Эстетическая программа и литературная деятельность декабристов.
Тема прошлого · 1816 Глинка: долг ист-ка – сохранить для потомков память о подвигах их предков, тогда те тоже станут Áми → ≈ тв-во лит-ра. Они создают те самые ☺ бардов и баянов, воспевающих подвиги предков для воспитания след поколений → ист. тема важна для Г. в силу своих дидакт-х возм-тей. · ≈ Бестужев, ←сб-к Рыла «Думы»:JР-а в цели его kтв-ва – восп-ть Áич-е в людях, показывая доблесть их предков. 123 и-я для д-в важна а как арсенал назидат-х ех-в. Она рассм-ся с позиций интересов сегодня → исторические аллюзии, намеки. >дек-х событий А.И. Од-й ¶ балладу «Неведомая странница»: о поражении, кот потерпели новг-цы в r с М и изгнанные нов-цы, борцы за свободу, покидают свой г, переходят Волхов и встречают там Св. Софию, покров-ца Н-да. Она ð, что их дело ♂. Но видно, что Бестужев имеет в виду не нов-цев, а себя и своих соратников, свое дело. · ≈ и k Катенина «Мстислав М-вич». 1ое r русских с монг-тат-ми, 1е ô. Мст-в ð о наступл-и эпохи рабства, которая, тем не менее, закончится. Здесь близкий конец эпохи рабства – это конец, кот наступит сейчас, в со¹ти. Рассмотрение ист темы с позы со¹ти → часты анахронизмы разного рода, разного масштаба. 1. 1 В думе Рыла «Олег вещий» Á к вратам Византии прибивает щит с гербом Р →не было, и Р. знал→важна как эффектная подробность, к ист. правде не стремится. 2. 2 к10х годов Глинка работает над Ŕ «Зиновий Богдан Хмельницкий» или «Освобожденная Малороссия». Юный Хмельницкий беседует с крымским ханом. Не достоверно с ист-й סּ, -неподходящего собес-ка выбирает Á Г. для таких разговоров. Но для Г. все это не важно. История -декорации. 3. 3 Отступл-я и от псих. истины ех:–дума Рыла «Ольга при могиле Игоря». Приводит на могилу сына Святослава и ðИ. стал жертвой своего корыстолюбия. Обвинение > о мужа и опр-е противников?
4. 4 Дм Донской: накануне rДм. обращается к соратникам: «Летим и возвратим народу залог блаженства чуждых стран, святую праотцев свободу и древние η граждан.» Д. ðо Пск-й и Новг-й респ-х. Но он сам монарх, а не респ-нец, поэтому эти суждения для него не уместны. «Залог блаженства» - конституция (нет в Р). → все Á (“+”Áи) – это выразители х ¡. 123в ист теме дек-ты оказ-сь далее всего ром литры. Искл: альманах Корниловича «Русская старина» +25- очерки, о петр-й эпохе, в кот стран-ти быта, нравов, поведения людей того ¹. Нац. тема. В нац теме дек-ты близки ром-м: за эмансипацию русской К. Это для них не только Ë лит-я Ú, но и бытовая. Нужно и в жизни быть русскими. (Монологи Чацкого о русском платье-¡ возвращения к р. нац. костюму). У Рыла «русские завтраки» Программная ст. Кюхли «О напр-нии нашей поэзии, особенно лир-й в последнее 10летие»: эпоха франц К влияния → нем – нужно избавляться и от него. Р, кот самост-на в π-м и β-м отношении дб сам-й и в области К. Для д-в хар-н интерес к фольклору, пытаются перенести в тв-во особ-ти нар-й поэзии. Ех: k Катенина «М-в Мстиславич», где используется и ☺ть и ритм-е ходы, хар-е для фольклора. Для >ва д-в исконная черта русского х-ра-вольнолюбие, тк: 1 им хочется, чтобы так было 2 недавний ист опыт β 1812 3 события русской ист-и 3 древн-ми формами госу образ-й в были Пск-я и Новг-я респ-ки, т.е. респу-я форма правл-я естественная, а монархия- насил-я. ·диалог оптимиста Рыла с песс-м Батеньковым. Р.: исконном свободолюбии русских. Б.: если русский чел будет освобожден, то при появлении 1го же кн покорится ему. 123Трактовка нац темы для д-в- ярко выраж-й π-й х-р. ·Во многих µ отделение русских от нерусских по принципу свободолюбец, тиран или слуга тирана. Рыло и Бестужев:→ царь -πй противник→ не наш. В.Ф. Раевский: тюремщики- чуждое племя→нерусские. ·
Наиб ярко эта ¡- k Кюхли «На > Чернова»: кто 9 свободу – тот и русский. Романтизм Жуковского: элегии. «Сельское кладбище» 1802, «Вестник Европы» · перевод «Элегии, написанной на с. кл.» Грея · средство выразить свои мысли и настроения · начинается хар-ным для эпохи чувствительным пейзажем похоронены простые люди → раздумья принимают соц. окраску: 1. равенство перед смертью 2. скромный, но полезный труд 3. условия жизни лишили их возможности проявить свои дары сердца и ума или совершить подвиг · финал – возникает ☺ сентиментального поэта, друга почивших «Вечер» 1807, «Вестник Европы» начинается лирической картиной вечера природа вызывает эмоциональный отклик + рождает мечты, воспоминания, мысли
קּ / класс-м 1. единые правила прекрасного, разграничение лит Iв по композиции и стилю Þ кл-м 2. индивид. понимание прекрасного, нов. Iы, эмоц-й стильÞ קּ Особ-ти קּма 1. Влияние не англ. байроновского קּма, а немецк. – Гёте, Шиллер Þ не соц, а φ. 2. Лиризм, его предмет не видимые явления, а неуловимые переживания души – история души, её веяний, мечтаний, дум → мир человека, не удовлетворённого Úю, очарованного красотой природы, Y, дружбы, воспоминаниями о счастье. 3. Пейзаж – субъективный, переживание, «пейзаж души» 4. ♫-ть и мелод-ть стиха, кот. унаследовали Асп, Мюл, Блок. 5. Iы элегия (передача ⊄ переживаний) / баллада I Темы –феодальное средневековье, народн. Предания, фантастика. II Ş – не главное, все приобретают лир содержание. III J не имеют самост. значения, они отражают настроения самого поэта → поэтизация власти духа над обстоятельствами жизни.
Романтизм Жуковского: баллады. фольклорный O, с 19 в – лит-й · сюжетное k о сверхъестественном событии · лиро-эпическое µ, эпос – содержание, лиризм – манера изображения · всего написал 39 баллад деление по темам: 1. русские 2. з -европ-е 3. античные Людмила 1808 · подзаголовок «русская баллада» · примечание – подражание Бюргеровой Леноре перевод, но придает русские черты: 1. имя героини 2. исторические черты (рать славян, дружина, Нарва)
3. народнопоэтические выражения (борзый конь, ветер буйный) тема любви и смерти (не соединение, а безнадежность). Не верит в соединение → соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти к гибели привело отчаяние концовка – дидактический хар-р. Эл-т мотивированности → реалитич. чуток Светлана 1813 та же фабула, но дальше уходит от оригинала, > примет русской жизни · напечатано в «Вестнике Европы», стала еще популярнее Людмилы · → Татьяна АСП · черты народности – бытовая сцена гадания девушек · перенесение действия в условия быта → отказ от мистики → сон · Светлана, в отличие от Людмилы, не возроптала на провидение → обрела счастье · Жук верит с вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом. Здесь любовь торжествует над смертью. Кассандра 1809 тема «горя от ума» и «счастья от незнания»: «лишь незнанье – жизнь прямая, знанье – смерть прямая нам». +Замок Смольгольм Горе от ума» Отражает динамику лит процесса – связана с традициями предшествующей эпохи, но она существенно эти традиции трансформирует. Тема ума – важна для литературы эпохи рационализма (18 век), с её высокими представлениями о возможностях ума, о силе просвещения → в литре и философской мысли той поры часто возникают ~ разума и глупости, образованности и невежества. 1. Ќ Фонвизина «Недоросль» - персонажи делятся, противопоставляются по этому принципу. · -главный ~ 1. письмо к Катенину план прост - девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку. Этот человек оказывается в противоречии с окружающим обществом. 2. Михаил Дмитриев: Гриб хотел представить умного и образ-го чела, кот. не нравится необр-м. 123 на деле в Ќ понятия ума и глупости сложны. франц. φф Гельвеций «Трактат об уме» 1758 Есть сходства. Ум - совокупность новых интересных для людей идей. Г. - относительность понятия ума. У Гриба - каждый чел называет умом привычку к идеям, которые ему полезны (Фамусов). Если умный человек станет расточать свой ум в различных кругах людей, он будет считаться то сумасшедшим, то мудрым, то приятным, то тупым, то остроумным (Чацкий). Здравый смысл - согласие с тем, что признается глупцами, а чел, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается сумасшедшим.
В «Горе от ума» мы встречаем не только ум, но и антологию глупости, галерею глупцов. глупость: 1. консерватизм, т.е. неспособность к восприятию нового (Фамусов) 2. механическое повторение умных вещей (Репетилов) 3. неадекватное восприятие действительности. Для людей 18, начала 19 века классич. типом глупца – Дон Кихот. Роман Сервантеса - изображение дурака. (Ч.) 123 понятие ума не всеобъемлющее, человек умный в одних отношениях, может оказываться неразумных в других – первое проявление новизны в «Горе от ума». С סּ чела просвещения ум – это сила всепобеждающая. На этом фоне 1-е название «Горе уму» - вызов идеям эпохи просвещения. У Фонвизина все заканчивается победой умных и образованных.→ поражение Ч. Последний его монолог демонстрирует его растерянность: «не образумлюсь, виноват», его речь приобретает отрывчатый и несвязный характер, хотя раньше он «говорит, как пишет». Заключительная реплика Фамусова, сама по себе комичная, но в контексте произведения подчеркивает трагизм монолога главного героя. Она подтверждает, что его убеждения остаются незыблемыми. Как он прежде ориентировался на общественное мнение, так и теперь он думает только об этом. Гончаров, «Мильон терзаний»: мир не останется таким, каким его застал Ч., потом все будет иначе. Но это некорректно, т.к. это домыслы. Были попытки продолжения «Гоу» - «Возвращение Ч. в М». 123 есть и связь и отличия. В драматургии 18 века существует незыблемое правило трех единств: 1. действия – 1 ~через все µ. 2. места и ¹ связано с представлением о правде в искусстве. П. в и.-ве – ¹ д.б. подобно реальному. В "Гоу" присутствуют → верен. 3. действия – есть 2 ~ – 9 и общественно- π -й, но они почти совпадают. Для литературы, предшествующей Грибоедову характерен определенный принцип изображения героев (изображается только одна основная черта героя). Это может быть: 1. псих. св-во 2. проф. черта (ученый – педант, военный – человек недалекий) 3. у второстеп-х персонажей мб выделено физ св-во (кн. Тугоуховский, Хрюмины, Скалозуб). У Гриба: 1. имена → нарицат., сам Гриб подсказывает: «в нем Загорецкий не умрет», «Молчалины блаженствуют на свете». Это типы – воплощения какого-то св-ва. 2. традиц-е Ќ-е амплуа (Лиза – хитроумная служанка, Софья – изобретательная влюбленная, Фамусов – обманутый отец, Чацкий – резонер, Молчалин – лицемер, Скалозуб – «хвастливый капитан»).
3. Интрига Грибоедова – сталкиваются 2 чела, котборются за девушку. Лицемер, пылкий влюбленный и выгодный вариант – полный набор. 4. сложность персонажей ← сценич. интерпретации – Товстоногов: М. противник Ч, =. 5. традиц. амплуа, но 1 персонаж – несколько → реально. Софья +клеветница, Скалозуб +педант, М. лицемер, но не использует чувства С., Ч. +пылкий влюбленный, и докучливый ухажер. Но ощущается единая псих. основа. 6. 1831 Киреевский: молодой и горячий→пылко любит→ не догоняет монологи Ч: 1. Со¹, в т.ч. - неуместны. Зачем метать бисер перед свиньями? – глупо 2. но это худож-я условность, иначе Ќ бы не состоялась 3. Бел. - зачем перед достойными. → сложн. картины жизни, сложн. чел-х ☺ → проявляется стремление к жизниподобию. 123 есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции. Новизна развитие интриги. Шкловский: круг предметов и героев в литературе неизменен, а изменчивы отношения между ними. Все герои на месте, но героиня выбирает не того. Это неразумный выбор. 1. Софья выбирает М. т.к.: · заблуждается → тема неверного представления об отношениях (Ч) связана и с С. · обида на Ч → выбор противоположные чела · лит вкусы С. - сентиментализма: простой, достойный чел · независимость хар-ра, т.к. выбор, кот. не принят · проявляется и ее связь с окружающем миром. Москва – женское царство 2. Реальная жизнь не попадает под лит. схемы. чистоты O – правило в литре раньше → нет, т.к.: 1. смешаны разные виды Ќ: · Ќ положений (смешные ситуации) · Ќ хар-в (сатир-я портретная галерея, различные носители пороков) · высок. идеологич-я Ќ. 1-начально - Ď для чтения → > условности→ монологи Ч. – лиризм. 2. есть приметы Ť-го ~. Ч сталкивается с силой, победить кот. невозможно→борьба →ô 123 приметы разных O → сложность освещения жизни → реалистич. µ Но это реализм на ранней стадии своего развития, это «просветительский реализм», т.к.: 1. возникает как особый род в эпоху просвещения 2. методы этой эпохи актуальны для Гриба Сходство "Горе от ума" с романтизмом Íт.к.: 1. для ром-ма важна тема безумия, но Ч не способен воспринимать жизнь 2. ~ героя и толпы – типичный ром., но он хар-н не только для ром-ма + здесь совсем не ром-й 3. мотив бегства → лишь в финале, не главное действие 4. тема «горя от ума» и «счастья от незнания» у Жука балл. «Касандра»: «лишь незнанье – жизнь прямая, знанье – > прямая нам». Но у Грибоедова другой хар-р освещения этой темы 123 Гриб не вступает в какие-то отношения с ром-м.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|