Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодополнительная модель (Reciprocal Model).




В этой модели группа рассматривается не просто как ассо­циа­ция граждан или лаборатория индивидуального развития, но как реальный способ включения индивида в значимые от­ношения со сверстниками, коллегами, соседями и вообще лю­быми людьми, имеющими схожие интересы и стремления. Группа — прежде всего средство обогащения и развития жиз­недеятельности участников через включение их в совместную групповую деятельность, направ­ленную на достижение опре­деленных целей. Программы работы таких групп не имеют ни коррекционных, на политических или правовых це­лей в каче­стве основных (хотя они и могут спонтанно возникать в про­цессе групповой жизнедеятельности). Цели и направления дея­тельности группы определяются самими участниками ис­ходя из прин­ципов взаимного интереса и взаимопомощи. Со­циальный работник участвует в определении целей групповой работы в той мере, в ка­кой он может предоставить возможно­сти для совместной деятельнос­ти. Его усилия в большей сте­пени концентрируются на вовлечении участников группы в совместную деятельность, межличностное взаи­модействие и межличностные отношения [410]. Социальный работник здесь выступает в роли посредника во взаимодействии между чле­нами группы и во взаимодействии группы с внешними соци­альными институ­тами. Иными словами, он ничего не делает для группы, но все дела­ет совместно с группой.

Как отмечает А. Браун, выделенные Пэйпел и Ротман типы групп не достаточно адекватно отражают содержание и специфику групповой социальной работы и, свою очередь, предлагает более конкретизированную классификацию групповых видов деятельности, основанную на целевых ориентациях участников и общегрупповых целях [236]. Группы в системе профессиональных координат социальной работы, с его точки зрения, могут создаваться и существовать в следующих целях:

1. Индивидуальная диагностика и оценка. Эти группы преимущественно ориентированы на диагностику и оценку индивидуальных потребностей, способностей или поведения участников. Диагностические данные, получаемые в ходе работы такой группы – это комбинация самодиагностики в групповом процессе, и оценок индивидуальных действий и поведения, предлагаемых друг другу другими участниками. Последние представляют самую ценную информацию, поскольку суждения партнеров помогают осознанию многих аспектов собственного индивидуального опыта участников. Такие группы используются, например, для работы с кандидатами в приемные родители или семейный патронат, правонарушителями, впервые столкнувшихся с законом или претендующих на смягчение условий наказания.

2. Индивидуальная поддержка и помощь. Такие группы создаются для целей психологической и иной поддержки людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они, например, могут создаваться для поддержки инвалидов или их родителей или опекунов. Иногда деятельность подобных групп может предполагать и внешние по отношению к внутригрупповой реальности цели. (Например, активное участие в социально значимых инициативах).

3. Индивидуальные изменения и развитие. Это большая часть групповой работы, в которой в качестве ведущей цели групповой деятельности рассматривается стимулирование широкого диапазона индивидуальных изменений. Такие группы могут фокусироваться на целях:

§ социального контроля (например, при работе с людьми, демонстрирующими склонность к насилию);

§ социализации (группы для клиентов, длительное время находящихся в институализированной социальной изоляции, например, в стационаре, интернате и т.п.); цели группы предполагают обучение социальным навыкам и способам самоорганизации и самообеспечения, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности в обществе;

§ развития навыков межличностного общения (например, группы тренинга уверенности);

§ формирования личных целей и установок (например, группы поддержки для наркозависимых);

§ преодоления негативных жизненных ситуаций и обстоятельств (например, группы помощи людям, ищущих работу, или борющихся за свои социальные права);

§ повышения самооценки и самоуважения (например, для представителей депривированных социальных меньшинств);

§ личностного роста и саморазвития (Т-группы и т.п.).

4. Образовательные и обучающие группы (например, группы обучения здоровому образу жизни, волонтерские группы и т.д.)

5. Досуговые и рекреационные группы. Обычно создаются для целей компенсации отсутствия возможностей для полноценной досуговой деятельности каких-либо уязвимых социальных групп.

6. Посредничество между индивидом и социальной средой. Такие группы предполагают интенсивное взаимодействие между их членами и социальным агентством, взаимную адаптацию целей, ожиданий и действий с обеих сторон. Примером является группа пациентов психиатрического стационара, готовящаяся к выписке, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между участниками группы, социальными учреждениями, администрацией стационара и пытается помочь пациентам вернуться к независимой полноценной жизнедеятельности в локальном социуме.

7. Групповое взаимодействие и поддержка. Это в большинстве своем естественно сложившиеся группы, чьи цели сложно дифференцировать. Можно сказать их цель – это сама групповая деятельность. Например, семья, стремящаяся улучшить отношения между супругами и детьми, или уличная кампания, с которой пытается найти контакт социальный работник, чтобы направить ее активность в социально приемлемое русло.

8. Изменение социальной среды. Данный тип групп создаются для целей целенаправленного воздействия на непосредственное социальное окружение ее членов. Например, это может быть группа местных жителей, объединившихся вместе для организации досуга своих детей или защиты своих прав.

9. Социальные изменения. Эти группы преследуют цели социальных или политических реформ, развитие гражданского самосознания и перераспределения властных полномочий внутри институциональных систем. Очевидно, такая постановка целей группы может входить в противоречие с законодательно определенными целями деятельности социальных агентств (по крайней мере, тех из них, которые финансируются за счет федерального бюджета), поэтому некоторые авторы исключают данные цели из сферы социальной работы с группой. Тем не менее, политические цели и ценности могут преследоваться различными негосударственными организациями и общественными фондами, в рамках которых социальные работники могут реализовывать свои профессиональные функции в контексте групповой работы.

В целом данная классификация пресекается и дополняет ставшую уже классической трехуровневую модель Пэйпел и Ротман. Первый и третий тип групп в широком смысле соотносятся с коррекционными целями групповой работы. Второй, шестой и седьмой тип хорошо вписываются в рамки взаимодополнительной модели, а восьмой и девятый - в модель социальных целей.

Наш анализ показал, что основной массив групповой практики в социальной работе представляет взаимододолнительная модель работы с группой, соединяющая в себе цели индивидуального развития и адптации с целями социальной активности. Работа в клубах, добровольных ассоциациях, школах, медицинских и исправи­тельных учреж­дениях ориентируется, прежде всего, на эту модель ра­боты с группой. Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно под­робнее остановиться именно на этой модели.

В современной англоязычной литературе данная модель наиболее полное развитие получила в рамках так называемого организационно­го подхода. Этот подход рассматривает воз­можности использования группы как социальной среды для стимулирования личностных измене­ний, индивидуального роста и развития.

Цель групповой социальной работы, с точки зрения пред­стави­телей этого подхода, — это помочь индивиду достичь оптимального со­циального функционирования через включе­ние его в организованную групповую деятельность [282]. Со­циальное функционирование понима­ется как совокупность способов реализации социальных ролей. Одна из основных за­дач социального работника — помочь индивиду эффектив­но выполнять какую-либо социальную роль или роли (например, паци­ент стационара, родителя, супруга, ученика) или же сме­нить социаль­но-ролевую позицию (например, участника дели­квентной группы, под­ростка, бросившего школу, и т. п.) на бо­лее социально и личностно приемлемую. Изменения в ролевом функциони­ровании индивида можно достичь через целена­правленную организацию среды жизнедеятельности индивида (точнее, того сегмента среды, который непосредственно свя­зан с выполнением определенной соци­альной роли) или же через изменение индивидуальных реакций на требования и ожидания, исходящие из среды. Часто эти процессы взаимо­обусловлены и идут параллельно.

Социальная среда здесь понимается как [282]:

1) жизненное пространство, где индивид реализует свои соци­альные роли;

2) организационный контекст, в котором осуществляется целе­направленная групповая работа;

3) малая группа, в которой осуществляется социальное вмеша­тельство с целью изменения и коррекции социальных установок, чувств и эмоций клиента и расширения его сферы познания.

Физическое и социальное окружение личности может быть однов­ременно и источником личностных проблем, и мощным инструментом индивидуального развития. Человек часто стал­кивается с проблемами или находится в зоне риска социаль­ной дезадаптации вследствие неблагоприятных внешних об­стоятельств. Вмешательства социального работника или ак­тивных действий самого клиента, нап­равленных на изменение внешних условий или ситуации, бывает дос­таточно для вос­становления адекватного социального функционирова­ния. Та­кие действия могут предшествовать началу собственно груп­повой работы: создание условий для нормального питания, меди­цинского обслуживания и материальной помощи при ра­боте с опреде­ленными категориями населения является необ­ходимой предпосылкой успешного решения психолого-педа­гогических задач.

Но даже если удовлетворены базовые потребности, слож­ная структура современной социальной реальности, противо­речивость требований, предъявляемых человеку социумом, может стать причиной социально-ролевых конфликтов, невоз­можности одновременно эффективно выполнять хотя бы клю­чевые социальные предписания.

Организационный контекст, в котором осуществляется со­циаль­ная работа с индивидом или группой, может благоприят­ствовать дос­тижению индивидуальных целей клиента. Но он может и препятствовать этому — в том случае, если он слабо коррелирует с потребностями и стремлениями индивида.

Наконец, малая группа в контексте данного подхода явля­ется одновременно и средством и средой индивидуального це­ледостижения ее участников. Создавая определенный тип группового давления, групповые правила и нормы, имитаци­онные образцы, группа становит­ся инструментом индивиду­ального изменения ее членов и средством изменения той или иной ситуации.

Отличительной чертой организационного подхода явля­ется то, что индивид с его знаниями, чувствами, социальными установками, поведением рассматривается не только в контек­сте группы, но и в контексте более широкого социального ок­ружения. Именно социальная среда продуцирует стрессоген­ные ситуации или неблагоприятные ус­ловия развития, из-за которых появляется необходимость в превен­тивном или реа­билитационном вмешательстве социального работника. Это требует от социального работника ясного понимания внешних по отношению к группе факторов, конституирующих (акту­ально или по­тенциально) проблемы ее участников. Социаль­ный работник становит­ся посредником (mediator) одновре­менно и во внутригрупповых взаи­модействиях индивидов, и во взаимодействиях группы в целом с внешней социальной средой.

То, каким образом организуется посредническая деятель­ность при работе социального работника с группой, соотно­сится с функци­ями, которые агентство, организация или учре­ждение, в рамках ко­торого осуществляется социальная по­мощь, реализует в общине, а также с типом социальных про­блем и категорий клиентов, на которых организация ориенти­рована.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...