Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика прав и обязанностей 3 глава




Законодательство о земельном налоге — это совокупность законодательных актов и принимаемых органами муниципальных образований нормативных правовых актов, связанных между собой нормами по установлению и взиманию земельного налога.

На протяжении более десяти лет основанным законодательным актом, регулирующим порядок уплаты земельного налога, был Закон РФ «О плате за землю».

Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 29 ноября 2004 г. № 41-ФЗ с 1 января 2005 г. введена в действие глава 31 «Земельный налог» второй части Налогового кодекса, при этом установлено, что Закон РФ «О плате за землю» в большей своей части утратил силу с 1 января 2006 г. (Таким образом, в течение 2005 г. для регулирования отношений по уплате земельного налога применялись нормы, содержащиеся как в главе 31 НК РФ, так и в Законе РФ «О плате за землю».)

Законодательство о земельном налоге формируется исходя из того места, которое земельный налог занимает в системе налогов и сборов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 НК РФ земельный налог является одним из двух местных налогов, существующих на данный момент в системе налогов Российской Федерации (другим местным налогом является налог на имущество физических лиц).

Под местными налогами в Налоговом кодексе (ст. 12) понимаются налоги, которые:

1) устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

2) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах:

3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

И если до 2005 г. законодательство о земельном налоге включало три уровня — федеральный (федеральные законы), региональный (законы субъектов РФ) и местный (нормативные правовые акты, принимаемые органами муниципальных образований), то с 1 января 2006 г. оно формируется лишь на двух уровнях — федеральном и местном.

В порядке исключения законы субъектов РФ по земельному налогу могут приниматься только двумя субъектами — городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом. В этих городах земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территориях указанных городов.

Отдельный блок источников правового регулирования по земельному налогу составляют нормативные правовые акты федеральных министерств и иных органов исполнительной власти, принимаемые ими в рамках своих полномочий и регулирующие отдельные аспекты земельного налогообложения.

Очевидно, что все вопросы, связанные с обложением земельным налогом, урегулировать на законодательном уровне невозможно. Поэтому в развитие положений налогового закона, а иногда и в силу прямого предписания, содержащегося в нем, принимаются подзаконные нормативные правовые акты (постановления Правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления).

Такая возможность предусмотрена ст. 4 НК РФ: «Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах».

Правовое регулирование земельного налога имеет свои особенности.

1. Наряду с налоговым законодательством сразу несколько отраслей законодательства (бюджетное, земельное, водное, лесное) в той или иной степени затрагивают вопросы обложения земельным налогом, в связи с чем возникает проблема их «разведения» при регулировании земельного налога.

В каждом случае столкновения норм различных отраслей законодательства при регулировании отношений по установлению и взиманию земельного налога следует исходить из того, что властные отношения по установлению, ведению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются исключительно нормами налогового законодательства (п. 1 ст. 2 НК РФ).

При регулировании отношений по установлению и взиманию земельного налога чаще других смежных отраслей законодательства используются нормы земельного права — Земельного кодекса РФ (ст. 6—7, 15—21, 24, 65—66, 77, 78, 85, 87, 101, 102 и др.) и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

В первую очередь это касается вопросов, связанных с определением стоимости земельного участка. Оценке земли посвящена ст. 66 ЗК РФ. Она определяет, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной стоимости деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за одним исключением. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

В основу определения величины земельного налога, подлежащей уплате, положена стоимостная характеристика объекта налогообложения — кадастровая стоимость участка,котораяопределяется в процессе государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апреля 2000 г. № 316. Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в Государственном кадастре недвижимости.

Среди иных «неналоговых» законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к регулированию земельного налога, следует упомянуть, например, Бюджетный кодекс РФ, который устанавливает, что все поступления от земельного налога зачисляются в соответствующие бюджеты.

2. Особенностью правового регулирования земельного налога в Российской Федерации является проведенный эксперимент по налогообложению недвижимости. В соответствии с Федеральным законом «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери» от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ (в ред. 27.08.2004 года) в 1997—2005 гг. в этих городах в порядке эксперимента был установлен налог на недвижимость. С момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица, являющиеся плательщиками такого налога, освобождались поэтапно от уплаты земельного налога, а также ряда других налогов (налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц).

3. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ на территориях муниципальных образований, на которых действуют специальные налоговые режимы (например, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции, предусмотренная ст. 18 и главой 26 Налогового кодекса РФ), земельный налог может уплачиваться в особом порядке.

Субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога представлен:

· налогоплатещиками (российские и иностранные индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей);

· налоговыми органами;

· иными государственными органами и органами местного самоуправления;

· иными лицами.

Объект налогообложения определен в ст. 389 НК РФ. Им признаются земельные участки, за исключением участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Иных критериев определения объекта обложения земельным налогом не установлено. Среди объектов налогообложения не перечислены части земельных участков и земельные доли.

Налоговая ставка установлена ст. 394 НК РФ. Базовые ставки составляют: 0,3% — в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельного жилищного фонда; 1,5% — в отношении прочих земель.

Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципального образования и не могут превышать базовые ставки, определенные в Налоговом кодексе РФ.

Порядок исчисления земельного налога установлен ст. 396 НК РФ и определяется стандартно — как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы. В отношении земельных участков на условиях установлены повышающие коэффициенты:

· К2 — в течение первых трех лет проектирования и строительства;

· К4 — в последующие периоды вплоть до момента государственной регистрации;

· К2 — при осуществлении индивидуального жилищного строительства физическими лицами.

Порядок и сроки уплаты земельного налога регулируются ст. 397 НК РФ и подлежат установлению представительными органами муниципальных образований при введении налога на территории соответствующего муниципального образования. На территории городов федерального значения они устанавливаются законодательными органами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Налоговая декларация и расчеты представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Срок представления декларации — до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления расчета авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

От уплаты земельного налога освобождаются:

1) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

2) организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и объектами особого назначения;

3) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функции;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) научные организации — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Вычеты из налогооблагаемой базы установлены в п. 5 ст. 391 НК РФ в отношении:

· Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

· инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, имеющих I и II группы инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

· инвалидов с детства;

· ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов военных действий;

· физических лиц, имеющих право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

· физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

· физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное вооружение и космическую технику.

Сокращение льгот в форме полного освобождения от уплаты земельного налога на федеральном уровне отвечает тенденциям развития налогового законодательства на современном этапе. При этом представительные органы местного самоуправления вправе сохранить полное освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий лиц на территории своих муниципальных образований.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы — существенное условие договора аренды земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).

При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г.).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

· финансирование мероприятий по землеустройству, ведению кадастра недвижимости, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование (средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам);

· инженерное и социальное обустройство территории.

10.2. Правовые основы оценки земель

Закон о плате за землю к формам платы относит, помимо двух названных форм, также нормативную цену земли, однако это скорее показатель расчета платежей за использование земли, а не форма платы.

Нормативная цена земли была учреждена законом как показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Она была предусмотрена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении долевой собственности на землю, при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, Правительством РФ было принято Постановление «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. № 319, которым устанавливалась нормативная цена земли в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При определении нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу за превышение норм отвода земель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов государственного кадастра недвижимости в зависимости от уровня рыночных цен на землю различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта РФ повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, определяемому в соответствии с п. 1 указанного Постановления. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

Администрация района, города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством РФ, районные (городские) органы государственного кадастра недвижимости выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

В рекомендациях по установлению нормативной цены земли сказано, что установленный Постановлением Правительства 200-кратный размер величины действующей ставки земельного налога на единицу площади конкретного земельного участка в дальнейшем именуется базовой величиной нормативной цены земли. В частности, было установлено, что под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. Она определяется на основании данных промежуточного баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия. При таком расчете учитываются следующие особенности: стоимость земельных участков, принадлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Действующий Земельный кодекс РФ предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 5 ст. 65).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Так, действует Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апреля 2000 г. № 316 (в ред. от 30.06.2010 года) [43].

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. При такой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В городах и сельских поселениях, садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также других методов массовой оценки недвижимости. Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода. Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений устанавливается на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров, а ее результаты вносятся в Государственный кадастр недвижимости.

Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Споры, возникающие при проведении оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Для случаев определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

При продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков их стоимость определяется по правилам, предписанным Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 2). Она устанавливается субъектами Российской Федерации по следующим правилам. В поселениях с численностью населения свыше 3 млн человек цена земли устанавливается в размере от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В поселениях до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений цена земельных участков определяется в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года). При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г.[44]. Он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с объектами оценки.

Для указанных в Законе целей под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

· одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

· стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

· объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

· цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

· платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности», с другой — потребители их услуг (заказчики). Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком. Договором может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. Обязательные требования к такому договору установлены в Федеральном законе «Об оценочной деятельности».

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, считается своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного или третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям.

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное. Указанная в отчете об оценке, составленном в установленном порядке, итоговая величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляются положительные и отрицательные стороны безвозмездной основы предоставления земельных участков в пользование?

2. Каковы положительные и отрицательные стороны платности землепользования?

3. Что представляет собой законодательство о земельных налогах?

4. Что представляют собой уровни законодательства о земельных налогах?

5. Какие подзаконные акты регулируют земельные налоги?

6. На основании каких показателей земельного участка устанавливаются земельные налоги?

7. Куда и как зачисляются поступления от земельных налогов?

8. Каков порядок исчисления земельных налогов?

9. Перечислите основания освобождения от уплаты земельного налога.

10. Назовите основания и порядок установления льгот по земельному налогу.

11. Каков порядок определения размера арендной платы?

12. Каков порядок определения нормативной цены земли?

 
13. Что представляет собой рыночная цена земли?

 

 
 

Глава 11

Юридический механизм
в сфере использования и охраны земель

 

11.1. Правовая охрана земель

Охрана земель включает систему правовых организационных, экономических мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного оборота изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также восстановление продуктивных земель, в том числе лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почвы.

В п. 2 ст.1 ЗК РФ установлен приоритет охраны земли (почв) как компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, но при условии ненанесения ущерба окружающей природной среде.

Цели охраны земель согласно ст. 12 ЗК РФ включают:

1) предотвращение негативного воздействия на земельные участки (предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности);

2) обязательное оперативное устранение последствий негативного воздействия в случае, когда такое воздействие было произведено (обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению и другим вредным воздействиям хозяйственной деятельности).

В этих целях разрабатываются федеральные, региональные и местные программы по охране земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий. В результате конституционных норм (ст. 9 Конституции РФ), устанавливающих, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, Земельный кодекс РФ четко определяет не только цели (ст. 12), но и содержание охраны земли (ст. 13).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...