Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глоссарий к Особенной части 2 глава




Этот принцип логично вытекает из первого и второго, но в отличие от них прямо указывает на совершение действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией его соблюдения служит обращение ко всем землепользователям об обязанности нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Земельный кодекс РФ в отличие от ранее действующего законодательства значительно расширяет эти права. Суть данного принципа состоит в том, что граждане и общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, в п. 5 ст. 1 ЗК РФ провозглашено общеизвестное положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи». В данном случае земельный участок часто рассматривается как «главная вещь», а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Однако ст. 35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечет за собой право на соответствующий земельный участок.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация принципа сохранения особо ценных земель и территорий обеспечивается не только ст. 27, 30, 31, 32, 79, 94, 101 ЗК РФ, но и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (в ред. от 27.12.09 г. № 379-ФЗ) [5].

7. Платность использования земли. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В ст. 65 ЗК РФ под одним общим названием «Платность использования земли» понимаются земельный налог и арендная плата за землю. Земельный налог есть властное предписание государства. Арендная плата — предмет свободной договоренности стран, заключающих договор аренды земельного участка.

8. Деление земель по целевому назначению на категории. Согласно данному принципу правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Принадлежность земель к той или иной категории (в ст. 7 ЗК РФ указано, что их семь) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Данный принцип — необходимое условие земельного строя страны. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В настоящее время оно осуществляется нормами ст. 16 ЗК РФ.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, так как без этого закон оказался бы безликим, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ устанавливается, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах в ст. 36 вводится ограничение хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный кодекс РФ в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан: при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муниципальных образований в земле, с другой — гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или предоставления другого равноценного земельного участка взамен изъятого (ст. 60—63).

Земельныйкодекс РФ содержит значительное количество бланкетных (отсылочных) норм. Поэтому большое значение имеет принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.

Суть этого разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе РФ или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

Подводя итог изложенному, следует сказать, что федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, но при условии, что они не войдут в противоречие с перечисленными (п. 2 ст. 1 ЗК РФ).

Принципиальная конструкция земельного права — это средство правового регулирования, которое не может гарантировать того, что земельные отношения сложатся именно так, как это предусмотрено в данной конструкции.

Планируемое — всегда идеально, исполняемое же неизбежно искажается объективными обстоятельствами. Подобно тому, как артиллеристы делают при стрельбе поправку на силу ветра, государственному органу или должностному лицу необходимо знать механизм действия правовых норм, чтобы суметь вовремя предусмотреть возможные препятствия и с их учетом правильно построить свою правоприменительную деятельность. Для этого необходимо знать основные виды земельных правоотношений, поскольку суть правоотношения — норма права в действии.

1.4. Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение — основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

1. Норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

2. Субъекты земельного права,т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

· Российская Федерация и ее субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация — субъект федеральной собственности на землю;

· административно-территориальные единицы — районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;

· все иные субъекты земельных правоотношений — органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) — собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дeecпocoбнocrь наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

3. Объекты земельных правоотношений,которымив соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

· земля как природный объект и природный ресурс;

· земельные участки;

· части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений — это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации — муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населенных пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

4. Содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников (субъектов), совершающих свои действия в точном соответствии с нормами земельного права, с целями, ради которых складываются данные земельные отношения.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

1) поиспользование земель;

2) по охране земель;

3) по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

· правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);

· правоизменяющие,при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);

· правопрекращающие,с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права — ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

· наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;

· эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

· право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;

· предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;

· удовлетворение этого заявления зависит от решение работодателя;

· служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

· объект правоотношений — земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;

· субъектный состав правоотношения — работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав; работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;

· содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, — право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.

1.5. Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

Так, правовые нормы, регулирующие правила использования и охраны земель однородных по природному либо хозяйственному назначению земельных территорий, образуют институты земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель лесного фонда и т.д.

Два и более института могут быть объединены в один более сложный. Примером является институт государственного управления земельными ресурсами. В него входят: институт государственного контроля за использованием и охраной земель, институты земельного мониторинга, государственного кадастра недвижимости и землеустройства.

Каждый отдельный правовой институт в зависимости от его соподчиненности с другими в структуре земельного права занимает определенное место.

Институты, содержащие отправные общие положения, а также принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права. В нее обычно включаются:

· институты права собственности на землю;

· земельные права граждан и юридических лиц, являющихся собственниками и иными законными обладателями земельных участков;

· институт возникновения, изменения и прекращения земельных прав субъектов;

· институт государственного управления земельными ресурсами;

· правила разрешения земельных споров;

· институт ответственности за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного праваимеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

В нашем учебном пособии мы выделяем также специальную часть курса земельного права. В ней рассматриваются порядок рассмотрения и разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

1.6. Земельное право
как учебная дисциплина и как наука

Земельное право как учебная дисциплина — это система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

В учебной дисциплине наряду с основными положениями общей части земельного права обычно рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии. Кроме того, в нее может быть включена специальная часть, освещающая законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах.

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений. В этом качестве земельное право призвано:

· обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм;

· способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель;

· выявлять проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами;

· разрабатывать меры по совершенствованию действующего законодательства, формировать научные основы его классификации и систематизации.

Исследуя закономерности развития действующего российского законодательства, наука земельного права вместе с тем не оставляет без внимания земельное законодательство досоветского периода, проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризуйте предмет земельно-правового регулирования?

2. Как отграничить предмет земельного права от предмета гражданского права?

3. Что представляет собой метод земельно-правового регулирования?

4. Как отграничить метод земельно-правового регулирования от метода гражданско-правового регулирования?

5. Каковы понятие и значение принципов земельно-правового регулирования?

6. Как классифицируются принципы земельного права?

7. Что входит в понятие земельного правоотношения и как оно отграничивается от понятия гражданского правоотношения?

8. Какова структура земельного правоотношения?

9. Как классифицируются земельные правоотношения?

10. Какова структура системы земельного права?

11. Как соотносятся понятия «земельное право» и «земельное законодательство»?

12. Чем отличается земельное право как наука от учебной дисциплины?

 


Глава 2

Исторические предпосылки
современного земельного правопорядка
Российской Федерации

 

2.1. Крестьянская реформа 1861 г.

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. Предки крестьян — люди (или смерды) — были в основном свободными, самостоятельными землевладельцами. Они вели семейное натуральное хозяйство. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст ст. 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота Древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

Затем, со временем, выделяются «лучшие мужи» — владельцы феодальных вотчин. Крупное землевладение позволяло применять более эффективные способы земледелия. Семьи общинников постепенно теряли свою свободу, платя различные поборы крупным землевладельцам — «княжьям», «мужам», боярам. Когда князья и бояре, обогатившись на войнах, прибрали к своим рукам большие земельные наделы, появилась необходимость их обработки руками наемных холопов. Тем самым возникла потребность в прикреплении крестьян к землям князей и бояр и подчинении их воле хозяев этих земель. Появилась необходимость введения крепостного права.

Развитию феодальных отношений способствовало такое обстоятельство, как почти двухвековое господство над Древнерусским государством Золотой Орды. Систематическая потребность выплаты дани при рутинном состоянии средств земледелия того периода могла быть достигнута лишь путем закрепощения личности земледельца.

Феодальная раздробленность являлась существенным тормозом развития регионов. Она сдерживала обмен между ними, «консервировала» развитие сельского хозяйства, земледелия, ремесел, всех сфер общественной жизни. Высшие слои феодального сословия находились, как правило, в оппозиции государю и централизации государственного управления. Появилась потребность формирования нового класса, которым стали помещики-дворяне. Им выделялись земельные поместья под условием службы государю. Массовая передача земель московским служилым людям произошла в конце XV в., после присоединения Новгорода к Москве. Иван III пожаловал им конфискованные новгородские земли. Помещичье землевладение в дальнейшем стало важной формой хозяйствования в средневековой Руси.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. В результате не только был нанесен удар по старой феодальной знати, но была и подорвана ее экономическая основа, поскольку раздаваемые земли перешли служилым людям.

В 1580 г. Церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и составленная на ее основе документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о заповедных и урочных летах (в частности, Указом о заповедных летах 1580 г.). В указах определялись сроки для возвращения беглых крестьян. В одном из них был установлен пятилетний срок для сыска беглых крепостных. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

В дальнейшем крепостное землевладение стало испытывать влияния новых исторических потребностей. Создавались промышленные предприятия, они ощущали нехватку рабочей силы. Появились деревни, прикрепленные к заводам. Указом «О покупке к заводам деревень» отменялся запрет для купцов и промышленников покупать населенные деревни, вводился запрет продажи таких деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии. Запрещалось использование прикрепленных де­ревень в качестве залога.

Указом от 12 декабря 1791 г. купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, было предоставлено право покупать земли. А с 3 марта 1848 г. такое право было предоставлено и помещичьим крестьянам. Указ от 20 февраля 1803 г. «О свободных хлебопашцах» предоставил помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. С 1842 г. помещики уже были вправе предоставлять по договору крестьянам землю в пользование, за что крестьяне должны были нести в пользу помещика определенные повинности, и сохранялись права помещика вершить суд и расправу над крестьянами за проступки и малозначительные преступления.

Названные подвижки в российском крепостном законодательстве свидетельствуют, что к концу XIX в. российскому правительству и русской общественности стало очевидным, что крепостное право себя изжило. Об этом свидетельствовали также увеличившиеся крестьянские волнения и потребности развивающейся промышленности в свободной рабочей силе. В начале 1857 г. под личным председательством царя был утвержден Особый комитет, который занялся «принятием мер к постепенному освобождению крестьян». Замысел реформы изложил сам император следующими словами: «Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и потому вредных, как для помещиков, так и для государства»[6].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...