Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности бюджетов субъектов РФ




Рассмотрим особенности бюджетов субъектов РФ, относя­щихся к различным классификационным группам по формиро­ванию бюджетов.

1. Архангельская область относится ко второй классификаци­онной группе. На 1997 г. областной бюджет по доходам был ут­вержден в сумме 1395,7 млрд. руб., по расходам — 1465,7 млрд. руб. и с предельным размером дефицита 70 млрд. руб.

Источниками покрытия дефицита областного бюджета были определены: выпуск простых расчетных векселей администра­ции области; ссуды из федерального бюджета, кредиты банков; доходы от выпуска областных налоговых обязательств.

На покрытие дефицита областного бюджета предусматрива­лось направить по каждому из источников покрытия не более 50% от общей суммы дефицита.

В областном бюджете консолидированы средства территори­ального дорожного фонда и экологического фонда.

Зачисление налогов в бюджет области предусматривалось по следующим ставкам:

• налог на прибыль предприятий и организаций — 22%;

• налог на прибыль предприятий и организаций, налог на при­быль бирж, брокерских контор, банков и иных кредитных орга­низаций, страховщиков — 30%;

• налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката ви­део- и аудиокассет, а также от записи на них — 70%;

• налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса— 90%;

• налог на имущество предприятий лесной, деревообрабатываю­щей и целлюлозно-бумажной промышленности, объемы произ­водства по основным видам деятельности которых составляют не менее 70% — 0,6%;

• налог на имущество предприятий по остальным отраслям и ви­дам деятельности — 1,2%;

• единый налог для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения;

• от валовой выручки (дохода) — 6,67%.

Годовая стоимость патента для малых предприятий, приме­няющих упрощенную систему налогообложения, — сорок ми­нимальных размеров оплаты труда.

В областном бюджете учитывались:

 

Доходы млн. руб.
Налог на прибыль  
Транспортный налог  
Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц  
Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, и услуги  
Акцизы  
Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства  
Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлив и оптовую реализацию алкогольной продукции  
Налог на имущество  
Плата за недра  
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы  
Поступления сумм от централизации земельного налога  
Поступления от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности  
Прочие неналоговые доходы  
Возврат бюджетных ссуд  
Поступления в областной фонд финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности  
Финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ  
Поступления в валютный фонд администрации области  
Территориальный дорожный фонд  
Экологический фонд  
Расходы млн. руб.
Государственное управление  
Мобилизационные мощности  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности  
Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса  
Промышленность, энергетика и строительство  
Сельское хозяйство и рыболовство  
Охрана окружающей среды  
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика  
Расходы на реализацию законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ»  
Областной фонд развития и поддержки малого предпринимательства  
Жилищно-коммунальное хозяйство  
Мобилизационная подготовка и гражданская оборона  
Образование  
Культура и искусство  
Средства массовой информации  
Здравоохранение  
Физическая культура и спорт  
Социальная политика  
Обслуживание государственного долга  
В том числе: Долг территориального отделения фонда обязательного медицинского страхования    
Прочие расходы  
В том числе: Целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов  
Областной фонд финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности  
Финансовая помощь бюджетам городов и районов на реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной поддержке инвалидов в РФ»  
Расходы валютного фонда  
Итого бюджет текущих расходов  
Промышленность, энергетика и строительство  
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика  
Итого бюджет развития  
Всего по бюджету  
Кроме того, расходы целевых бюджетных фондов Из них: Территориальный дорожный фонд    
Экологический фонд  

 

В соответствии с законом об областном бюджете целевой бюджетный фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет 16,286% от фактических поступлений финансовой помощи из федерального бюджета, за исключением сумм, направляемых бюджетам городов и районов в виде финансовой помощи.

В целях обеспечения защиты интересов областного бюджета и полноты мобилизации в нем финансовых ресурсов администра­ция области в случаях нарушения отдельными регионами области установленного порядка зачисления налогов и других доходов и областной бюджет применяет к ним следующие санкции: приос­танавливает финансирование из областного бюджета областных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих районов и городов области, а также передачу средств по взаимным расчетам, трансфертам, бюджетным ссудам и кредитам; регулирует с учетом объемов незаконно оставляе­мых в бюджетах районов и городов налогов и других доходов об­ластного бюджета размеры предоставляемых им кредитных ресурсов, взаимных расчетов, трансфертов, дотаций и компенсаций.

К защищенным статьям текущих расходов областного бюд­жета отнесены: заработная плата с учетом взносов в государст­венные внебюджетные фонды, компенсационные выплаты семь­ям с детьми, питание, медикаменты, стипендии учащимся сред­них специальных учебных заведений.

При снижении поступлений доходов в областной бюджет в сравнении с утвержденными законом размерами более чем на 10% и при обоснованном прогнозе их дальнейшего снижения администрация области принимает решение о введении секвест­ра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер се­квестра, а также период времени, на который он вводится, и уведомляет об этом областное собрание депутатов. По защищенным статьям расходов ассигнования при секвестре не со­кращаются. Сокращение ассигнований по незащищенным стать­ям расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, статей и видов расходов.

Главе администрации области дано право привлекать в тече­ние года кредитные ресурсы в сумме не более 100 млрд. руб. в кредитных организациях РФ для погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных организаций.

2. Алтайский край относится к третьей группе представлен­ной выше классификации субъектов РФ. В крае низка налогооблагаемая база.

Объем доходов консолидированного бюджета 1997 г. с учетом походов, передаваемых из федерального бюджета, составлял 5837,4 млрд. руб., в том числе: собственные доходы — 2894,7 млрд. руб., трансферт — 2413,4 млрд. руб., трансферт 1995 г. — 120 млрд. руб., средства из федерального бюджета по взаимным расчетам — 95,3 млрд. руб., другие источники — 114 млрд. руб.

Общая потребность в расходах консолидированного бюджета определена в сумме 10643,0 млрд. руб., в том числе минимальный бюджет — 8566,7 млрд. руб., переходящая задолженность по фи­нансированию за 1996 г. — 1774,2 млрд. руб., в том числе по зара­ботной плате работникам социальной сферы — 334,0 млрд. руб.

Дефицит консолидированного бюджета — 4805,7 млрд. руб.

В сумму трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ не включена потребность региона на финансирование капитальных вложений, лишь частично преду­смотрено возмещение средств на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, социальные пособия и компен­сационные выплаты детям, на содержание объектов жилья, газо­вого хозяйства и социальной сферы, принятых в муниципаль­ную собственность.

Доходы краевого бюджета составляли 3613,1 млрд. руб., в том числе собственные доходы — 670,4 млрд. руб., или 18,6%, расходы краевого бюджета — 3892,4 млрд. руб., дефицит 279,4 млрд. руб. Собственные доходы обеспечивают покрытие расходов в крае на 17,2%. На капитальные вложения предусматривалось направить 600 млрд. руб.

Органам местного самоуправления предоставлялось право осуществлять ежемесячно эмиссию векселей до 20% месячных доходов городов и районов на общую сумму 300,0 млрд. руб. и привлечение кредитных ресурсов на сумму 250,0 млрд. руб. Это в значительной степени увеличивает нагрузку на бюджет, так как приводит к непроизводительным расходам на уплату про­центов.

В краевом бюджете выделялся резервный фонд, средства ко­торого направлялись на следующие цели:

• финансовую помощь городам, районам и отдельным гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и от последствий других чрезвычайных ситуаций;

• финансовую помощь отдельным гражданам, оказавшимся в затруднительном материальном положении;

• поддержание деятельности отраслей социальной сферы и сферу жизнеобеспечения населения края;

• материальное стимулирование и материальную помощь организациям и лицам, внесшим особый вклад в социально экономическое развитие края;

• повышение квалификации работников органов управления финансирование исследований по развитию края;

• оказание помощи правоохранительным органам, воинским частям, учреждениям и организациям, находящимся на финансировании из федерального бюджета.

Расходование средств фонда производится по распоряжению главы администрации края.

Рассмотренный пример дотационного бюджета субъекта свидетельствует о высокой роли федерального бюджета в жизнеобеспечении и социально-экономическом развитии региона.

3. Калининградская область относится к третьей группе классификационной схемы.

На 1997 г. областной бюджет по расходам утвержден в сумме 1038,6 млрд. руб. Собственные доходы запланированы в сумме 608,7 млрд. руб., что составляет 58,6% от суммы расходов, трансферты из федерального бюджета — в сумме 266,0 млрд. руб. Предельный размер дефицита областного бюджета установлен на 1997 г. в сумме 163,9 млрд. руб., или 23,6% к объему доходов, с учетом трансферта из федерального бюджета.

На покрытие дефицита областного бюджета направлялись средства в виде финансовых и инвестиционных кредитов от вы­пуска областного займа в сумме 100 млрд. руб. и привлечения кредитных ресурсов внебюджетных фондов, банков и других ис­точников 63,9 млрд. руб. При высоких рыночных ставках про­цента за кредит это значительно увеличивало расходы на обслуживание привлеченных ресурсов.

Доля отчислений средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых района­ми в областной бюджет, устанавливалась в размере 10% для на­правления их на финансирование централизованно выполняе­мых областью работ: по землеустройству, ведению земельного кадастра, охране земель и повышению плодородия почв.

В областном бюджете поступления доходов по источникам были запланированы в следующих суммах (млрд. руб.):

 

I. Налоговые доходы — всего 370,8
В том числе:  
Налог на добавленную стоимость 192,0
Акцизы 37,0
Прочие сборы 1,8
Налог на имущество предприятий 109,3
Платежи за использование природных ресурсов 30,8
Средства земельного налога, аккумулируемые в областной бюджет 18,6
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 2,8
II. Неналоговые доходы – всего 58,8
Из них:  
Доходы от сдачи в аренду государственного имущества 3,9
Доходы от приватизации предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности 2,5
Административные штрафы и санкции 1,2
Прочие неналоговые доходы, включая поступления от конвертации валюты 51,2
III. Средства из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ 266,0
IV. Доходы целевых бюджетных фондов - всего 179,1
В том числе:  
Доходы территориального дорожного фонда 179,1

 

В случае нецелевого использования предприятиями и орга­низациями средств областного и федерального бюджетов, пре­доставленных на безвозвратной и возвратной основе, несвоевре­менного возврата бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также просрочки уплаты процентов за их использование предусмотрено взимание штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ.

Функциональная структура расходов областного бюджета ни 1997 г. утверждена в следующих суммах (млрд. руб.):

 

Государственное управление 28,9
Национальная оборона 0,8
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 32,1
Промышленность, энергетика и строительство 16,6
Сельское хозяйство и рыболовство 108,1
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 1,1
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 0,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 40,0
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 3,0
Образование 40,0
Культура и искусство 17,7
Здравоохранение и физическая культура 111,3
Социальная политика 56,3
Прочие расходы 404,0
В том числе:  
Фонд непредвиденных расходов 8,7
Резервный фонд по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 3,5
Дотация бюджетам муниципальных образований 390,0
Расходы целевых бюджетных фондов 179,1
В том числе:  
Расходы территориального дорожного фонда 179,1

 

Из областного бюджета предусмотрено выделение бюджетам муниципальных образований для финансирования расходов, на обеспеченных собственными финансовыми ресурсами, дотации в размере 390,0 млрд. руб.

К защищенным текущим расходам областного бюджета на 1997 г., подлежащим финансированию в полном объеме, отнесены: заработная плата (денежное довольствие) с учетом взносом на социальное страхование и отчислений в Государственный фонд занятости населения РФ, питание (продовольственное обеспечение), стипендии, государственные пособия, другие социальные компенсационные выплаты населению, приобретение медикаментов и перевязочных средств.

4. Расходы бюджета Новосибирской области на 1997 г. соста­вили 4066,9 млрд. руб., исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3206,4 млрд. руб.

Предельный размер дефицита областного бюджета установ­лен на 1997 г. в сумме 860,4 млрд. руб., что составляло 21,2% от суммы расходов бюджета. При этом предельный размер заимствований администрации области не должен превышать 15% объ­ема расходов областного бюджета.

Доходы и расходы областного бюджета были утверждены в следующих суммах (млрд. руб.):

 

Доходы  
Налоги 2316,6
В том числе:  
Налог на прибыль предприятий и организаций 947,5
Подоходный налог с физических лиц 156,7
Налог на добавленную стоимость 511,2
Акцизы 150,9
Лицензионные и регистрационные сборы 10,0
Налог на совокупный доход 0,9
Налог на имущество 482,8
Платежи за использование природных ресурсов 56,6
Прочие 130,5
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности 2,1
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности 6,6
Доходы от реализации государственных запасов 100,0
Административные платежи и сборы 7,0
Штрафные санкции, возмещение ущерба 3,4
Прочие неналоговые доходы 11,3
Поступления от бюджетов других уровней 814,2
В том числе:  
Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным расчетам на содержание ведомственного жилья и социальной сферы 143,0
Трансферты 671,2
Укрепление материально-технической базы государственной налоговой службы и налоговой полиции 54,8
В с е г о доходов 3206,4
Расходы Всего Защищенные Приоритетные
Государственное управление и местное самоуправление 84,1 50,5  
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 34,8   34,8
Промышленность, энергетика и строительная индустрия 292,8   267,0
Сельское хозяйство и рыболовство 417,7 1,5 131,5
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология 16,4 0,6  
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 105,4    
Развитие рыночной инфраструктуры 9,0    
Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство 85,1    
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 9,3 4,9  
Образование 217,1 62,9 217,1
Кинематография 117,4 46,8 117,4
Средства массовой информации 18,2   18,2
Здравоохранение и физкультура 488,5 161,9 488,5
Социальная политика 440,2 282,1 440,2
Обслуживание и погашение государственного долга 63,5 63,5  
Прочие расходы 1380,3 100,3  
В том числе:      
Финансовая помощь бюджетам городов и районов области 1256,5    
И т о г о расходов 3923,9 854,2 1714,7
Средства, передаваемые городам и районам на содержание объектов ведомственного жилья. Социальной сферы, переданных в муниципальную собственность 143,0    
В с е г о расходов 4066,9 854,2 1714,7

При снижении поступлений в областной бюджет по сравнению с утвержденными в нем размерами более чем на 30% и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений администрация принимает решение о введении секвестра на утвержденные бюджетные расходы, определяет размер секвестра и период времени, на который он вводится.

Источниками покрытия дефицита областного бюджета явля­ются:

 

Всего источников внутреннего финансирования 550,0
Краткосрочные областные долговые обязательства 200,0
Получение кредитов 400,0
Погашение основной суммы задолженности 200,0
Векселя Управления финансов и налоговой политики администрации области 200,0
Получение кредитов 400,0
Погашение основной суммы задолженности 200,0
Прочие внутренние заимствования (ссуды) 150,0
Получение кредитов 238,0
Погашение основной суммы задолженности 88,0

 

Наряду с регионами, получающими финансовую помощь из федерального бюджета в форме трансфертов, группа субъектов РФ относится к регионам-донорам. Однако это не означает, что такие субъекты РФ не получают средств из федерального бюд­жета. Например, Москва получает такую помощь в виде субвен­ций на выполнение функций столицы. Другие регионы получа­ют средства из федерального бюджета в рамках целевых феде­ральных программ. Таким образом, все субъекты Федерации в той или иной мере зависят от федерального бюджета.

5. Финансовые ресурсы города Москвы включают в себя средства бюджета города, средства внебюджетных и валютного фондов города, другие финансовые активы. Дотации и субвен­ции из федерального бюджета, заемные средства включаются в бюджет города.

Субвенции из федерального бюджета на осуществление го­родом Москвой функций столицы Российской Федерации выде­ляются отдельной строкой в федеральном бюджете и бюджете города.

Москва имеет единый бюджет города, который утверждается законом города. Бюджет города является самостоятельным и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом Думы определять направления и порядок их использова­ния и расходования.

Доходы бюджета формируются в соответствии с законодательством РФ и законодательством города Москвы. Расходы бюджета подразделяются на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в бюджет текущих расходов — все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

В бюджете города предусматривается резервный фонд, который используется городской администрацией для финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании резервного фонда включается в отчет об исполнении бюджета.

На территории Москвы проводится единая налоговая политика. Дума по представлению мэра законами города устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, порядок предоставления льгот по ним, а также по фе­деральным налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством.

По представлению мэра Дума принимает решения об обра­зовании внебюджетных и валютного фондов города, утверждает положения о каждом из них, заслушивает отчеты об использовании фондов.

Внебюджетные фонды города представляет собой сумму денежных средств целевого назначения, не зачисляемых в соответствии с законодательством в доходы федерального бюджета РФ и городского бюджета.

Валютный фонд города — сумма денежных средств в иностранной валюте, используемых для расчетов с иностранными партнерами.

Управление фондами на основе утвержденных положений осуществляют правительство Москвы и другие органы городской администрации. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют городская администрация и Дума.

В бюджете города выделяются средства для районов города. Финансовые ресурсы районов могут включать в себя также сред­ства внебюджетных фондов, заемные и другие средства.

Дума по представлению мэра принимает отдельно по каждо­му району решение о формировании бюджета района с передачей ему прав на самостоятельный сбор и использование части городских налогов, пошлин, сборов, штрафов и других плате­жей. Контроль за выделением и поступлением средств в районные бюджеты и их целевым использованием Дума осуществляет через Контрольно-счетную палату и городскую администрацию.

В качестве примера рассмотрим бюджет региона-донора г. Москвы на 1997 г. Доходы и расходы бюджета по доходам и расходам установлены в сумме 44347,5 млрд. руб.

В качестве дополнительных источников финансирования предусматривались заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Предельный размер заимствований установлен в сумме 11300,0 млрд. руб., в том числе — предельный размер внешних заимствований в сумме 1500 млн. долл. США.

Налоговое кредитование организаций, предприятий и других субъектов, находящихся на территории г. Москвы, осуществля­ется в пределах сумм увеличения доходов бюджета города за счет сокращения числа действующих налоговых льгот, размер кото­рых утверждается отдельным законом.

Поступления доходов по основным источникам предусмотре­ны в следующих суммах (млрд. руб.):

 

I. Налоговые доходы 37803,6
В том числе:  
Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала 22454,7
Из них:  
Налог на прибыль 13034,6
Подоходный налог с физических лиц 9420,1
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда 953,0
Из них:  
Транспортный налог 496,8
Сбор на нужды образовательных учреждений 456,2
Налоги на товары и услуги 5515,2
Из них:  
Налог на добавленную стоимость 4847,2
акцизы 549,6
Лицензионный сбор за оптовую продажу алкогольной продукции 20,4
Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками и пивом 41,1
Прочие лицензионные сборы 56,8
Налоги на имущество 2644,2
Платежи за пользование природными ресурсами 921,6
Прочие налоги 5314,9
Из них:  
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы 5074,7
II. Неналоговые доходы 4143,9
В том числе:  
Доходы от государственной собственности 1175,8
Доходы от продажи принадлежащего государству имущества 811,5
Административные платежи 11,6
Штрафные санкции 43,3
Прочие неналоговые доходы 2101,7
Из них:  
Поступления из внебюджетного жилищного инвестиционного фонда от коммерческой продажи жилья на формирование целевого бюджетного фонда строительства муниципального (бесплатного) жилья 1358,1
III. Безвозмездные перечисления 2400,0
В том числе:  
Субвенции 2400,0
В с е г о доходов 44347,5

Расходы бюджета города по разделам функциональной клас­сификации определены в следующих суммах (млрд. руб.):

 

Государственное управление и местное самоуправление 832,6
Судебная власть 4,4
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 1307,8
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 310,1
Промышленность, энергетика и строительство 332,1
Сельское хозяйство и рыболовство 551,9
Охрана окружающей природной среды 698,3
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 3250,5
Развитие рыночной инфраструктуры 241,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 15844,8
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий 48,4
Образование 6066,9
Культура и искусство 1692,0
Средства массовой информации 134,0
Здравоохранение и физическая культура 7456,9
Социальная политика 3675,0
Прочие расходы 1900,0
В с е г о расходов 44347,5

 

К защищенным статьям текущих расходов, подлежащим приоритетному финансированию, относятся: оплата труда и начис­ления на нее; оплата санитарных транспортных услуг; бесплат­ные детские молочные смеси; бесплатное зубопротезирование; приобретение медикаментов и перевязочных средств; стипендии; приобретение продуктов и их доставка; выплата пенсий и пособий; другие социальные выплаты населению.

В расходной части бюджета города особое место занимает бюджет развития. Его размер установлен в сумме 10182,8 млрд. руб. Бюджет текущих расходов составлял 34164,6 млрд. руб.

Все субвенции, поступающие из федерального бюджета на выполнение столичных функций, направляются на финансиро­вание капитальных вложений.

В связи со сложным финансовым положением предприятий возникает необходимость предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. В части, за­числяемой в бюджет города, взимается плата в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Такой поря­док применяется по отношению к предприятиям, неплатежеспособность которых связана с недофинансированием из бюджета города только в части сумм, превышающих фактический объем недофинансирования из бюджета города.

В бюджете города предусмотрен целевой фонд финансирования строительства муниципального (бесплатного) жилья за счет поступ­лений из внебюджетного жилищно-инвестиционного фонда.

Правительству Москвы предоставлено право погашать кре­диторскую задолженность и задолженность по налоговым пла­тежам, образовавшиеся на 1 января 1997 г., путем взаимозачетов в пределах общего объема недофинансирования, сложившегося по результатам исполнения бюджета 1996 г.

6. Другим примером региона-донора служит Самарская область. Областной бюджет на 1997 г. по расходам был утвержден в сумме 4521,1 млрд. руб. и по доходам — в сумме 3850,4 млрд. руб. Пре­дельный размер дефицита областного бюджета определен в сумме 670,7 млрд. руб., или 14,8% от расходов областного бюджета.

Поступления доходов по основным источникам предусмотре­ны в следующих суммах (млрд. руб.):

 

Налоговые доходы 3338,2
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала 1487,6
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы 735,3
В том числе:  
Налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории РФ 567,6
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 167,8
Налоги на имущество 785,7
Платежи за пользование природными ресурсами 253,2
Прочие налоги, пошлины и сборы 76,4
Неналоговые доходы 512,2
Прочие неналоговые доходы 449,9
В с е г о доходов 3850,4

Функциональная структура расходов областного бюджета ут­верждена в следующих суммах (млрд. руб.):

 

Государственное управление 118,9
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 11,6
Промышленность, энергетика и строительство 45,4
Сельское хозяйство и рыболовство 403,0
Охрана окружающей среды и природных ресурсов 70,1
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 32,8
Развитие рыночной инфраструктуры 7,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 21,6
Образование 341,9
Культура и искусство 72,5
Средства массовой информации 16,8
Здравоохранение 422,0
Физическая культура и спорт 66,0
Социальная политика 1063,5
Прочие расходы 410,9
Капитальные вложения 539,4
В с е г о расходов 4521,4
Превышение расходов над доходами (дефицит) 671,0

 

Итак, особенности финансов субъектов РФ свидетельствуют о том, что в рамках федеративного устройства государства они имеют единую законодательную базу и к ним применяются еди­ные инструменты государственного регулирования. В то же время в рамках финансов каждого субъекта РФ имеются специфические черты и особенности, характер которых вытекает из законода­тельных актов субъектов РФ и применяемых инструментов ре­гионального регулирования. Финансы субъекта РФ зависят от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на фи­нансовом потенциале региона и его возможностях по формиро­ванию бюджета и социальных внебюджетных фондов.

 

ГЛАВА 35

Муниципальные финансы

 

Содержание муниципальных финансов

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного му­ниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, при­надлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципаль­ной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

•самостоятельности;

• государственной финансовой поддержки;

• гласности.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образова­ния органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уста­вом муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственно­стью, имуществом, находящимся в государственной собственно­сти и переданным в управление органам местного самоуправле­ния, другой собственностью, служащей удовлетворению потреб­ностей населения муниципального образования.

Органы местного самоуправления имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сда­вать в аренду, отчуждать.

Порядок и условия приватизации муниципальной собствен­ности определяются населением непосредственно или предста­вительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственно­сти поступают в полном объеме в местный бюджет.

Органы местного самоуправления имеют право создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Орган

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...