательских возможностей (). Это бывает на конкурентных рынках в условиях инфляции, когда при ничтожно малом изменении цен потребитель старается потратить деньги, уберегая их от обесценивания, вложив в материальные блага

5) Абсолютно неэластичный спрос. Он имеет место, когда при любом изменении цены спрос остается неизменным (Ед=0) Пр: инсулин для диабетиков.

Факторы ценовой эластичности спроса:

1. наличие товаровзаменителей: чем больше заменителей, тем эластичнее спрос

2. удельный вес расходов на данный товар в доходе потребителя: чем выше эта доля, тем выше будет эластичность

3. принадлежность товаров к предметам первой необходимости или предметам роскоши: спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен, а на предметы роскоши – эластичен

4. фактор времени: чем длиннее период времени для принятия решений, тем эластичнее спрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...