Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная миграция рабочей силы. Особенности миграционных процессов в России. Миграционная политика




Международная миграция рабсилы - перемещение трудоспос населения через государственные границы сроком болеечем на 1 год для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране.

Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

миграция рабсилы подразделяется на:

-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабсилы в данную страну из-за границы.

Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Виды миграции рабсилы:

1. По времени:

1.безвозвратная, т.е. мигранты выезжают на постоянное место жительства;

2.временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от 1-6 лет;

3.сезонная, т.е. кратковременный въезд для сезонных работ;

4.маятниковая - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;

2. По степени законности:

1. нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;

2. легальная.

3. По уровню квалификации рабсилы: «утечка умов»- международная миграция высококвалифицированных кадров; низко квалифицированной рабсилы.

Количественные показатели

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты.

Причины ММРС

- Причины экон хар-ра (разл Ур-ни дохода, соц выплат, условия труда)

- Причины неэкон хар-ра (эколог, культ, регио, нац)

Влияние ММРС на страны-импортеры (принимающие РС)

«+»: страна экономит на затратах на образ и проф подгот; повыш конкурентосп призводимых тов-в из-за умень изд-к пр-ва (зпл); увелич емкости внутр рынка предметов потр за счет иммигрантов; врем своб ден ср-ва иммигрантов, кот хранятся на счетах в банках, м.б. исп-ны для финя эк-ки данн гос; Инн рабочие часто рассм-ся в роли амортизаторов в случае кризисов и безраб; изменение возрастой стр-ры в стор омоложения (20-40 лет); ин раб не обесп пенсиями, не учит-ся при реализации соц программ.

«-»: вохник Эл-ты соц напряж-ти; межличност конфл; безработица по некот спец-м.

Влияние ММРС на страны-экспортеры (откуда выезжает РС)

«+»: снижение Ур безраб; оплата труда рабочих за границей происходит в своб конвертир-й валбте, что явл одним из ист-в поступления валюты в страну.; снижается давление избыт-х труд рес-в на эк-ку страны; снижение соц напряж-ти в общ.

«-»: выехжают высококвал кадры («утечка умов»); отток труд рес в наиб трудоспос возрасте (20-40).

Направления миграции

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:

• США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низко квалифицированной (Мексика, филиппины), так и высококвалифицированной рабочей силы (Р, индия, зап европа). Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые.

• Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, (франц, герм, итал, швейц, великобр, бельг) притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании, греция), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР.

• Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

• Лат Америка. Страны, в кот наиб успешно осущ экон реформы (аргентина, бразилия) принимают раб силу из сосед гос на сезоны с/х работ (из Чили, Боливии, уругвай)

• страны Юго-Вост Азии (страны НИС 1 волны юж Корея, Сингапур, тайвань) прин раб силу на конвеерные работы из сосед гос (Китай,се Корея, малайзия)

• Австралия: въезжают в осн женщины (ежег 200 тыс чел)

• Другие развивающиеся страны. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ.

Особенности миграционных процессов. Миграционные процессы в России в 90-е годы определялись влиянием двух противоречивых групп факторов - деструктивных и конструктивных.

К деструктивным следует отнести сопровождавшие распад СССР взрыв национализма, вооруженные этнические конфликты, политическую нестабильность и экономический кризис. Эти факторы обусловили резкое падение мобильности населения и изменили природу миграций, придав им вынужденный характер, спровоцировав массовые потоки беженцев, репатриантов, процессы этнического размежевания.

Параллельно с деструктивными действовали новые конструктивные факторы, такие, как переход к политике открытых дверей, включение России в систему международных миграций, трансформация ее экономики на рыночной основе. Эти факторы привели к развитию трудовых миграций и стали важнейшим амортизатором дестабилизирующего влияния деструктивных факторов. Обратной стороной новой миграционной политики стало появление незаконной иммиграции.

За последние 10—12 лет миграционные процессы стали проблемой, угрожающей национальной безопасности страны:

1. Огромное (в разы и десятки раз) преобладание нелегальной иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.

2. Формирование крупного сегмента теневой экономики, контролируемого мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и её граждан.

3. Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.

4. Неуправляемые миграционные процессы в ряде регионов России формируют атмосферу социальной напряжённости, часто приобретающей этническую окраску и перерастающей в острые конфликты.

Дешевая рабочая сила, с одной стороны, являющаяся выгодной для работодателя, а с другой стороны не выгодная для бюджета страны в целом, так как заработок иностранного гражданина в большинстве случаев превращается в иностранный капитал и перемещается заграницу в поддержку семьи и близких трудоспособного эмигранта. Такое перемещение порождает ряд факторов: необоротный капитал не увеличивает ВВП страны, и работодатель, как правило, оплачивает труд иностранного гражданина, так называемой, “черной” заработной платой, не облагаемой налогом, что создает колоссальные потери для бюджета. Это является основным фактором принятия Правительством РФ нормативных актов об утверждении специальной квоты для выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующим получение визы (Установленная цифра разрешений на работу для иностранных граждан составила 300 тысяч разрешений. По сравнению с 2007 годом, квота разрешений на работу урезана практически в три раза). Ещё одним отрицательным фактором подобной конъюнктуры является упразднение стимуляции получения гражданами нашей страны среднего или высшего образования по профессиям, присущим иностранным гражданам, прибывающим на работу в Россию. Таким образом, происходит обычное обесценивание определенных профессий. С учетом адаптивных аспектов, иностранные эмигранты, называемые чаще всего “дешевой рабочей силой”, готовы за минимальный оклад и полное отсутствие условий для труда и проживания выполнять работу, составляя тем самым беспрецедентное конкурентное преимущество перед гражданами России, владеющими аналогичными профессиями. Такая динамичность миграционного процесса создает в нашей стране зависимость от иностранной рабочей силы, так как в условиях рыночной экономики российским бизнесменам, гораздо выгоднее получать результаты с меньшими затратами.

Для Р характерен процесс эмиграции (экон причины), в осн высококвал кадры.

Россияне выезжают: США, Германия, Израиль. Въезжают в осн из бывших союзных республик ()Молдова, Таджикистан, Беларусь, Украина. Особое место- КНР.

Миграционная Политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы). Цель: определение масштабов миграции, определение механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий, усиление положительного эффекта миграции для стран, участвующих в миграционном процессе. Цели миграционной политики: 1) определение масштабов миграции; 2) определение механизма регулирования; 3) ослабление негативных соц.-экономич. последствий; 4) усиление положительного эффекта миграции для стран, участвующих в миграционном процессе. Меры: профессиональные, возрастные, социально-экономические ограничения. Для стран – иммигрантов: мигранты, обладающие хорошим здоровьем, не привлекающиеся к уголовной ответственности, с высоким уровнем квалификации и в основном молодежь. В качестве сдерживающих средств иммиграционных потоков используется развитие международной торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран. Для стран - эммигрантов: регулирование оттока рабсилы и защита интересов мигрантов зарубежом.

Модели в отношении вынужденных мигрантов: 1. Германская – ориентирована на прием этнических немцев в гос-во и их последующую интеграцию в немецкое общество с предоставлением одинаковых прав с коренными жителями. 2. Французская – ориентирована на прием во Францию мигрантов различной национальностей разных стран с их последующей интеграцией во французское общество. 3. Американская – делает акцент на переселение беженцев в США из стран их первого временного убежища с последующей интеграцией в американское общество.

Миграционная политика должна способствовать: развитию рыночных отношений;построению демократического общества и соблюдению прав человека;укреплению отношений России со странами СНГ и Балтии;интеграции России в международный рынок труда;укреплению безопасности страны, устранению или смягчению возникающих рисков.

Основные положения миграционной политики в РФ:

- Россия, где существует проблема массовой безработицы, не нуждается в притоке значительного числа новых рабочих рук.

- Приоритетом социально-экономического развития России является создание ёмкого внутреннего рынка, т.е. повышение благосостояния трудящихся и производительности труда. Масштабный приток дешевой низко квалифицированной рабочей силы прямо противоречит этим целям.

- Необходимо определение статуса соотечественника, в соответствии с которым правом на репатриацию и получение российского гражданства будут наделены представители коренных народов России.

- Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в реиндустриализацию страны, восстановление ВПК, фундаментальной и прикладной науки, становление и развитие постиндустриального сектора отечественной экономики.

- Проблема дефицита рабочих рук в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока должна решаться, в первую очередь, за счет экономического и пропагандистского стимулирования внутренней миграции, а не иммигрантов из сопредельных стран.

- Нелегальные иммигранты, которые не в состоянии или не желают интегрироваться в единое культурно-языковое пространство России, должны в ближайшем будущем вернуться в страны происхождения / страны, с чьей территории они проникли в РФ; формальной базой их репатриации должны стать соглашения о реадмиссии, которые надлежит подписать со странами — источниками нелегальной миграции на российскую территорию.

- Тотальная легализация нелегальных иммигрантов, находящихся в настоящее время на территории РФ, недопустима и должна рассматриваться как преступление против России, русского народа.

- В перспективе значительными полномочиями в вопросе определения конкретных параметров пребывания мигрантов должны быть наделены власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

- Нелегальная иммиграция в Россию и использование рабочей силы нелегальных иммигрантов должны быть сопряжены с неприемлемым риском как для самих иммигрантов, так и для их работодателей (необходимо введение уголовной ответственности за содействие нелегальной иммиграции и, в частности, использование труда нелегальных мигрантов).

- Россия должна сохранить и/или установить безвизовый режим для стран, связанных с нашей страной специальными Соглашениями о стратегическом партнерстве (ССП, см. также концепцию Содружества стран-союзников России, СССР); со всеми другими странами должен быть введен визовый режим; остаточные институты СНГ следует упразднить.

- Необходимо активизировать геоэкономическое сотрудничество со странами-союзниками России для поддержания в них устойчивого спроса на избыточную рабочую силу и для закрепления позиций России в соответствующих регионах.

- Достижение целей новой миграционной политики невозможно без качественного улучшения инфраструктуры российской государственной границы (что не тождественно признанию Российской Федерацией незыблемости сегодняшних границ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...