Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, мешающие осуществлению правосудия и достижению справедливого, состязательного и открытого процесса. Недостатки судебной системы и судебной реформы на современном этапе в РФ.




судебная система имеет ряд существенных недостатков. В первую очередь в данном вопросе необходимо коснуться статуса судьи. Судья, практически, никому неподотчетен, а следовательно, вопрос об ответствености за принимаемые решения остается исключительно на его совести. Данная проблема неоднократно поднималась на различных уровнях вплоть до Федерального собрания. Но на практике остается именно такое положение, что нисколько не способствует поднятию авторитета судебной власти и объективности правосудия. Не являются редким явлением и заказные процессы.
Поэтому тема остается актуально как с теоретической, так и с практической точек зрения.


Как и во многих развитых странах, остается актуальным вопрос коррупции в судах. Однако из-за усиливающегося надзора случаев открытой коррупции становится меньше с каждым годом. Любой судья при обнаружении подкупа пожизненно лишается права занимать данную должность, поэтому мало кто готов рисковать местом и репутацией. Все это способствует формированию по-настоящему работоспособной судебной системы, которая продолжает совершенствоваться и реформироваться.

Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.
В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судьи, в том числе предоставление ему достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий независимости судей. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров.

Большинство из недостатков судебной системы не могут быть поставлены судьям в вину лично. Судьи сами являются заложниками несовершенной системы. Условия, в которых они работают, существующая нагрузка, организация судебного процесса не оставляют им шанса не только на совершенствование своей квалификации, но просто на нормальное исполнение своих обязанностей в соответствии с имеющимся опытом и сложившимся представлением о служебном долге.
Наиболее остро стоит вопрос об организации деятельности суда. Дефекты в организационных основах судебной системы обусловливают низкое качество правосудия, создавая не вызванную объективными причинами перегрузку судей второстепенной юридической работой, отвлекая их от главного – подготовки судебных решений.
Дешевое правосудие – не всегда доступное правосудие. Если сохранится существующая загруженность работы рядового судьи, ни о каком повышении качества правосудия не может быть и речи. Но, для того чтобы изменить эту нагрузку, необходимо радикально пересмотреть и полномочия судей, и статус, и штат помощников, и место примирительных процедур, и «цену» судебного разбирательства, и многое другое.
Работа российского судьи выстроена таким образом, что он имеет буквально несколько часов, если не минут, на написание решения по делу. При таком лимите времени ни о какой качественной юридической работе не может быть и речи. Это все понимают, и это одна из причин, почему на качество судебных решений высшие судебные инстанции порой обращают недостаточное внимание.
В среднем судье достается вести от 150 до 400 дел в квартал, и эта цифра кажется совершенно нереальной. Однако и в США судья в суде первой инстанции ведет примерно такое же количество дел, но при этом не попадает в цейтнот. Все дело в организации работы. Здесь необходимо, учитывая зарубежный опыт, активно использовать примирительные процедуры, наладить организацию работы помощников.

В европейском и американском суде после завершения слушаний по делу работа судьи только начинается. Написание решения является основной задачей судьи, отнимающей у него наибольшее количество времени и сил. По сложным делам решения могут писаться несколько месяцев, над их подготовкой работают несколько помощников в статусе адвокатов. Причина такого внимания к судебному акту в том, что только он является доказательством объективного, полноценного и правильного рассмотрения дела, которое будет многократно изучаться судами высших инстанций. Этот документ должен вобрать в себя все доводы каждой из сторон, и каждому должна быть дана оценка. После этого формулируется собственная позиция судьи.
Низкое качество судебных актов открывает широкую дверь для судебного субъективизма и произвола.
Вопрос о качестве судебных актов остро стоит тогда, когда нарушаются процедуры судопроизводства, в том числе когда отсутствует культура ведения протокола судебного заседания и когда все, что реально происходило в зале суда, остается «за рамками» тех судебных актов, которые подлежат проверке.
Безусловный приоритет процедур в судебном процессе, формализм правосудия являются необходимой гарантией объективности правосудия. Суд гарантирует равенство сторон. Способ, которым он это достигает, – предельная формализация правосудия, сведение всего судебного процесса исключительно к логическому состязанию (т.е. формальной процедуре, лишенной всяческого субъективного содержания и допускающей столь же строгую формализованную проверку). В этом – суть юриспруденции, на этом зиждется профессиональное сознание юристов, и это именно то качество, которого все еще не хватает российскому правосудию.
Соблюдение буквы закона обеспечивается, в свою очередь, обязательностью применения строго установленных и единообразных правил толкования закона. Соблюдение процедуры обеспечивается путем обязательной отмены решений, пусть, возможно, правильных по существу, но вынесенных с нарушением установленного порядка.
При несоблюдении принципа формализма применение права становится избирательным, так как под любое заранее оговоренное решение можно подвести необходимую правовую базу таким образом, что внешне решение будет казаться юридически обоснованным.
Именно «деформализация» правосудия, снижение требовательности к качеству судебных актов ведут к размыванию профессионального правосознания судей и лежат в основе всех других недостатков действующей судебной системы. Но если критерии оценки судебных решений ясные и жесткие, если каждый вывод надо детально объяснять, если высший судебный надзор в постоянном режиме осуществляет скрупулезную проверку всех этих актов по указанным критериям следования букве закона и соблюдения процедуры, то возможность для маневра, для юридической «отмазки», резко сужается.


29. Конституционное право на юридическую помощь. Квалифицированная юридическая помощь: понятие, содержание. Доступность юридической помощи как конституционный принцип.

Содержание конституционного право на бесплатную юридическую помощь

Традиционно юридическую помощь понимают в контексте ч.1 ст.48 Конституции РФ, в которой гарантируется право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В этой конституционной норме содержатся: а) субъективное конституционное право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и б) конституционная гарантия на получение каждым такой помощи со стороны государства.

Конституционное право – гарантия на получение квалифицированной юридической помощи по логике расположения в главе 2 Конституции РФ относится к блоку гарантий конституционных прав и свобод и, прежде всего, гарантий судебной защиты прав и свобод (ч.1 ст.46 Конституции РФ). Функция нормы ч.1 ст.48 Конституции РФ направлена на создании надлежащих условий реализации конституционных принципов и задач в сфере судопроизводства, в том числе, равенства перед законом и судом (ч.1 ст.19), справедливости и состязательности при рассмотрении дел в судах, равный доступ к правосудию и т.д.

Основное содержание права на получение квалифицированной юридической помощи направлено на регулирование отношений по поводу привлечения лиц к любому виду юридической ответственности[1]. В п. «с» ч. 3 ст. 6(1) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляется право на юридическое представительство и юридическую помощь в судебном разбирательстве.

В Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. № 289-О-П по жалобе Федеральной палаты адвокатов РФ на нарушении конституционных прав и свобод ст.131 УПК РФ была высказана позиция, согласно которой ст.48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (часть 1), а каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления – право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2). Данные права, по смыслу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению ни при каких условиях.

Таким образом, конституционное право – гарантия на получения квалифицированной юридической помощи в основном является гарантией защиты прав и свобод граждан в сфере судопроизводства, осуществления судебной власти. Это право в полной мере распространилось на гражданское, административное судопроизводство, а также на обеспечение хозяйственного оборота.

Вместе с тем, содержание юридической (правовой) помощи (поддержки) представляется более широким, нежели помощь в сфере судопроизводства. Во-первых, защита основных прав и свобод согласно ст.2 Конституции РФ является базовой конституционной обязанностью государства. Система защиты конституционных прав и свобод не ограничивается судебной защитой. Она включает в себя: 1) государственную защиту (ч.1 ст.45 Конституции РФ); 2) судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ); 3) защиту со стороны общественных объединений (ч.1 ст.30 Конституции РФ); 4) защиту со стороны межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ); 5) самозащиту (ч.1 ст.45 Конституции РФ). Содержание различных форм конституционных разновидностей защиты прав и свобод не всегда связаны с судебной формой, но обычно предполагают юридическую поддержку граждан. Эта поддержка может оказываться различными способами и средствами.

Во-вторых, механизмы защиты и охраны прав и свобод человека – лишь части общего механизма реализации конституционных ценностей. Поэтому государство и общество обеспечивают соблюдение и непосредственное действие основных прав и свобод (ст.2 и ст.18 Конституции РФ), граждане каждодневно осуществляют эти права и свободы во взаимодействии с государством и обществом. И этот нормальный процесс пользования своим правовым статусом требует постоянной правовой поддержки с целью ориентации, просвещения, общего направления человека в массиве конкретных правовых норм. В этом смысле юридическая помощь является важнейшей функцией государства и институтов гражданского общества по обеспечению надлежащего процесса реализации конституционных прав личности и самостоятельной конституционной ценностью.

В-третьих, согласно ст.7 Конституции РФ Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство стимулирует различные формы и методы социальной поддержки и социальной защиты человека. Правовая помощь является одной из эффективных форм такой поддержки. Так, согласно п.5 ст.17 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ социальное обслуживание на дому включает содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг. Согласно п. 4 ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство обеспечивает защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи. Согласно ст.16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1 государство гарантирует в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях. Согласно ст.22 Федерального закона «О семеноводстве» 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ Федеральные фонды семян предназначены также для оказания помощи юридическим и физическим лицам, занятым производством сельскохозяйственной продукции или осуществляющим ведение лесного хозяйства, в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций.

В-четвертых, согласно ч.1 ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право участвовать в делах государства, согласно ч.5 той же статьи право участвовать в отправлении правосудия. Необходимым условием реализации этих прав является необходимая правовая поддержка граждан, которая может выражаться в различных формах. Применительно к указанным правам она может выражаться прежде всего в информационной и просветительской работе с населением.

Таким образом, содержание конституционного права на юридическую помощь направлено на обеспечения гражданину реальной возможности воспользоваться комплексом конституционных прав и свобод.

Квалифицированная юридическая помощь

В ч.1 ст.48 Конституции Российской Федерации закрепляется право на квалифицированную юридическую помощь. Конституционный признак квалифицированности помощи направлен на обеспечение реальной и эффективной защиты прав и свод граждан, прежде всего судебную защиту своих прав и свобод[2].

В российском законодательстве отсутствует единое понимание того, что подразумевается под квалифицированной юридической помощью. Это, в свою очередь, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством рассматриваемого конституционного права граждан.

Толкование содержания квалифицированной юридической помощи в рамках ч.1 ст.48 Конституции РФ предполагает, что, эта помощь оказывается не любым лицом, а квалифицированным специалистом, обладающим специальными познаниями в области права. Специальные познания могут быть подтверждены дипломом о высшем образовании и иными документами о юридическом образовании, а также документами, подтверждающими наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки[3].

В международных правовых актах и в законодательстве Российской Федерации установлены основные ориентиры стандартов качества юридической помощи. Так, в Основных положениях о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 года, Нью-Йорк)[4] и Основных принципах, касающиеся роли юристов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, 27 августа - 7 сентября 1990 года, Гавана)[5] специально указывается, что правительства должны обеспечивать надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом. О квалифицированном характере юридической помощи говорится также в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144).

В российском праве квалификационные требования (помимо требований к нотариусам и патентным поверенным) предусмотрены лишь для случаев оказания адвокатами юридической помощи обвиняемым и подсудимым в некоторых, однако не во всех, уголовных делах, а также для случаев представительства в Конституционном Суде России (его могут осуществлять только адвокаты и лица с ученой степенью по юридической специальности). Во всех остальных случаях оказывать юридическую помощь (услуги) могут любые лица, в том числе без юридического образования.

Конституционный Суд России прямо указывает: «…право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя». Это может приводить к тому, что защитником или представителем «окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь»; «…установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя»[6].

Таким образом, Конституционный Суд России не исключает возможность установления в законе квалификационных требований, связанных с качеством юридической помощи и необходимостью защиты публичных интересов, если в результате равную возможность их выбора будут иметь все лица, независимо от статуса и организационно-правовой формы, т.е. все граждане и организации.

В российском законодательстве не установлено единообразных требований ко всем лицам, оказывающим юридическую помощь. Лишь в некоторых нормативных документах такие требования сформулированы в отношении отдельных лиц, осуществляющих подобную деятельность. К этим лицам, прежде всего, относятся адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, прокурорские работники. Так, согласно ч.1 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 15 мая 2002 года адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее – доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Законодатель и адвокатура как независимый институт гражданского общества обеспечивают систему требований к принятию в адвокатуру, к деятельности адвоката, обеспечивающих определенный уровень их квалификации. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Поэтому существует мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами, нотариусами. В настоящее время данная позиция получила более определенное закрепление в законодательстве Российской Федерации. В сфере уголовного судопроизводства деятельность по оказанию юридической помощи обвиняемым и подозреваемым осуществляется адвокатами. Так, согласно ст. 49 УПК РФ защитник – лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. В качестве защитников допускаются адвокаты.

В научной литературе постоянно высказывается идея о законодательном упорядочении квалификационных признаков оказания юридической помощи, среди которых основными могут быть наличие юридического образования, профессионального опыта, соблюдения определенных этических норм. Однако для законодателя является проблемой определение квалифицированной юридической помощи. Если брать во внимание формальный аспект критерия «квалифицированная» применительно к юридической помощи, то законодатель: а) не дал единообразного перечня тех требований, которые соотносятся с этим признаком; и б) не указал исчерпывающий перечень тех субъектов, которые оказывают такую помощь. Даже в судебном процессе согласно ГПК и АПК России квалифицированную юридическую помощь помимо адвокатов могут оказывать и иные лица.

Так, согласно ч.3 ст.59 АПК РФ представителями граждан могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Патентными поверенными могут быть лица без юридического образования (п.2 ст.2 Федерального закона «О патентных поверенных» № 316-ФЗ), членами избирательных комиссий, в том числе ЦИК РФ с недавнего времени могут быть лица без юридического образования.

В последние годы Правительство Российской Федерации пытается уточнить понятия «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». Так, в проекте Федерального закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», подготовленного Министерством юстиции РФ (от10.04.2009), в ст. 4 в качестве видов юридической помощи указываются: правовое просвещение населения; правовое информирование и консультирование населения; защита нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, осуществляемая государственными (в том числе правоохранительными) органами в соответствии с их компетенцией; профессиональная юридическая помощь, оказываемая государственными юридическими бюро и адвокатами.

Согласно логике ч.2 ст.8 указанного проекта постулируется, что гражданин, обращающийся за помощью в рамках государственной системы юридической помощи, имеет право на оказание ему квалифицированной помощи. Таким образом, все виды и все участники этой системы, в том числе и оказывающие профессиональную юридическую помощь, обеспечивают право на квалифицированную помощь и должны в принципе отвечать соответствующим характеристикам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи» были приняты соответствующие Положение Правительства «Об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 676) и Положение «Об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро» (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1029), где устанавливаются виды бесплатной юридической помощи: а) консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме; б) составление заявления, жалобы, ходатайства и других документов правового характера; в) представление интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. В данных актах не указывается на то, что эта помощь квалифицированная (как в законодательстве об адвокатуре), но перечень видов такой помощи предполагает определенную правовую квалификацию.

В подготовленном Федеральной палатой адвокатов РФ (далее ФПА РФ) проектеФедерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» сделана попытка дать определение квалифицированной юридической помощи. Согласно ст.2 проекта под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. Под юридическими услугами понимается, в частности: консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме; подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств; представительство в суде и т.д.[7]

Следует отметить, что квалифицированная юридическая помощь на данный момент не тождественна деятельности адвокатов. Конституционный Суд РФ в абз. 3 п.2 мотивировочной части рассматриваемого Постановления от 28 января 1997 г. № 2-П установил: «Закрепленное в статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации право пользоваться помощью адвоката (защитника) является одним из проявлений более общего права, гарантированного статьей 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому человеку, – права на получение квалифицированной юридической помощи». В своем Определении от 5 февраля 2004 г. № 25-О «По жалобе гражданки Ивкиной В. О. на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ (в абз. 8 и 9 п. 3 мотивировочной части) установил: «...содержащееся в ст. 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации положение о том, что каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи, означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи, но не обязанность потерпевшего и гражданского истца пользоваться помощью только адвоката; в противном случае это нарушало бы также конституционное право, закрепленное статьей 52 Конституции Российской Федерации, в силу которой права потерпевших от преступлений (в том числе признанных гражданскими истцами) подлежат охране законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Бесплатная юридическая помощь [8].

Бесплатная юридическая помощь является гарантией обеспечения конституционного принципаравенства граждан перед законом и судом, закрепленного в ч. 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

Государство предоставляет лицам, не имеющим достаточных средств для оплаты такой помощи, равные возможности с теми лицами, которые могут оплатить услуги специалиста.

Понятие права на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи производно от понятия права на получение квалифицированной юридической помощи и отличается только тем, что в рассматриваемом случае квалифицированная юридическая помощь предоставляется бесплатно, а круг лиц, которые могут воспользоваться такой помощью, ограничен. Круг лиц, которым предоставляется бесплатная квалифицированная юридическая помощь, а также случаи предоставления такой помощи, устанавливаются федеральными законами.

Понятие бесплатной юридической помощи непосредственно используется законодателем, прежде всего, в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 26 указанного Закона оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно предоставляется гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины в случаях прямо предусмотренных законом. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данное понятие используется также в ряде других федеральных законов. Например,согласно ст.8 Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ государство гарантирует лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях», оказывается бесплатная юридическая помощь органами военного управления воинских формирований в пределах своих функциональных обязанностей по вопросам трудовой деятельности в воинских формированиях. В международных договорах также закрепляется рассматриваемое понятие. Например, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г. в соответствии со ст. 16 гражданам одной Договаривающейся Стороны в судах и иных учреждениях другой Договаривающейся Стороны оказывается бесплатная юридическая помощь и обеспечивается бесплатное судопроизводство на тех же основаниях и с теми же преимуществами, как и собственным гражданам.

Это понятие используется также в Положении об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро, Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1029. Согласно указанному Положению государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвалидам I и II групп, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.

В ряде Постановлений Правительства РФ закрепляется просто понятие юридической помощи. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» срочное социальное обслуживание может включать в себя оказание юридической помощи. Согласно Типовому Положению об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867, основными задачами учреждения являются, в том числе, осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям. Закрепление в нормативных правовых актах понятие юридической помощи, связанное с государственными социальными обязательствами перед социально незащищенными группами граждан, означает бесплатную природу получения такой помощи гражданами, указанными в данных актах.

Таким образом, исходя из логики законодателя, бесплатная юридическая помощь является конституционным правом-гарантией, содержание которого представлено двумя взаимосвязанными самостоятельными направлениями обеспечения прав и свобод граждан. Первое и наиболее разработанное нацелено на обеспечение прав граждан в судопроизводстве или связанных с ним действий; второе призвано обеспечить социальную составляющую этого права – сориентировать, направить, разъяснить, поддержать человека в процессе реализации его повседневных прав и потребностей (разновидность социальной помощи в рамках социальных обязательств государства и общества перед наиболее социально незащищенными группами населения).

Понятие бесплатной юридической помощи теснейшим образом взаимосвязано с понятиями «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». И, несомненно, что право на бесплатную юридическую помощь наполнилось бы более ясным содержанием, если бы законодатель конкретизировал эти понятия. В научной литературе, особенно в связи проблемами оказания юридической помощи адвокатами, существует много обоснованных предложений по этим вопросам.

Так, предлагается принять нормативный правовой акт, который бы закрепил критерии признания юридической помощи квалифицированной, например, Федеральный закон «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». В ряду подобных предложений – отнесение оказания юридических услуг (как платных, так и бесплатных) к лицензируемым видам деятельности, при этом под платными услугами понимать весь объём юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе (юридический консалтинг; обеспечение хозяйственной и иной деятельности предприятий (исключая юридические службы предприятий); защиту прав и законных интересов клиента в суде и других органах; правовую экспертизу учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков и других документов юридического характера, составление юридических справочников и т.д.).

На сегодняшний день Законодатель и Правительство РФ начали серьезное продвижение по пути уточнения и расширения понятия юридической помощи как широкого конституционного права граждан и конституционной обязанности государства перед человеком и обществом. Следует назвать ряд таких направлений: 1) расширение собственно содержания юридической помощи: а) правовое просвещение населения; б) правовое информирование и консультирование населения; в) защита нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, осуществляемая государственными органами; в) профессиональная юридическая защита, оказываемая адвокатами и государственными юридическими бюро; 2) признание юридической помощи в качестве разновидности социальной помощи, а не только правовой услуги (правовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов; защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставлением им квалифицированной юридической помощи; гарантирование в качестве вида социальной поддержки консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях и т.д.); 3) признание ряда участников оказания бесплатной юридической помощи (юридические клиники, правозащитные организации и т.д.) и создание новых субъектов оказания юридической помощи (государственные юридические бюро).

Таким образом, в настоящее время требуется переоценить содержание конституционного права на бесплатную юридическую помощь, наполнить его значительным социальным содержанием, раскрыть его значение как важнейшей конституционной ценности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...