Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX. Повышение эффективности государственного управления в условиях административной реформы




 

Решение таких масштабных задач, как обеспечение экономического роста, конкурентоспособности, создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни граждан невозможно без значительного повышения результативности деятельности органов исполнительной власти, эффективности использования ресурсов, которыми управляет государство, в том числе – финансовых.

Реформирование системы государственного управления в Республике Карелия является одним из важных условий социально-экономического развития региона и одним из основных направлений реализации стратегии.

В ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основным препятствием на пути экономических реформ называется недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти, отсутствие увязки бюджетных расходов с приоритетами социально-экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

По существу, сфера государственного управления превращается в ограничивающий фактор для социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов. Только эффективное государственное управление, активное государственно-управленческое стимулирование экономического роста способны обеспечить поступательное экономическое развитие и успешное решение поставленных задач.

Повышение эффективности государственного управления достигается путем реализации мероприятий по проведению административной реформы в Республике Карелия. Административная реформа направлена на повышение эффективности использования бюджетных ресурсов органами исполнительной власти и местного самоуправления, обеспечение доступности и качества государственных услуг населению, создание механизмов ответственности власти перед людьми.

Повышение эффективности функционирования органов власти Республики Карелия, обеспечение ориентации их деятельности на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития будет осуществляться в первую очередь путем внедрения методов управления по результатам.

В республике заметны успехи корпоративного сектора экономики в рациональной организации производства, росте доходности, особенно в связи с применением систем «планирование – программирование– бюджетирование». Высокая эффективность этих методов в корпоративном секторе привела к необходимости использования их в сфере управления общественными финансами.

Результаты деятельности государственного сектора на данном этапе реформирования менее эффективны: существуют отдельные вопросы оценки эффективности бюджетных расходов, определения результатов финансирования, их измерения и сопоставления с суммой затрат. Вследствие этого внедрение системы планирования и проектного управления в равной мере важно и для успешного реформирования государственного управления, и для решения других задач, связанных с реализацией полномочий органами власти.

Разработка такой системы должна осуществляться одновременно с внедрением новых комплексных механизмов целеполагания и бюджетирования, ориентированных на результат, и к окончанию инновационного этапа развития экономики должна стать действенным и самодостаточным механизмом развития.

В перспективе в рамках внедрения механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Республики Карелия планируется:

1) продолжить внедрение результативных принципов управления, разработать систему измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и подведомственных учреждений по основным направлениям деятельности в соответствии со стратегическими целями и задачами;

2) законодательно встроить механизм управления по результатам в бюджетный процесс Республики Карелия;

3) обеспечить массовое внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат (БОР), на уровне подведомственных учреждений;

4) начать внедрение принципов БОРа на уровне местного самоуправления Республики Карелия;

5) создать и внедрить методики мониторинга и контроля достижения результатов деятельности главных распорядителей средств бюджета Республики Карелия и подведомственных учреждений;

6) разработать и внедрить систему стимулирования государственных гражданских служащих, базирующуюся на показателях результативности, должностных регламентах, а также срочных служебных контактах.

Мероприятия по внедрению системы управления, ориентированного на результат, интегрируясь с мероприятиями Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и федеральной целевой программы «Электронная Россия», позволят достичь значительных результатов в сфере реформирования государственного управления:

­ повышение общественного эффекта от реализации среднесрочных программ;

­ формирование единой системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;

­ внедрение системы внутреннего аудита эффективности расходов бюджета;

­ создание системы планирования и оценки результативности служебной деятельности, базирующейся на должностных регламентах. С результатами служебной деятельности предполагается увязывать оплату труда государственных служащих.

Таким образом, создание механизмов конкурентного распределения ресурсов в органах власти (подведомственных им государственных учреждениях) позволит значительно повысить эффективность работы органов власти, послужит стимулом для придания им инновационного проектного характера управления имеющимися ресурсами. А это, в свою очередь, послужит дополнительным стимулом социально-экономического развития региона.

Стандартизация и регламентация. В Республике Карелия, как и в Российской Федерации в целом, назрела острая необходимость пересмотра отношений государства и общества. Важнейшая цель административной реформы – оказание доступных качественных услуг населению (не обществу - в абстрактном его понимании, а конкретным гражданам, организациям). Это требует пересмотра и создания новых эффективных механизмов оказания государственных услуг, ориентированных на интересы граждан и учитывающих их потребности.

Результатом работы в данном направлении станет внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и внедрение новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов власти и их должностных лиц.

В 2010 году будут сформированы исчерпывающие реестры государственных и муниципальных услуг, оказываемых органами исполнительной власти и местного самоуправления в связи с исполнением ими своих полномочий, реализацией прав, законных интересов и обязанностей граждан и организаций. Изданы акты, регулирующие порядок формирования и ведения указанных реестров.

К 2020 году должна быть сформирована единая модель предоставления государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, жестко контролируемая со стороны общественных организаций. Около 50% государственных услуг должны быть оказаны непосредственно с использованием дистанционных технологий.

Стандартизация государственных и муниципальных услуг позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов власти перед обществом, сократить сроки предоставления государственных услуг и количество истребуемых у заявителей документов, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности, в связи с этим, общественный эффект от реализации мероприятий по данному направлению будет отражаться в усилении доверия граждан к органам власти, увеличении уровня удовлетворенности от работы органов власти, развитии гражданского общества.

Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции предполагает ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекратить избыточное государственное регулирование и сформировать эффективные механизмы противодействия коррупции. Поэтому оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции могут стать важными факторами социально-экономического развития Республики Карелия.

Для их реализации в Республике Карелия необходимо упразднить функции органов исполнительной власти, не имеющие под собой достаточных правовых оснований и препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающие дополнительные обязанности на предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство государства в экономику, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу органов исполнительной власти Республики Карелия на решении необходимых обществу и государству задач.

В рамках противодействия коррупции необходимо:

­ создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;

­ внедрить экспертизы (в том числе и независимые) нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

­ разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;

­ разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы и планы.

Кроме этого, наиболее целесообразно применение дополнительных механизмов, ограничивающих возможности коррупции: максимально деперсонализировать взаимодействие государственных гражданских служащих с гражданами и организациями, в частности путем введения системы «одного окна» и системы электронного обмена информацией; детально регламентировать процедуры взаимодействия с субъектами регулирования (потребителями государственных услуг).

Применение системы «одного окна» позволит повысить качество и оперативность оказания государственных услуг, в том числе сократить количество документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги, снизить количество взаимодействий заявителей с должностными лицами.

Основной формой предоставления любых публичных услуг на территории Республики Карелия должен стать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

В рамках реализации административной реформы, направленной, в том числе, на формирование атмосферы доверия общества к институтам власти, развитие позитивных форм межсекторной консолидации, предусматривается развитие правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

В Республике Карелия общественный ресурс рассматривается как фактор, позитивно влияющий на процессы социально-экономического развития республики, а становление гражданского общества – как важный элемент стабилизации и безопасности в Республике Карелия.

Меры по развитию гражданского общества рассматриваются в качестве одного из основных механизмов реализации Стратегии развития Республики Карелия на период до 2020 года.

В настоящее время в республике созданы основы для полноценного системного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

В целях дальнейшего развития диалога власти и общества в Карелии разработана Концепция партнерства органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций.

Приоритетами Концепции выступают расширение форм общественного участия (НПО, бизнеса, населения) в осуществлении государственной социальной политики и укрепление взаимодействия органов власти, институтов гражданского общества, бизнеса.

В целях развития демократических институтов и усиления процесса демократизации общества на основе партнерства предусматривается:

- создание условий для дальнейшего развития гражданской активности и ответственности населения Республики Карелия на основе его широкого участия в социально-экономическом и общественно-политическом развитии республики;

- выработка эффективного алгоритма взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества;

- содействие созданию единого, открытого и прозрачного информационного пространства, обеспечивающего этот диалог;

- достижение максимально возможной прозрачности деятельности государственных институтов;

- ресурсное обеспечение внедрения, продвижения и развития гражданских инициатив, направленных на укрепление диалога власти и общества, гармонизацию социальной и экономической среды в Республике Карелия;

- развитие социальной ответственности бизнеса;

- создание и развитие гибкой системы гражданского образования и образования взрослых, направленной на повышение общей культуры населения, воспитание патриотизма, на самореализацию личности и улучшение качества жизни населения;

- создание условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Для решения обозначенных задач органами государственной власти Республики Карелия и институтами гражданского общества предполагается проведение совместной работы по совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы, формирующей условия для развития и поддержки гражданских инициатив, заключение соглашений, договоров о межсекторном сотрудничестве.

Одним из приоритетных направлений работы по укреплению взаимодействия между органами исполнительной власти и общественными институтами является создание и развитие общественно-государственных органов, общественных экспертных советов, общественных советов при органах исполнительной власти, комиссий, постоянно действующих «переговорных площадок» и гражданских форумов.

Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти осуществляется путем создания в Республике Карелия «Электронного правительства» с целью поэтапного обеспечения интеграции создаваемых и существующих государственных информационных ресурсов с учетом целей и задач, стоящих перед органами власти Республики Карелия.

Объединение государственных информационных ресурсов станет основой формирования «Электронного правительства» и позволит органам власти совместно использовать их в рамках работ по созданию электронных административных регламентов. Для решения задачи объединения государственных информационных ресурсов планируется создание единого методологического стандарта, единой региональной модели информационного взаимодействия между государственными органами власти и органами местного самоуправления, построенной на принципах полного взаимодействия и включающей в себя межведомственные, межотраслевые и ведомственные системы.

Таким образом, формирование «Электронного правительства» в Республике Карелия предполагает создание единого комплекса технологически сопряженных между собой информационных систем и элементов информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающих новый уровень результативности и эффективности деятельности органов власти Республике Карелия, в том числе – в сфере экономической политики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...