Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие транспортной инфраструктуры




Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации нацеливает на формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики.

Дальнейшее эффективное функционирование экономики Республики Карелия во многом зависит от устойчивой работы и дальнейшего развития транспортного комплекса и его инфраструктуры, оптимизации транспортных связей и сокращения транспортных издержек.

Удельный вес транспорта в общем объеме базовых отраслей экономики республики составляет 14 %. Число занятых на транспорте более 24 тыс. человек, в том числе 14,2 тыс.чел. - на железнодорожном, 3,9 тыс.чел. - автомобильном, 3,1 тыс.чел. – внутреннем водном и 0,2 тыс.чел.- воздушном. Протяженность автомобильных дорог республики 12463 км, в том числе: дороги общего пользования, находящиеся в собственности Республики Карелия, - 6758 км, ведомственные дороги - 4594 км, автомобильные дороги федерального значения - 1074 км. Протяженность железных дорог республики составляет 2226 км, а внутренних водных судоходных путей - 3744 км.

Сфера транспортных услуг республики представлена железнодорожным транспортом, автомобильным, воздушным и водным.

Железнодорожный транспорт является важнейшим фактором экономического развития территории, поскольку на него приходится более 90% грузовых перевозок. В то же время его развитие связано со стратегией ОАО «РЖД», в рамках которой можно разрабатывать проекты по развитию территорий в зоне железной дороги. Перспективы развития железнодорожного транспорта в республике связаны с развитием железнодорожного сообщения в субширотном направлении (участок железной дороги «Ледмозеро-Кочкома»), включением данного участка дороги в международный транспортный коридор «Баренц - Линк».

Основной целью в развитии инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта является увеличение объема перевозок грузов в соответствии с прогнозируемым увеличением объема промышленного производства в условиях преодоления последствий кризиса и сохранения объемов пассажирских пригородных перевозок с учетом организации безубыточной работы создаваемой пригородной пассажирской компании «Карел-пригород».

На дальнейшую перспективу будут решаться задачи увеличения пропускной способности железных дорог республики, соответствующей растущему объему промышленного производства предприятий Республики Карелия с учетом развития новых месторождений и предприятий.

Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 г. предусматривается направить в развитие инфраструктуры Карелии инвестиции Октябрьской железной дороги /ОЖД/ более 2,5 млрд. руб. Основными инвестиционными проектами, включенными в программу и планируемыми для реализации на территории Карелии, станет достройка и ввод в постоянную эксплуатацию линии Ледмозеро - Кочкома, развитие пропускных способностей магистрали на одном из основных грузовых направлений Волховстрой - Петрозаводск - Мурманск, реконструкция станций Беломорск и Кемь.

На сегодняшний день на линии Ледмозеро-Кочкома открыто рабочее движение с общей пропускной способностью 6 пар поездов. Освоено средств капитальных вложений на общую сумму 2,5 млрд. руб. (в текущих ценах).

Сумма минимально необходимых инвестиций для открытия постоянного движения на участке Ледмозеро-Кочкома составляет 1,2 млрд.руб.

Ввод в эксплуатацию этой линии значительно улучшит связи ОАО “Карельский окатыш” с металлургическими комбинатами России, обеспечит кратчайший путь к северным морским портам (Архангельскому и Мурманскому). Направление грузопотока через линию Ледмозеро-Кочкома на незамерзающие порты Финляндии позволит разгрузить порты Мурманска и Санкт-Петербурга.

Для Республики Карелия факторами, определяющими необходимость ускорения запуска этой линии, являются: значительное увеличение грузовой базы республики - производство окатышей 7-8 млн. тонн и перспективой роста в ближайшие 4 года до 11 млн. тонн; с началом вскрышных работ на новом месторождении Карпанга планируется производство высокопрочного щебня до 1 млн. тонн с 2010 года ежегодно.

По экспертным оценкам уже сейчас имеется готовность направить через Ледмозеро-Кочкома на запад не менее 5 млн. тонн в расчете на год, в частности, лесопродукцию из Архангельской и Вологодской областей, газетную бумагу крупнейших карельских целлюлозно-бумажных комбинатов Сегежи и Кондопоги. Кроме того, по этому коридору могут быть транспортированы металлопродукция из Урала и до 3 млн. тонн коксующего угля из Воркуты.

Дорога Ледмозеро-Кочкома, переходящая на востоке в создаваемую трассу Белкомур (Архангельск-Сыктывкар-Пермь) с последующим выходом на Транссиб, является частью торгово-экономического евроазиатского моста, рассчитанного на обслуживание товарного потока мощностью около 28 млн. тонн в год.

Кроме того, на дальнейшую перспективу необходимо реализовать ряд проектов, важных для экономического развития республики.

Реконструкция железнодорожного участка Лодейное Поле - Янисъярви, что позволит обеспечить растущий строительный рынок центральных областей России высокопрочным карельским щебнем для реализации национальных проектов.

Реконструкция железнодорожных пограничных пунктов пропуска Вяртсиля и Кивиярви.

Железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП) «Вяртсиля» и «Люття» - пограничные железнодорожные станции Вяртсиля и Кивиярви, являющиеся международными (т.е. предусмотренными для регулярного грузового и пассажирского сообщения), фактически работают в режиме грузовых пунктов пропуска, обеспечивая около 70% грузооборота на карельском участке границы. Пассажирское сообщение не осуществляется (что препятствует реализации других, кроме внешнеэкономической деятельности, направлений международного и приграничного сотрудничества, в том числе развитию туризма). При этом необходима их реконструкция, так как оба ЖДПП не отвечают по своему обустройству и оснащению требованиям органов контроля. Еще одной проблемой является нахождение обоих ЖДПП в собственности ОАО «РЖД» (должны быть в федеральной государственной собственности и на балансе соответствующего федерального государственного органа). Оба ЖДПП не включены в ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», вопросы их реконструкции продвигаются крайне медленно. К настоящему времени на федеральном уровне согласовано их включение в ФЦП со стороны ФСБ РФ, ФТС РФ, Минтранса РФ, Росжелдора и ОАО «РЖД». Решение должно быть принято Правительством Российской Федерации.

Строительство железной дороги от ст.Медгора – Коноша (Северная железная дорога) для разработки уникальных месторождений – Пудожгорского и Аганозерского.

Строительство дороги позволит начать освоение сырьевой базы Пудожского района – Пудожгорского ванадий-титаномагнетитового месторождения и Аганозерского хромитового месторождения, строительство горно-металлургического комбината и осуществление поставок в центральные районы России строительного щебня, металлоконструкций, арматурной стали, цемента общим объемом около 30 млн. тонн.

Руководством Октябрьской железной дороги и Правительством Республики Карелия рассматривается возможность организации скоростного движения пассажирских поездов на участке Петрозаводск–Санкт-Петербург. Планируется разработка технико-экономического обоснования данного проекта.

Скоростные поезда при расчетной скорости 140 километров в час смогут преодолевать путь до северной столицы за 4 часа 30 минут, что позволит жителям Петрозаводска совершать поездки в Санкт-Петербург и возвращаться обратно в течение одного дня.

Таким образом, осуществление этих мероприятий позволит обеспечить перевозки в Республике Карелия, в Мурманск, в направлении Россия-Финляндия. При этом объем перевозок грузов к 2020 году увеличится в 2,5 раза по сравнению с 18,9 млн. тонн в 2007 году.

Автомобильный транспорт для Республики Карелия имеет важное значение, так как обеспечивает базовые условия жизнедеятельности территории и является важным инструментом достижения, прежде всего, социальных и экономических целей.

Грузовыми автомобилямифизических и юридических лицна территории Республики Карелия в полной мере обеспечивается предъявляемый грузоотправителями спрос на выполнение перевозок. По данным государственной статистики, в общем объеме грузовой работы, выполняемой транспортным комплексом республики, около 7% приходится на автомобильный транспорт. В сравнении с другими видами транспорта автомобильный быстрее увеличивает объемы перевозок грузов. За последние 5 лет общий объем грузооборота грузовых автомобилей возрос более чем в 7 раз и в 2008 году составил 1534,8 млн.т.км.

В настоящее время на рынке грузовых автоперевозок республики сократилось количество крупных предприятий. Грузовые автоперевозки в основном являются сферой деятельности малого и среднего бизнеса. Крупные нетранспортные компании выстраивают систему транспортной логистики на основе собственного автопарка. Основными факторами роста рынка автотранспортных услуг в настоящее время является быстрое развитие потребительского рынка и, как следствие, появление современных форматов торговли, требующих высококачественных транспортных услуг, а также возрастание объемов строительства.

Основные тенденции развития грузового автотранспорта и автоперевозок:

- обновление подвижного состава;

- преобладание малых и средних предприятий;

- осуществление значительного количества перевозок частными предпринимателями, использующими для перевозки грузов автомобили грузоподъемностью до 3,5 тонн;

Основными проблемами, негативно влияющими на состояние и динамику рынка грузовых автотранспортных услуг в Республике Карелия, являются:

- недостаточно развитая сеть транспортных коммуникаций и низкий уровень ее содержания;

- остающиеся на низком уровне инвестиции в основной капитал автотранспортных предприятий;

- высокий износ подвижного состава и его несоответствие международным техническим и экологическим стандартам (в т.ч. нормам Евро), в то же время тяжелые современные грузовые автомобили западного производства не могут использоваться на территории Республики Карелия максимально эффективно, так как превышают весогабаритные параметры, действующие на территории Российской Федерации;

- несовершенство системы статистического учета, низкая достоверность (реальность) показателей объемов перевозок;

- отсутствие лицензирования грузовых автомобилей;

- постоянный рост цен на автомобильное топливо;

- недостаток станций технического обслуживания современных грузовых автомобилей.

Вместе с тем в результате проводимой работы, грузовой автомобильный транспорт работает устойчиво, не является сдерживающим фактором экономического роста и в полной мере обеспечивает платежеспособный спрос экономики и населения республики в транспортных услугах.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом в Республике Карелия составляет около 30% от числа перевезенных пассажиров всеми видами транспорта.

На территории республики имеют лицензии на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, пасажировместимостью более восьми мест, свыше 220 хозяйствующих субъектов, из них более 70 лицензиатов осуществляют перевозки пассажиров на регулярных маршрутах в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении. Подвижной состав насчитывает около 1200 автобусов различной вместимости.

В целях наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения автомобильным транспортом в городском, пригородном и межмуниципальном сообщении, обеспечения добросовестной конкуренции, приведения спроса в соответствие с предложением услуг проводятся конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок.

Основными задачами в области пассажирского автомобильного транспорта на перспективу являются:

- обновление подвижного состава, с учетом современных требований по безопасности, экологии, комфортабельности;

- расширение сети автовокзалов и автостанций;

- оптимизация маршрутной сети в пределах Республики Карелия и проработка вопроса по открытию межрегиональных маршрутов;

- реконструкция автовокзала г. Петрозаводска.

Водный транспорт

Основными задачами в области водного транспорта являются:

- сохранение пассажирских перевозок водным транспортом в полном объеме;

- загрузка портов путем привлечения в республику грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту;

- продолжение строительства новых судов;

- реконструкция существующих причальных сооружений;

- продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала;

- строительство Беломорского морского торгового порта.

В республике удалось сохранить перевозки пассажиров на местных водных линиях: на скоростной экскурсионной линии Петрозаводск-Кижи, транспортных скоростных линий Петрозаводск-Шала, Петрозаводск- Сенная Губа – Кижи - Великая Губа - Петрозаводск, внутригородской линии Петрозаводск-Бараний Берег. Дополнительно с 2007 года было организовано движение судна на подводных крыльях по маршруту Беломорск-Соловки.

Порты Беломорско-Онежского бассейна оказывают услуги по приемке и отправке грузов водным транспортом как генеральных, так и лесных и навалочных. Такие порты, как Петрозаводский и Медвежьегорский, связаны с железной дорогой и при необходимости выполняют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой.

Порт Надвоицы расположен на озере Выгозеро у 10-го шлюза Беломорско-Балтийского канала. В Надвоицах производят погрузку алюминия на суда с отправкой на экспорт. Пропускная способность порта до 400 тыс. тонн в год.

Порт Беломорск расположен между 18-м и 19-м шлюзами Беломорско-Балтийского канала на выходе в Белое море. В настоящее время в основном через порт организуются пассажирские перевозки туристов на линии Беломорск–Соловецкие острова.

В целом все порты на территории Республики Карелия в настоящее время работают с загрузкой от 20 % до 40 % из-за отсутствия грузопотоков. Основной задачей в загрузке портов является привлечение через республику грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту.

В республике продолжается работа по обновлению парка судов организаций, осуществляющих грузовые перевозки. В рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.) и собственной программы развития ООО «Онежский судостроительный завод» построены 10 судов типа «Карелия». В настоящее время начато строительство морских судов новой серии.

Продолжается реконструкция Беломорско-Балтийского канала.

Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 75 лет, гарантированный срок по эксплуатации составляет 40 лет. В течение ряда лет проводится реконструкция гидротехнических сооружений канала.

За последние годы объем финансирования из федерального бюджета на реконструкцию гидротехнических сооружения Беломорско-Балтийского канала вырос с 26 млн. рублей в 2000 году до 288 млн. рублей в 2008 году. В итоге техническое состояние гидросооружений значительно улучшилось.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом, объём финансирования на поддержание технического состояния гидросооружений увеличился с 402,6 млн. руб. до 604,9 млн.руб. или в 1,5 раза. Это позволит выполнить значительно больший объём работ.

В целях обеспечения требований безопасности прохода судов необходимо продолжить реконструкцию гидротехнических сооружений канала за счет средств федерального бюджета.

Перспективным направлением развития водной инфраструктуры республики является проект строительства нового морского торгового порта в г. Беломорск.

Ориентировочная стоимость строительства составляет около 9,5 млрд. рублей. Предполагаемый срок окончания строительства порта – май 2011 года.

Форма реализации проекта – частно-государственное партнёрство с привлечением средств Инвестиционного фонда Правительства Российской Федерации.

К реализации проекта планируется привлечь частный капитал, в том числе угольных компаний, обеспечивающих грузопоток и заинтересованных в обеспечении стабильности экспортных поставок.

Проект строительства нового глубоководного порта предусматривает доставку грузов в порт и из него не только по железной дороге, но и с загрузкой неиспользуемых в настоящее время возможностей Беломорско-Балтийского канала.

Предполагается перевалка угля и генеральных грузов в объеме 8 млн. тонн в год с последующим увеличением общего объема ежегодно обрабатываемых грузов до 15 млн. тонн.

Строительство нового морского глубоководного порта, способного принимать суда дедвейтом до 30 000 тонн (а в перспективе и до 70 000 тонн), позволит обеспечить кратчайший выход регионов Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии и Китая в Северную Европу и обратно. Перспективность строительства нового глубоководного порта связана с созданием транспортных коридоров «Север-Юг», «Северо-Запад – Урал – Китай» и потребности в увеличении объемов перевозки грузов по Северному морскому пути.

Реализация проекта строительства Беломорского морского порта даст резкий толчок экономическому развитию Республики Карелия в целом, позволит вовлечь в оборот новые природные и минеральные ресурсы. Новый порт позволит увеличить отгрузку потребителям щебня из близлежащих карьеров, как по Северному морскому пути, так и в южном направлении, включая регионы Москвы, Сочи, южного и центрального районов страны.

Строительство порта вовлечет в работу значительные трудовые ресурсы в шести районах республики, что создаст предпосылки к решению социальных вопросов, созданию новых рабочих мест, строительству новых автомобильных дорог, реконструкции и увеличению пропускной способности железных дорог, проходящих по Карелии, развитию инфраструктуры республики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...