Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волевые состояния – связаны с деятельностью.

Общая психология

Основы для классификации состояний

Тема 1 психические состояния личности.

Понятия, вопросы, классификация.

Псих. Состояния это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающий своеобразие протекания ПП, в зависимости от отражаемой действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности.

Психические состояния это относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышении или понижении активности личности (имеют рефлекторную природу, т.е. под влиянием обстановки и физиологических факторов).

Существуют плоскости измерения состояний.

1) Мотивационно побудительная (интерес, установка, желание, влечение)

2) Эмоционально – оценочные критерии (радость-пелль, грусть-страх)

3) Активационно-энергетические критерии (работоспособность, акивнось)

- это праксические состояния (сон как измененное состояние сознания, но явл. Энергетичесиким).

4) мотивационно- органические (жажда, голод)

5) психофизиологические (связано с функцией организма)

6) эмоционально- болевые (решительность, настойчивость)

Особенности и свойства психических состояний (общ. Хар-ка)

1) Целостность - психические состояния характеризует деятельность в целом за определенный промежуток времени, выражают взаимоотношения всех компонентов психики

2) Подвижность – все состояния изменчивы имеют стадии протекания, т.е. динамику (фазы стресса, фазы аффекта).

3) Относительная устойчивость, устойчивы по сравнению с меняющимися психическими процессами.

4) Прямая и непосредственная взаимосвязь, а также взаимовлияния с другими псих. Явлениями.

5) Многообразие каждому психическому состоянию соответствует противоположное или полярное состояние. Амбивалентность чуств.

6) Индивидуальное своеобразие и типичность.

Таким образом к основным характеристикам псих. Сост. Можно отнести:

· Эмоциональные

· Тонические(ресурс)

· Тензионные

· Временные

· Полярность (валентность)

Основания для классификации псих. Состояний.

1) В зависимости от ролей личности и ситуаций в возникновении психологических состояний.

· Ситуативно-обусловленные (реактивные)

· Личностно-обусловленные состояния, как качество личности.

2) В зависимости от доминирующих компонентов (интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.

3) По преобладанию рассудочного или эмоционального компонента: эмоциональные, интеллектуальные и комбинированное.

4) В зависимости от степени глубины или выраженности: поверхностные и глубокие. Все что фон- это поверхностные.

5) В зависимости от времени протекания.

- кратковерменные(краткосрочные) секунды-минуты ех: аффект

- средние минуты-часы ех: страх

- затяжные (длительные) часы-дни ех: депрессия

6) В зависимости от влияния на личность и степени активации организма

-положительные(стенические)-мобилизационные

-отрицательные(астенические)-демобилизующие

7) В зависимости от степени осознанности.

-Неосознанные- транс, сон ИСЗ(измененные состояния сознания)

- Осознанные- контролируемые волей.

(Еникеев Основы общей и юридической психологии (про аффекты))

8) в зависимости от объективной обстановки, вызвавшей обстановки, вызвавшей состояние.

-адекватные

-неадекватные

9) По уровню системного проявления.

-физиологические

-психофизиологические

-психологические

 

Мотивационные и волевые психологические состояния.

Состояния, моделируемые мозгом для удовлетворения потребности. Это программы поведения. Мотив-опредмеченая потребность. Удовлетворение или неудовлетворение потребности рассматриваются как виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям можно отнести установку. Установка – готовность действовать в соответственной ситуации опр. Образом. Атитюд- более социальная установка.

Когнитивные установки- готовность запоминать.

У установки 3 компонента «что я знаю об этом», «как я к этому отношусь», «что я буду с этим делать»

Интерес- избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.

Интересы бывают: глубокие устойчивые, глубокие поверхностные, непосредственные, косвенные и т.д., но обязательно связано с «+» переживаниями.

Интерес- избирательное отношение к предметам и явлениям, в следствии понимания их значения значимых ситуаций.

· Устойчивые

· Временные

· Поверхностные

· Глубокие

· Непосредственные

· Косвенные

Обязательно связанные с положит. Переживаиями.

Желание- это мотивационное состояние при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Влечение это стремление человека к определенным видам деятельности.

Волевые состояния – связаны с деятельностью.

1) Решительность - состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор целей и способы ее достижения.

2) Целеустремленность - сосредоточенность на наиболее значимых целях.

3) Уверенность – высоковероятностное ожидание запланированного результата. Незавершенная деятельность формирует состояние неуверенности.

4) Настойчивость это длительное преодоление трудностей. Настойчивостькрайним вариантом имеет упрямость.

5) Сдержанность это разумно обоснованная реакция на сильное воздействие (тормозная функция воли)

Т5. Эмоции и чувства как основа психических состояний.

О роли эмоций Дарвин говорил, что они играют приспособительную роль. Эмоциональные ощущения в процессе эволюции закрепились как своеобразный образ поддержания жизнедеятельности. Как реакция на недостаток\избыток чего-л. Природа эмоций рефлекторна. Эмоции представляют собой различные формы отражения реального мира. Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результат практической деятельности, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции человека отражают его отношение к миру и к самому себе. Эмоции всегда присутствуют в жизни человека, влияют на всю его деятельность. Своеобразие эмоций и чуств определяется потребностями, мотивами, намерениями и т.д.

Эмоциональные переживания обусловлены нервных возбуждением подкорковых центров и вегетативными физиологическими процессами. Эмоциональные реакции влияют на работу коры головного мозга(через подкорку). Сложные чувства связаны с деятельностью коры мозга, просты эмоции – с подкоркой.

Вторая сигнальная система и кора больших полушарий оказывают бОльшее влияние на эмоции и чувства человека.

Парадоксальная интенция(читать), Дж. Уотсон.

Низшие эмоции это безусловно рефлекторная деятельность(инстинкты).

Высшие эмоции называются чувствами. Низшие эмоции возникают в связи с низшими потребностями. Чувства возникают в связи с удовлетворением социально-выработанных сост.

Эмоции и чувства различаются по:

· Глубине

· Интенсивности

· Продолжительности

· По влиянию на деятельность

Функции чуств и эмоций.

1) Сигнальная(в связи с изменениями) и регулирующая Эмоции и чувства выражаются мимическими и пантомимическими движениями.

2) Коммуникативная функция (внутренний язык общения, то, что позволяет нам взаимодействовать)

3) Функция оказания воздействия

4) Функция оценки

Основные свойства эмоций и чувств.

- Динамика и фазовость

Напряжение всегда сменяется разрешением.

+полярность, амбивалентность и т.д.

Эмоции обладают свободой в возникновении, т.к. может возникнуть даже не вероятностные события.

Эмоциональные состояния.

Эмоциональный тон | Эмоц.сост. кратковременные. | Устойчивые. | Эмоц. Поведение

 

Эмоц. Фон | Комплекс.

Эмоц. Отклик.| Эмоц. Вспышка.|Эмоц. Взрывы|

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...