Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анна Александровна Баркова




Агния Барто

Барто Агния Львовна (1906 — 1981)

"Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может".

В середине тридцатых Агния Львовна получила любовь читателей и стала объектом критики коллег. Барто никогда не говорила об этом прямо, но есть все основания полагать, что большая часть откровенно ругательных статей появилась в прессе не без участия известного поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака. Поначалу Маршак относился к Барто покровительственно. Однако его попытки "наставлять и учить" Агнию с треском провалились. Однажды, доведенная до белого каления его придирками, Барто сказала: "Знаете, Самуил Яковлевич, в нашей детской литературе есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я быть не могу, а подмаршачником — не желаю". После этого ее отношения с мэтром испортились на много лет.

Карьера детской писательницы не мешала Агнии ввести бурную личную жизнь. В ранней молодости она вышла замуж за поэта Павла Барто, родила сына Гарика, а в двадцать девять лет ушла от мужа к мужчине, который стал главной любовью ее жизни. Возможно, первый брак не сложился, потому что она слишком поторопилась с замужеством, а может быть, дело в профессиональном успехе Агнии, пережить который Павел Барто не мог и не хотел. Как бы там ни было, Агния сохранила фамилию Барто, но всю оставшуюся жизнь провела с ученым-энергетиком Щегляевым, от которого родила второго ребенка — дочь Татьяну. Андрей Владимирович был одним из самых авторитетных советских специалистов по паровым и газовым турбинам. Он был деканом энергомашиностроительного факультета МЭИ, и его называли "самым красивым деканом Советского Союза". В их с Барто доме часто бывали писатели, музыканты, актеры — неконфликтный характер Агнии Львовны притягивал к себе самых разных людей. Она близко дружила с Фаиной Раневской и Риной Зеленой, и в 1940 году, перед самой войной, написала сценарий комедии "Подкидыш". Кроме того, Барто много путешествовала в составе советских делегаций. В 1937 она побывала в Испании. Там уже шла война, Барто видела руины домов и осиротевших детей. Особенно мрачное впечатление произвел на нее разговор с испанкой, которая, показывая фотографию своего сына, закрыла его лицо пальцем — объясняя, что мальчику снарядом оторвало голову. "Как описать чувства матери, пережившей своего ребенка?" — писала тогда Агния Львовна одной из подруг. Спустя несколько лет она получила ответ на этот страшный вопрос.

О том, что война с Германией неизбежна, Агния Барто знала. В конце тридцатых она ездила в эту "опрятную, чистенькую, почти игрушечную страну", слышала нацистские лозунги, видела хорошеньких белокурых девочек в платьицах,"украшенных" свастикой. Ей, искренне верящей во всемирное братство если не взрослых, то хотя бы детей, все это было дико и страшно. Но с ней самой война обошлась не слишком сурово. Она не разлучалась с мужем даже во время эвакуации: Щегляев, ставший к тому времени видным энергетиком, получил направление на Урал. У Агнии Львовны в тех краях жили друзья, которые пригласили ее пожить у них. Так семья обосновалась в Свердловске. Уральцы казались людьми недоверчивыми, закрытыми и суровыми. Барто довелось познакомиться с Павлом Бажовым, который полностью подтвердил ее первое впечатление о местных жителях. Свердловские подростки во время войны работали на оборонных заводах вместо ушедших на фронт взрослых. Они настороженно относились к эвакуированным. Но Агнии Барто было необходимо общаться с детьми — у них она черпала вдохновение и сюжеты. Чтобы иметь возможность побольше с ними общаться, Барто по совету Бажова получила профессию токаря второго разряда. Стоя у токарного станка, она доказывала, что "тоже человек". В 1942 году Барто сделала последнюю попытку стать "взрослым писателем". Вернее — фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.

В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь вошла в привычное русло. В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война. 4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно. Подруга Барто Евгения Таратура вспоминает, что Агния Львовна в эти дни полностью ушла в себя. Она не ела, не спала, не разговаривала. Праздника Победы для нее не существовало. Гарик был ласковым, обаятельным, красивым мальчиком, способным к музыке и точным наукам. Вспоминала ли Барто испанскую женщину, потерявшую сына? Мучило ли ее чувство вины за частые отъезды, за то, что Гарику иной раз не хватало ее внимания?

Как бы там ни было, после смерти сына Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну. Но не стала меньше работать — даже наоборот. В 1947 году она опубликовала поэму "Звенигород" — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны. Этой поэме была уготована особая судьба. Стихи для детей превратили Агнию Барто в "лицо советской детской книги", влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. Но "Звенигород" сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя. Это можно назвать случаем или чудом. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь. Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция "Маяк" начала транслировать передачу "Ищу человека". Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. "Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках? Не могут ли родители узнать своего взрослого сына или дочь по их детским воспоминаниям?" Этой работе Агния Барто посвятила девять лет жизни. Ей удалось соединить почти тысячу разрушенных войной семей.

В ее собственной жизни все складывалось благополучно: муж продвигался по карьерной лестнице, дочь Татьяна вышла замуж и родила сына Владимира. Это о нем Барто сочиняла стихи "Вовка — добрая душа". Андрей Владимирович Щегля-ев никогда не ревновал ее к славе, и его изрядно веселил тот факт, что в некоторых кругах он был известен не как крупнейший в СССР специалист по паровым турбинам, а как папа "Нашей Тани", той, что уронила в речку мячик (эти стихи Барто написала для своей дочери). Барто по-прежнему много ездила по всему миру, побывала даже в США. Агния Львовна была "лицом" любой делегации: она умела держаться в обществе, говорила на нескольких языках, красиво одевалась и прекрасно танцевала. В Москве танцевать было решительно не с кем — круг общения Барто составляли литераторы и коллеги мужа — ученые. Поэтому Агния Львовна старалась не упускать ни одного приема с танцами. Однажды, будучи в Бразилии, Барто в составе советской делегации была приглашена на прием к владельцу "Машете", самого популярного бразильского журнала. Глава советской делегации Сергей Михалков уже ждал ее в фойе гостиницы, когда сотрудники КГБ сообщили, что накануне в "Машете" напечатали "злобную антисоветскую статью". Естественно, ни о каком приеме речи быть не могло. Рассказывали, что расстроенное лицо и слова Агнии Барто, вышедшей из лифта в вечернем платье и с веером, Михалков не мог забыть еще долго.

В Москве же Барто часто принимала гостей. Нужно сказать, что хозяйством писательница занималась крайне редко. Она вообще сохраняла привычный с детства образ жизни: от домашних забот ее полностью освободила домработница, у детей были няня и водитель. Барто любила играть в большой теннис и могла организовать поездку в капиталистический Париж, чтобы купить пачку понравившейся ей бумаги для рисования. Но при этом у нее никогда не было ни секретаря, ни даже рабочего кабинета — лишь квартира в Лаврушинском переулке и мансарда на даче в Ново-Дарьино, где стоял старинный ломберный столик и стопками громоздились книги. Но двери ее дома всегда были открыты для гостей. Она собирала за одним столом студентов МЭИ, академиков, начинающих поэтов и знаменитых актеров. Она была неконфликтна, обожала розыгрыши и не терпела чванства и снобизма. Однажды она устроила ужин, накрыла стол -и к каждому блюду прикрепила табличку: "Черная икра — для академиков", "Красная икра — для членов-корреспондентов", "Крабы и шпроты — для докторов наук", "Сыр и ветчина — для кандидатов", "Винегрет — для лаборантов и студентов". Рассказывают, что лаборантов и студентов эта шутка искренне повеселила, а вот у академиков чувства юмора не хватило, — некоторые из них тогда серьезно обиделись на Агнию Львовну.

В 1970-м умер ее муж, Андрей Владимирович. Последние несколько месяцев он провел в больнице, Агния Львовна оставалась с ним. После первого сердечного приступа она боялась за его сердце, но врачи сказали, что у Щегляева рак. Казалось, она вернулась в далекий сорок пятый: у нее снова отнимали самое дорогое.

Она пережила мужа на одиннадцать лет. Все это время не переставала работать: написала две книги воспоминаний, более сотни стихов. Она не стала менее энергичной, только начала страшиться одиночества. Часами разговаривала с подругами по телефону, старалась чаще видеться с дочерью и внуками. О своем прошлом вспоминать по-прежнему не любила. Молчала и о том, что десятки лет помогала семьям репрессированных знакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей; о том, что, используя свои связи, много лет "пробивала" квартиры — порой для людей совершенно незнакомых.

Ее не стало 1 апреля 1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолько слабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет. Однажды Агния Барто сказала: "Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может". В случае с ней самой это была не минута — так она прожила всю жизнь.

 

Хорни

Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан "мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами" (Horney, 1926/1967, р. 54). Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей (Horney, 1926/1967). Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986). Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

 

Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес

Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес родилась 12 ноября 1651 года неподалеку от Мехико, в деревне Сан-Мигель-де-Непантла. Её родители, как предполагают, не были обвенчаны, и потому Хуана и две её старшие сестры записаны в приходских книгах как «дети Церкви», то есть незаконнорожденные.

К 6 годам она научилась писать, шить и вышивать, что в те времена составляло полное образование женщины. К восьми годам Хуана прочла всю библиотеку деда, включая труды по философии, богословию и медицине.

В 9 лет она рассталась с семьей: мать отправила её в Мехико к дяде и тете, богатым родственникам, вхожим во дворец вице-короля. По счастливой случайности они разглядели в девочке способности, предоставив Хуане возможность учиться. Новый курс самообразования включал литературу, естественные науки, математику, философию, теологию и иностранные языки. Ко всему этому Хуана выросла красавицей: светло-карие широко поставленные глаза, высокий лоб, прямой нос, изящные руки, обаятельная улыбка, живой и дружелюбный характер — все это не могло не привлекать к ней людей.

В 1664 году Хуана была представлена при новом дворе и в кратчайшее время завоевала такую любовь высокой четы, что вице-королева сделала её своей первой фрейлиной. Эту должность она занимала около 5 лет. Тогда же она прославилась написанием стихов на испанском, языке ацтеков, а также на латыни. Писала она и для спектаклей, и для ночных концертов, и для церковных праздников, и для похорон.

Были у Хуаны и недоброжелатели. Однажды кто-то пустил слух, что её знания поверхностны и она умеет лишь внушать, что обладает ими. Для опровержения подобных напраслин вице-король принял решение организовать публичный экзамен, на котором Хуане задавали вопросы по всем отраслям знаний. Но она блестяще справилась с самыми каверзными заданиями.

Что касается личной жизни, то поклонников у Хуаны было множество, и практически все они были серьёзными претендентами на её руку и сердце. Но Хуана отказывала всем соискателям её руки.

В августе 1667 года Хуана сделала первую попытку уйти в монастырь. Но незадолго до этого реформированный устав обители Святого Иосифа ордена Босоногих кармелиток оказался слишком суровым для светской барышни. Она серьёзно заболела и по настоянию врачей покинула обитель спустя три месяца. Тем не менее в феврале 1669 года Хуана вступила в монастырь ордена Святого Иеронима и после короткого послушничества приняла постриг под именем Хуаны Инес де ла Крус.

В 1690 году Хуана написала опровержение на проповедь, составленную монахом-иезуитом Антонио Виэйрой. Совершенно неожиданно её частное письмо было издано. Публикация имела большой успех, однако церковное начальство в Мексике обвинило её в гордыне и пренебрежении монашеской заповедью послушания.

Чтобы восстановить своё доброе имя, сестра Хуана пишет и публикует последнее и, пожалуй, самое известное произведение — «Ответ сестре Филотее», где на примере своей жизни пытается показать, сколь необходимы могут быть для женщины познание и творчество.

Но её духовные руководители настояли на принятии сестрой Хуаной обета бедности. Вместе с обетом бедности она дала обет не прикасаться к перу и бумаге. Мехико пришел в такое волнение от её религиозного рвения, что очередной архиепископ, следуя её примеру, тоже продал все книги, а также драгоценности, антиквариат и даже собственную кровать…

В 1695 году в монастыре началась эпидемия чумы, и, ухаживая за сестрами, она заразилась сама. 17 апреля того же года Хуаны Инес де ла Крус не стало. Сохраняя верность данному обету, она написала завещание на стене кельи пальцем, облитым собственной кровью: «Здесь будут отмечены день, месяц и год моей смерти. Во имя любви Господа и Его Пречистой Матери я молю своих возлюбленных сестер: и двух ныне живущих, и уже ушедших — помянуть меня перед Ним, хотя я была худшей женщиной на свете. Подписано: я, Хуана Инес де ла Крус».

Современники прозвали её «Десятой Музой» (или «Кастильской музой») и «Мексиканским фениксом». Вычурностью и туманностью стиль её произведений примыкает к так называемому «культизму» (смотрите Испанская литература). Её стихотворения выдержали несколько изданий при жизни автора и переиздаются до нынешнего дня. Известны также её светские комедии «Amor es más laberinto» и «Los empeños de una casa», а также ауто «El mártir del Sacramento San Hermenegildo» и «El cetro de José».

Фундаментальная монография о жизни, творчестве и значении сестры Хуаны принадлежит Октавио Пасу (1983, есть испанское и английское издания).

В честь Хуаны де ла Крус назван кратер на Меркурии.

 

 

Маргарете Шютте-Лихоцки


Маргарете Шютте-Лихоцки (нем. Margarete Schütte-Lihotzky, 23 января 1897, Вена — 18 января 2000, там же) — первая австрийская женщина-архитекторка, деятельница антифашистского движения. Создательница «Франкфуртской кухни».

Маргарете Лихоцки родилась в конце XIX века в венской буржуазной семье. Её родители состояли на государственной службе и отличались либеральными взглядами. В 1918 году Маргарете становится первой студенткой венской Школы художественных промыслов (ныне Венского университета прикладного искусства). После выпуска работала с Адольфом Лоосом над созданием жилья для ветеранов и инвалидов Первой мировой войны.
В 1926 году Лихоцки была приглашена Эрнстом Маем во Франкфурт для решения проблем с жильём в городе. Во Франкфурте она разрабатывала школы, детские сады, дома для студентов и другие общественные здания.

Тогда же Лихоцки разработала так называемую «Франкфуртскую кухню», послужившую прототипом встраиваемой кухонной мебели, наиболее распространённой сегодня в странах Европы и Северной Америки. Основываясь на исследованиях американского специалиста Фредерика Тейлора и собственных исследованиях, Лихоцки разработала компактную и эргономичную модель кухни.

Шютте-Лихоцки была в составе команды немецких и австрийских архитекторов, приглашённых в Советский Союз для строительства новых промышленных городов, например, Магнитогорска. В городе Новокузнецк был построен по её проекту детский сад. По возвращении из СССР в 1930-х гг. она много путешествовала по миру, выступая с лекциями по дизайну и строительству детских садов и домов для рабочих.

В 1938 году Шютте-Лихоцки вместе с мужем была приглашена преподавать в Стамбульскую Академию изящных искусств. Вместе с ними в тот же период в Академии преподавал известный архитектор Бруно Таут. В это период Лихоцки разрабатывала павильоны для детских садов, основываясь на идеях Марии Монтессори.

Будучи коммунисткой и участником австрийского Сопротивления, в 1941 году она была схвачена гестапо и 4 года провела в концентрационном лагере.

В начале 1980-х её заслуги были высоко оценены, она получила множество призов и наград. Однако, верная своим убеждениям, она отказалась от награждения тогдашним президентом Австрии Куртом Вальдхаймом из-за его сомнительного военного прошлого.
В 1997 году Шютте-Лихоцки отпраздновала своё столетие вальсом с мэром Вены. Умерла она 18 января 2000 года, за пять дней до своего 103-го дня рождения от осложнений после гриппа. Похоронена в Вене, в почётной могиле на Центральном кладбище.

Женский след в истории


400 г. до н.э. Греция. Агнодика
Агнодика признана одной из первых гинекологинь. Она бесстрашно занималась медициной, несмотря на запрет для женщин, нарушение которого грозило смертной казнью. Агнодика была арестована, но пациентки встали на её защиту и добились не только помилования, но и разрешения на продолжение врачебной деятельности.

Сегодня: несмотря на невероятный скачок в развитии медицины, каждый день от болезней и осложнений, связанных с беременностью и родами, в мире умирает более 800 женщин. Всех их можно было спасти. 99% погибших проживали в развивающихся странах.

***
1691 г. Мексика. Сестра Хуана Инес де ла Крус
В ответ на критику изучения святого писания выдающаяся мексиканская писательница и монахиня Сестра Хуана Инес де ла Крус выступила в защиту права женщин на образование в 1691 г. «Изрекать прекрасные философские идеи можно и за готовкой ужина», - заявила она. Являясь национальной героиней, Хуана Инес де ла Крус изображена на мексиканской купюре в 200 песо.

Сегодня: несмотря на значительный прогресс в достижении равенства на всех уровнях образования, дискриминация женщин по-прежнему остаётся острой проблемой во многих регионах. Например, в Тропической Африке на каждые 100 юношей, поступающих в ВУЗы, приходится лишь 70 девушек.

***
1860 год. Россия. Анна Философова.
Мыслящая впереди своего времени, выдающаяся активистка за права женщин и российская филантропиня Анна Фиолософова считала, что государство должно предоставить бедным слоям населения в первую очередь условия для образования, а не денежные льготы. В 1860 г она создала общество для помощи малоимущим, предоставляя не только доступное жильё, но и достойные рабочие места для женщин.

 

Сегодня: бедность является одной из крупнейших проблем современности, наносящей особый удар по женщинам и девочкам – их здоровью, трудоустройству и безопасности. На сегодняшний день более 836 миллионов людей находятся за чертой бедности.

***
1893 год. Новая Зеландия. Кейт Шеппард
Одна из наиболее известных суфражисток Новой Зеландии. Вместе со своими соратницами Кейт Шеппард представила в Парламент «гигантскую петицию» (the "Monster Petition"), как она сама её назвала, требующую избирательного права для женщин, с более чем 32 тысячами подписей. Именно благодаря этой инициативе Новая Зеландия стала первой в мире страной, заявившей о всеобщем избирательном праве, предоставив женщинам право голоса в 1893 г.

Сегодня: женщины по-прежнему почти не представлены на политическом уровне. В 2015 г только 22% всех государственных парламентариев были женщинами – небольшое улучшение с 1995 г, когда их число составляло лишь 11,3%.

***
1911 год. Япония. Райчо Хирацука
Знаменитая японская редакторка, писательница и политическая активистка Райчо Хирацука основала в 1911 г первый в стране литературный журнал «Сейто» (яп. «Синий чулок»), над созданием которого работали одни женщины. Посредством публикаций в нём Райчо оспаривала традиционную для женщины роль в семье. Во вступительном слове журнала Хирацука призывала женщин «раскрыть гений, скрытый в каждой из нас!»

Сегодня: современные женщины почти не представлены в новостях. Среди всех людей, о которых мы слышим или читаем в СМИ, лишь каждая четвёртая – женщина. Кроме того, всего 27% женщин занимают высшие управляющие должности в медийных компаниях.

***
1951 год. Египет. Дория Шафик.
Дория Шафик привела к формированию движения за женские права в Египте, после того как в 1951 г она и ещё 1500 женщин атаковали парламент, требуя полных политически прав, равных зарплат и реформ законодательства о личном статусе. Это событие вместе с другими инициативами позволило добиться признания избирательного права женщин в 1956 г.

Сегодня: гендерное равенство, закреплённое в законе, не всегда реализуется на практике. Несмотря на то, что более чем 140 конституций мира провозглашают равенство женщин и мужчин, женщины по-прежнему прямо и косвенно подвергаются дискриминации – через законы, политики, стереотипы и социальные практики.

***
1951 год. Соединённое Королевство. Розалинд Франклин
В 1951 году британская химикесса Розалинд Франклин сделала шаг к открытию двойной спирали ДНК, впервые применив дифракцию рентгеновых лучей для подобных целей. Франклин создала снимок, ставший ключевым доказательством теории, при помощи 100-часовой выдержки тончайшего луча рентгеновского излучения, используя собственноручно усовершенствованный аппарат.

Сегодня: женщины составляют лишь 30% учёных, занимающихся исследованиями в области естественных и гуманитарных наук, инженерии, технологий, медицины, агрономии и социологии.

***
1960 г. Гватемала. Ригоберта Минчу
Ригоберта Минчу - первая представительница коренных народов, получившая Нобелевскую премию мира. Она выступала за установление социальной справедливости, взаимоуважение различных культур и права коренных житель_ниц во время Гражданской войны в Гватемале (1960-1996 гг.). В 2006 г вместе с пятью другими лауреатками премии Ригоберта основала «Нобелевскую женскую инициативу» (англ. Nobel Women's Initiative) для поддержки женщин, выступающих за мир, справедливость и равенство.

Сегодня: женщины играют ключевую роль в поддержании мира. Исследования показали, что вероятность сохранения мирного соглашения в течение 15 лет увеличивается на 35% при участии женщин. Тем не менее, женщины по-прежнему почти не присутствуют во время мирных переговоров.

 

***
1973 г. США. Билли Джин Кинг
Знаменитая американская чемпионка по теннису и активистка за социальные права Билли Джин Кинг угрожала бойкотировать Открытый чемпионат США по теннису, если победительницам не начнут выплачивать столько же призовых денег, что и мужчинам. Требование было услышано, и Открытый чемпионат стал первым крупным состязанием подобного типа, установившим равную призовую сумму для обоих полов.

Сегодня: несмотря на усилия таких активисток, разница в заработной плате до сих пор сохраняется почти во всех профессиях. В целом, женщины зарабатывают на 24% меньше, чем мужчины.

***
1990-е годы. Индия. Вандана Шива
Ярая защитница окружающей среды Вандана Шива основала индийскую организацию «Навданья» в начале 1990-х годов для сохранения редких образцов семян круп и просвещения фермер_ок в вопросах экологического разнообразия. В рамках организации «Навданья» она основала программу, посвящённую биоразнообразию и доступности воды и продовольствия, которая расширяет возможности женщин, позволяя защитить и содержать их общины.

Сегодня: экологически рациональное развитие – один из факторов экономического освобождения женщин. Однако на сегодняшний день женщины составляют менее 20% от владел_иц земли. Гендерное неравенство в доступе к земле и получению кредитов ограничивают экономические возможности фермерок.

***
1992 год. Ботсвана. Юнити Дау.
Выступая в качестве истицы в 1992 году, Юнити Дау выиграла исторически значимое судебное дело, подарив женщинам, состоящим в браке с иностранцами, право передавать гражданство своим детям. Позже, став первой женщиной-судьёй Верховного Суда Ботсваны, она получила международное признание за решение, позволившее представительни_цам народа Сан вернуться на свою историческую родину.

Сегодня: многие проблемы, связанные с гражданством, по-прежнему не находят своего решения. Более чем в 60 стран мира женщины не имеют права получать, изменять или сохранять своё гражданство, включая передачу гражданства иностранным супруг_ам.

***
"Ребёнок, а не невеста"

2016 год. Зимбабве. Лавенесс Мудзуру и Рувимбо Тсоподзи
Подав в суд на правительство в 2016 году, выданные замуж детьми Лавенесс Мудзуру и Рувимбо Тсоподзи вошли в историю после того, как Конституционный Суд Зимбабве вынес решение в их пользу, установив запрет на вступление в брак всем лицам, не достигшим 18 лет.

Сегодня: более 700 миллионов из ныне живущих женщин были выданы замуж до 18 лет. 250 миллионам из них на тот момент не было и 15 лет.

 

Диана Будисавлевич


Диана Будисавлевич — югославская активистка, врач и гуманитарная работница австрийского происхождения, спасшая из нацистских концлагерей более 12 000 детей!

"Мы не могли увезти всех детей, так как в вагонах не хватало места. Встал вопрос: везти ли больных детей или вместо них увезти здоровых. Машинист поезда решил везти больных, чтобы в первую очередь оказать медицинскую помощь им. Так что последним автобусом уехали эти маленькие скелетики. Каждый ребёнок получил одёжку или одеяльце. Женщины нам отдали лучшее, что у них было. Они дали нам и платки, чтобы использовать их как пелёнки и не испачкать автобус, потому что у нас были и совсем маленькие детки со страшным поносом. Я потребовала, чтобы нам дали и детские горшки. Для этого нужно было разрешение коменданта. С последним автобусом уехала и я. Была договорённость, что через два дня мы приедем опять и заберём остальных детей.

В первой половине дня пришёл Лубурич. Он был взбешён тем, что вынужден отдавать детей. Говорил, что в Загребе достаточно католических детей, которые растут в бедности. Вот о них и надо заботиться. Его мать тоже вынуждена была поднимать своих детей в тяжелейших условиях, в постоянной нищете и т.д. Снова угрожал нам, говорил, что только от его доброй воли зависит, выпустит ли он нас из лагеря. Он может так нас упрятать, что никто не найдёт. Кто угодно может интересоваться нашей судьбой и требовать нас освободить. Что там решили министры, его вообще не касается. Теперь он позаботится о том, чтобы и министры попали в лагерь, и когда они там окажутся, только он будет решать, что делать. В лагере только у него есть власть.

В первой половине дня в лагерь приехала и комиссия из врачей и государственных медсестёр по поводу вакцинации от тифа. Ближе к вечеру были съёмки какого-то пропагандистского фильма. Маленьких детишек одели в униформу усташей, пошитую из очень плохой бумажной ткани. В этой униформе мы их и повезли, потому что больше одеть их было не во что. Нас отвели в маленький огороженный парк, которым в других случаях мог пользоваться только комендант. Детей расставили так, как будто раздавали им еду. Сюда же привели и детей с луга, которые уже три дня не ели и изнывали от голода. Они долго стояли на жарком солнце, но это были только съёмки; пищу они не получили.
(...)

По дороге на станцию мы видели село, где были дома многих детей. Какая боль для малышей."

Dnevnik Diane Budisavljević: 1941-1945. P. 73-74.

Австрийская немка, в тревожном 1919 году переехавшая в Загреб вместе с мужем - сербом по национальности и профессором хирургии по роду занятий, Диана Будисавлевич, урождённая Обексер (1891-1978), на долгие годы связала себя с этим славянским городом. Надолго - но, как оказалось, не навсегда. В конце 1940-х Диана вернулась в родной Инсбрук. Жила там тихо и затворнически, нянчила внуков, страдала от тяжёлой депрессии и никогда, ни с кем говорила о том, где она была и чем занималась во время Второй Мировой.

А занималась она делом весьма трудным и весьма опасным. Диана Будисавлевич и горстка её единомышленников, 11 из которых при этом погибли, вывезли из усташеских концлагерей 15 336 заключённых детей. Выжили не все - не оправились от голода, болезней и истязаний 3 254 ребёнка в возрасте от 0 до 14 лет, но остальные, больше 12 000, сумели пережить войну. К слову, даже количество потерь в этой операции превышает число спасённых известным всем Оскаром Шиндлером почти в три раза, и известной многим Иреной Сендлер - чуть меньше, чем в полтора.

Независимому хорватскому государству нужны были деньги и оружие из Третьей Империи, а Третьей Империи нужны были рабы - откуда угодно. Дети рабов стали в этой системе мусором: их просто предоставляли самим себе - конечно, внутри лагерей, не отпускать же, раз уж привезли.

Несколько месяцев потребовалось Диане Будисавлевич, чтобы убедить высокое начальство по внутренним делам и социальной сфере, что оставлять детей гнить в лагерях экономически невыгодно и не по-западнохристиански некрасиво. Но можно решить эту проблему - уверяла Диана больших начальников - давайте передадим детей в приличные католические заведения и благообразные хорватские семьи, которые смогут воспитать детей добрыми католиками, и тем решим и социальную, и педагогическую проблемы.

Давайте, сказали большие начальники. И она начала: договориться с монастырями в НГХ и Австрии, найти в Загребе семьи, готовые принять детей, забрать детей из лагерей и принять решение, кого именно забрать, ведь скотные вагоны не резиновые, передать детей - их покрестят в католичество и поменяют им имена, зато спасут - и начать всё по новой, чтобы вывезти как можно больше... Это всё Диана и её команда.

А ещё Диана Будисавлевич вела подробную картотеку: имена, фамилия, особые приметы - любые сведения, которые помогут отыскать после войны родные семьи детей. Осенью 1945 картотека была конфискована ОЗНА и, по-видимому, уничтожена.

Сейчас именем Дианы Будисавлевич названы несколько улиц в нескольких городах и мемориальный парк в её родном Инсбруке.

 

 

Ада Негри

Ада Негри (итал. Ada Negri; 3 февраля 1870, Лоди, Ломбардия — 11 января 1945, Милан) — итальянская поэтесса и писательница.

Родилась в семье крестьянина-батрака в год объединения Италии. Рано потеряла отца. Воспитывала её мать — фабричная работница. Трудовую деятельность начала учительницей школы для детей крестьян и рабочих. Эта близость к жизни простого народа определила содержание творчества Негри в начальный его период.

Представительница веризма в итальянской литературе. В своем творчестве Ада Негри ярко отразила социальные контрасты. В 1893 г вышел первый сборник Ады Негри «Рок» («Fatalita»). Это первый поэтический сборник с рабочей тематикой, резко выделившей поэтессу среди представителей буржуазной литературы Италии того времени. Последовавший за ним второй сборник «Буря» («Tempeste», 1896) тематически связанный с первым («Пожар в шахте», «Безработный», «Рабочий»" и др.) принесли поэтессе широкое признание, в том числе в русской литературе.

В сборнике Негри «Материнство» (Maternità, 1904) наряду с мотивами о матери-работнице и беспризорности её детей находят отражение семейные заботы и невзгоды. Тоска о прошлом ярко выражена в четвертом сборнике Негри «Из глубин» (Del profondo, 1910). Дальнейшая литературная деятельность поэтессы знаменуется отказ от «социалистической» тематики первых сборников.

После первой мировой войны появился ряд сборников новелл Ады Негри «Одинокие» (Le solitarie, 1917), «Проповеди» (Orazioni, 1918), «Утренняя звезда» ("Stella mattutina, 1923), «Вечерние песни» (Vespertina, 1931). Критики заговорили об «обновлении» Негри. Серия стихов поэтесса посвятила острову Капри, которые она собрала в книге «Песни острова» (I canti

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...