Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Аристотеля о человеке и государстве




 

Проблема государства и его эффективности занимала многих мыслителей Античности, в том числе, Платона. Но у Аристотеля была своя, отличная точка зрения.

Человека как существо Аристотель считал политическим животным, это значит, что всякий человек зависит от общества, и смысл его жизни в том, чтобы, участвуя в делах государства, приносить пользу обществу. Но человек, несмотря на его биологическое родство с миром животных, намного вые их. Он способен воспринять такие нравственные понятия, как: добро и зло, справедливость и несправедливость. Главное в учения Аристотеля - учение о добродетелях. Не всякий человек добродетелен, а лишь тот, кто сумел ее у себя обнаружить. Одна из высших добродетелей - патриотизм, служение государству.

В "Никомаховой этике" Аристотель рассуждает о том, что такое счастье. Счастье заключается в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не есть дар природы, и не всякий ею обладает. Но всякий может приобрести ее путем саморазвития и стремления к знаниям.

Душа человека состоит из двух частей: разумной и неразумной. Разумная часть делится на рассудок и разум, рассудок - это разум практический, разум - теоретический. Неразумная часть распадается на "растительную" и стремящуюся части. Под словом "растительная" подразумеваются биологические потребности человека, инстинкты. Стремящаяся часть - это воля. Если в душе преобладает разумное начало, то такой человек добродетелен. Он разумен, мудр, скромен, сдержан. Страсти и практический разум по Аристотелю едины. Они образуют добродетели нрава, то есть, этические нормы. Этические добродетели распадаются на дианоэтические и собственно этические. Дианоэтические добродетели человек обретает во время обучения, этические - в процессе воспитания. "Каждый - виновник собственного характера", - писал Аристотель. Две стороны натуры человека постоянно борются. У добродетельного человека побеждает нравственное начало, у порочных людей - их отрицательные качества и свойства.

Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим". Таким образом, для Аристотеля государство есть, прежде всего, каркас, на котором крепится жизнь его граждан. Платон считал демократию худшей формой правления. Аристотель же был более умеренным. Демократия бывает различной. Умеренную цензовую демократию он одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.

Аристотель осуждал порядки, установленные Периклом, не признавая уравнительной справедливости. Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии и даже аристократии, потому что считает: в коллективном решении людей больше мудрости.

Государство должно быть справедливым. Справедливость есть высшее благо для государства, а установить ее сможет правильное политическое устройство.

Государство напоминает общий дом, в котором есть либо порядок, либо его отсутствие. Большую роль при этом играет закон. Правление в государствах различается по признаку того, в чьих руках власть - у одного лица (такая форма государственного устройства соответствует монархии), у большинства (политии) или у меньшинства (аристократия). По мнению Аристотеля, власть аристократии предпочтительнее власти одного монарха. При политии (республике) государство управляется большинством, и у большинства существует единая общая добродетель.

Наилучшее государство по Аристотелю отличается от государства Платона. В отличие от Платона Аристотель считает, что частная собственность есть стимул развития людей. Платон относился к ней негативно, но Аристотель защищал ее.

По Аристотелю государственный деятель должен управлять людьми, зная их характер и особенности. Он обязан думать о будущем, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Эффективный правитель живет нуждами своего государства и своего народа, при этом он должен быть мудрым, сильным и умеренным во всем, чтобы показывать убедительный пример своим подданным. Наилучшими государственными формами Аристотель считает монархию, аристократию, демократию, но только весьма умеренную. Тирания, олигархия, охлократия - не лучшие формы правления, поскольку не способствуют обретению людьми в государстве общего блага.

Главный принцип стабильности государства по Аристотелю - справедливость. Если нет справедливости, совершаются перевороты и происходят восстания. В своих работах Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии.


Заключение

 

Философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях", выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал собственную картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе. Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Политические симпатии Аристотеля - на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.


Список использованной литературы

 

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. Т.4. - М.6 1983.

. Аристотель. О душе // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т.1. - М.: 1976.

. Аристотель. Метафизика. Собрание сочинений. Т.1. - М.: 1976

. Аристотель. Политика. - М.: АСТ, 2002.

. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля. Вводная статья. /Аристотель, сочинения. Т.1. - М.: 1976

. Лосев А.Ф. История античной философии. - М., Мысль, 1993.

. Лосев А.Ф. Аристотель и поздняя классика // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. - М., 1975.

. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. // Под ред. В С Степина, Г.Ю. Семигина. - М.: 2003.

. Рассел Б. История западной философии: В 2 томах. Том 1. - М.: АСТ, 2001.

. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Питер, 2010.

. Томсон Дж. Первые философы. - М.: 2000.

. Философская энциклопедия. // Под ред. Константинова Ф.В. - М.: Мысль, 2009.

. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М.: 2010.

. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М.: 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...