Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический анализ деятельности




 

На относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реаль­ность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности. В ее зада­чи входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации. Для животных свойственно ориентирование только на внешние, непосредственно воспри­нимаемые аспекты окружающего, а для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно основание и на символических формах представле­ния предметных взаимоотношений.

Важным предметом исследования в психологической теории деятельности ста­ло действие, его структура и функции. Согласно А.В.Запорожцу, способ действия яв­ляется живым отображением предмета: для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие; возникновение образа восприятия требует сложное перцептивне действие, включающее систему предметных операций. Действие - осно­ва мышления, условие формирования смыслов, начало рефлексии. Действие транс­формируется в поступок.

Взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью, представляет собой - поведение. Среди уровней регуляции поведения выделяются:

1. Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции и образ­ная, сенсорная и перцептивная, регуляция);

2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

3. Волевая регуляция.

Деятельность - осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде. Общество определяет внешние условия осуществления деятельности и
способствует формированию мотивов, целей и способов, средств их достижения. Основными формами деятельности являются познание, общение и работа, а видами -
игра, учение, труд. Человеческая деятельность - источник развития культуры, однако,
может быть и разрушительной силой.

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в трудах
С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, подчеркивает, что психическое отражение, созна­ние, связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Однако ими допускается возможность самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанность. Любое человеческое действие является
одновременно психологическим актом, насыщенным переживанием, выражающим
отношение действующего к окружающей среде.

Целесообразно - выделение внешней и внутренней деятельности. Внутренняя, деятельность формируется из внешней, процесс интериоризации состоит в том, что создается внутренний план сознания. Внутренняя и внешняя деятельность опосредст­вуют связи человека с миром и имеют общее строение, но отличаются предметом. По А.Н.Леонтьеву, предмет, направляющий деятельность, есть её мотив, немотивиро­ванная деятельность имеет скрытый мотив. Действия - это процессы, подчиненные представлению о цели. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к разделению функций мотива на побуждения и направления. Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, становится задачей. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

 

 

Строение деятельности

Психологический анализ деятельности опирается на исследование человече­ских потребностей и мотивов.

Потребности это субъективные явления, побуждающие к деятельности, представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Многообразие потребностей сводится к биологическим (витальным) и информационным (лежащим в социальности). Биологические потребности просты в насыщении, их регулирующая функция ограничена по времени. Информационные потребности, познавательные и социальные, сложнее насыщаемыми, и их регулирующая функция по отношению к поведению человека оказывается неограниченной. Потребности развиваются в филогенезе
и онтогезе. У маленького ребенка есть - потребности в еде, кислороде, тепле и покое.
Постепенно появляются новые: в движении, игре, познании, труде и т.д. Старение организма приводит к ослаблению потребностей. Анализируя путь развития человече­ских потребностей, А.Н.Леонтъев отмечает: сначала человек действует для удовле­творения своих витальных потребностей, а затем удовлетворяет витальные потребно­сти для того, чтобы действовать.

Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, т.е. конкретных мотивов деятельности человека. По А.Н.Леонтьеву, потребность в ре­зультате начального удовлетворения приобретает свою предметность, а восприни­маемый предмет - функцию побуждения и направления деятельности, становясь мо­тивом. Мотив- это побуждение к действию. Ж.Годфруа определяет мотив как сооб­ражение, по которому субъект должен действовать. Х.Хеюсаузен, указывает на «ди­намический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, а Мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - среда»

Анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, а при анализе мотивов - зачем. По мнению А.НЛеонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является не­совпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом, но находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий, придают действию личностный смысл. Развитие человеческой деятельно­сти ведет к раздвоению функций мотивов на смыслообразующие и мотивы-стимулы.

Деятельность человека направляется совокупностью мотивом, внутренних и внешних. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации - факторы сре­ды. Совокупность мотивов организуется и составляет мотивационную сферу лично­сти по принципу иерархии.

 

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Однако с точки зрения А.Н.Леонтьева, иерархические отношения между моти­вами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися
связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда зани­мают более высокое место в иерархии мотивов.

Существует 3 типа концепций мотивации. Теория биологических побуждений утверждает, что нарушение баланса организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и биологического импульса, который ведет индивида к его удовлетворению. Теория оптимальной активации полагает, что организм стремит­ся поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Когнитивные теории рассматривают мотивацию: как ме­ханизм выбора определенной формы поведения, детерминируемого мышлением.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...