Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансы в реформируемой экономике




России (1992-1999 гг.)

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость по­этапной трансформации финансового законодательства. Его ос­нову составляет процесс приватизации, который коренным об­разом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финан­сов микроуровня. Поэтому важное значение имеет государст­венная концепция реформирования финансов на базе многооб­разия форм собственности и реализации бюджетного федера­лизма. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон государствен­ных и муниципальных финансов и финансов предприятий.

1. Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, ра­бот, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Естественно, свободная цена как цена, завися­щая от спроса и предложения, в период, когда рынок товаров, работ, услуг не оформился и не стабилен, имеет тенденцию к росту. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало со­ответствующего возрастания массы платежных средств. Меха­низм сдерживания роста цен отсутствовал, а платежные средства жестко регулировались государством. Сдерживание эмиссии де­нежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, кото­рые превосходили кредитные вложения. Например, в 1992 г. кредитные вложения возросли в 6 раз, а оптовые цены — в 34 раза. Неадекватный рост кредита повысил на него спрос, вызвал развитие спекулятивных операций. Следствием этого стал непрерывный рост процентных ставок. Центральный банк РФ увеличил ставку рефинансирования за первое полугодие 1992 г. в 10 раз. В свою очередь коммерческие банки повысили цену за кредит и ограничили срок его предоставления. В практику во­шло установление месячных процентных ставок и возможность их помесячного изменения.

Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности.

Значительный урон экономике был нанесен и необоснован­ным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на де­нежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты.

Предприятия, испытывающие дефицит оборотных средств, сворачивали производство. Нарушались хозяйственные связи и за счет этого усиливался общий дисбаланс в экономике. Дефицит платежных средств коснулся как безналичного, так и наличного оборота. Это стало результатом неадекватного роста доходов от­дельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кри­зис платежеспособности предприятий привел к росту задолженно­сти по оплате труда и падению уровня жизни населения.

В целом за 1992 г. реальные денежные доходы населения со­ставили менее половины от уровня предыдущего года. Сбереже­ния равнялись 5,3% денежных доходов.

В 1992 г. Центральный банк РФ (ЦБ) выделял коммерческим банкам кредитные ресурсы для предоставления по заявкам госу­дарственных предприятий и организаций специального кредита на пополнение оборотных средств. Правительству РФ была от­крыта Центральным банком РФ специальная кредитная линия для нормализации платежей в народном хозяйстве и финанси­рования бюджетного дефицита. Банкам было разрешено откры­вать друг у друга корреспондентские счета и организовывать клиринговые учреждения. Однако расчеты с контрагентами, расположенными в странах СНГ, могли осуществляться только через корреспондентские счета в ЦБ. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, или ограниченно конвертируемых валют.

2.В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосу­дарственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. прихо­дилось 52% ВВП.

В октябре 1993 г. достигла беспрецедентного в мировой практике уровня банковская ставка рефинансирования, дойдя до отметки 210%. Она продержалась до конца апреля 1994 г., после чего появилась тенденция ее снижения. Однако в начале 1995 г. ставка вновь повысилась до 200%. С 1 мая 1995 г. ставка уста­новлена в размере 195%, а с 16 июня 1995 г. — 180% годовых.

В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для неэмиссионного по­крытия дефицита бюджета. За полгода объем размещаемых на аукционе государственных краткосрочных облигаций возрос с 1 до 130 млрд. руб. На вторичных торгах на Московской меж­банковской валютной бирже за торговую сессию осуществлялось операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями (ГКО) на сумму до 40 млрд. руб. Стоимостной объем заявок на аукционе, как правило, превышал объем выпус­ка ГКО, что стимулировало рост цен на вторичных торгах.

Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской — 12% к ВВП. Существенным по­казателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.

С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по ис­точникам финансирования. Так, доля централизованных источ­ников, в том числе федерального и местных бюджетов, состави­ла 33%, а собственных средств предприятий — 59%.

За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предпри­ятиями.

3. Погашение государственного долга в 1994 г. осуществля­лось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, пре­доставления временного налогового освобождения и финанси­рования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями.

Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализа­ции экономики.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.

С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда — 30%.

Темпы падения реальных инвестиций значительно сократи­лись и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства.

В 1995 г. возросла доля чистого экспорта в структуре ВВП, что отражает повышение роли экспортно ориентированных про­изводств.

Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Производи­тельность труда составила 62% к уровню 1991 г. На ее динамику оказывали воздействие снижение эффективности использования оборудования и низкие темпы роста фондовооруженности.

Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. — 20,5%, в 1994 г. ¾ 10%, в 1995 г. ¾ 7,2%. В 1995 г. был ограни­чен потенциал «инфляции спроса».

В 1995 г. консолидированный бюджет был исполнен с дефи­цитом 3,3% к ВВП против 10,3% в 1994 г. Недоимка по плате­жам в бюджет возросла в 3,6 раза по сравнению с 1994 г. Недо­имка по платежам в федеральный бюджет составила 20% от об­щего объема поступлений в федеральный бюджет.

Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, от­сутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем го­сударственного финансирования. Объем производственного ин­вестирования в 1995 г. составил 26—27% к уровню 1991 г.

В 1995 г. имела место дальнейшая децентрализация источни­ков финансирования капитальных вложений. Удельный вес бюджетных средств, направленных на финансирование капи­тальных вложений, сократился с 26% в 1994 г. до 23% в 1995 г. На долю предприятий, организаций негосударственного сектора приходилось 67% от общего объема капитальных вложений.

Несвоевременное и неполное выделение финансовых ресур­сов, недостаток собственных средств у застройщиков привели к низкому уровню выполнения федеральной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных объектов. Из 206 пусковых производственных объектов, финан­сируемых за счет средств федерального бюджета, принято в экс­плуатацию только 38.

Проведена переоценка основных фондов. Стоимость основ­ных фондов по результатам переоценки возросла в 2,7 раза. В результате проводившихся ранее переоценок стоимость основ­ных фондов возрастала: на 1 июля 1992 г. — в 18,7 раз, на 1 января 1994 г. — в 20,1 раза, на 1 января 1995 г. — в 4 раза. Таким образом, в результате четырех переоценок стоимость ос­новных фондов увеличилась в среднем в 4,3 тысяч раз, в том чис­ле стоимость фондов производственного назначения в 4 тыс. раз.

По состоянию на 1 января 1996 г. функционировало 2578 коммерческих банков и 5800 филиалов. В 1995 г. были ото­званы лицензии у 225 банков.

В 1995 г. на биржевом фондовом рынке работало 56 бирж, в том числе 23 фондовые биржи, 33 биржи, имеющие фондовые отделы (товарные, валютные, универсальные и пр.). В 1995 г. объем продаж увеличился в 8,1 раза. Основное место в общем обороте всех фондовых ценностей занимали операции с ценны­ми бумагами, а в структуре операций с ценными бумагами пре­обладали операции с облигациями органов государственной вла­сти и управления. На их долю приходилось 99,1% оборота.

О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетель­ствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. Изменение средневзвешенной ставки по однодневным межбанковским кредитам на московском рынке составило 754,1% (с 822,7% до 68,6%), средневзвешенной ставки доходности ГКО со сроком погашения до 90 дней ¾ 193,8% (с 355,8 до 162%), депозитной ставки Сбербанка РФ по срочному вкладу ¾ 55,6% (со 125,2% до 69,6%), средневзвешенной ставки по кредитам предприятиям сроком до 1 года на региональных рынках ¾ 161,4% (с 386,3 до 224,9%).

С середины 1994 г. была запрещена досрочная продажа за­крепленных в федеральной собственности пакетов акций акцио­нерных обществ, созданных в процессе приватизации, произво­дящих продукцию, товары, услуги, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.

В целях обеспечения источников покрытия дефицита федераль­ного бюджета и эффективного использования пакетов акций, нахо­дящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были прове­дены аукционы на право заключения договоров кредита, залога на­ходящихся в федеральной собственности акций и комиссии.

В 1995 г. приватизировано более 10 тыс. предприятий, а с на­чала приватизации — более 122 тыс. По итогам проведенных в конце 1995 г. аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комис­сии были реализованы пакеты акций 18 акционерных обществ, включая «Сургутнефтегаз», «Норильский никель», «ЛУКойл», «Сиданко», «ЮКОС», «Сибнефть».

В 1995 г. было создано 2770 акционерных обществ, из них 77% приходилось на предприятия, ранее находившиеся в феде­ральной и субфедеральной собственности. Из общего числа ак­ционерных обществ в 25% случаев пакеты акций были закреп­лены в государственной собственности.

Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.

В 1995 г. были приняты меры по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп в целях кон­центрации собственности в центральных компаниях.

В этом же году был принят Федеральный закон «О соглаше­ниях о разделе продукции», определивший отношения в области недропользования. и инвестиционной деятельности, установив­ший правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поис­ки, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ. Таким образом, были законодательно оформлены отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определены основные правовые условия таких соглашений.

5. 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оста­вались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевремен­ности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.

Удельный вес предприятий негосударственного сектора со­ставил на конец 1996 г. 83%. Установилась перераспределитель­ная основа структурных изменений, связанная с перетоком ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов в наиболее при­быльные отрасли предпринимательской деятельности.

Структурные изменения проходили в условиях низкой инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за 1991 — 1996 гг. сократился на 2/3. На предприятия негосудар­ственного сектора экономики приходилось 76% всех освоенных инвестиций. Удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников, составил 19% в общем объеме инвести­ций, в том числе из федерального бюджета — 9,2%. Изменилась отраслевая структура производственных инвестиций. Увеличилась доля средств, направляемых в электроэнергетику, топлив­ную промышленность, транспорт. На реконструкцию и техниче­ское перевооружение действующих предприятий использовано 47% объема инвестиций производственного назначения, доля нового строительства составила 36%, расширения действующих производств — 12%. Доля затрат на непроизводственное строи­тельство увеличилась с 31% в 1991 г. до 40% в 1996 г. Резко со­кращались расходы на развитие социально-культурной сферы.

Накопленный иностранный капитал в экономике России со­ставил на 1 января 1997 г. 13,5 млрд. долл. США, из которых 50% составляют прямые инвестиции. За 1996 г. прирост ино­странных инвестиций составил 6,5 млрд. долл. США. Из них прямые инвестиции, включая взносы в уставный капитал, зай­мы, полученные от иностранных совладельцев предприятий, составили 2,1 млрд. долл. США, торговые кредиты и банковские вклады — 4,4 млрд. долл. США. Это было связано в основном с тем, что был введен механизм привлечения иностранных инве­стиций на рынок государственных ценных бумаг. Их доля в об­щем объеме иностранных инвестиций составила 73% и увеличи­лась в 5 раз, а доля прямых инвестиций сократилась до 26,5% и возросла лишь на 11%. Портфельные инвестиции возросли в 1,5 раза. Иностранный капитал направлялся в наиболее при­быльные секторы экономики.

На долю промышленности приходилась 1/3 всех иностранных инвестиций, из них 87% — иностранные вложения в цветную, топливную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, пищевую промышленность, машиностроение.

Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций — это торго­вые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.

В 1996 г. на территории РФ действовало 16,1 тыс. совмест­ных и иностранных предприятий, годовой прирост составил 10,6%. 15% предприятий создано с участием инвесторов из госу­дарств — участников СНГ. Основная доля совместных предпри­ятий создана с инвесторами из США, Германии, Китая, Украины, Великобритании, Финляндии. Сумма уставного капитала по со­вместным и иностранным предприятиям составила на 1 января 1997 г. 23,9 трлн. руб., а доля зарубежных партнеров — 75%.

За 1996 г. совместные и иностранные предприятия экспорти­ровали товаров на сумму 5,7 млрд. долл. США, что составляет 6,6% от общего объема экспорта России. Более 50% экспорта приходилось на Великобританию, Словакию, Германию, Бело­руссию, США, Бельгию, Китай, Японию. В общем объеме экс­порта преобладают топливно-энергетические ресурсы. Экспорт топлива и нефти составил 47,5% от общего объема экспорта.

Совместные и иностранные предприятия импортировали то­варов на сумму 5,1 млрд. долл. США, что составило 11,2% от общего объема импорта России. Наибольший объем импорта приходился на Германию, США, Великобританию, Францию, Финляндию, Австрию, Китай.

В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфля­ции на фоне роста денежной массы, что было связано с увели­чением спроса на национальную валюту и уменьшением инфля­ционных ожиданий населения. Объем денежной массы по де­нежному агрегату М2 на 1 января 1997 г. составил 13,1% ВВП. Среднемесячный прирост денежной массы составил 2,4% при среднемесячном темпе инфляции 1,7%. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонен­тов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.

Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удель­ный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%.

Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора». Официальный курс доллара увеличился на 19,8% и на 1 января 1997 г. составил 5560 руб. за 1 долл. США. До 16 мая 1996г. официальный курс доллара США устанавливался Банком России по результатам торгов на ММВБ два раза в не­делю. В дальнейшем он стал объявляться ежедневно независимо от результатов торгов на ММВБ. Активно функционировал меж­банковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продол­жалась долларизация экономики. Средства предприятий, органи­заций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%.

Крупнейшим сегментом российского денежного рынка про­должал оставаться рынок государственных ценных бумаг: ГКО и ОФЗ. За год объем эмиссии ГКО увеличился в 2,8 раза, ОФЗ — в 3,3 раза. Размещение на первичном рынке ГКО увеличилось в 2,8 раза, ОФЗ — в 4,1 раза. Выручка от размещения на первич­ном рынке ГКО увеличилась в 2,7 раза, ОФЗ — в 4,2 раза. При­влечение средств в бюджет от размещения на первичном рынке ГКО увеличилось на 15,7%, ОФЗ — в 2,4 раза. Активно произ­водилось доразмещение государственных ценных бумаг на вто­ричном рынке.

В 1996 г. наблюдалось снижение доходности государственных ценных бумаг и уменьшение стоимости заимствования. Аукци­онная доходность шестимесячных ГКО снизилась с 78,9 до 32,6%, ОФЗ — с 86,6 до 37,8%. Общий размер государственного внутреннего долга по ГКО-ОФЗ составил на 1 января 1997 г. 237,1 трлн. руб. и вырос за год в три раза.

В 1996 г. финансовое положение основных отраслей эконо­мики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы при­были. Рентабельность производства, рассчитанная как отноше­ние прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции, снизилась с 29% в 1992 г. до 5% в конце 1996 г. Зна­чительно увеличилась доля убыточных предприятий. Если в 1992 г. она составляла 15%, то в конце 1996 г. — 43%.

Рост неплатежеспособности вызвал проблемы формирования оборотных средств и привел к изменениям в структуре источников пополнения оборотных средств. Если в 1992 г. пополнение оборот­ных средств происходило за счет собственных источников на 15%, кредитов и займов — на 15%, кредиторской задолженности — на 69%, то к концу 1996 г. на долю кредиторской задолженности при­ходился 91% от общей суммы используемых на эти цели средств, собственных источников — 8%, кредитов и займов — 1%.

Наряду с изменением структуры источников пополнения оборотных средств произошло сокращение ликвидных активов за счет роста дебиторской задолженности. Доля денежных средств снизилась с 14% в 1992 г. до 3% на конец 1996 г., деби­торская задолженность возросла с 45 до 52%.

Произошло снижение взаимной задолженности предприятий и возросла задолженность предприятий во внебюджетные фон­ды. Удельный вес задолженности поставщикам составил 48%, во внебюджетные фонды — 18%, в бюджет — 21%.

В 1996 г. изменилось соотношение дебиторской и кредитор­ской задолженности по отраслям. В 1995 г. в электроэнергетике и строительстве дебиторская задолженность была выше, чем кредиторская, а к концу 1996 г. все отрасли являлись потенциальными должниками. В течение 1996 г. дебиторская задолжен­ность росла более медленными темпами, чем кредиторская, что и привело к превышению кредиторской задолженности над де­биторской. В сельском хозяйстве кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,6 раза, лесной, деревообрабатываю­щей и целлюлозно-бумажной промышленности — в 1,2 раза.

В 1996 г. более активно применялся в денежном обороте век­сель. На 1 января 1996 г. в обращении находилось векселей, обеспечивающих задолженность покупателей, на сумму 3 трлн. руб., а на конец года — в 2,7 раза больше. Однако отсутствие практики учета векселей коммерческими банками и их переуче­та в ЦБ РФ негативно влияли на их обращение.

В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию рос­сийского законодательства. Была принята серия указов Прези­дента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолжен­ности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблема реструктуризации задол­женности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.

В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприяти­ям, полностью и своевременно выплачивающим текущие нало­говые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предос­тавлялась отсрочка уплаты задолженности.

Было отменено взимание пеней с задолженности предпри­ятий по налогам перед федеральным бюджетом.

Организациям, обладающим правом на выпуск облигацион­ных займов и имеющим непогашенную задолженность по обяза­тельным платежам в федеральный бюджет, предоставлялась воз­можность осуществить эмиссию облигаций, обеспеченных за­логом их имущества или обязательствами третьих лиц. Было да­но разрешение Минфину РФ принимать эти облигации в зачет части задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет с их реализацией на фондовом рынке.

В целях реструктуризации задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ была разрешена пере­дача субъектам РФ находящихся в федеральной собственности и подлежащих продаже акций акционерных обществ, образован­ных в процессе приватизации. Правительство РФ по согласова­нию с субъектами РФ проводило зачет стоимости этих акций как поступлений средств от приватизации и расходов федераль­ного бюджета по взаимным расчетам и другим передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам в объеме, установленном в федеральном бюджете.

В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля. В качестве главных при­оритетов были определены:

• контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пен­сионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финан­сирование дефицита федерального бюджета;

• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное до­вольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укрепле­нию налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии явля­лось обеспечение взимания налогов и других обязательных пла­тежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выпла­ты пенсий и социальных пособий, а также полного финансиро­вания федеральной судебной системы.

Основные задачи Комиссии: контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей; разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей в полном объеме; обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых и тамо­женных органов, а также органов налоговой полиции; контроль за своевременным и целевым использованием средств федераль­ного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

В связи с продолжавшимся спадом производства и неплате­жами на протяжении всего 1996 г. принимались меры по повы­шению собираемости налогов и своевременности выплат зара­ботной платы, пенсий, пособий.

В 1996 г. в целях обеспечения национальных интересов РФ была разработана государственная стратегия экономической безо­пасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом и ориентированная на реализацию экономических преобразований в ближайшие годы. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внут­ригосударственном, так и в международном плане.

Внешнеэкономическая направленность государственной стра­тегии заключается в эффективной реализации преимуществ ме­ждународного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные свя­зи, недопущении критической зависимости России от зарубеж­ных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах эко­номического сотрудничества.

Государственная стратегия включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономиче­ской безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических ин­тересов личности, общества и государства; определение и мони­торинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и сред­несрочную перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;

3) формирование экономической политики, институцио­нальных преобразований и необходимых механизмов, устра­няющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Выявление возможных угроз экономической безопасности и выработка мер по их предотвращению имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасно­сти, на ликвидацию которых должна быть направлена деятель­ность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социаль­ного мира и общественного согласия; относительный баланс со­циальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоения общества на узкий круг бога­тых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем бу­дущем людей; роста безработицы, что может привести к соци­альным конфликтам; задержки выплаты заработной платы, ос­тановки предприятий.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспо­собность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обраба­тывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического един­ства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; рост государственного внутреннего и внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрес­сивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении рай­онов на фоне структурных сдвигов в промышленном производст­ве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатываю­щих отраслей; нарушение производственно-технологических свя­зей между предприятиями отдельных регионов; увеличение раз­рыва в уровне производства национального дохода на душу на­селения между отдельными субъектами РФ.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная следующими факторами: ростом безработицы; сращива­нием части чиновников государственных органов с организованной преступностью; возможностью доступа криминальных структур к управлению производством и их проникновения в различные вла­стные структуры; ослаблением системы государственного контроля.

Основными причинами, вызывающими возникновение эко­номических угроз, являются неустойчивость государственных и муниципальных финансов и финансового положения предпри­ятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение ин­фляционных процессов и другие проблемы, связанные с финан­совой дестабилизацией в экономике. Предотвращение или смяг­чение последствий действий угроз экономической безопасности требует адекватной реакции на факторы, подрывающие устойчи­вость социально-экономической системы государства.

Важнейшими требованиями экономической безопасности явля­ются:

1) сохранение государственного контроля над стратегиче­скими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, которые могут причинить ущерб национальным интересам России;

2) устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финан­совых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банков­ской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием рос­сийского финансового рынка, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности;

3) рациональная структура внешней торговли, обеспечиваю­щая доступ отечественных товаров перерабатывающей промыш­ленности на внешний рынок, минимизация уровня удовлетво­рения внутренних потребностей за счет импорта, обеспечение приоритета экономических отношений со странами ближнего зарубежья;

4) поддержание научного потенциала страны и сохранение стратегически важных направлений научно-технического про­гресса;

5) сохранение единого экономического пространства и функционирование единого общероссийского рынка или интег­рированной системы региональных рынков с учетом их произ­водственной специализации;

6) создание экономических и правовых условий, исключаю­щих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.

Для реализации государственной стратегии разрабатываются количественные и качественные параметры состояния экономи­ки, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

• динамику и структуру ВВП, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональ­ную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т.п.;

• состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

• способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

• качество жизни населения: валовой внутренний продукт на душу населения, уровень безработицы и дифферен­циации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окру­жающей среды.

6. В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.

Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муни­ципализация, а также политика ликвидации «перекрестного суб­сидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий по­требителей.

Основное содержание государственного финансового регули­рования в 1997 г. — ремонетизация экономики, подготовка и на­чало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономиче­ской сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вы­теснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства.

В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложе­ние. Удалось несколько ограничить масштабы внутренних за­имствований и использовать как альтернативу внешние заим­ствования. Значительное отставание в исполнении бюджета привело к необходимости его фактического секвестирования, несмотря на то, что закон о секвестре бюджета принят не был. Продолжилась реструктуризация долгов предприятий. Были приняты нормативные акты, регулирующие управление госу­дарственными пакетами акций. Произошел значительный рост иностранных портфельных инвестиций и курсовой стоимости акций российских предприятий. Проводились денежная прива­тизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механиз­мы ценообразования, снижались масштабы перекрестного суб­сидирования.

7. Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирова­ния становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Однако решение этих задач осложняется имеющимися диспропорциями в денежно-кредитной и финансовой сферах, низким уровнем внутреннего спроса, предъявляемого как со стороны государства, так и со стороны домашних хозяйств и частного сектора.

Важнейшая задача на ближайшие годы — дальнейшее сни­жение дефицита государственного бюджета. Эту проблему пред­полагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяй­ства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а сле­довательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджет­ной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также за­дача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. — 5,0%.

Важным условием стабильного роста экономики является доступность кредитных ресурсов для участников рынка. Для этого необходимо снижение стоимости заимствований. Это мо­жет быть достигнуто за счет: сокращения бюджетного дефицита, оказывающего стабилизирующее воздействие на финансовые рынки; при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...