Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий




 

Проведя психодиагностику личностного самоопределения в отношении эталона «хороший ученик», регулятивного действия оценивания своей учебной деятельности младших школьников по методике «Хороший ученик», нами были получены результаты.

% испытуемых 2 «А» классам (9 человек), имеют низкий уровень личностного самоопределения в отношении эталона «хороший ученик», регулятивного действия оценивания своей учебной деятельности. У 35% опрошенных (7 человек) этот уровень средний, а для 4 человек (20%) - высокий.

Для обучающихся 3 «Б» класса данный показатель находится на высоком уровне у 60% опрошенных (12 человек), 15% (3 человека) показали средний уровень и у 25% младших школьников (5 человек) - низкий уровень.

С целью выявления мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности нами был использован опросник мотивации.

% (2 человека) обучающихся 2 «А» класса имеют негативное отношение к школе. 35% (7 человек) имеют неадекватную мотивацию (внешнюю, социально одобряемую). Для большинства опрошенных (40% - 8 человек) нет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная. 15% (3 человека) имеют учебно-познавательную и социальную мотивацию.

Негативное отношение к школе показал 1 обучающийся 3 «Б» класса (5%). Неадекватную мотивацию имеют 20% опрошенных (4 человека). Также для большинства опрошенных (40% - 8 человек) нет явного преобладания мотивации, выражены учебно-познавательная и социальная. 35% (7 человек) имеют учебно-познавательную и социальную мотивацию.

С целью выявления степени дифференциации конвенциональных и моральных норм нами была проведена методика «Оцени поступок».

% (4 человека) из 2 «А» класса имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 35% (7 человек) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 45% (9 человек) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

Результаты опрошенных из 3 «Б» класса показали, что 15% (3 человека) имеют низкий уровень, 25% (5 человек) - средний уровень, 60% (12 человек) - высокий.

Далее проведем математическую обработку полученных данных. Об-работка данных проводилась на основе критерия Манна - Уитни. U-критерий Манна-Уитни используется для оценки различий между двумя малыми вы-борками (n1, n2≥3 или n1=2, n2≥5) по уровню количественно измеряемого признака. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше.

Были сформулированы следующие гипотезы:

Н0 - уровень признака во второй выборке не ниже уровня признака в первой выборке;

Н1 - уровень признака во второй выборке ниже уровня признака в первой выборке.

Здесь и далее указываем, что под рядом 1 подразумевается группа испытуемых 2 «А» класса, ряд 3 - группа испытуемых 3 «Б» класса.

Результаты математической обработки представлены в приложении 4.

В зону неопределенности попали значения по методике «Хороший ученик». В зону незначимости попали результаты опросника мотивации и методики «Оцени поступок».

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты неподтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что существуют различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов.


Заключение

 

В своей работе мы попытались рассмотреть вопрос различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Концепция ФГОС образования второго поколения по формированию универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно - воспитательных программ. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

Поставив целью нашей изучить психологические основы формирования универсальных личностных учебных действий в младшем школьном возрасте, нами были использованы методы теоретического анализа литературы, методы эмпирического исследования - стандартизированные психодиагностические методики: методика «Хороший ученик»; опросник мотивации; анкета «Оцени поступок» (в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой) - и методы математической статистики для качественного анализа и содержательной интерпретации результатов.

Теоретический анализ литературы выявил теоретическую основу формирования универсальных личностных учебных действий.

Созданная концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

В нашем психодиагностическом обследовании приняли участие 40 испытуемых младшего школьного возраста. Проанализировав результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.

По результатам психодиагностического исследования обучающихся 2 «А» класса было выявлено, что личностное самоопределение в отношении эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности находится на низком уровне.

У большинства обучающихся выражены учебно-познавательная и социальная мотивация.

Результаты диагностики показали, что для обучающихся 2 «А» класса недопустимы нарушения моральных норм.

Психодиагностика обучающихся 3 «Б» класса показала, что личностное самоопределение в отношении эталона «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности находится на высоком уровне.

У большинства обучающихся также выражены учебно-познавательная и социальная мотивация и для них недопустимы нарушения моральных норм.

Исследуя различия в универсальных личностных учебных действиях младших школьников 2 «А» и 3 «Б» классов, мы пришли к следующим выводам.

Значимых различий по исследуемым признакам нами не были обнаружены.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты не подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что существуют различия в универсальных личностных учебных действиях у младших школьников 2 и 3 классов.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов н/Д., 2013.

.   Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2013.

.   Андриевская В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников / В.В. Андриевская, Г.А. Балл, З.Г. Кисарчук и др. // Вопросы психологии. - 2009. - №2.

.   Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2009. - №4.

.   Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2010. - №3.

.   Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).

.   Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М., 2012.

.   Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М., 2009.

.   Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 24 с.

.   Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2011. - 159 с.

.   Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2009.

.   Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №12. - C.101-104.

.   Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 2012.

.   Занков Л.В. Развитие и обучение. - М.: Педагогика, 2011.

.   Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2010. - №4.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2012.

.   Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 2011.

.   Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. - М., 2012.

.   Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий «Школа для всех»».

.   Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В.Е. Клочко. - Томск, 2010.

.   Князева Т.Н. Некоторые аспекты проблемы преемственности обучения на I и II ступенях школьного образования/Т.Н. Князева // Педагогическое обозрение. - 2013. - №4.

.   Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).

.   Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 2009.

.   Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 2010.

.   Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис…. канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2013. - 212 с.

.   Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2009.

.   Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М. Митиной М., 2010.

.   Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М., 2010.

.   Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2009.

.   Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред. В.В. Рубцова, М., 2010.

.   Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск, 2013.

.   Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: Автореф. дис…. канд. психол. наук. - Казань, 2013. - 19 с.

.   Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М., 2009.

.   Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - С. 55-60.

.   Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М, 2010.

.   Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

.   Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М., 2010.

.   Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 2009.

.   Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 2010. - №2.

.   Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. - М., 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...