Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность организации. Основные идеи и модели организации




Слово «организация» происходит от латинского «organize» – делать сообща, стройный вид, устраиваю. До сих пор единого понимания организации не выработано. Слово «организация», восходящее к греческому «органон» - «инструмент» или «орудие», в русский язык попало через французский, где основным значением было «устройство».

Б.З. Мильнер: Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели.

Гражданский Кодекс РФ: Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением.

Следовательно, что организация – это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством организации и работающих для достижения единой целей.

Организация рассматривается как явление и как процесс.

Как явление организация (предприятие, учреждение или общественное объединение) представляет собой физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или цели (является средой деятельности менеджера) например, набор элементов, составляющих компанию по производству холодильников «Стинол». В России организации как явление регулируются ГКРФ.

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).

Как процесс – организация представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (организовывание - выступает одной из основных функций управления), например, процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.

Организация как структура хар-ся след признаками:

Наличие цели

Наличие некоторго числа участников

Внутренний координирующий центр

Саморегулирование

Обособленность

Организационная культура.

Виды орг-ий:

1.с т.з. особенностей внутренних взаимоотношений между работниками: 1. форм-ые (это группа людей, деят.кот-ых созн-но корд-ся для достиж.общей цели, 2. неформ.-они возник.спонтано, люди в них вступ.во вз-действие др.с другом достат.рег-но, эти орг-ии сущ.практич.во всех форм-х В осн-ом все орг-ии сложные, т.к.имеют не одну, а неск.вз-связ.целей.

2.по происхождению: 1. первичные (сначала создается орг структура, затем наполняется людьми (гос и муниц структуры); 2. вторичные (создается их членами, кот сами определяют норму поведения), они бывают а) корпоративные (общество, располагающее перерывом между годичными собраниями уч-в приоритетны по отношению к ним, в повседневной жизни члены орг в силу своих решений, зафиксир-х в уставе, подчиняются ей) АО; б) ассоциативные (ассоциации, кот не имеют в отношении к своим членам приоритета, они подчин ей только на Добров основе) ассоциация предпр,ФИФА)

3.по механизму функционирования и взаимод между отд подсистемами: 1. механистические (однозначные внутр взаимосвязи, жесткий регламент всех сторон д-ти. Н практ все орг-и СССР); 2. органические (размытость границ, слабая иерархичность, преобладание неформ отношений. Н компании, кот хар-ся неуст-ю, пост сменой хоз приоритетов и трудной измеримостью целей)

4.ГК РФ: комм (полное тов, тов на вере, ООО АО ЗАО, произв кооператив, ПБОЮЛ (ЧП)), неком.

Каждая организация определяет свою миссию (предназначение). Значение определения миссии организации состоит в том, что она представляет собой базис для всех плановых решений организации. Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей. Группы целей:

1.Период установления: стратегические, тактические и оперативные.

2. Содержание: экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические.

3. Структурные: маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные.

4. Среда: внутренние и внешние.

5.Приоритетность: особо приоритетные и менее приоритетные.

6.Измеримость: количественные и качественные.

7.Повторяемость: постоянные и разовые.

8.Иерархия: цели организации, цели подразделения, цели отдельного работника.

Развитие организации описывается кривой жизненного цикла, характер и протяжённость которого определяются конкретными условиями функционирования организации, её особенностями приспособления к возникающим изменениям.

Можно выделить и ряд последствий существования организации, причем как положительных, так и отрицательных.

К позитивным последствиям относятся:

1. Реализация интересов отдельных индивидов и групп в частности интересы создателей организации (владельцев), акционеров (собственников), наемных работников, клиентов, партнеров.

2. Предоставление работы для желающих т е является источником их существования.

3. Проведение изменений в организациях приводит к значительным изменениям в обществе (и наоборот), например, сокращение на предприятии военного промышленного комплекса в РФ в 1990 годы привели к развитию «челночного бизнеса».

К негативным последствиям существования организации относятся: различные аварии, загрязнение окр. среды, несчастные случаи.

 

 

В жизненном цикле организации выделяются пять этапов:

1. Предпринимательский этап – период становления организации, осознания своих целей, творческого подъема.

2. Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).

3. Этап формализации деятельности – период стабилизации развития: стабилизация структуры, акцент на эффективность.

4. Этап реструктуризации – период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров и рынков, предвидение новых потребностей.

5. Этап спада – период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли, при этом организация ищет новые возможности и пути удержания рынков, т.к. высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов.

Эту закономерность развития организации следует учитывать при разработке стратегических и тактических планов развития организации, совершенствования её структуры и системы управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...