Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Схема профессиографирования по Романову




I. Общая часть профессии

1. Определение профессии и краткие сведения о ее назначении.

2. Социально-экономическое значение профессии и перспективы ее развития

3. Распространенность‚ связи с другими профессиями. Типичные организация‚ где человек с такой профессией может работать

4. Уровень технической сложность (автоматизация, компьютеризация…)

5. Основные производственные операции

6. Требования к общей и специальной подготовке

7. Индивидуальные качества

8. Состав рабочих групп. Перспективы продвижения по службе

9. Режим распределения отдыха и отдыха

II. Основные производственные операции и условия труда

Наименование и анализ наиболее распространенных операций

Основные задачи решаемы работником:

1. Структура деятельности по приему информации; по оценке информации;

2. Структура деятельности на этапе принятия решения; реализации решения;

3. Характеристика действия работника по следующим параметрам; форма действия (моторная‚ речевая, перцептивная‚ умственная)

4. Уровень обобщенности действия

5. Мера развернутости действия‚ необходимая для эффективной деятельности

6. Требуемая степень автоматизированности действия (уровень освоения)

7. Характеристика параметров (скорости, точности, быстроты)

8. Характеристика рабочих мест и информационных средств

9. Показатель санитарно-гигиенических условий

III. Психограмма.

Психофизиологические функции и анализаторные системы‚ находящиеся под преимущественной и имеющие наибольшую важность для обеспечения процесса работы.

Пороги ощущений(оперативные – в анализаторах‚ ведущих для данной профессии).

Характеристика динамики включения в работу разных анализаторов, ведущих для данной профессии

Пространственное восприятие и восприятие времени

Важнейшие характеристики внимания и способы его организации

Координационные сложности выполняемых операций. Темп деятельности. Устойчивость моторных ответов при длительном их повторении.

Преимущественны вид установки в данной деятельности (на скорость‚ точность‚ надежность, безопасность)

Быстрота формирования переделки навыков‚ прочность психомоторных навыков

Особенности хранения информации‚ объем и характер материала для запоминания. Требования к памяти: долговременной‚ кратковременной и оперативной, зрительной слуховой.

Характеристика преимущественных способов переработки информации‚ принятия решений. Требования к широте и четкости ассоциаций, быстроте мыслительных операций, продуктивности мышления‚ его гибкости и критичности.

Требования к надежности в работе (допустимые количественные отклонения от заданного значения; допустимые колебания времени выполнения действия).

Характеристика типичных ошибок по количественному признаку;по качественному; по степени осознанности; в зависимости от информационной нагрузки - чрезмерный объем, скорость информации); в зависимости от эмоционального состояния организма (норма‚ усталость…); под влиянием патологического процесса (алкоголь)

Наличие и чистота ситуаций‚ вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий‚ большой ответственности, требования к эмоциональной устойчивости.

Требования к волевым качествам характера (смелость‚ решительность, самообладание, находчивость‚ уверенность в своих силах).

Особенности профессионального общения и требования к коммуникативным чертах

Таким образом‚ на основании анализа психологической сложности ψ элементов изучаемой профессии выделяют:

Психические качества, имеющие решающее значение; необходимые и желательные качества; нежелательные; психические качества несовместимыес данной профессией; комплекс элементов‚ определяющих успех деятельности‚ определяющих.

 

схема профессиографирования по Романову

1. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

а) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);

б) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда...);

в) документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т.п.;

г) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);

д) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

2. Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

1) как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

2) какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы?

3) что является предметом труда (над чем работают)?

4) каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

5) на основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

6) каковы конкретные критерии оценки труда?

7) какая необходима квалификация?

8) при помощи каких средств выполняется работа?

9) в каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?

10) какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

11) какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

12) какова интенсивность труда?

13) какова степень опасности и ответственности труда?

14) какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/ вредности)?

15) какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т.п.)?

16) какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты)

 

профессиограмма состоит из следующих разделов:

1.Классификационная карточка профессий:

· наименование профессии;

· доминирующий способ мышления;

· область базовых знаний;

· профессиональная область;

· межличностное взаимодействие;

· доминирующий интерес;

· дополнительный интерес;

· условия работы.

2.Доминирующие виды деятельности.

3.Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы,склонности).

4.Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

5.Области применения профессиональных знаний.

6.История профессии.

7.Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности.

8.Учебные заведения, обучающие данной профессии.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.