Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Экономическое и социальное положение Советской кооперации перед распадом СССР

 

После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Политика "военного коммунизма" в марте 1921 года была заменена новой экономической политикой. (НЭП). Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог, он был меньше прежней разверстки. Это заинтересовало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его продуктивности, а в конечном счете стимулировало подъем всей экономики страны. Государство стало внедрять между промышленностью и сельским хозяйством.

В такой обстановке государство возложило на потребительскую кооперацию задачи развития товарообмена (затем торговли), обеспечения смычки между промышленностью и сельским хозяйством, упрочения союза рабочих и крестьян, улучшения снабжения населения, укрепления кооперативного хозяйства, подготовки крестьян к производственному кооперированию, проведения культурно-просветительской работы. Одни из этих задач были близки и понятны потребительской кооперации.

Кооперация без предоставления ей известной свободы хозяйствования и экономической поддержки государства с возложенными задачами справиться не могла. В годы НЭПа мерами помощи и содействия были низкое налогообложение кооперативной прибыли, государственные кредиты под льготный процент, пониженные транспортные тарифы, первоочередной отпуск кооперации товаров государственной промышленностью, предоставление местными органами власти помещений для открытия кооперативных лавок, пропаганда идей кооперации в периодической печати, на собраниях и съездах.

Центросоюз в своей деятельности опирался на губернские союзы и уменьшил число своих контор в стране с 40 до 17. Численность работников аппарата с 7000 при "военном коммунизме" была сокращена до 2850 с переходом к НЭПу. Сокращали свои штаты и губсоюзы.

К 20-м годам относится подъем кооперации в стране. При НЭПе возрождаются такие виды кооперации, как промысловая, снабженческая, сбытовая, кредитная. Учреждается Банк кооперативной кооперации, преобразованный вскоре во Всероссийский банк, который стал обслуживать все виды кооперации. Промысловые артели ремесленников увеличивают выработку товаров и объем услуг, создаются кооперативные заводы, мельницы, маслобойни, пункты проката молотилок и других дорогостоящих машин. Усиливается через кооперацию распространение сельскохозяйственных знаний, кооперативная пропаганда лучших агро - и зоотехнических приемов.

Тем не менее, потребительская кооперация РСФСР в начале НЭПа пережила два кризиса. Первый кризис был вызван сильнейшей засухой в обширных областях, неурожаем 1921 года и небывалым голодом в ликвидации последствий которого, она деятельно участвовала сама. Другой кризис, наоборот, был обусловлен относительным избытком товаров осенью 1923 года, в народном хозяйстве возник "кризис сбыта", когда торговля затоварилась дорогими и некачественными товарами. В следующем году добавился "кризис цен", сложились низкие цены нас/хозяйственную продукцию и неоправданно высокие цены на промышленные товары.

Кооператоры извлекли из кризиса необходимые уроки. В 1924-1927 годах потребительская кооперация всемерно сокращала свои расходы и снижала розничные цены на товары в своих магазинах и лавках..

Потребительская кооперация укоренялась все глубже и имела в тот период много ветвей: сельскую, городскую, рабочую, военную, транспортную.

28 декабря 1923 года в потребительской кооперации был восстановлен принцип добровольного членства, одновременно восстанавливается принцип внедрения паевых взносов. Это дало возможность укрепления кооперации за счет средств самих потребителей. Усиливается приток в потребительские общества новых членов.

Если в 1922 году добровольных членов в Российской федерации было 3,5 млн. человек, то 1925 году - 6,4 млн. человек, а в 1927 году - 10,6 млн. чел. Пассивное членство уступало место активному. Восстановились после кризисов сеть магазинов и лавок, если в октябре 1924 года их у российской потребительской кооперации имелось около 25 тыс. человек, из них 20 тысяч на селе, то в октябре 1927 года соответственно 47 тыс. и 35 тыс. человек.

Экономическая роль потребительской кооперации при НЭПе повысилась. Ее деятельность способствовало успешному проведению денежной реформы, снижению розничных цен, организации потребителя, регулированию внутреннего рынка в целом. Потребительская кооперация успешно конкурировала с частным торговым капиталом.

В 1923 году частному сектору принадлежало ¾ розничного товарооборота страны, а в 1927 году - менее 1/3. Вытесняла частных торговцев на рынке, прежде всего кооперативная торговля. Кооперация активно занималась заготовками масла, яиц, шерсти, льна и другой продукции. В городах и промышленных центрах кооперативы продолжали работу по налаживанию промышленного хлебопечения и общественного питания. Кроме того, под давлением профсоюзов они отпускали рабочим-пайщикам товары в кредит под заработную плату, отвлекая значительные средства от участия в обороте.

В Центросоюзе в 1925 году был создан специальный орган - Бюро союзов потребительских обществ республик и областей национальных меньшинств (нац. бюро и север. бюро).

В период НЭПа, снабжая крестьянство промышленными товарами, рабочих продуктами питания и обеспечивая промышленным сырьем, потребительская кооперация способствовала развитию экономических связей между городом и деревней, а также между различными районами. Она становилась инструментом, при помощи которого государство регулирующе воздействовало на рыночные отношения, и на многоукладное сельское хозяйство, и на промышленность.

Потребительская кооперация проводила воспитательную и просветительскую работу среди населения. Это кооперативные библиотеки, издания книг, брошюр, лекционные беседы и т.п. Кооперативные организации открыли и содержали сотни пунктов ликвидации неграмотности пайщиков.

С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципа НЭПа многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в многоукладное хозяйство, управляемое командно-административными методами. Произошел возврат к практике заготовки хлеба, крестьян стали принуждать к продаже (сдаче) государству по нерыночным ценам, заведано низким. У крестьян, отказавшихся продать хлеб, он конфисковывался. В 1929 году последний раз состоялась нижегородская ярмарка. Усилился налоговый пресс на частную торговлю, административный нажим на кооперацию. Началась сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств, проводившаяся с нарушениями принципа добровольности.

В июле 1928 года состоялось 41-ое собрание уполномоченных Всероссийского центрального Союза кооперативных обществ, вошедшее в историю кооперативного движения как 1 Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Съезд постановил разделить Центросоюз на два - Центросоюз РСФСР и Центросоюз СССР.

Аппарат Центросоюза и низовых Союзов подверглись чисткам от "чуждых" и "враждебных" элементов. В документах кооперативных органов все чаще начинают упоминаться " враги народа". Потребительская кооперация потеряла в центре и на местах опытных руководителей и специалистов, предельно снизилась внутрикооперативная демократия.

В связи с острой нехваткой важнейших продуктов питания и промышленных товаров с конца 1928 года была введена карточная система снабжения населения, существовавшая в течение 6 лет. Практиковалась также коммерческая торговля без карточек, но по более высоким ценам.

В конце 1932 года решением директивных органов были созданы отделы рабочего снабжения (ОРСы), что стало первым шагом к ликвидации потребительской кооперации в городах. Потребительская кооперация лишилась тысяч добротных магазинов, столовых, многих хлебозаводов, а также квалифицированных работников. По сути произошла национализация потребительской кооперации, которая проводилась под видом ликвидации ее монопольного положения в розничной торговли. Отныне в стране развивается советская торговля в трех ее социальных формах: государственной, кооперативной и колхозной. Произошла деформация цели потребительского общества, которое теперь должно действовать на основе "генеральной линии партии". В уставах потребительских обществ особо подчеркивалось, что распределение прибыли потребительского общества между его членами ни по паям, ни по забору товаров или другим признакам не допускается. Пайщики в своих обществах не имели никакого преимущества перед остальными населением.

В 1932 г. началась организация межрайонных оптовых торговых баз, в 1934 году в центрах сельских районов стали открываться первые кооперативные универмаги, культмаги. В этот период внимание уделялось вопросам ликвидации очередей в городских кооперативных магазинах, улучшению организации труда работников прилавка. Была расширена сеть кооперативных техникумов, ВУЗов, рабфаков.

К середине 30-х годов в результате передачи крупных потребительских обществ в городах государственной торговле доля потребкооперации в городском товарообороте заметно сократилась, однако задача организации торговли в деревне стояла очень остро.

С конца 1935 г. работа кооперации в основном сосредоточилась в сельской местности. Тем не менее потребительская кооперация обнаружила свою удивительную живучесть и быструю приспосабливаемость к новой обстановке. Наметился устойчивый подъем ее основных отраслей: торговля, заготовки, хлебопечение. Розничный товарооборот сельской потребительской кооперации РСФСР (без автономий) в 1935 г. составил 8,8 млрд. руб., в 1937 г. - 15,4 млрд. руб., в 1940 - 21,6 млрд. руб. В кооперативной торговле расширился ассортимент товаров, появились в продаже велосипеды, швейные машины, часы и др.

Все это позволяет сделать вывод, что сосредоточение деятельности потребительской кооперации в деревне имело и некоторое положительное значение, так как оно являлось одним из факторов улучшения социальных условий жизни сельского населения.

В 1939 г был принят новый Примерный Устав сельского потребительского общества. Согласно которому задачей сельпо являлось удовлетворение растущего спроса колхозников и всех трудящихся на нужные товары. Восстановилась выдача пайщикам начислений по паям от прибыли сельпо. В целом же потребительская кооперация уже утратила свою самостоятельность.

Во время Великой Отечественной войны потребительская кооперация подчинила свою работу задачам снабжения и укрепления тыла Красной Армии, осуществляла мероприятия по перестройке своей деятельности, вложила в государственные займы часть своих денежных средств, передала на нужды обороны почти все свои автомобили. Уделялось внимание снабжению детских учреждений, больниц, интернатов, инвалидов войны, семей военнослужащих, а также эвакуированного населения.

Снабжение остального сельского населения было направлено на специализированное увеличение им производства и продажи государству с/х продукции. С этой целью кооперация вела встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции.

С 1943 года мелкие предприятия потребительской кооперации стали объединяться в промкомбинаты. Потребительская кооперация организовывала подсобные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных, производила лов рыбы. Кооперация увеличила заготовки картофеля и овощей, расширила емкости овощехранилищ, закупала яйца, хлеб для государства. На территории РСФСР в 1942 г. было заготовлено 1803 тонны меда, 891 тонна грибов. Кооператоры поставляли фармацевтической промышленности лекарственные растения, оборонной промышленности - лом цветных и черных металлов, заметно увеличились заготовки пушнины.

В годы войны кооператоры России, как и весь народ, трудились под лозунгом "Все для фронта, все для победы!".

Война задержала развитие потребительской кооперации на длительный период. На оккупированной территории были уничтожены и повреждены многие кооперативные предприятия. Потребсоюзы восточных районов оказывали организациям на освобожденных территориях всестороннюю помощь.

После победоносного окончания войны фашистскими захватчиками и японскими милитаристами потребительская кооперация направляет свою деятельность решению задач мирного времени. Проводятся отчеты и выборы органов управления и контроля, открываются магазины, столовые, расширяется собственное производство товаров широкого потребителя и заготовки продукции сельского хозяйства. Важное значение для кооперации имело снижение для нее ставки подоходного налога с прибыли до 25%

В декабре 1947 года была проведена денежная реформа и отменены карточки на товары. Вводились единые розничные цены вместо коммерческих и пайковых.

В 1948 году состоялся III Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Впервые с конца 20-х годов были переизбраны Совет, правление и ревизионная комиссия Центросоюза СССР и РСФСР.

В 1950 году потребительская кооперация имела 123,7 тыс. розничных торговых предприятий, а их товарооборот составил 52,4 млрд. руб. Росли объемы производства и заготовок. Восстанавливалась материально-техническая база. Труднее решались вопросы восстановления принципов внутрикооперативной демократии, привлечения широких слоев пайщиков к участию в работе своих сельпо. В 50-х годах проведено укрупнение маломощных сельских потребительских обществ.

Большое значение для улучшения деятельности потребительской кооперации имели изменения в жизни общества, связанные с именем Н.С. Хрущева. В сентябре 1953 года стали осуществляться мероприятия по подъему сельского хозяйства, повысились заготовительные и закупочные цены. Вскоре началось освоение целинных и залежных земель. Все это благоприятно сказывалось на работе потребительской кооперации.

Весной и летом 1954 года в системе потребительской кооперации прошли собрания пайщиков, их уполномоченных и съезды. Потребкооперация РСФСР занимала самый большой удельный вес в потребительской кооперации Советского Союза: 56,9% - во всем розничном товарообороте, 53,5% - в заготовительном, 60,1% - в выпуске продукции.

Открывшийся 29 июня 1954 года IV Всесоюзный съезд кооперации наметил мероприятия по улучшению обслуживания сельского населения и утверждению демократических норм потребительской кооперации. Съезд единогласно принял постановление об образовании Союза потребительских обществ РСФСР. На него возлагалось руководство всей организационной, торговой, заготовительной и всей хозяйственной деятельностью потребительских обществ, а также планирование, распределение и реализация фондов и материалов, предназначенных для организации потребительской кооперации республики.

Конечно, жизнь кооперации не была безоблачной. В 1958 году правительство повысило ставку налога с прибыли с 25% до 35% и это при мизерной рентабельности кооперативной торговли. Уменьшение административным путем размеров личных подсобных хозяйств граждан отрицательно сказалось на заготовительной и торговой деятельности потребительской кооперации. Ущемлялись интересы потребкооперации, а следовательно и сельских жителей, ведомственным монополизмом министерства торговли РСФСР; до 1968 года его главки являлись основными поставщиками фондовых товаров, но кооперативным организациям товары поступали не в полном объеме, с нарушением срока поставок. Кооператоры сами тоже допускали в своей работе немало ошибок и промахов. Из-за слабого контроля со стороны работников кооперации в торговую сеть завозились товары низкого качества, не пользующиеся спросом у населения. Нерасторопность кооператоров приводила к перебоям в торговле товарами, отнюдь не являющимися дефицитными.

Тем не менее, в послесталинский период потребкооперация РСФСР, даже сохраняя черты огосударствления, сделала заметный шаг вперед.

На рубеже 70-х,80-х годов, которые характеризуются как застойные, местные органы власти нередко сваливали на потребительскую кооперацию вину за острый недостаток товаров в сельских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительного снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности.

Весь розничный товарооборот кооперации в сложившихся ценах составил в 1955г. -7,5млрд. руб., в 1975г. - 30,78 млрд. руб., в 1984г. - 43,5 млрд. руб.

Несмотря на рост товарооборота и некоторое его улучшение структуры, платежеспособный спрос пайщиков и остального сельского населения на товары хронически удовлетворялся не полностью. Весьма серьезным являлся вопрос управления товарными запасами.

Потребительская кооперация РСФСР не на словах, а на деле осуществляли самофинансирование своей деятельности и вели в широких масштабах строительство типовых оптовых баз, заготовительных складов и баз, розничных торговых предприятий, хлебозаводов и других производственных объектов.

Интенсивнее всего торговая сеть обновлялась в районных центрах, центральных усадьбах колхозов, совхозов, в крупных населенных пунктах. Именно здесь кооперация в первую очередь осуществляла специализацию и оснащение новым торговым оборудованием. В результате уровень обслуживания стал постепенно повышаться.

Тесно связанная с с/ хозяйством потребкооперация закупала 60 видов продукции и сырья. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции осуществлялось по поручению государства. Некоторая часть закупленной продукции перерабатывалась на собственных предприятиях. Это выработка колбасных изделий, засолка огурцов, квашение капусты, консервирование грибов, расфасовка меда. Выросла производственная база хлебопечения. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий с 3,2 млн. тонн в 1955 году возросла до 5,7 млн. тонн в 1984году.

Потребкооперация заново создала пивоваренную и консервную промышленности, развила подсобное хозяйство (откорм животных, кролиководство, разведение птицы и др.). Все это способствовало увеличению источников продовольствия.

Рост объемов экономической деятельности потребкооперации РСФСР вызвал увеличение работников в 1955 году их было 710 тыс. человек, к 1984 году - 1512 тыс. человек.

За конкретные достижения в производственной и общественной деятельности кооператоры награждались значком отличника потребительской кооперации и некоторые из них - даже медалями и орденами.

Однако в управлении кооперацией действовала жестко централизованная система. Пайщиков продолжал подменять административный аппарат кооперации.

Таким образом, существенно увеличился заметный контраст между двумя гранями одной и той же потребительской кооперации: между относительно развитой материальной базой, растущей хозяйственной деятельностью и ее же малоподвижной организационной структурой, не знающими подлинной демократии общественными институтами.

Вторая половина 80-х годов ознаменовалась курсом на перестройку всех сторон жизни нашего общества. Были провозглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм.

С 1986 года по решению директивных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферах производства и услуг. Во второй половине 80-х годов потребительская кооперация РСФСР осуществляла свою деятельность в условиях реформы политической системы, в сложной социально-экономической обстановке.

Примерно с 1989 года экономика оказалась в состоянии глубокого и затяжного кризиса, спрос на потребительские товары устойчиво опережал предложение: колбасы, крупы, макароны, мыло - все отпускалось населению по талонам. Компания по борьбе с алкоголизмом еще больше обострила проблему дефицита; деньги у населения высвобождались, а предложить взамен другие товары страна оказалась не в состоянии, к тому же сократился импорт товаров. Труднее всего приходилось потребительской кооперации, которая обслуживала в основном сельское население и в неравной борьбе с государственной торговлей отстаивала его интересы при распределении товарных ресурсов между городом и деревней.

Розничный товарооборот потребительской кооперации РСФСР с 43,7 млрд. руб. в 1985 году увеличился до 58,3 млрд. руб. в 1990году. Этот рост мог быть более значительным при лучшем обеспечении кооперативной торговли товарными ресурсами. Продажа водки и винно-водочных изделий за эти годы сократилась, в товарообороте стала увеличиваться доля остальных продовольственных товаров.

Потребительская кооперация сохранила роль одного из основных заготовителей с/хозяйственной продукции, расширилась сеть приемозаготовительных пунктов.

Существенное развитие получила в этот период и промышленность потребительской кооперации. Рост выработки собственной продукции составил 1,8 раза, в том числе колбасных и кондитерских изделий почти в 3 раза. Кооперативные хлебозаводы выпускали, чуть ли не каждую третью буханку хлеба. Роспотребсоюз принимал меры по приближению производства хлеба к сельским жителям путем возрождения небольших пекарен.

В период перестройки в стране проводилась "радикальная", но безуспешная экономическая реформа. В нее была втянута и потребительская кооперация. Но ее работники, в меру консервативные и одновременно здравомыслящие, дальше попыток возрождения хозяйственной инициативы и предприимчивости, не погибли.

Несмотря на падение рентабельных основ в основной отрасли и другие нежелательные тенденции, потребительская кооперация РСФСР постоянно увеличивала свои доходы. Прибыль в 1985 году составила 1,08 млрдруб, рост в 1,6 раза. За счет прибыли обновлялась материально-техническая база потребкооперации.

В течении 1990-1991 года кооператоры России вели активную подготовку к работе в условиях свободного предпринимательства.

Итак, в условиях плановой (командной) экономики отечественная потребительская кооперация сохранила свою известную обособленность как общественно-экономическая система. Вместе с тем, потребительская кооперация была огосударствлена и сверхцентрализована, кооперативные ценности и принципы полностью или частично игнорированы. Добровольное по уставу членство фактически явилось полупринудительное, было подорвано доверие населения к кооперации и к ее аппарату.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...