Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные механизмы и процессы, управляющие системой Земля




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

___________________________________________________________________________

Факультет географический

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ДИСЦИПЛИНЫ:

ГЕОЭКОЛОГИЯ

Для специальности 020804.65 Учебно-методический комплект обсужден
«Геоэкология» на заседании кафедры геоэкологии
  и ландшафтного планирования
  «» _______________ 200 г.
Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования  
Зав. кафедрой, профессор
_________________ А. А. Ямашкин
   
   
Курс: второй, третий Одобрен учебно-методической комиссией
Семестр: четвертый, пятый географического факультета
Лекции – 34, 36 час. «»_______________ 200 г.
Лабораторные работы – 17, 36 час.  
Самостоятельная работа – 34, 43 час. Председатель УМК
Зачет – четвертый семестр географического факультета, доцент
Экзамен – пятый семестр _________________ В. Н. Маскайкин

Саранск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

 

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины: «Геоэкология»

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины: основные принципы и методы геоэкологических исследований, сущность и содержание антропогенных изменений в геоэкосистемах, общие закономерности влияния антропогенной деятельности на техногенные изменения природных компонентов и сред.

2. Цели дисциплины: дать целостное представление о геоэкологии как науке, изучающей пространственно-временные закономерности взаимодействия сообществ с окружающей природной средой, а также пространственно-временные закономерности воздействия антропогенного фактора на геоэкосистемы.

3. Задачи дисциплины:

· рассмотреть основные теоретические и методологические положения современной геоэкологии, принципы и методы геоэкологических исследований;

· раскрыть содержание антропогенных изменений в геоэкосистемах;

· выявить влияние антропогенной деятельности на техногенные изменения природных компонентов и сред;

· охарактеризовать основные типы геотехнических систем;

· формировать у студентов геоэкологическое мировоззрение, экологическое мышление, экологическую культуру;

· научить студентов выбору необходимых мероприятий по охране и ра циональному использованию природных ресурсов и геоэкосистем..

4. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (ГОС ВПО): дисциплина «Геоэкология» призвана вооружать студентов знаниями в области комплексных геоэкологических исследований, формировании различного рода типов культурного ландшафта, оценке влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Геоэкология использует знания географических и экологических дисциплин (геология, геоморфология, гидрогеология, почвоведение, биогеография, общая экология, экология почв, ландшафтоведение, геохимия ландшафтов, геофизика).

5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины: в результате изучения дисциплины студент должен знать основные теоретические и методологические основы геоэкологии, основные принципы и методы геоэкологических исследований, общие закономерности изменения геокомпонентов и ландшафтов под влиянием антропогенной деятельности. Уметь выявлять и анализировать причинно-следственные связи влияния различных видов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и ландшафты. Владеть навыками проведения полевых геоэкологических исследований.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

· рабочая программа дисциплины;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой;

· методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов.

7. Автор элементов УМК: – к. г.н. доцент Масляев В. Н.

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины – ГОС по специальности 013600 - Геоэкология, методические рекомендации УМО по образованию в области геоэкологии, географии, картографии и геоинформатики.

ПРОГРАММА дисциплины "ГЕОЭКОЛОГИЯ"

(по ГОС 013600«Геоэкология»)

Геоэкология как междисциплинарное научное направление, изучающее экосферу как систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Основные понятия, объект, задачи, методы, эволюция взглядов

Взаимозависимость общества и системы Земля на современном этапе. Экологический кризис современной цивилизации - нарушение гомеостазиса системы как следствие деятельности человека.

Общий обзор изменений геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих геоэкологических проблем.

Геоэкология и природопользование. Геоэкологические факторы здоровья человека.

Междисциплинарный, системный подход к проблемам геоэкологии; возникающие при этом трудности. "Трагедия всеобщего достояния". Глобальный (общемировой) или универсальный (часто встречающийся) характер основных проблем окружающей среды.

Понятия: окружающая среда, природная среда, экосфера, геогра­фическая оболочка, геологическая среда, геосфера, техносфера, природно-техническая система, социосфера, ноосфера, глобальные экологические изменения.

История геоэкологии как научного направления: Томас Мальтус, Адам Смит, Джорж Перкинс Марш, Элизе Реклю, В.В. Докучаев.

В.И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие ноосферы. Римский клуб, его роль в формировании современных взглядов на взаи­моотношения геосфер Земли и общества. Глобальное моделирование. Денисе и Донелла Медоуз ("Пределы роста", 1972; "За пределами роста», 1992). Современные исследования в области разработки экологической политики на глобальном, национальном и локальном уровнях.

Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере, их научные результаты (Международная гео-сферно-биосферная программа, Всемирная программа исследования климата, Программа по социально-экономическим аспектам глобальных изменений).

Комиссия по окружающей среде и развитию под председательством Г.Х. Брунтланд (отчет "Наше общее будущее"). Понятие устойчивого развития, его роль и стратегическое значение.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Система международных экологических конвенций. Ме­ждународные экологические отношения после Рио.

Основные механизмы и процессы, управляющие системой Земля

Природные механизмы и процессы, управляющие системой Земля. Геосферы Земли, их основные особенности. Экосфера земли как сложная динамическая саморегулирующаяся система.

Гомеостазис системы. Роль живого вещества в функционировании системы Земля.

Основные особенности энергетического баланса Земли.

Основные круговороты вещества: водный, биогеохимические, эрозии-седиментации, циркуляция атмосферы и океана. Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.

Социально-экономические процессы, определяющие глобальные экологические изменения. Население мира и его регионов: численность, пространственное распределение, возрастная структура, миграции, изменения в прошлом, прогноз, демографическая политика.

Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования. Классификация природных ресурсов. Геоэкологические «услуги» и их потребление.

Научно-техническая революция, ее роль в формировании глобального экологического кризиса. Роль технологий будущего в решении основных геоэкологических проблем.

Внешний долг государств мира и его влияние на глобальные эколо­гические изменения. Значение и роль мировой торговли в экологическом кризисе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...