Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие рынка информационных услуг, его компоненты




Необходимость развития информатизации общества

Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация. Каждый этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке. На определенном этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Информатизация общества - организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникации и сетей ЭВМ. Основные задачи информатизации:

ñ модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

ñ развитие информационных телекоммуникационных технологий

ñ эффективное формирование, использование информационных ресурсов и обеспечение широкого и свободного доступа к ним; информационный ресурс получает приоритет по сравнению с проч. материальными ресурсами, он служит основой создания информационного продукта

ñ обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых СМИ

ñ создание необходимой нормативно-правовой базы построения информационного общества

ñ привитие населению информационной культуры, т.е. умения целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, передачи, обработки и использования компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

 

Понятие Автоматизированных Информационных Систем (АИС) и их классификация

АИС - совокупность информации, экономико-математических методов (ЭММ) и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

По видам процессов управления различают следующие их виды:

ñ АИС управления технологическими процессами

ñ АИС организационного управления

ñ АИС управления организационно-технологическими процессами

ñ АИС научных исследований

ñ АИС обучающие

По сфере функционирования объекта управления бывают:

ñ АИС банков;

ñ АИС финансовых органов;

ñ АИС промышленности;

ñ АИС сельского хозяйства;

ñ АИС связи;

ñ АИС статистики и т.п.

По уровню в системе государственного управления выделяют:

ñ отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт);

ñ территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами);

ñ межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).

Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).

Этапы развития АИС

Этапы развития с позиции развития самой техники:

1. До появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств (Паскаль, Чебышев, Беббидж и др.);

2. С развитием ЭВМ. Главный признак выделения нового поколения ЭВМ - элементная база. 2.1. Первое поколение ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе электронных ламп, имело большие размеры, потребляли много электроэнергии, имели малое быстродействие. В экономических расчетах не использовались.
2.2. Второе поколение ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании полупроводников и транзисторов, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. (использовались для решения экономических задач).
2.3. Третье поколение ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия.
2.4. Четвертое поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших интегральных схемах - ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Получили распространение персональные ЭВМ.
2.5. Современные ЭВМ на основе сверх больших интегральных микросхем: огромные вычислительные мощности и низкая стоимость. Архитектура «клиент-сервер». Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.

Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС):

1. 1960-1970 гг. строилось на базе вычислительных центров по принципу "одно предприятие - один центр обработки"

2. 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться двух- и трехуровневые модели организации систем обработки данных

3. 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС.

4. В стадии зарождения и характеризуется сочетанием централизованной обработки на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем.

Понятие рынка информационных услуг, его компоненты

Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве.

Составляющие информационного рынка:

ñ Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации.

ñ Нормативно-правовые документы: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" 1995, Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон об авторском праве и подзаконные акты.

ñ Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...